1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
3. Льюис Хэмилтон (McLaren)
Вопрос: Себастьян, на этой неделе вы говорили, что новые правила, касающиеся настроек двигателя, не отразятся на Red Bull Racing. Сегодняшний поул, очевидно, подтверждает правоту ваших слов…
Себастьян Феттель: Я ничего такого не говорил. Перед этим Гран При было много разговоров о новых решениях FIA, и перед следующим, в Сильверстоуне, тоже будет много разговоров. Эти решения отразятся на всех командах, и почему-то многие думают, что Red Bull Racing потеряет больше других, но я с этим не согласен.
В любом случае, сегодня мы отработали очень удачно, заняв первый ряд. Завтра нас ждет долгая гонка, ведь это сложная трасса, здесь много поворотов, и мы должны преодолеть все 25, прежде чем снова пересечем черту. Особенно сложно правильно пройти все повороты в квалификации, но мой первый быстрый круг, кажется, получился неплохим. Хорошее начало уик-энда, посмотрим, что у нас получится завтра.
Вопрос: Марк, как и год назад, вы с Себастьяном вновь оказались на первом ряду, причем вы сегодня были единственным, кому удалось улучшить свой результат в финальной попытке. Круг получился идеальным?
Марк Уэббер: Да, он был действительно неплохим. Как сказал Себастьян, здесь очень много разных поворотов, каждый из которых всякий раз нужно проходить идеально, но я хотел бы уточнить: это необходимо сделать в нужный момент. В начале финальной сессии мне не удалось сразу проехать достаточно быстрый круг, но команда сработала блестяще и помогла мне отыграться. Я понимал, что могу добиться большего, если соберу всё воедино.
Задача оказалась непростой, но круг получился по-настоящему удачным – приятно отыграть ещё немного времени на финальном секторе. На первых двух секторах Себастьян выглядел чуть быстрее, но в любом случае это потрясающий результат для команды, несмотря на все недавние разговоры. Впрочем, сегодня очки не начисляются, так что я с нетерпением жду завтрашнюю гонку!
Вопрос: Льюис, под занавес квалификации вы тоже пытались прибавить. По сравнению с результатами утренней тренировки третью позицию можно считать успехом?
Льюис Хэмилтон: Определенно. Лично я не предполагал, что нам удастся квалифицироваться настолько высоко. После тренировок оставались определенные проблемы с шинами, но наши парни отлично поработали, проанализировав все данные к началу квалификации. Мне удалось проехать неплохой круг, затем я попытался прибавить еще – такая возможность есть почти всегда, но перестарался с атакой и предпочел вернуться в боксы, чтобы сберечь шины для гонки.
Вопрос: Себастьян, как и в Канаде, здесь, в Валенсии, есть две зоны активации DRS – насколько легко вам будет отстоять свой поул?
Себастьян Феттель: Все зависит от ситуации на трассе – если вы впереди, а сопернику удалось подобраться достаточно близко, обороняться очень нелегко. Более того, с подобной ситуацией приходится сталкиваться дважды по ходу круга. Трасса проходит по улицам города, однако здесь есть длинные прямые, и в зонах активации DRS крайне важно иметь достаточный отрыв или наоборот, подобраться достаточно близко, если сам едешь за кем-то и пытаешься атаковать.
Кроме того, обе зоны заканчиваются довольно жестким торможением, и здесь также есть шанс на обгон. Пока не ясно, сколько пит-стопов нам придется провести, и насколько оптимальными будут возможности для атаки – в общем, посмотрим. Как я уже сказал, впереди длинная гонка, да и погода обещает быть жаркой…
Вопрос: Себастьян, сегодняшний результат – ответ Red Bull Racing на недавние изменения в правилах?
Себастьян Феттель: О Red Bull Racing много говорят, но мы никогда не могли понять, почему. Прежде всего, необходимо максимально сконцентрироваться на тех задачах, ради которых мы приехали в Валенсию. Нам удалось хорошо выступить в квалификации, подготовка к гонке идёт хорошо, скорости постепенно растут, и я все более комфортно чувствую себя за рулем. Это самое важное. Мне приятно, что сегодня я на этой пресс-конференции, приятно, что мы заняли весь первый ряд, однако завтра нас ждет длинная гонка.
Вопрос: Примечательно, что в первой сессии вы проехали семь кругов подряд на более жестких шинах. В тот момент условия на трассе были самыми жаркими с начала уик-энда, а завтра нас ждет практически такая же погода…
Себастьян Феттель: Да, я проехал на два круга больше, чем требовалось, но в тот момент мы уже не работали на результат, мне было важно почувствовать поведение машины. По сравнению с утренней тренировкой условия на трассе заметно изменились, и хорошо, что команда не сразу позвала меня в боксы – я успел проехать пару кругов и оценить обстановку.
Вопрос: Как, по-вашему, завтра будут вести себя составы Soft и Medium?
Себастьян Феттель: Поведение составов заметно отличается – для разных команд разница может составлять 1-1,5 секунды с круга и более. В финале квалификации более мягкая резина выглядела предпочтительнее, но в гонке стратегии могут быть весьма интересными. Возможно, мы увидим разные подходы на разных стадиях Гран При, главное – хорошо стартовать, а там посмотрим. Можно довольно быстро понять, позволяет ли отрыв чуть дольше задержаться на трассе, насколько важно провести атаку в данный момент, но в любом случае поведение двух составов шин заметно отличается.
Вопрос: Марк, по ходу сезона вы уже в третий раз будете стартовать с первого ряда. Завтра вам по силам побороться с Себастьяном за победу?
Марк Уэббер: Конечно! Впереди длинная гонка, пока не совсем понятно, как она сложится в плане стратегии, но моя стартовая позиция – второй по оптимальности вариант её начала.
Квалификация оказалась непростой, я не сразу поехал достаточно быстро, но команда помогла отыграться. Похоже, у нас возникли небольшие проблемы с балансом тормозов, однако мы быстро взяли ситуацию под контроль, и я смог завоевать позицию в первом ряду, опередив наших основных соперников.
Вопрос: Есть риск проблем с тормозами в завтрашней гонке?
Марк Уэббер: С тормозами? Нет, проблем быть не должно.
Вопрос: В последнем повороте многие допускали ошибку. Ваше мнение на этот счет?
Марк Уэббер: Да, этот поворот – один из самых непростых в чемпионате, хотя проходится он на второй или даже первой передаче. Правда, начальная скорость довольно высокая, а повороту предшествует небольшой излом – гонщики знают, что нужно быть предельно быстрым как на входе, так и на выходе, поэтому допускают ошибки. Там очень легко промахнуться мимо точки торможения – к счастью, на быстром круге я все сделал верно и в итоге оказался на первом ряду.
Вопрос: Льюис, вчера вы говорили, что на более жесткой резине машина ведет себя не лучшим образом. Сегодня ситуация изменилась?
Льюис Хэмилтон: К началу квалификации нам удалось разобраться в поведении шин. Команда проанализировала данные о давлении, температуре и, к счастью, смогла внести необходимые коррективы. Во время свободных заездов для нас разница в результатах на резине Soft и Medium в какой-то момент достигала почти трех секунд – хорошо, что в первой части квалификации нам, наконец, удалось выжать из жестких шин достаточно скорости, ну а с мягкими дела уже обстояли намного лучше. Приятно в этот раз оказаться впереди Ferrari – думаю, завтра нас ждет неплохая гонка…
Вопрос: Вам по силам побороться с Red Bull Racing?
Льюис Хэмилтон: Сложно судить об этом – сегодня мы подобрались к ним настолько близко, насколько было возможно. На этой трассе, как известно, непросто обгонять – посмотрим, как будут развиваться события в гонке. Возможно, потребуется больше пит-стопов, чем мы проводили на этой трассе прежде. В этом сезоне уже не раз все развивалось непредсказуемо – возможно, и здесь гонка получится увлекательной.
Вопросы с мест
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Себастьян, после окончания квалификации мы не заметили каких-либо эмоций в тот момент, когда команда поздравила вас с поулом. Это было нечто вроде: «Себастьян, хорошая работа, поул-позишн», «да, спасибо» - ничего более. Вы настолько привыкли быть первым, что уже не реагируете на успех?
Себастьян Феттель: Вы не правы. Эмоции были лишними, поскольку я на один круг раньше свернул на пит-лейн и должен был правильно остановить машину. Конечно, я ждал сообщений от команды, но вместе с тем мне нужно было заглушить мотор, поэтому я просто ответил: «Поздравляю!». Все зависит от ситуации – когда спокойно едешь по трассе, есть время на радиообмен и соответствующие эмоции.
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Но вы предполагали, что поул уже ваш?
Себастьян Феттель: Нет. Я знал, что во второй попытке проехал круг чуть быстрее, однако разница была невелика. Мне хотелось сберечь шины, я свернул в боксы, Марк как раз шел на улучшение собственного результата… Когда он закончил круг, я уже припарковался на пит-лейн и не знал, на какой позиции окажусь…
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Вопрос для Льюиса и Марка. Вам не кажется, что ситуация становится несколько безынтересной, когда всем, кроме Себастьяна, приходится бороться максимум за вторую позицию?
Льюис Хэмилтон: Нет.
Марк Уэббер: По-моему, это обычное дело для Формулы 1, не так ли? В последние несколько лет Себастьян очень уверенно проводит квалификации. Да, в прошлом году мне удавалось подтянуться к нему чуть ближе, но в нынешнем сезоне он выступает просто феноменально, наслаждается поведением машины и безупречно контролирует шины, в этом вся суть.
Себастьян Феттель: По-моему, каждый из нас всегда сражается за поул – мне трудно представить, чтобы Льюис начинал квалификацию с мыслью о второй позиции. Каждый хочет оказаться первым, иначе какой смысл наматывать круги в стремлении быть пятым или десятым? Опять же, в субботу очки не начисляются.
Вопрос: (Альваро Фаес – La Nueva Espana) Себастьян, вы заглянули в кокпит нескольких стоящих рядом машин. Искали нечто новое?
Себастьян Феттель: Нет, я просто посмотрел на рулевое колесо некоторых машин. Там нет никаких секретов, но кое-чему все-таки можно научиться…
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Командам ещё не доводилось проводить гонку в условиях новых правил, а завтра вы будете использовать те же настройки двигателя, что и сегодня. Повлияет ли это на результаты? Есть какие-то опасения?
Марк Уэббер: Во-первых, некоторые команды уже пробовали работать в таких условиях во время первой части свободных заездов, и я не думаю, что завтра поведение машин будет заметно отличаться от того, что мы видели сегодня. Нам уже доводилось наблюдать, как расклад сил меняется от субботы к воскресенью, и завтра мы можем столкнуться с чем-то подобным, но если, скажем, Льюис выиграет с преимуществом в пятьдесят секунд, это произойдет отнюдь не из-за смены правил, касающихся выхлопных систем, или запрета менять настройки дифференциала – значит, он должен был победить в любом случае.
Себастьян Феттель: Как я уже говорил, до гонки в Сильверстоуне будет немало разговоров о смене правил, но мы знаем, что делаем. Разумеется, для Red Bull Racing это шаг назад, но ситуация одинакова для всех команд. Пожалуй, в наибольшей степени пострадают команды вроде Mercedes и Renault, чьи машины целиком построены на основе концепции выдувных диффузоров…
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Марк, вы обрели необходимую скорость только в последней попытке – до этого вас сдерживали только проблемы с балансом тормозов?
Марк Уэббер: Кажется, я уже говорил, что мы скорректировали те настройки, которые можем менять буквально по ходу квалификации – угол атаки переднего антикрыла, баланс тормозов и еще несколько параметров. В первой сессии машина вела себя не идеально, но, к счастью, удалось исправить ситуацию и показать достойный результат, хотя еще в начале квалификации я был настроен весьма пессимистично…
Вопрос: (Иан Стаффорд – The Mail on Sunday) Себастьян, после вашей ошибки на последнем круге Гран При Канады многие подумали: «Ага, первое проявление слабости, но способно ли это сбить его настрой?» Да, за поул не начисляются очки, но можно ли считать этот результат вашим ответом на события в Монреале?
Себастьян Феттель: В тот момент я был крайне расстроен, и меня уж точно нельзя было назвать счастливейшим из людей – таковым оказался Дженсон Баттон. Это была длинная гонка, в которой далеко не все добрались до финиша, поэтому главным было закончить дистанцию и набрать несколько очков. На осознание этого потребовалось время, но уже во вторник предыдущий этап стал частью истории, и мы переключились на очередной Гран При. Чемпионат не сводится к какой-то конкретной гонке – разумеется, я хотел бы финишировать первым, этого, к сожалению, не произошло, попробую уже здесь довести дело до конца.
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Вопрос для гонщиков Red Bull Racing. Некоторые всерьез считают, что решение FIA по поводу запрета корректировки настроек двигателя преследует цель помешать вашей команде обеспечить себе безусловное лидерство в чемпионате. Завоевав весь первый ряд, испытываете ли вы чувство особенного удовлетворения?
Марк Уэббер: Думаю, мы уже достаточно высказались на эту тему. Мы приехали сюда без какой-либо мысли об изменении расстановки сил. Вы, журналисты, много писали об этом, другие команды не раз комментировали ситуацию – возможно, кое-кто из Red Bull Racing, не настолько разбирающийся в технике, также сказал несколько слов, но в конечном итоге мы продолжаем свою работу, и если нас все-таки опередят, это произойдет в условиях открытой и честной борьбы, а не по причине корректировки правил. Сегодня вы наблюдали открытое соперничество, результаты говорят сами за себя.