1. Дженсон Баттон (McLaren)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari)
3. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
Вопрос: Дженсон, перед началом уик-энда вы сказали, что до конца сезона вам хотелось бы выиграть ещё одну гонку. Дело сделано, наши поздравления!
Дженсон Баттон: Спасибо! Для нас эта трасса совершенно особенная, и победа перед потрясающими японскими болельщиками действительно многое значит. Огромное спасибо команде за те новинки, которые мы получили за последние несколько недель – сегодня они доказали свою эффективность. Мои поздравления McLaren и всем нашим болельщикам – думаю, мы подарили им отличную гонку!
Вопрос: Фернандо, блестящий подиум, продуманная стратегия и великолепное сражение с Себастьяном. Похоже, вам самому понравилась гонка…
Фернандо Алонсо: Мои поздравления Себастьяну. Гонка получилась интересной: на старте нам не удалось провести обгон, а затем в дело вступила стратегия. Шины сильно изнашивались, но мы выбрали оптимальный момент для пит-стопа и были достаточно быстры, чтобы бороться с Red Bull и McLaren.
Хорошо, что после нескольких непростых гонок, в которых мы были не вполне конкурентоспособны, команда вернулась на подобающий ей уровень. Этот подиум добавит мотивации в преддверии оставшихся четырех этапов и позволит с оптимизмом ждать следующего сезона.
Вопрос: Себастьян, наверное, сегодня вы рассчитывали на несколько иной результат, однако для титула вам было достаточно заработать всего одно очко, и подиум решил этот вопрос…
Себастьян Феттель: Не знаю, с чего начать… Фантастический сезон, и хорошо, что он еще не закончен. Понятно, что сегодняшняя гонка складывалась непросто, мы были не так быстры на мягких шинах, как хотелось бы. Потом начались сложности, мы потеряли две позиции. Под конец гонки машина вела себя отлично, но обгонять было трудно, и Фернандо опередить не удалось. Впрочем, обгон года я совершил в Монце (смеется), и не думаю, что Алонсо пропустил бы меня второй раз!
Сегодня мы добились хорошего результата, выиграли чемпионат мира, поэтому сейчас хочется столько всего сказать… Я очень благодарен всей команде: на трассе работает много наших сотрудников, как и на базе в Милтон Кинс, работа идет семь дней в неделю. Чтобы построить эти две машины, чтобы сражаться за очки и за титулы, надо приложить огромные усилия, и мы смогли добиться успеха, смогли уже сейчас добиться цели, которую поставили в начале года.
Людей, кого я должен поблагодарить, очень много, но есть один человек, с которым я в основном проводил время в этом году – мой тренер Томми Пярмякоски. Он единственный, кто не позволял мне витать в облаках и думать о посторонних вещах. Мои поздравления Дженсону, Фернандо – сегодня борьба была намного острее, чем в предыдущих гонках. Четыре машины уместились в десять секунд – приятно, что при столь плотном соперничестве мы добились высокого результата.
Никаких сомнений, все мои соперники отлично управляются с машинами Формулы 1, но в этом году мы постоянно были на шаг впереди. За это надо сказать спасибо таким людям, как Томми, и всем, кто помог нам работать с полной отдачей и оставаться на верном пути.
Здесь нет никакого секрета, надо двигаться вперед шаг за шагом. Сложнее всего было победить в этом году после того, как мы выиграли предыдущий чемпионат. Даже когда ты знаешь, как это делается, ты не должен забывать, что успеха можно добиться только постепенно. И я никогда не смог бы добиться этого в одиночку: мне была необходима поддержка команды, Марка Уэббера и других людей. Трудно подобрать нужные слова…
Вопрос: Дженсон, всем известно, насколько вы привязаны к Японии и её жителям. Каково это – победить на столь великолепной трассе перед такими потрясающими болельщиками? В какой мере сегодняшний успех мотивирует на дальнейшую борьбу в оставшихся гонках?
Дженсон Баттон: Очень мотивирует! Как сказал Себастьян, приятно видеть на финише три машины в каких-то трех секундах, что ещё раз подтверждает высокий уровень конкуренции в современной Формуле 1. Сюда приехало немало болельщиков, и в столь непростой для Японии год мы постарались подарить им запоминающуюся гонку.
Это особенный уик-энд, огромное спасибо всем, кто пришел сегодня на трибуны. Ну а в остальном всё внимание Себастьяну, который в нынешнем сезоне сработал просто потрясающе. Как бы мы ни старались, в большинстве гонок нам было не по силам угнаться за ним – что ж, мои поздравления!
Вопрос: Дженсон, отличная гонка и победа при сухой погоде! Вас это радует?
Дженсон Баттон: Странно, что вы об этом говорите – мне доводилось и раньше побеждать при сухой погоде. Да, гонка получилась великолепной. Старт прошел даже слишком удачно, из-за чего я оказался на траве и потерял немного времени. Износ шин был очень высоким, но успех не зависел от скорости на одном круге – приходилось на протяжении всей дистанции контролировать состояние резины.
Сузука – потрясающе быстрая трасса, не прощающая ошибок: малейшая оплошность, и борьба закончена. Гонка здесь всегда особенная, а болельщики великолепны. Приятно видеть на трибунах такое количество людей – надеюсь, мы подарили им повод для радости, ведь год сложился для их страны крайне непросто. Сегодняшняя победа уж точно одна из самых примечательных – кажется, мне не доводилось финишировать первым на такой скоростной трассе, так что этот успех действительно значимый.
Вопрос: Сразу после старта вы сообщили команде, что Себастьяна, возможно, следует наказать за его маневры на первых метрах дистанции…
Дженсон Баттон: Да, и не буду этого скрывать. Я не успел поравняться с Себастьяном, но моя машина уже оказалась на внутренней кромке, тогда как он продолжал смещаться вправо и не оставил мне места, из-за чего пришлось съехать на траву. Возможно, посмотрев повтор, я изменю свое мнение, но в тот момент мне казалось, что Феттель явно перестарался.
Впрочем, стюарды не нашли в его маневрах ничего предосудительного, так что вопросов нет. Когда стартуешь чуть лучше соперника впереди, подобные инциденты случаются – если бы мы ушли в гонку с одинаковой скоростью, неприятностей бы не произошло. Впрочем, оставим это – уик-энд получился великолепным, машина оказалась вполне конкурентоспособной, что вселяет оптимизм перед финальными этапами. Да, сегодня Себастьян досрочно завоевал титул – впечатляющее достижение за четыре этапа до конца сезона, но нам еще есть за что бороться, поэтому я с нетерпением жду продолжения!
Вопрос: На последних кругах Себастьян и Фернандо вас догоняли, но затем вы показали быстрейший круг. До этого вы берегли шины?
Дженсон Баттон: Я наблюдал за Себастьяном на протяжении всего сезона и решил, что буду продолжать гонку в аналогичном стиле – ехать в своем темпе, немного уступая лучшему результату на круге. Похоже, эта тактика сработала.
Вопрос: Вы берегли шины, или у вас действительно были проблемы с темпом?
Дженсон Баттон: Я следил за шинами, за уровнем топлива – последние пять кругов получились беспокойными, но в итоге добрался до финиша. Машина вела себя потрясающе здорово. На скоростных трассах у Red Bull всегда было определенное преимущество, поэтому сегодняшняя победа особенно примечательна – в конце концов, в предыдущие два года в Японии Себастьяну не было равных. Три претендента на первое место, менее четырех секунд отрыва – в этом суть гонок! Надеюсь, так будет во всех оставшихся Гран При.
Вопрос: Фернандо, на фоне успеха нового чемпиона мира, для Ferrari этот Гран При также сложился весьма удачно, не так ли?
Фернандо Алонсо: Да, неплохая гонка и вполне удачный уик-энд. Никаких проблем на тренировках, хорошее выступление в квалификации – обе машины в первой пятерке и впереди Марка Уэббера – в общем, мы были конкурентоспособны. Удачный старт, выгодная стратегия, отработанные пит-стопы, уверенный темп – пожалуй, второе место, в какой-то мере, превзошло ожидания.
Результат мотивирует на борьбу в оставшихся гонках, хотя мы понимаем, что перед нами стоит непростая задача, ведь серьезных обновлений не предвидится. Тем не менее, на некоторых трассах мы конкурентоспособны, почему бы не побороться за победу?
Вопрос: Расскажите о последних кругах, когда вы догоняли Дженсона, а позади вас прессинговал Себастьян…
Фернандо Алонсо: Удержать Себастьяна позади было довольно непросто – в тот момент он ехал намного быстрее. Я старался закрывать траекторию на торможении перед последним поворотом и на входе в первый – в тех местах, где могла быть проведена атака с использованием DRS. Создав небольшой отрыв, мы заметили, что постепенно подтягиваемся к Дженсону – я попробовал взвинтить темп, однако вскоре стало понятно, что в McLaren просто берегут шины и бороться с ними за победу вряд ли удастся.
Опять же, я стартовал только пятым, а в такой ситуации приходится отыгрываться на протяжении всей дистанции. В итоге я уступил всего две секунды, но если бы начал гонку вторым или третьим, возможно, за десять кругов до финиша я все-таки вышел бы на дистанцию атаки...
Вопрос: Себастьян, сегодня ваш подход отличался от традиционного? Очевидно, эта гонка получилась для вас более трудной: после пит-стопов две машины оказались впереди, чего, как правило, не случалось…
Себастьян Феттель: Особых трудностей не было, но не скажу, что мне это понравилось. Пожалуй, в конце каждого отрезка на мягких шинах мы были чуть медленнее McLaren и Ferrari. Не знаю, что произошло с Льюисом под занавес гонки, но на первом отрезке мне удалось создать отрыв, а потом мне сообщили, что его опередил Дженсон, который на тот момент ехал на семь-восемь десятых быстрее. Разумеется, Баттон не придумал, как срезать поворот, а просто эффективнее других берег резину и мог агрессивнее атаковать под конец отрезка, тогда как нам приходилось чуть раньше заезжать в боксы за новым комплектом шин.
На более жесткой резине я почувствовал себя намного увереннее, однако уже оказался позади Фернандо и вдобавок потерял время, пытаясь обогнать гонщиков Force India. Потом я все-таки догнал Ferrari, когда кто-то из Virgin… знаете, ему следовало бы внимательнее смотреть в зеркала, поскольку ситуация получилась довольно опасной. Он сместился вправо, пропустил Фернандо на входе в восьмой поворот – я знал, что он не станет подвергать себя ненужному риску, но не предполагал, что машина вернется обратно на траекторию, из-за чего я потерял немало времени и отстал от Алонсо. Когда вплотную преследуешь соперника, можно проходить круги чуть быстрее только за счет использования DRS, но, к сожалению, я так и не подобрался на дистанцию атаки. В конце концов, еще в пятницу было ясно, что Ferrari достаточно быстры на прямых…
Тем не менее, гонка получилась интересной – особенно в самом конце, когда мы догоняли Дженсона. Думаю, вы понимаете, что в такой ситуации лидер чувствует себя не слишком комфортно, однако в McLaren контролировали ситуацию, и за три круга до финиша Баттон взвинтил темп.
Сегодняшний Гран При во многом характеризует весь нынешний сезон, даже если зачастую результаты были заранее очевидны. Отрывы получились минимальными, Ferrari и Фернандо сработали очень здорово и выглядели намного сильнее, чем предполагалось… Конечно, я бы предпочел сидеть здесь на месте Дженсона, и перед началом гонки мы нацеливались именно на победу. Если бы мы рассчитывали набрать одно-единственное очко, борьба сложилась бы совершенно иначе, но мы постарались добиться оптимального результата, и сегодня им стало третье место.
Выиграть чемпионат на этой трассе приятно и, в то же время, немного забавно, поскольку ситуация в чем-то напоминает сезон прошлого года, когда неожиданно… Впрочем, давайте наслаждаться моментом. На осознание произошедшего потребуется некоторое время, но год сложился действительно фантастически. Наше преимущество было не таким подавляющим, как двенадцать месяцев тому назад, однако мы выступили очень здорово и в решающие моменты практически не допускали ошибок.
Сотрудники Red Bull Racing могут собой гордиться, да и мотористы Renault сработали очень неплохо, хотя об их заслугах часто забывают. Парни из Вири оказали нам неоценимую поддержку, у нас не было ни малейших проблем с мотором, от которого в нынешнем сезоне зависело даже больше, чем в предыдущие годы – если не с позиции мощности, то с точки зрения правильных регулировок. На протяжении всех прошедших месяцев мы обсуждали множество нововведений, совершенствовали конструкцию выдувного диффузора и выхлопной системы, и здесь заслуги Renault трудно переоценить.
Сложно приписать успех кому-то одному. Если в нашем достижении есть какой-то секрет, то он заключается в том, что каждый из наших сотрудников может на 100% доверять своему коллеге. Наши победы кажутся невероятными, мы будем наслаждаться триумфом до конца этого года, однако задача на следующую гонку будет точно такой же, как сегодня – кроме того, мы должны заранее позаботиться о том, чтобы иметь возможность и в будущем бороться с соперниками на столь высоком уровне.
Вопросы с мест
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян, не могли бы вы рассказать о своих маневрах в самом начале гонки? Дженсон сказал, что они были не вполне корректными…
Себастьян Феттель: Мы с Дженсоном уже обсудили этот вопрос, он высказал свое мнение. Поначалу я не представлял, с какой стороны он едет – я видел Льюиса, думал, что стартовал довольно неплохо, и смещался вправо, стараясь держать Хэмилтона в зеркалах. Когда я заметил Дженсона, мне самому показалось, что я слегка перестарался, но Баттон уже поднял ногу с педали газа. У меня не было намерений подвергать его какой-либо опасности, однако мы вполне можем ездить и с двумя колесами на траве – не так ли, Фернандо?
Дженсон Баттон: То есть, ты думал, что за тобой едет Фернандо?
Себастьян Феттель: Нет, я всего лишь сказал, что мы можем ездить и с двумя колесами на траве, а затем обратился к Фернандо. Мне не хотелось создавать опасную ситуацию, но мы должны открыто соперничать друг с другом, поэтому досадно… В любом случае, мы оказались бы довольно близко друг к другу и продолжили борьбу. В начале финального отрезка я думал, что победа недостижима, однако на финише отставание было минимальным – интересно узнать, что получилось бы, будь гонка на пять или десять кругов длиннее…
Дженсон Баттон: Мне было бы проблематично проехать еще пять кругов.
Себастьян Феттель: Об этом я и говорю!
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Дженсон, я могу ошибаться, но когда вы стояли на подиуме, я не заметил у вас особой радости. Возможно, вы радовались победе, но, в то же время, были огорчены упущенным титулом. Мне только показалось?
Дженсон Баттон: Конечно, я был очень удивлен тому, что сегодня упустил титул! Если серьезно, я потерял все шансы намного раньше. Мне было очень приятно стоять на подиуме, разве что эта радость выглядела не настолько очевидной…
Себастьян Феттель: Возможно, ты просто устал после того, как пробежал через весь пит-лейн.
Дженсон Баттон: Да, по пит-лейн. У меня какая-то странная привычка – останавливаться не в том месте, а потом бежать до места награждения. Никогда не думал, что пит-лейн здесь настолько уходит в гору! Впрочем, я очень рад этой победе, ведь успех на Сузуке – всегда нечто особенное.
Думаю, Себастьян понимает, о чем я говорю – дело не только в конфигурации трассы, но и в ее историческом наследии, в потрясающих болельщиках. Возможно, мой сегодняшний успех не настолько значителен, как второй титул Себастьяна, однако на его осознание тоже требуется определенное время.
Когда я сам стал чемпионом мира, первое ощущение было довольно странным и напоминало нечто вроде: «И что теперь?» Понимание пришло немного позже – нужно посидеть в одиночестве и осознать, чего удалось добиться. Уверен, к Себастьяну оно придет сегодня ночью – ну, или часам к пяти утра!
Себастьян Феттель: Уж лучше вечером!
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Фернандо, Себастьян отобрал у вас звание самого молодого двукратного чемпиона мира. Что скажете?
Фернандо Алонсо: Ничего особенного – посмотрим, кто станет самым молодым трехкратным чемпионом мира.
Дженсон Баттон: На фоне этих двоих я начинаю чувствовать себя как-то некомфортно.
Себастьян Феттель: А ты не заметил, что Михаэль Шумахер – самый молодой семикратный чемпион мира?
Дженсон Баттон: Неужели? Удивительно. Кроме того, он самый старый гонщик в пелотоне.
Себастьян Феттель: По-моему, нет.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, если год назад титул стал сюрпризом, то сейчас ощущения несколько иные?
Себастьян Феттель: Каждый сезон и каждая гонка по-своему уникальны. Не скажу, что прошлогодний титул был неожиданным – в конце концов, мы изначально боролись за него и, даже если обстоятельства складывались не в нашу пользу, продолжали верить в успех.
Забавно, что через неделю нас ждет очередная гонка – из-за этого чемпионство воспринимается немного странно. Мы приучили себя не витать в облаках и всегда думать о следующем шаге, о следующей гонке, что, отчасти, объясняет наши достижения. Год назад после взмаха клетчатого флага сезон был завершен, нам предстояло провести вне кокпита немало времени, сейчас ситуация несколько иная, поэтому я с таким же нетерпением буду ждать оставшиеся гонки.
У нас отличная машина, замечательная команда – мы используем все возможности, чтобы добиться прогресса, но на осознание успеха мне и всем моим близким действительно потребуется какое-то время – сегодня, завтра или в ближайшие несколько недель.
Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Себастьян, вы практически ответили на мой вопрос! Я хотела сказать, что прошло уже немало времени с тех пор, как чемпионат выигрывался за четыре гонки до конца сезона. Считаете ли вы…
Себастьян Феттель: Кажется, Михаэль так выиграл едва ли не половину своих титулов.
Дженсон Баттон: Чертовы немцы!
Себастьян Феттель: Что ты хочешь этим сказать?
Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Вам не кажется, что зрителям ваш путь ко второму титулу может показаться более легким, чем к первому? И вопрос для всех: как изменится ваш подход к гонкам после того, как имя чемпиона стало известно? Борьба станет более открытой и менее напряженной?
Себастьян Феттель: Понимаю, что люди легко могут прийти к ошибочному выводу и решить, что сезон стал для нас легкой прогулкой. Но подобный успех не бывает беспричинным: у нас действительно быстрая машина, а за последний год команда стала намного сильнее. Впрочем, я уже говорил, в этом году наша RB7 не настолько доминировала на трассе, как ее предшественница. В прошлом году нам часто не везло, иногда мы допускали глупейшие ошибки – всё это стоило и времени, и очков.
Чемпионат не сводится к одной гонке, нужно одинаково эффективно отработать все этапы – пожалуй, этим отличается наша работа в нынешнем сезоне. Если вы удачно выступили в первых гонках, у вас достаточно скорости и есть небольшое преимущество, достаточно просто не позволять себе витать в облаках и работать от этапа к этапу. Со стороны ситуация может показаться довольно простой, однако это не значит, что так есть на самом деле. Даже в этом сезоне мы многому научились – надеюсь, это поможет нам ещё сильнее провести оставшиеся гонки, подход к которым ничуть не изменится.
Разумеется, прессинг немного снизился, но он не исчез совсем, ведь мы по-прежнему стремимся к победе и хотим опередить всех соперников. Да, сегодня мы завоевали титул, но не смогли финишировать первыми – значит, нужно использовать свой шанс в оставшихся Гран При, а не просто ждать неприятностей у конкурентов.
Дженсон Баттон: Надеюсь, в следующей гонке мы выступим точно так же.
Себастьян Феттель: То есть, ты и впредь намерен останавливать машину сразу после финишной черты?
Дженсон Баттон: А ещё я могу не поднимать ногу с педали газа, когда ты в следующий раз вздумаешь вилять на старте.
Себастьян Феттель: Видимо, я снова буду стартовать с поула – что ж, неплохо!
Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Фернандо, во время гонки вы действительно рассчитывали на победу? И еще – насколько вероятно то, что вы все-таки закончите сезон на втором месте в личном зачете?
Фернандо Алонсо: Честно говоря, по ходу гонки я ни разу не думал о победе. Единственный шанс представился, разве что, за шесть кругов до финиша, когда Дженсон слегка сбросил темп, и я смог подобраться ближе. Тогда я подумал, что если смогу подобраться достаточно близко, то за счет DRS у меня появится шанс на атаку, хотя понимал, что обогнать все равно будет очень непросто. В остальном я даже не мыслил о первом месте.
Что касается второго места в личном зачете – конечно, это приятнее, чем оказаться четвертым или пятым, но я сказал ещё в четверг, что предпочту победу в гонке и пятое место по итогам сезона, второму месту без побед в четырёх оставшихся Гран При. Надеюсь, у нас получится хоть что-то одно – либо стать вторыми в зачете гонщиков, либо финишировать первыми на отдельно взятом этапе: обе задачи сложные, но шанс есть.
Перевод: Валерий Карташев