Участники: Жан-Франсуа Кобе (Renault), Хосе Карабанте (HRT), Адам Парр (Williams), Стефано Доменикали (Ferrari), Марк Галлахер (Cosworth)
Вопрос: Жан-Франсуа, в какой мере возможный запрет на выдувные диффузоры отразится на вашей команде?
Жан-Франсуа Кобе: (Неразборчиво)… мы работали над выхлопной системой практически всю зиму. В FIA приняли решение, а на следующей встрече технической рабочей группы, в июне, мы сформулируем окончательную позицию по данному вопросу. Вероятно, все останется так, как есть.
Вопрос: То есть, вы выступаете за сохранение выдувных диффузоров?
Жан-Франсуа Кобе: Да, поскольку изменение правил приведет к поиску иных технических решений, а в результате деньги будут потрачены на достижение того же самого эффекта.
Вопрос: Правда, что Renault ищет еще одну команду, которой можно было бы поставлять моторы?
Жан-Франсуа Кобе: На сегодняшний день мы предоставляем наши моторы трем командам: Red Bull Racing, Lotus Renault и Team Lotus, а к 2014 году хотели бы довести число таких клиентов до четырех.
Вопрос: Это соответствует рамкам нового регламента на двигатели?
Жан-Франсуа Кобе: Конечно.
Вопрос: Вы согласны с новым регламентом?
Жан-Франсуа Кобе: Думаю, в этом плане позиция Renault предельно ясна – мы полностью поддерживаем решение FIA. Для нас, как автопроизводителей, крайне важно быть ближе к технологиям, используемым в производстве дорожных машин – пожалуй, это ключевой аспект будущего Формулы 1. Что касается поставок моторов, мы работаем над этим уже несколько месяцев и, скорее всего, к ноябрю следующего года будем готовы осуществлять поставки сразу четырем командам.
Вопрос: Адам, похоже, Williams заинтересована в диверсификации своего бизнеса. Не могли бы вы пояснить причины недавней сделки с Jaguar Land Rover?
Адам Парр: Мы стараемся разносторонне развивать наш бизнес, но основным направлением по-прежнему остается выступление в чемпионате Формулы 1. Сделка с Jaguar Land Rover во многом феноменальна, поскольку речь идет о знаменитой компании. Сейчас они стремительно наращивают производство и в ближайшие пять лет намерены инвестировать более миллиарда фунтов. Недавно они запустили проект создания нового суперкара, в котором мы также будем принимать определенное участие. Это сотрудничество существенно расширяет наши технические возможности, и нас весьма вдохновляют его перспективы. Кроме того, сама машина должна получиться просто невероятной – скорость более 200 миль в час, а выброс углекислого газа на уровне Toyota Prius!
Вопрос: За счет такого сотрудничества вы планируете развивать ваши технологии рекуперации кинетической энергии?
Адам Парр: Да, мы планируем использовать технологии KERS в проекте CX75. Силовым агрегатом новинки должен стать небольшой двигатель внутреннего сгорания, оснащенный турбиной и мощной системой рекуперации кинетической энергии на обеих осях. Надеюсь, подобная техническая концепция появится в Формуле 1 в 2013 году.
Вопрос: Ваше мнение о новом регламенте?
Адам Парр: Позиция Williams давно известна. На протяжении нескольких лет мы утверждали, что Формула 1 должна использовать экологически чистые технологии. Мы поддерживали концепцию KERS и считаем, что новая спецификация мотора является ключевым элементом, определяющим будущее чемпионата. Разумеется, существуют иные точки зрения, но если Формула 1 не является проводником передовых технологий, которые впоследствии могут быть использованы при создании дорожных машин, тогда зачем вообще она нужна?
Вопрос: Что скажете о правилах, касающихся выдувных диффузоров?
Адам Парр: Неоднозначное мнение, поскольку, начиная с прошлогоднего Гран При Бельгии, мы сами используем данную технологию, и если она нелегальна, следовательно, мы нарушаем правила. С другой стороны, дальнейшее её развитие требует значительных финансовых вливаний, и прежде, чем инвестировать средства в выдувные диффузоры, нам хотелось бы понять, разрешены ли они регламентом. Посмотрим, как решится данный вопрос в ближайшие несколько месяцев.
Вопрос: Марк, Cosworth выступает техническим консультантом по вопросам проработки нового регламента на двигатели. Хотелось бы услышать ваше мнение…
Марк Галлахер: Насколько я помню, в своё время автопроизводители и FIA пришли к мнению, что присутствие независимого поставщика моторов очень важно. Замысел прост: позволить Cosworth участвовать в определении спецификации мотора на 2013 год, и если нам удастся впоследствии создать такой двигатель, значит, с аналогичной задачей справится любой автопроизводитель. Пожалуй, по этой причине мы участвуем в данном проекте.
Вопрос: В какой мере вы участвуете в проекте KERS? Вы и ваши клиенты не используете эту систему…
Марк Галлахер: В Формуле 1 по вопросам KERS мы взаимодействуем с Williams. Мы взяли прошлогодний мотор и адаптировали его под их вариант KERS. У нас есть собственное подразделение, занимающееся электрическими и электронными разработками, и к нам обращаются многие автопроизводители, желающие получить готовое техническое решение, базирующееся на гибридных технологиях, но что касается Формулы 1, здесь сотрудничество с Williams имеет принципиальное значение, поскольку теперь нашим совместным продуктом может воспользоваться любая другая команда – клиент Cosworth. К примеру, если HRT или Marussia Virgin Racing задумаются о KERS, они могут получить систему вместе с нашими моторами.
Вопрос: Планы Renault поставлять свои моторы большему числу команд вызывают у вас опасения?
Марк Галлахер: Ничуть – возможно, они хотят поставлять свои моторы даже Ferrari, но это нельзя рассматривать как угрозу. Мы бы тоже хотели снабжать моторами четыре команды, а если бы здесь был Норберт Хауг, он наверняка бы высказал такое же желание от имени Mercedes. Впрочем, мы ничуть не сомневаемся в качестве нашей продукции и не опасаемся конкуренции, к которой давно привыкли.
Вопрос: Стефано, учитывая тот энтузиазм, с которым местные болельщики поддерживают Фернандо Алонсо, для Ferrari предстоящую гонку можно считать в какой-то степени домашней?
Стефано Доменикали: Да, из-за отношения к Фернандо данный уик-энд, определенно, можно считать особенным – кроме того, буквально вчера мы объявили о продлении нашего контракта. Это важный шаг в данной стадии сезона, и здесь он заметно усиливает прессинг, но таков спорт. Мы знаем, что куда бы мы отправились, нас встретит целая армия болельщиков Ferrari, и в этом наша сила.
Вопрос: Если говорить о контракте с Фернандо – почему столь продолжительный срок?
Стефано Доменикали: Это логичное продолжение нашего сотрудничества и залог стабильности в будущем, что необходимо при всех нынешних изменениях. Для наших сотрудников на базе команды крайне важно знать, что Фернандо желает и впредь выступать за Ferrari – это подтверждение взаимного уважения и преданности. Думаю, мы приняли правильное решение.
Вопрос: Перейдем к новому регламенту на моторы – насколько нам известно, Ferrari всегда была его противником. Это так?
Стефано Доменикали: Как вам известно, мы всегда открыто обсуждаем свою позицию. Мы производим весьма специфичные дорожные машины с большим количеством цилиндров в двигателе и вместе с FIA пытаемся найти компромиссное решение. Дискуссия ещё не завершена, мы стараемся тщательно проработать данный вопрос, поскольку он во многом определит будущее чемпионата как с точки зрения технологий, так и с точки зрения финансовых затрат.
Вопрос: Ваше мнение о правилах, касающихся выдувных диффузоров?
Стефано Доменикали: Некоторые команды начали работать над выдувными диффузорами чуть раньше других, и тот, кому удалось лучше раскрыть их потенциал, получил существенное преимущество в скорости. Как только мы оценили все выгоды, мы стали делать все возможное, чтобы добиться максимальной эффективности этого элемента. Встреча, которая состоится в ближайшие две-три недели, имеет принципиальное значение, поскольку она определит будущее данной технологии. Если она, скажем так, окажется под запретом, нам придется направить усилия на другие модификации, ведь до конца сезона еще достаточно далеко. Учитывая скорость отдельных команд, после шести-семи гонок отрывы могут быть совершенно иными, и этот момент также необходимо учитывать.
Вопрос: Хосе, насколько эта гонка важна для вашей, испанской команды?
Хосе Карабанте: Да, для нас это домашняя гонка, особенный уик-энд. В Барселоне уникальная атмосфера, и здесь мы всегда стараемся выступить на пределе. Посмотрим, что получится.
Вопрос: Все чаще возникают вопросы о финансовом состоянии команды – у вас достаточно средств для дальнейшего участия в чемпионате?
Хосе Карабанте: Согласен, после дебютного сезона начало нынешнего получилось крайне непростым, однако сейчас мы заметно прибавили. В каждой гонке мы ищем новые возможности для прогресса и уже сейчас задумываемся о машине для следующего сезона. У нас уже есть договор на аренду аэродинамической трубы Mercedes, что позволит нам полноценно проработать ряд технических вопросов.
Вопрос: Ваше мнение насчет диффузоров? Вы бы предпочли оставить все, как есть, или вас интересует иное решение?
Хосе Карабанте: Для небольших команд решающее значение имеют расходы – надеюсь, этот момент будет учтен при обсуждении, ведь выступление в чемпионате должно быть доступным. В то же время, нам нужна стабильность в техническом плане – необходимо понимать, какова основная концепция. В противном случае есть риск пойти неверным путем, после чего будет крайне трудно вернуться обратно – кроме того, мы попросту не можем позволить себе такие эксперименты. Надеюсь, решение будет предельно понятным, и мнение небольших команд не останется без внимания.
Вопросы с мест
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) У меня два вопроса к Адаму Парру. Williams переживает провальное начало сезона – ни одного очка в четырех гонках. Почему ваша машина едет настолько плохо? Что необходимо сделать, чтобы устранить проблемы, и какова атмосфера внутри команды?
Адам Парр: Когда скорость оставляет желать лучшего, атмосфера в команде крайне напряженная. Основная причина, почему машина едет настолько медленно – нехватка прижимной силы, что сказывается на всех аспектах, в том числе износе резины.
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Насколько эти результаты ставят под угрозу финансовое будущее команды? Стали бы вы размещать часть акций команды на фондовой бирже, если бы заранее предвидели такой расклад?
Адам Парр: Хороший вопрос. Разумеется, если мы не улучшим результаты, это скажется на нашем финансовом положении, однако у нас есть определенный запас времени, и мы, конечно же, готовы предпринять самые незамедлительные действия. Что касается фондового рынка, если бы кто-то мог заранее знать, что может случиться завтра, в таком случае он был бы очень богатым человеком – не думаю, что есть хоть какой-то смысл думать о том, как я поступил бы, заранее зная то, что знаю сейчас.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Стефано, вчера вы продлили контракт с Фернандо, а как обстоят дела со вторым гонщиком? Контракт Фелипе заканчивается в следующем году, равно как соглашение между Льюисом Хэмилтоном и McLaren. Рассматриваете ли вы Льюиса в качестве кандидата на место в команде? Учитывая то, что произошло между Хэмилтоном и Алонсо в 2007-м году в McLaren, возможно ли, чтобы эта пара смогла вместе работать в Ferrari?
Стефано Доменикали: Я считаю Льюиса одним из трёх самых быстрых гонщиков сегодняшней Формулы 1, он всегда будет потенциальным кандидатом в сильнейшую команду, и я не готов отрицать, в том числе, и наш интерес. Никогда не говори никогда. Люди меняются, меняется и их подход, Льюис – очень сильный гонщик, и кто знает, что может измениться в будущем.
Вопрос: (Альберто Антонини – Autosprint) Хосе, планируете ли вы реструктуризацию команды в 2012 году? Возможно, вы намерены пригласить новых сотрудников, больше технических специалистов…
Хосе Карабанте: Что касается будущего команды, важным моментом является то, что у нас уже есть программа работы в аэродинамической трубе. Кроме того, мы не оставляем планов перевести всю команду в Испанию – полагаю, единое рабочее пространство пойдет нам на пользу.
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Здесь присутствуют представители трех компаний-автопроизводителей – Ferrari, Cosworth и Renault. Насколько ваша сегодняшняя работа связана с планами на 2013 год? Марк, планирует ли Cosworth остаться в Формуле 1 после 2012 года?
Марк Галлахер: Спасибо за вопрос, Дитер. Когда год назад мы вернулись в Формулу 1, я сказал, что три года вне чемпионата никогда не должны повториться, поэтому мы связываем с этим видом спорта самые долгосрочные планы и намерены сохранить свое присутствие и в сезоне 2013 года. Мы активно участвовали в создании нового регламента и сейчас работаем с удвоенной силой, выполняя как действующие программы, так и перспективные проекты. Единственное, что нас всерьез беспокоит, это стоимость наших моторов.
Перспективы нашего бизнеса во многом связаны с Формулой 1, мы пришли сюда с намерением удовлетворить запросы клиентов и прекрасно понимаем, что клиенты не хотят тратить на двигатели сколь-нибудь больше денег. Мы хотим надолго остаться в чемпионате и производить конкурентоспособные моторы, однако они должны быть доступны для команд, поскольку в противном случае у участников не будет возможности выступать в гонках.
Финансовый вопрос остается крайне непростым, действующий регламент позволяет тратить значительные суммы денег на определенные направления работы, однако все прекрасно понимают, что новые правила, будь они сколь угодно хороши с точки зрения инноваций, никогда не будут приняты, если в них останется возможность развязывания очередной «гонки бюджетов». «Борьба кошельков» - совсем не то, что нужно Формуле 1, особенно когда мы только начали восстанавливаться после крайне непростого для многих команд периода.
Стефано Доменикали: Полностью согласен со второй частью ответа Марка. Мы работаем совместно с другими автопроизводителями и FIA, и вы знаете, что Ferrari не привыкла разбрасываться громкими заявлениями, а старается конструктивно взаимодействовать со всеми участниками процесса. Могу лишь добавить, что мы не пытаемся найти себе новых клиентов из числа других команд, поскольку не планируем менять свою производственную структуру и намерены строить моторы исключительно для себя и максимум двух участниц чемпионата.
Жан-Франсуа Кобе: В случае с Renault ситуация предельно ясна – мы готовы построить мотор в соответствии с требованиями нового регламента, и наша стратегия полностью соответствует требованиям рынка. Мы провели комплексное исследование на тему перспектив автомобильной индустрии и пришли к выводу, что через пять-шесть лет 60-70% машин будут оснащены гибридными или полностью электрическими силовыми установками, и наличие соответствующей спецификации на уровне Формулы 1 является принципиальным моментом. Что касается расходов, не думаю, что разница между стоимостью перспективных и действующих двигателей окажется сколь-нибудь существенной – исключение составит, разве что, цена аккумуляторов.
Вопрос: Стефано, сегодня многие гонщики жаловались на поведение резины. Ситуация с шинами настолько ужасна, насколько ее описал Льюис Хэмилтон?
Стефано Доменикали: Я не знаю, что сказал Льюис.
Вопрос: Он сказал «эти шины – просто катастрофа».
Стефано Доменикали: Катастрофа? Что ж, пусть будет так, однако на этих шинах нам предстоит выступать в гонке, и здесь уж ничего не поделаешь. Конечно, сегодня нехватка сцепления создала определенные проблемы, но как я часто говорю своим гонщикам и команде – нужно по максимуму использовать то, что имеешь. Ситуация далеко не идеальна, но иных шин у нас нет, и мы должны сработать максимально эффективно, хотя в квалификации и гонке всем нам будет очень нелегко.
Вопрос: Адам, говорят, будто Williams предложила FIA рассмотреть ситуацию с выдувными диффузорами. Это правда?
Адам Парр: Как я уже говорил, мы используем выдувной диффузор с прошлогодней гонки в Спа, однако некоторым командам удалось зайти намного дальше в плане работы с данной технологией. Прежде чем вкладывать в доработку значительные суммы денег, мы всегда стараемся выяснить позицию FIA насчет допустимости того или иного элемента – учитывая смену регламента, у нас оставались определенные опасения насчет легальности выдувных диффузоров. Не знаю, была ли Williams единственной командой, но мы действительно обратились в FIA, чтобы уберечь себя от возможных напрасных расходов.
Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) Стефано, могу я попросить вас пояснить свой ответ насчет возможного контракта с Льюисом? Определенно, Фернандо не хотел бы видеть Хэмилтона в Ferrari – вы все-таки постараетесь заполучить его?
Стефано Доменикали: Почему это вас так интересует? Вынужден разочаровать – для нас приоритетным является нынешний состав, и не стоит понимать мои слова как критику в адрес нашего второго пилота – Фелипе Массы. Как руководитель команды, я стараюсь создать гонщикам комфортные условия для работы, но в жизни нельзя ничего исключать. Я не говорю, что мы подпишем контракт с Хэмилтоном, но я не хочу исключать возможность достижения договоренности с ним или кем-либо из сильнейших гонщиков – скажем, с Себастьяном Феттелем. Рассуждать об этом сейчас не имеет смысла, моя задача – добиться максимальных результатов с теми людьми, которые сегодня выступают за Ferrari.
Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) Но вы сказали, что Льюис – один из возможных вариантов. Фелипе – тоже вариант, к тому же, он будет заботиться о собственной карьере. Можно ли рассматривать в качестве кандидата еще и Марка Уэббера, ведь его контракт с Red Bull Racing истекает уже в этом году?
Стефано Доменикали: Кандидатом может считаться любой гонщик, но я не сказал, что рассматриваю кого-то в качестве основного варианта, а всего лишь заметил, что не стоит упускать из виду действительно быстрых гонщиков. Лично я считаю Льюиса одним из трех сильнейших гонщиков пелотона.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Вопрос к господину Карабанте. Ваша команда – единственная в пелотоне, которая не является участницей Ассоциации команд Формулы 1 (FOTA). У вас есть планы присоединиться к Ассоциации, и если нет, в чем преимущества такой позиции?
Хосе Карабанте: Прежде всего, я хотел бы заметить, что мы рассматриваем FOTA в качестве оппонента. В конце прошлого года мы решили не присоединяться к Ассоциации, поскольку сочли такой вариант в большей степени соответствующим интересам HRT F1. Впрочем, Стефано уже сказал – никогда не говори никогда. Возможно, в будущем наше мнение изменится, но сейчас мы считаем его абсолютно верным.
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Вопрос для двух представителей незаводских команд. Как вы относитесь к идее новых моторов с 2013 года, особенно если учесть тот факт, что в отсутствие субсидий со стороны автопроизводителей ваши собственные расходы на двигатели могут возрасти в пять раз по сравнению с нынешним уровнем?
Хосе Карабанте: Для небольших команд вроде HRT фактор расходов имеет принципиальное значение, мы должны быть уверены в том, что сможем их себе позволить. Конечно, мы примем условия, прописанные в регламенте, но лично нас – да пожалуй, всех команд – устроил бы вариант с оптимальным бюджетом.
Адам Парр: Как я уже говорил, мы на 100% уверены в том, что с 2013 года в чемпионате должны появиться новые технологии. Взгляните на нынешнюю ситуацию: крайне редко какой-либо из команд удается привести в чемпионат нового спонсора, и основная причина – и без того достаточная стабильность.
Взгляните на данные о зрительской аудитории, о глобальном присутствии, оцените качество гонок – особенно с новыми шинами – все это по-настоящему захватывает дух, но, в то же время, многие компании не желают ассоциировать себя с нашим видом спорта, поскольку считают его недостаточно экологичным, хотя для большинства из них стабильность и глобальный охват играют очень важную роль. Во имя будущего Формулы 1, ради привлечения новой аудитории и спонсоров мы просто обязаны пойти на определенные изменения.
Что касается расходов, здесь я соглашусь с Марком и Стефано: даже незначительное изменение действующих правил может существенно снизить стоимость разработки новых моторов. Думаю, за счет конструктивной дискуссии нам удастся учесть интересы всех сторон.
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Стефано, вы сказали, что считаете Льюиса Хэмилтона одним из трех быстрейших гонщиков пелотона. Второй, скорее всего, Фернандо Алонсо, а третий?
Стефано Доменикали: Себастьян Феттель.
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Хорошо, тогда второй вопрос. Почему всякий раз, когда речь заходит о моторах или других деталях, Ferrari грозится уйти из чемпионата? Разве это не ослабляет ваши позиции в споре?
Стефано Доменикали: Наверное, я чего-то не понимаю. Кто подумал… Вы слышали, будто я когда-то говорил об уходе команды из Формулы 1?
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Вы – нет, а вот Лука ди Монтедземоло – не далее, как на прошлой неделе…
Стефано Доменикали: Не думаю, что он сказал именно это. При всем уважении к моим коллегам, Ferrari – единственная команда, которая выступает в Формуле 1 с момента зарождения чемпионата. Остальные могут говорить что угодно, но они приходят и уходят, и это факт. В итальянском языке на этот счет есть одна поговорка, правда, произносить ее здесь не совсем уместно – как бы то ни было, факты говорят сами за себя.
Перевод: Валерий Карташев