Гран При Италии: Историческое превью этапа

Формула 1 прощается с Европой на самой, пожалуй, уникальной трассе чемпионата. Нигде больше разница между максимальной и минимальной скоростью по ходу круга не составляет 250 км/ч. Если добавить к этому почти вековые традиции, атмосферу всеобщего праздника и невероятных тифози, легко понять, почему визит в пригород Милана для участников чемпионата мира – особенное событие.

Старейший действующий автодром континентальной Европы повидал на своем веку многое, но и сейчас остается Храмом скорости и царством слип-стрима. Прошлогодний поединок Михаэля Шумахера и Льюиса Хэмилтона, нет сомнений, до сих пор памятен всем поклонникам Ф1 и вполне может служить визитной карточкой Монцы XXI века. Длинные прямые и жесткие торможения – лучших компонентов для борьбы колесо в колесо пока не придумали.

Можно вспомнить и старт 2011 года – небольшой ошибки гонщика, стартовавшего с самой последней позиции, хватило, чтобы выбить из борьбы троих лидеров и испортить гонку еще как минимум стольким же пилотам. И хотя в 2005-м добраться до финиша удалось всем участникам Гран При, обычно количество сходов здесь превышает среднее по сезону.

Если у Монцы и есть свой фаворит – она тщательно это скрывает. Как еще объяснить, что вот уже 18 лет ни одному из пилотов не удается отличиться на этой трассе дважды подряд? К тому же, в пяти последних Гран При победителями становились представители пяти различных команд – в этот список, благодаря потрясающему дождевому пилотажу юного Себастьяна Феттеля, входит даже Toro Rosso.

Сейчас шансы второй национальной команды на успех куда ниже, а вот первая явно будет претендовать на победу. Летом Ferrari удалось ощутимо прибавить, потому на домашней трассе Фернандо Алонсо постарается принести Скудерии ещё одну победу – первая датируется 2010 годом. Однако переполненные трибуны, пестрящие алыми флагами, это не только фантастическая поддержка, но и дополнительный прессинг. Если лидер сезона не сможет отличиться на Аутодромо Национале – критика будет как никогда суровой.

Так было и в 1984 году, когда квалификационные неудачи гонщиков Ferrari даже побудили часть болельщиков не приезжать на гонку, несмотря на купленные билеты. Однако таких всё же было меньшинство. Накануне Гран При суд FIA окончательно лишил команду Tyrrell права выступать в Ф1 за махинации с весом машины, так что, впервые в истории чемпионатов мира, все участники уик-энда выступали на моторах с турбонаддувом. Также в паддоке не было Айртона Сенны – молодой бразилец, несмотря на действующее двухлетнее соглашение с Toleman, заключил контракт на будущий сезон с Lotus – потому был уволен без долгих разговоров. Впрочем, в ту пору еще никто не называл Айртона Волшебником, а спор за победу вели совсем другие пилоты.

Поул на длинных прямых Аутодромо Национале достался действующему чемпиону мира Нельсону Пике, однако в команде Brabham не спешили особенно радоваться по этому поводу. До этого бразилец выиграл уже шесть квалификаций (за что получил от спонсора шесть одинаковых мотороллеров, а в Монце добавил к ним седьмой), но невысокая надежность техники позволила гонщику одержать всего две победы. Главные же претенденты на титул, напарники по McLaren Ники Лауда и Ален Прост, расположились на четвертой и второй позициях решетки соответственно.

Австриец неважно среагировал на сигналы стартовых светофоров и откатился назад, а в лидеры едва не вырвался Элио де Анжелис на Lotus с новым мотором Renault – но Пике, хоть и с большим трудом, удалось удержаться впереди. Пока Нельсон отрывался все дальше от преследователей, Алена Проста уже на восьмом круге вывел из борьбы отказавший мотор.

После этого количество сходов стало множиться лавинообразно – не проходило и нескольких минут, чтобы очередной гонщик не сошел вследствие отказа техники или собственной ошибки. За 15 кругов после старта гонку покинули десять пилотов, включая и многих лидеров. Десятым в этом списке стал Пике – из-за поврежденного радиатора. До этого он вылетел с трассы и проскакал по поребрикам между двумя Lesmo – возможно, именно тогда сине-белый Brabham и получил повреждения.

Новым лидером стал Патрик Тамбэ из Renault, а стабильный Лауда смог выйти уже на второе место. Впрочем, скоро австрийца опередил Тео Фаби, выступавший в том сезоне за Brabham и одновременно участвующий в американской серии IndyCar. Итальянец неплохо начал гонку в Монце, вышел на третье место, но затем ошибся в Roggia и откатился на восьмую строчку. Однако череда обгонов позволила Фаби вновь включиться в спор за место на подиуме.

После этого количество участников гонки на какое-то время стабилизировалось, и на первый план вышла тактика. Когда до финиша оставалось не больше десятка кругов, выяснилось, что Ники Лауде удалось отлично сохранить резину – и он последовательно опередил сначала Фаби, а затем и Тамбэ. Чуть после, к слову, оба сошли из-за поломок, лишившись возможности попробовать призовое шампанское. Также последние круги ознаменовались тем, что сразу несколько пилотов вынуждены были прекратить борьбу из-за опустевших топливных баков – в частности, не повезло занимавшему третье место Эдди Чиверу.

Лауда в итоге выиграл, заработав крайне важные с точки зрения соперничества с Простом за титул очки. Вместе с ним на пьедестал поднялись, к радости болельщиков, два местных пилота – Микеле Альборето из Ferrari и Риккардо Патрезе из Alfa Romeo. Последний, правда, отстал от победителя на круг с лишним.