Австрия'85: Кенни Эйксон

Гонка #414: 18 августа 1985 года. Гран При Австрии. Остеррайхринг
Поул Ален Прост (McLaren MP4/2) - 1.25,490 (250,235 км/ч)
Лучший круг Ален Прост (McLaren MP4/2) - 1.29,241 (239,717 км/ч)
Победитель Ален Прост (McLaren MP4/2) - 1:20.12,583 (231,147 км/ч)

По ходу уик-энда на Остеррайхринге главный кумир местных болельщиков Ники Лауда сделал важное заявление. Устав от неудач (а как ещё назвать одно четвертое и одно пятое место в девяти первых гонках сезона для действующего чемпиона мира?), австриец объявил, что уходит из Формулы 1, чтобы сосредоточиться на руководстве собственной авиакомпанией.

Причем уходит не в конце сезона, а сразу по окончании домашнего Гран При. Последнее, впрочем, никак не устраивало босса McLaren Рона Денниса, и тот смог убедить Ники остаться. К слову, не зря – Лауда выиграл следующую же гонку.

На Остеррайхринге он тоже смотрелся здорово: сначала показал в квалификации лучший в сезоне третий результат, а затем выиграл старт, опередив обладателя поула и своего напарника Алена Проста. Но все старания гонщика перечеркнула стартовая авария с участием пяти машин. На узкой стартовой прямой австрийской трассы такое развитие событий было скорее правилом, чем исключением.

Пока пилоты ехали длинный первый круг, разбитые машины успели растащить по обочинам. Учитывая лидерство местного героя, гонку вполне можно было продолжать, ограничившись желтыми флагами, но в руках судей на трассе появились красные.

Во второй раз Прост уже не уступил лидерства на старте, а вот Лауда остался третьим. Правда, одну позицию он отыграл почти сразу, когда в моторе Williams Кейо Росберга, занимавшего второе место, стало падать давление масла. Финн заехал в боксы и назад больше не вернулся.

Отрываясь все дальше от остальных, Прост и Лауда мчались вперед. Казалось, Ники может атаковать, но совершенно не стремится делать это. Все прояснилось на середине пути, когда Ален поехал на пит-стоп, а заранее знавший об этом Ники, избравший иную тактику, смог без ненужного риска возглавить гонку.

Вторая половина пути ознаменовалась обилием сходов. Вынуждены были прекратить борьбу быстрые Найджел Мэнселл (Williams) и Нельсон Пике (Brabham), а затем, к огромному разочарованию трибун, и Лауда – на McLaren не выдержал мотор.

Ален Прост, вернувшись в лидеры, уже никому не отдал победу, а компанию на подиуме ему составили Айртон Сенна, сумевший выправить ситуацию после неудачной квалификации за рулем Lotus, а также Микеле Альборето. Итальянец из Ferrari приехал на Остеррайхринг лидером сезона, но теперь очков у них с Простом стало поровну.

Впрочем, и третье место стало для Альборето большим подарком: он оказался одним из участников аварии на старте, потому вынужден был пересесть за руль запасной машины. И она не подвела своего гонщика.

Интересно...
Единственным пилотом, кому не удалось пройти квалификацию и попасть на старт, в Австрии оказался Мартин Брандл из Tyrrell. Его машина оставалась в паддоке единственной, под капотом которой был по-прежнему установлен мотор Cosworth DFV (второй Tyrrell уже получил турбо-Renault). Таким образом, впервые в истории Ф1 все до единого участники, вышедшие на старт гонки, использовали двигатели с нагнетателями.

Кенни Эйксон

С 23-й – самой высокой в карьере – позиции австрийскую гонку начинал Кенни Эйксон. Талантливый североирландец непростой гоночной судьбы, он так никогда и не получил возможность показать в Больших Призах, на что в действительности способен. А способен он был на многое.

Красивая легенда гласит, что одним погожим деньком 1976 года великовозрастный шалопай Кеннет Генри Эйксон, забравшись за какой-то надобностью в старый дровяной сарай своего отца, обнаружил в его дальнем углу покрытую толстым слоем пыли машину Формулы Ford.

Выкатив ее наружу, юноша тут же решил отправиться на ближайшую трассу, где, к удивлению многих, за рулем раритета мгновенно перекрыл рекорд круга на три секунды. Будто бы после этого Кенни начал упрашивать отца, чтобы тот разрешил ему выступать в соревнованиях (благо, семейный кирпичный заводик делал это возможным), и тот согласился, поставив единственное условие: сын должен отказаться от табака и алкоголя.

На самом деле, как водится, все было куда банальнее. Эйксон-старший и впрямь был пилотом-любителем и страстным поклонником автоспорта, он с малолетства возил сына на соревнования, и тот тоже проникся любовью к миру скорости. А когда пришло время, решил попробовать свои силы за рулем. И лишь условие начала карьеры, приведенное выше, действительно имело место.

В первом же сезоне Кенни выиграл североирландский титул, потом перебрался на "Большую землю", где даже весенний перелом запястья в аварии на тестах не помешал ему за год выиграть 29 гонок и завоевать титулы разом в трех британских чемпионатах!

Следующим шагом стал переход в Ф3, победа в гонке поддержки национального Гран При Ф1 в первом сезоне и борьба за титул в следующем. Североирландец лидировал в общем зачете почти весь сезон, но в последней гонке все же уступил Стефану Йоханссону.

А вот в Формуле 2 все пошло не так почти с самого начала. Сражаясь за позицию с Микеле Альборето на городской трассе в По, Эйксон стал жертвой излишне жестких действий соперника. Машина Кенни вылетела с дороги и повисла, зацепившись за дерево, а сам он со сложными переломами обеих ног оказался на несколько месяцев прикован к больничной койке.

Гонщик вернулся лишь к последнему этапу сезона – и сразу же финишировал третьим. Увы, в следующем – 1982-м – году ирландец, оставшись в Ф2, получил в свое распоряжение тяжелую и не слишком надёжную Ralt-Honda, не позволившую подняться выше седьмого места в общем зачете. А вот затем дела пошли на лад. Контракт заводского гонщика компании Maurer позволил финишировать вторым на той самой трассе в По, а главное – Эйксона пригласили в Формулу 1!

Правда, команда RAM была записным аутсайдером, но не этого ли момента ради семь лет назад он отказался от радостей жизни? Кенни старался изо всех сил, но на протяжении шести этапов ему никак не удавалось пройти квалификацию. На Гран При Европы не хватило какой-то пары десятых...

И лишь на завершавшем сезон этапе в Южной Африке, где на старт допустили всех без исключения, Эйксон стартовал предпоследним и финишировал 12-м с отставанием в шесть кругов. Продлить контракт ему не предложили...

Сезон 1984 года британец провел вне трасс, но затем его услуги вновь понадобились RAM, когда в соревнованиях спорткаров разбился Манфред Винкельхок. На этот раз Кенни выступил в трех Гран При, дважды прошел квалификацию, но в обеих гонках сломалась машина.

В дальнейшем гонщик уехал в Америку, а оттуда – в Японию. Там он, на удивление, нашел себя, стал чемпионом страны в гонках на выносливость, благодаря чему даже получил приглашение в заводскую команду Sauber-Mercedes. Там-то Эйксон и продемонстрировал, чего мог бы добиться в Ф1, сложись обстоятельства иначе. В очень конкурентном окружении он одержал две победы и финишировал вторым в Ле-Мане.

Но потом Петеру Зауберу потребовалось освободить место для юниора по имени Михаэль Шумахер – и Кенни указали на дверь. Он выступал за Nissan и Toyota, еще дважды побывал на подиуме знаменитой суточной гонки, а затем, перевалив уже на шестой десяток, стал готовиться к завершению карьеры, когда угодил в очень неприятную аварию по ходу "24 часов Дайтоны" 1996 года, причем не по собственной вине.

Сильные ушибы и травма глаза подвели черту под выступлениями одаренного, но не очень везучего гонщика. После этого он посвятил себя бизнесу: вместе с супругой Кенни стал выпускать косметические средства: они так преуспели на этом поприще, что сейчас у семейного предприятия уже более сотни сотрудников, а его продукция поставляется в крупнейшие лондонские магазины.

Вот такая история.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.