Германия'82: Патрик Тамбэ

Рене Арну лидирует на старте Гран При Германии 1982 года
Гонка #369: 8 августа 1982 года. Гран При Германии. Хоккенхайм
Поул Дидье Пирони (Ferrari 126C2) - 1.47,947 (226,677 км/ч)
Лучший круг

Нельсон Пике (Brabham BT50) - 1.54,035 (214,576 км/ч)

Победитель Патрик Тамбэ (Ferrari 126C2) - 1:27.25,178 (209,928 км/ч)

Первая стартовая позиция Гран При Германии 1982 года осталась пустой. Дидье Пирони, показавший в пятницу наилучшую скорость, днем позже налетел в пелене дождевых брызг на медленно едущую Renault Алена Проста, получил сложные переломы обеих ног и в Формуле 1 больше никогда не выступал.

Со старта развитие событий оказалось именно таким, как все и ожидали. Быстро обогнав желтые машины Проста и Рене Арну, лидерство захватил Нельсон Пике. Все в паддоке знали, что баки его машины заполнены лишь наполовину: босс Brabham Берни Экклстоун решил вернуть в Формулу 1 дозаправки, и соперники из других команд с интересом ждали, каким окажется эффект.

Несмотря на то, что гонка в Хоккенхайме была уже 12-й в календаре, до этого диковинная процедура еще ни разу не потребовалась: машины Пике и его напарника Риккардо Патрезе никак не могли доехать хотя бы до середины дистанции! Но на длинных прямых немецкой трассы машина бразильца оставляла позади круг за кругом, и все, казалось, шло к долгожданной дозаправке.

Тем временем сошел с отказавшей электрикой Прост, Арну пропустил вперед Ferrari Патрика Тамбэ, а механики Brabham заняли свои места у боксов. Нельсону осталось лишь проехать полкруга по пустой трассе, обогнав единственного кругового. И надо ж такому случиться, что новичок-чилиец Элисео Салазар столь неуклюже уступил дорогу лидеру, что выбил Пике с трассы!

Разъяренный Нельсон выскочил из кокпита и с кулаками набросился на обидчика – но ничего было уже не поправить. Впрочем, спустя несколько дней бразилец, как говорят, позвонил оппоненту с извинениями – не из вежливости, а лишь потому, что инженеры Brabham к моменту аварии уже знали, что турбомотор BMW на машине Пике протянет ещё от силы круг-два...

Победитель Гран При Германии 1982 года Патрик Тамбэ

После этого накал борьбы несколько спал. Тамбэ и Арну так и сохранили за собой две первые позиции до финиша. Третья же – после пилотской ошибки Жака Лаффита из Ligier и поломки подвески на McLaren Джона Уотсона – досталась отставшему на целый круг Кейо Росбергу. Кто знает, не эти ли очки в итоге принесли финну звание сильнейшего в том удивительном и драматичном сезоне?..

Интересно...
Несмотря на все сложности начального периода, Берни Экклстоун убедил-таки другие команды, что дозаправки могут принести преимущество. Уже в следующем сезоне пополнять баки по ходу дистанции стали многие, но после серии неприятных инцидентов процедуру сочли слишком опасной и запретили. Вновь в Ф1 она вернулась только спустя десять лет.

Патрик Тамбэ

Патрик Тамбэ

Победитель немецкой гонки Патрик Тамбэ был пилотом непростой судьбы. Если бы в спорте имело право на жизнь сослагательное наклонение, он вполне мог стать великим чемпионом. Но в реальном мире парижанин оказался лишь одним из тех, кто остановился в шаге от вершины. Таких пилотов в истории Ф1 было (да и еще будет) множество, и каждого от заветной цели отделяла собственная причина. Нашлась она и у француза.

Многие считают, что Тамбэ был просто слишком хорошим человеком, чтобы преуспеть в Больших Призах. Образованный, обаятельный и открытый, он и впрямь не был похож на провинциала, которому до зубной боли хочется превзойти столичных франтов. Патрик никогда не вел психологической борьбы с напарниками, считая улыбку и рукопожатие лучшим способом выстраивания отношений.

К скорости он пристрастился на альпийских горнолыжных склонах, а затем, сев за руль, быстро стал лучшим выпускником школы пилотов Elf в Ле-Кастелле, вице-чемпионом национальной Формулы Renault и в 1974-м при поддержке земляков-нефтяников сразу прыгнул в Формулу 2.

Первый же сезон в чемпионате Европы принес гонщику седьмое место, следующий – пять подиумов, победу в Ногаро и звание вице-чемпиона. После этого нужно было однозначно выигрывать титул, но ставка на шасси Martini не оправдала себя, не помогли даже семь завоеванных кубков. Менеджеры Elf решили переключиться на поддержку Дидье Пирони, а Тамбэ удалось найти себе место лишь в заокеанском первенстве Can-Am.

Тамбэ за рулем Lola T333 на трассе серии CanAm. 1977 год

Но зато там он смог проявить себя во всей красе. Выступая на спорткаре команды Карла Хааса, гонщик выиграл шесть из семи этапов и с большим перевесом завоевал чемпионскую корону. Вдобавок, летом он смог договориться с командой Theodore о выступлениях в Формуле 1. К домашнему Гран При в Дижоне машину подготовить не успели. Патрик попробовал как-то разрешить ситуацию на месте и даже проехал одну тренировку за рулем Surtees – но на этом дебют и закончился.

А вот в дальнейшем Тамбэ удалось – имея в своем распоряжении, мягко говоря, не самую лучшую технику – завоевать одно шестое и два пятых места. Такое достижение не могло остаться незамеченным, и француз получил предложение, от которого не отказались бы и многие куда более именитые участники чемпионата.

Не впечатлившись дебютным выступлением Жиля Вильнёва, в команде McLaren именно Патрика сочли лучшим напарником для чемпиона мира Джеймса Ханта на 1978 год. Имея за плечами лишь полсезона, Тамбэ оказался за рулем красно-белой машины, которая два с лишним десятка раз привозила своих пилотов к победам в последних сезонах!

Однако Формула 1 стремительно вступала в эру граунд-эффекта, и у грозной ещё недавно McLaren M26 нашлись серьезные конкуренты. В сезоне 1978 года французу еще удавалось время от времени зарабатывать очки (лучшим результатом стало четвертое место в шведском Андерсторпе), а в 1979-м, постоянно пересаживаясь из М26 на новую и неудачную М28, а оттуда – в "сырую" М29, Тамбэ и вовсе не заработал ни одного очка.

Патрик ведет McLaren M26 к финишу Гран При Франции 1978 года

То, что обещало принести большой успех, обернулось на деле полным разочарованием. И Патрику, которому никто не предложил нового контракта, осталось лишь попробовать второй раз войти в ту же реку, набрав телефонный номер Карла Хааса. На удивление, на трассах Can-Am Тамбэ и в этот раз был просто неудержим. Итогами 1980 года стали очередные победы, титул – и заметно восстановленное пилотское реноме.

Удивительно, но история и дальше пошла по прежнему пути: гонщику вновь предстояло защищать цвета Theodore в Формуле 1. За прошедшее время команда еще глубже погрузилась в число аутсайдеров, но француз первый же Гран При закончил шестым, а потом занял седьмое место в Монако. А вот дальше знакомый сценарий оказался нарушен: летом освободилось место в Ligier, и земляки пригласили Патрика присоединиться к ним.

Хотя бело-голубая машина и ехала не в пример быстрее (чего стоит хотя бы седьмое место на старте в Лас-Вегасе), постоянные поломки сводили на нет все усилия пилота. Ему ни разу не удалось добраться до финиша в восьми попытках, хотя по ходу дистанции он был и шестым, и даже четвёртым.

1982 год начался сложно. В последний момент – и то из-за тяжелой аварии Марка Зурера – Тамбэ стал гонщиком Arrows. Однако на открывавшем чемпионат Гран При ЮАР пилоты, увлекшиеся борьбой с Берни Экклстоуном, устроили забастовку. Подобные вещи были категорически неприемлемы для Патрика, который всегда держался в стороне от любой политики. Он покинул паддок, а вскоре узнал, что "его" место отдано другому спортсмену.

Ligier Патрика Тамбэ на домашнем Гран При 1981 года

Французу было уже хорошо за тридцать, а машину, способную бороться за хорошие результаты, в Ф1 он так и не получил. В третий раз уезжать в Америку его уже не тянуло, да и хороших вакансий в Can-Am не было. Все как бы исподволь шло к завершению карьеры, когда 8 мая 1982 года в Зольдере попал в смертельную аварию Жиль Вильнев.

Надо сказать, что с годами Тамбэ очень сблизился с канадцем – они были не только похожи характерами, но даже дебютировали в гонках Ф1 в один и тот же день. Патрик был крёстным отцом маленького Жака... Надо ли говорить, как сильно его потрясла смерть друга. А спустя всего месяц француз сам оказался в кокпите алой машины под номером 27 – именно его кандидатуру сочли в Маранелло наиболее подходящей в качестве замены.

Дебютная гонка в Голландии принесла лишь восьмой результат из-за проблем с мотором и шинами, но затем Тамбэ помчал не на шутку. Первый в карьере подиум в Брэндс-Хэтче, победа в столь важный для команды момент в Хоккенхайме, второе место на глазах тиффози в Монце... Хотя боли в спине из-за защемления нервного окончания и не позволили французу выступить еще в двух Гран При, он все равно внес весомый вклад в завоевание командой Кубка конструкторов, а сам, проведя лишь шесть гонок, стал седьмым в общем зачете чемпионата, заработав 25 очков: едва ли не вдвое больше, чем за всю предыдущую карьеру.

Патрик Тамбэ в кокпите Ferrari. 1982 год

Разумеется, сотрудничество пилота и команды продолжилось и в 1983 году. Новым напарником Тамбэ стал соотечественник Рене Арну, известный мастер плетения интриг. Оба, получив в распоряжение быструю машину, повели спор за титул. Особенно здорово алые машины смотрелись в субботу, но и по воскресеньям ехали неплохо. Однако если Патрик демонстрировал стабильный уровень (не считая первой гонки, он ни разу не финишировал ниже четвертой позиции), то его товарищ по команде выступал "редко, да метко".

В начале осени стало известно, что в новом сезоне в Ferrari приходит Микеле Альборето – а значит, место там останется лишь для одного из французов. Команда целиком и полностью была на стороне обаятельного Тамбэ, но Арну использовал свои "внегоночные" таланты, а вдобавок, именно в этот момент выиграл несколько Гран При. И контракт продлили именно с ним. Рене с треском вылетел из Маранелло уже в самом начале следующего сезона, а Патрик вступал в 1984-й уже в униформе Renault.

И вновь, как и в случае с McLaren, он опоздал лишь самую малость. Команда, еще недавно входившая в число лидеров, с уходом Алена Проста начала терять темп. Тамбэ ехал вторым на открывавшем чемпионат Гран При Бразилии, когда кончилось топливо. На домашнем этапе во Франции он долго лидировал, однако в итоге все же уступил Ники Лауде, а в Италии обогнал в споре за первое место Нельсона Пике, но сошел в итоге из-за поломки.

Машина вновь неплохо смотрелась в квалификациях, но слишком часто подводила в гонках. Ситуация лишь усугубилась в 1985-м: начав сезон с пятого и двух третьих мест, в дальнейшем Патрик и близко не смог подойти к повторению таких результатов. А потом французский концерн и вовсе свернул программу в Ф1...

Любопытный и показательный кадр: когда на Гран При Франции 1978 года Йохену Массу потребовался шлем, он обратился за помощью именно к Тамбэ - и получил её

Спасителем гонщика – в который уже раз – стал Карл Хаас. На этот раз американский босс решил попробовать свои силы в Формуле 1 и, заручившись солидной спонсорской поддержкой, замахнулся на создание дрим-тим. С заслуженного отдыха был выписан целый Алан Джонс, менеджером стал Тедди Мейер, машину строила компания Lola при участии главного конструктора Нила Отли и молодого Росса Брауна. Турбомоторы должны были создать специалисты Cosworth, а гоночным инженером Тамбэ стал высоколобый британец Эдриан Ньюи.

Проект провалился с треском. Патрик набрал два очка за весь сезон и окончательно покинул Формулу 1, одержав всего две победы в сотне с лишним Гран При. Он был явно способен на большее – но оказался слишком хорошим, да, к тому же, не очень везучим парнем в жестоком мире больших гонок.

В дальнейшем он неплохо выступал в Ле-Мане и ледовых соревнованиях, поднимался на подиум марафона "Париж-Дакар" и даже какое-то время был менеджером тонущей команды Larrousse. Сейчас он частенько выступает экспертом в телеэфире и занимается карьерой собственного сына. Но молодой Адриен не слишком-то ярко смотрелся в "молодежных" классах, а сейчас и вовсе ушел в "кузова". Похоже, его отец и впрямь был гением – вот только так и не смог реализовать свой талант в Формуле 1...


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё