Участники: Сирил Абитебул (Caterham), Джон Бут (Marussia F1), Франц Тост (Toro Rosso), Клэр Уильямс (Williams), Тото Вольфф (Mercedes)
Вопрос: Сирил, начнем с вас. Для Caterham сезон складывается очень ровно, и не похоже, чтобы команда демонстрировала прогресс. Как идут дела вне трассы?
Сирил Абитебул: Приезжайте на базу, и вы увидите, сколько всего там происходит! Мы следуем намеченному плану и заранее предупредили, что для нас этот сезон особенный. Мы начали его с переходной машиной, в которой было много деталей от прошлогоднего шасси, и дорабатываем её в каждой гонке, начиная с этапа в Бахрейне.
Это весьма агрессивный подход, если учесть, что мы работаем и над подготовкой к следующему сезону. Иногда новинки приносят ожидаемый эффект, иногда работают не так, как мы рассчитывали. Мы – молодая команда, нам ещё нужно научиться контролировать процессы. Временами мы действуем весьма радикально, но пока справляемся, что позволяет сохранять оптимизм, хотя это всегда непросто, если вы находитесь в последних рядах пелотона.
Вопрос: Кое-кто сомневался – возможно, необоснованно – в том, что Гидо ван дер Гарде заслуживает места в команде. Называлась кандидатура Хейкки Ковалайнена, многие задавались вопросом, получит ли Александр Росси право выступить в Гран При США. Как обстоят дела с гонщиками?
Сирил Абитебул: Мне впервые приходится отвечать на подобные вопросы, хотя ситуация, на мой взгляд, вполне очевидная – у нас есть два основных молодых гонщика и один резервный, у которого больше опыта. И вы правы, из двух молодых гонщиков один опытнее другого, и у одного есть определенные сложности с шинами – я говорю о Гидо.
Посмотрим, как скажутся на его скорости изменения в конструкции шин и подготовленные нами новинки, но он тоже находится под постоянным прессингом, как я испытываю прессинг со стороны акционеров. Гидо должен демонстрировать результаты, но в целом нагрузка на него не отличается от нагрузки на любого другого гонщика.
Вопрос: Джон, в следующем году вы перейдете на моторы Ferrari. Это серьезная инвестиция и, в то же время, гарантия определенной стабильности, ведь кроме моторов вы получите и коробку передач...
Джон Бут: Да, это своего рода вклад в наше будущее, мы очень довольны нашими отношениями с Ferrari. Переговоры получились продолжительными, но в итоге мы очень рады объявить о нашем сотрудничестве.
Вопрос: Как это связано с Жюлем Бьянки - участником молодежной программы Ferrari, и как это отразится на вашем партнерстве с McLaren?
Джон Бут: Да, Жюль участвует в программе Ferrari, но контракт на поставку моторов никак не связан с его контрактом.
Вопрос: А если говорить о McLaren?
Джон Бут: Это два отдельных договора. Контракт с Ferrari затрагивает исключительно вопросы поставки силовой установки, а соглашение с McLaren охватывает иные аспекты.
Вопрос: Эта схема работает?
Джон Бут: Да, без каких-либо проблем.
Вопрос: Тото, позади половина сезона. Как вы оцениваете выступление команды, и чего вам по силам добиться по итогам года?
Тото Вольфф: По сравнению со второй половиной прошлого сезона Mercedes сделала огромный шаг вперед. Если бы нам сказали, что мы сможем одержать пару побед и завоевать несколько поулов, мы, пожалуй, не поверили бы, так что в целом я оцениваю выступление на восемь баллов из десяти.
Вопрос: На какие результаты можно рассчитывать?
Тото Вольфф: У нас остались кое-какие сложности – в частности, машина не лучшим образом ведет себя при жаркой погоде, а именно такая ожидается здесь в воскресенье. Нужно учесть это при подготовке к следующему сезону.
Вопрос: Многие удивились тому, как сработались друг с другом Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. А что вы скажете? Вчера было немного забавно слышать от Льюиса, что Нико стал заметно конкурентоспособнее со времени их совместного выступления в картинге.
Тото Вольфф: В команде отличный боевой дух. Льюис и Нико серьезные соперники, но они давно знают друг друга. У них разные подходы к работе с машиной, но нам приятно сотрудничать с ними.
Вопрос: Клэр, в вашей команде произошли перестановки в конструкторском штабе. В чем причина?
Клэр Уильямс: Думаю, для всех было очевидно, что результаты команды далеки от желаемых. В конце 2012 года мы были уверены, что нам удалось добиться прогресса, но в Австралии эти ощущения развеялись. Желая исправить ситуацию, мы решились на перестановки в конструкторском штабе. Они были крайне необходимы, и приход Пэта Симондса на должность главного конструктора является частью данного процесса, но это лишь одна из нескольких новостей, о которых мы объявим в ближайшем будущем.
Вопрос: Как это связано с работой над машиной для следующего сезона? К ней уже приступили? Пэт сразу займется перспективным шасси?
Клэр Уильямс: Нет, Пэт будет работать и над нынешним шасси, и над перспективным.
Вопрос: То есть, FW35 будет дорабатываться?
Клэр Уильямс: Именно. В Williams не привыкли останавливать работу над машиной в середине сезона.
Вопрос: Франц, как вы оцениваете результаты команды на тестах в Сильверстоуне?
Франц Тост: У нас было два неплохих дня с Даниэлем Риккардо и Карлосом Сайнсом, а в третий день мы потеряли два часа из-за проблем с гидравликой. Тем не менее, Даниил Квят сработал очень неплохо. В целом участники молодежной программы Red Bull оказались впечатляюще быстрыми – уверен, у них неплохие перспективы.
Вопрос: Как обстоят дела с гонщиками на следующий сезон? Вы готовы отпустить одного из своих подопечных?
Франц Тост: Посмотрим. В Red Bull еще не определись с выбором, но не будем забывать, что в свое время Дитрих Матешиц приобрел Minardi, чтобы предоставить участникам молодежной программы возможность дебютировать в Формуле 1. Цель Toro Rosso - растить молодые таланты, и я вижу здесь несколько положительных моментов, поскольку спрос на наших гонщиков говорит о том что, во-первых, парни обладают достаточным мастерством, а во-вторых, команда справляется со своей задачей. Если в Red Bull Racing выберут Даниэля, я буду рад такому решению.
Вопрос: Вы будете искать замену исключительно среди участников молодежной программы Red Bull?
Франц Тост: Мы обсудим этот вопрос с Red Bull. Если найдется достойный участник молодежной программы, мы возьмем его, а если нет – будем искать на стороне. Впрочем, уже сейчас среди участников молодежной программы есть несколько талантов.
Вопросы с мест
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Мой вопрос о количестве этапов. Желает ли кто-нибудь из вас видеть в расписании чемпионата более двадцати гонок? Какие из гонок наиболее сложны для команд? Насколько важен для вас Гран При Германии?
Джон Бут: Небольшой команде будет крайне сложно провести более двадцати этапов. Это приведет к необходимости держать резервный штат, что весьма накладно.
Гран При Германии? Все европейские этапы крайне важны. Здесь рождались гонки Формулы 1, и мы должны сохранять эти этапы в календаре как можно дольше. Самые трудные гонки? Для нас они все одинаковы!
Вопрос: Тото?
Тото Вольфф: Есть договоренность о двадцати гонках в год, и, как заметил Джон, для большего количества потребуются перестановки внутри команд. Давайте придерживаться двадцати этапов. Если говорить о самой сложной гонке, для нас таковой является самая жаркая.
Вопрос: Что скажете о Гран При Германии?
Тото Вольфф: Для нас это домашний этап, потому он крайне важен.
Вопрос: Клэр?
Клэр Уильямс: Мне нечего добавить. Двадцать гонок – и без того серьезная нагрузка на персонал любой команды, а большее количество этапов сопряжено с существенными переменами. Гран При Германии также очень важен для нас, особенно если учесть, что со следующего года мы сотрудничаем с Mercedes.
Вопрос: Франц?
Франц Тост: Меня устроит то количество гонок, которое способен организовать Берни Экклстоун. Двадцать две – так двадцать две, двадцать четыре – тоже не вопрос. Гран При Германии, разумеется, крайне важен: Нюрбургринг и Хоккенхаймринг – классические трассы, которые должны сохранить свое место. У нас есть по одному этапу в Германии, Монако, Сильверстоуне и Монце, в следующем сезоне возвращается гонка в Австрии – мы должны чаще выступать в Европе, а не проводить исключительно выездные Гран При.
Вопрос: Сирил?
Сирил Абитебул: Соглашусь с Францем. Если взглянуть на прочие гоночные серии, особенно американские, вы увидите, что количество этапов отнюдь не показательно. Нужно сохранить эксклюзивность чемпионата – болельщики не должны пресытиться гонками – и обеспечить оптимальный график. А экономическая основа должна быть такой, чтобы любая команда могла позволить себе провести все этапы. Для этого, в свою очередь, нужна соответствующая подготовка, и в данной ситуации было бы неплохо сперва получить подтверждение расписания на следующий сезон, а уже потом говорить о возможном увеличении количества гонок.
Гран При Германии для нас тоже важен, а если говорить о самой сложной гонке – для нас это этап на новой трассе, когда её состояние в пятницу совершенно иное, чем в воскресенье. Согласен, всем приходится действовать в одинаковых условиях, разве что наш симулятор, который, несомненно, играет существенную роль в функционале команды, пока не столь совершенен, как у конкурентов. Поэтому пятничная работа для нас крайне важна.
Вопрос: (Дэн Натсон – National SpeedSport News/Auto Action) Вопрос ко всем. В Формуле 1 постоянно говорят о снижении расходов. По сравнению с ситуацией двухлетней давности ваши издержки выросли или сократились?
Франц Тост: В Формуле 1 нет снижения расходов – это дорогой вид спорта. В следующем году издержки вырастут примерно на двадцать миллионов долларов, такова реальность. Опять же, и я не раз это говорил, больше гонок – больше доходов. Нужно предлагать должное зрелище, чтобы спонсоры были заинтересованы в Формуле 1, а для этого нужно выезжать в те страны, которые их привлекают. В такой ситуации снижения расходов, о котором все постоянно говорят, никогда не случится. Формула 1 была исключительно дорогой и будет оставаться такой всегда.
Клэр Уильямс: Контроль над расходами очень важен, не так ли? В следующем году затраты на моторы существенно вырастут, что создает определенные сложности для команд вроде Williams, но пока нам всегда удавалось сформировать необходимый бюджет для участия в гонках. На протяжении предыдущих двух сезонов расходы команды оставались относительно стабильными – да, в 2014-м они увеличатся, но это наша задача – обеспечить себе финансирование, позволяющее выступать на конкурентоспособном уровне.
Тото Вольфф: Нельзя изолировать себя от остального мира, где экономическая ситуация остается крайне непростой. С одной стороны, мы хотим добиться успеха и, собственно, ради этого выступаем в гонках, с другой стороны, есть реалии, которые мы не можем игнорировать. Поэтому подход Mercedes – не тратить средства без необходимости, но сохранять конкурентоспособность.
Джон Бут: Наши затраты растут из года в год, но в основном потому, что мы пока очень молодая команда, и у нас есть план развития.
Сирил Абитебул: Аналогично. Люди привыкли расходовать все средства, которые имеют, и потому ограничить издержки крайне сложно. По-моему, единственным примером успешного снижения расходов стал ввод ограничений на цену моторов и их количество на сезон. Ограничения, касающиеся конечного продукта – то есть, машины – в большей степени влияют на общие издержки, чем контроль над тем, что происходит на базе команды. По крайней мере, таково мое личное мнение.
Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Франц, похоже, Кристиан Хорнер исключил Жана-Эрика Верня из списка претендентов на место в Red Bull Racing, но заметил, что он заслуживает право остаться в Формуле 1. Каковы перспективы? Решение целиком зависит от Хельмута Марко?
Франц Тост: Лично я не сомневаюсь, что в следующем сезоне Жан-Эрик будет выступать в Toro Rosso. Не стоит забывать, что он дебютировал позднее Даниэля Риккардо, и в Red Bull Racing обратили внимание на Даниэля в том числе потому, что у австралийца больше опыта, и он неплохо провел первую половину сезона. Но Жан-Эрик практически не уступал напарнику в скорости, поэтому нет речи о том, что он должен покинуть нашу команду. Мне кажется, он останется в Toro Rosso.
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Не знаю, кто из вас сможет ответить на данный вопрос. Буквально несколько минут назад мы говорили о перспективах Гран При Германии, а сегодня днем состоялась встреча с участием Берни Экклстоуна, на которой обсуждалось будущее другой гонки – судя по всему, индийской – с которой есть определенные таможенные сложности. Чуть ранее на этой неделе была объявлена дата Гран При России – 19 октября: я беседовал с организаторами, и они подтвердили сроки. Каковы в таком случае шансы Гран При Индии, и почему он должен покинуть чемпионат?
Джон Бут: Это была частная встреча, и мы не можем обсуждать её публично. Насколько мне известно, Гран При Индии включен в расписание и там останется.
Тото Вольфф: Расписание сезона определяет держатель коммерческих прав, а в нем можно не сомневаться. Мы отправимся туда, куда он решит.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Франц говорил о дороговизне Формулы 1, как о реальности. Эта реальность объективна?
Франц Тост: Пока машины выезжают на стартовую решетку, и проводятся гонки, Формула 1 существует, верно? Тем не менее, нам следует задуматься о том, как снизить издержки. В следующем сезоне у нас будут более дорогие моторы, вернутся тесты, которые тоже стоят денег. Получается, мы мыслим и действуем в разных направлениях. Наиболее эффективным снижение расходов было в 2009-2010 годах, когда команды отказались от тестов, а доработка моторов оказалась под запретом. На протяжении последних лет ситуация была более-менее стабильной, но затраты на следующий сезон лично у меня вызывают беспокойство, поскольку они стремительно растут.
Клэр Уильямс: Моя задача – привлечь финансирование для команды, поэтому рост расходов всегда меня беспокоит. Насколько оправданы издержки? Как уже говорилось, таков наш спорт, и он, несомненно, очень дорогой, но, как заметил Тото, нужно помнить об экономической ситуации в мире. Больше всего меня беспокоит разница в бюджетах команд, и чтобы обеспечить более-менее равную конкурентоспособность, нужно контролировать расходы, чтобы участники работали в одинаковых условиях. Сейчас получается, что команда с бюджетом в 50 миллионов фунтов пытается соперничать с командой, на счетах которой более 250 миллионов, и это главная проблема.
Вопрос: Тото, похоже, среди присутствующих здесь команд ваша – самая обеспеченная…
Тото Вольфф: Не уверен. Франц сказал предельно ясно: новые правила спровоцировали рост расходов, и нам следует быть более осмотрительными в своих решения, поскольку мы не можем позволить себе дальнейшее увеличение. Для Mercedes это очень важно.
Команды находятся в непростой ситуации, но, как заметила Клэр, это наша работа – привлекать спонсоров. Сейчас в этом плане дела идут чуть лучше – не стоит забывать, что Формула 1 имеет самую большую зрительскую аудиторию в мире. С появлением новых этапов мы посещаем практически все уголки земного шара, так что я настроен оптимистично.
Джон Бут: Ситуация действительно непростая, и я соглашусь с Клэр: если разница в бюджетах команд составляет двести миллионов фунтов, как это сказывается на спорте? В любом случае, это не делает его более привлекательным, поэтому у нас должны быть механизмы контроля над расходами и равное распределение доходов.
Сирил Абитебул: Я беспокоюсь скорее о результатах, чем о расходах, хотя одно влияет на другое. Согласен, есть вопросы, касающиеся контроля над расходами и распределения доходов, но мы должны быть уверены, что Формула 1 себя обеспечивает и живет по средствам. Как в случае с любым домашним хозяйством, мы не должны тратить больше, чем зарабатываем, а потом обсуждать распределении прибыли.
Есть исследования, согласно которым Формула 1 не настолько эффективна, как другие чемпионаты вроде НБА или Национальной футбольной лиги, где расходы существенно меньше. Но мы используем последние технологии, применяем всевозможные инновации и по ходу сезона производим бесчисленное множество деталей. Возможно, следует поставить во главу угла вопросы бизнеса, а не скорости, но пока дела обстоят совсем не так.
Вопрос: (Зольт Година – Best of Radio) Тото, следующий сезон станет последним для партнерства Mercedes и McLaren. Могут ли здесь быть какие-либо трудности?
Тото Вольфф: Нет, поскольку обе стороны работают предельно профессионально. Конечно, досадно терять партнера, сотрудничество с которым было столь продолжительным и успешным, но мы не сомневаемся в том, что наши отношения до самого конца будут строиться на профессиональной основе.
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Тото, в продолжение ваших слов о новых правилах и увеличении расходов. Если взять еженедельник Autosport, ваша команда постоянно размещает там объявления о вакансиях, причем на целые страницы. В какой мере вы расширяете производство? Вы сможете остаться в рамках бюджета, определенных Соглашением о снижении расходов, или сейчас действуете настолько экономно, что можете позволить себе расширение штата?
Тото Вольфф: Если вы внимательно посмотрите еженедельник Autosport, мы далеко не единственная команда, которая размещает там объявления. Это одно из лучших изданий в Великобритании, которое можно использовать для подбора персонала, но не важно, идет ли речь об Autosport или каком-то другом средстве массовой информации: это вполне естественный процесс. Штат постоянно обновляется, в Mercedes заинтересованы в привлечении лучших кадров, хотя и здесь нужно учитывать рамки, установленные Соглашением об ограничении расходов.
Перевод: Валерий Карташев