Участники: Рон Медоуз (Mercedes), Массимо Ривола (Ferrari), Энди Стивенсон (Force India), Дики Стэнфорд (Williams), Грэм Уотсон (Caterham) и Беат Цендер (Sauber)
Вопрос: Добрый вечер, джентльмены! Вы впервые участвуете в пресс-конференции FIA, начнем мы с вопроса о роли менеджера команды. Каковы ваши обязанности? Грэм?
Грэм Уотсон: Менеджер – это как дирижер, отвечающий за логистику по ходу уик-энда. Он напрямую взаимодействует с группой инженеров ради достижения общего результата. Занятость 100% - иногда бывает более-менее спокойное время, но в основном постоянные дела.
Вопрос: Энди, есть что добавить?
Энди Стивенсон: Да, круг обязанностей одинаковый во всех командах. Я всегда считал себя тем, кто отвечает за задачи, которыми никто другой заниматься не хочет. Когда что-то идет не так – я виноват, а если все в порядке – команда сработала безупречно.
Вопрос: Беат, полагаю, менеджер должен в совершенстве знать регламент...
Беат Цендер: Конечно, это часть нашей работы, но кроме этого, как заметили Энди и Грэм, мы те, кто решает проблемы. Если что-то идет не так, в первую очередь обращаются к нам, именно мы занимаемся решением различных ситуаций.
Вопрос: Здесь, в Корее, у команд нет собственных моторхоумов и грузовиков. Насколько выездные гонки отличаются от европейских в плане логистики?
Рон Медоуз: Эти выездные этапы – Сингапур и Корея – одни из лучших в плане инфраструктуры. Здесь превосходные боксы, большие зоны для размещения оборудования – в отличие от Монако, где в паддоке тесно, а моторхоумы расположены относительно далеко. Здесь проще работать.
Вопрос: Массимо, а вы что скажете?
Массимо Ривола: Согласен. Переезды по Европе – грузовики, моторхоумы – требуют значительных трудозатрат, так что на выездных этапах в каком-то плане даже легче.
Вопрос: Дики?
Дики Стэнфорд: На выездных этапах у вас уже есть всё необходимое, нужно просто адаптироваться. Здесь не приходится таскать за собой караван грузовиков, как в Европе.
Вопрос: Но все равно приходится привозить с собой оборудование, топливо…
Дики Стэнфорд: Мы точно так же перевозим топливо и по Европе, так что с выездными этапами никакой разницы.
Вопрос: Грэм, вернемся к вам. Управление персоналом – как вам удается контролировать механиков и держать их в постоянном рабочем ритме на протяжении всего сезона?
Грэм Уотсон: Сезон очень длинный, нужно постоянно следить за состоянием сотрудников. Ресурсы ограничены, поэтому необходимо расходовать их с умом. Мы стараемся проводить ротацию специалистов и по ходу сезона контролировать работу коллектива.
Вопрос: Энди?
Энди Стивенсон: С увеличением числа этапов нагрузка на персонал возрастает, потому в Force India уделяют особое внимание физической подготовке и здоровому образу жизни. Мы следим за рационом питания и в этом году видим результаты проделанной работы: в команде стало меньше травм и болезней, сотрудники в отличной форме, они эффективнее справляются со своими обязанностями. Кроме того, мы стараемся обеспечить им необходимый комфорт – оптимальным образом планируем перелеты, бронируем отели, чтобы они смогли целиком сосредоточиться на работе.
Вопрос: Беат?
Беат Цендер: Самочувствие персонала - важный фактор. Прелесть Формулы 1 в том, что те, кто здесь работает, мотивированы сами по себе, никаких дополнительных усилий не требуется. Главное, как сказал Энди, чтобы у них были своевременные перелеты, комфортные гостиницы и возможность вести здоровый образ жизни. Ближе к концу сезона люди чаще болеют, поскольку переезды отнимают немало времени, а климатические зоны предъявляют высокие требования к физической форме.
Вопрос: В 2014-м в Формулу 1 вернутся тесты по ходу сезона. Как вы к этому готовитесь?
Рон Медоуз: Вчера команды обсуждали этот вопрос, мы получили расписание – думаю, особых сложностей не возникнет. Прежде мы проводили восемь съёмочных дней, в которых не могли проехать больше 100 км, тогда как теперь у нас будет возможность работать на трассе сразу после Гран При, оставив на месте часть персонала.
Вопрос: Какое количество оборудования придется возить с собой? Массимо?
Массимо Ривола: Ferrari привозит с собой более 40 тонн оборудования, но сложностей быть не должно. Наша команда выступала за возвращение тестов, вряд ли они окажутся более затратными, чем дни съёмок и аэродинамические тесты. Процесс будет более организованным, а работа – легче.
Вопрос: Дики?
Дики Стэнфорд: Мы будем использовать гоночное оборудование и постараемся максимально снизить затраты на участие в тестах.
Вопрос: А персонал?
Дики Стэнфорд: Мы поступим так же, как Рон – будем варьировать состав специалистов.
Вопросы с мест
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Мой вопрос о Гран При России, который дебютирует в расписании чемпионата в следующем году. Теперь у нас новая дата – 5 октября. Беат уже был в Сочи, но вопрос для всех вас. Каково ваше мнение о российском этапе? Какие сложности вы ожидаете?
Беат Цендер: Постройки в Олимпийском парке очень хороши. Трасса выглядит замечательно, новые здания постепенно возводятся – в общем, фантастика!
Вопрос: Вы были там на прошлой неделе?
Беат Цендер: Да, на демонстрационных заездах. Там было немного ветрено.
Вопрос: Энди, каковы ваши планы? Намерены заранее посетить трассу, или вы уже там побывали?
Энди Стивенсон: Нет, не бывал, но мы планируем заранее посетить трассу. Лично я всегда приветствую появление новых трасс: на многие автодромы мы приезжаем из года в год – не скажу, что это надоедает, но всегда приятно увидеть что-то новое.
Вопрос: Грэм, каких сложностей можно ожидать от гонки в России?
Грэм Уотсон: Думаю, проблем не будет. FOM всегда качественно решает вопросы ввоза и вывоза нашего оборудования в страну. С новыми этапами случаются небольшие сложности, но в целом всё должно быть в порядке.
Вопрос: Рон, вы планируете ознакомительную поездку?
Рон Медоуз: Конечно. Не представляю, когда, но мне хотелось бы побывать в России. Это интересная страна, россиянин недавно выступал в Формуле 1 – возможно, скоро появятся его последователи.
Вопрос: Массимо?
Массимо Ривола: Схожий ответ. У нас есть партнеры из России, так что мы хотели бы приехать. Кроме того, с каждым новым этапом мы стараемся привлечь дополнительных спонсоров.
Вопрос: Дики?
Дики Стэнфорд: Мы приедем в начале следующего года. Я уже бывал на одном из мероприятий, правда, в Москве, и мне там очень понравилось. Думаю, командам понравится новая гонка.
Вопрос: (Кейт Уолкер – GP Week) Вопрос ко всем. Вы говорили о логистике в рамках тестов, но в следующем сезоне нас ждет, возможно, двадцать два этапа. Добавьте к этому предсезонные тесты, позднее окончание сезона – насколько сложным будет следующий год в плане финансов и логистики?
Рон Медоуз: С точки зрения логистики следующий сезон будет сложным, но основной проблемой станут три гонки подряд. Нужно поговорить об этом с FOM, там блестящие специалисты по логистике - если они считают подобный вариант возможным, значит, так и есть.
Что касается финансов, здесь есть и приход, и расход. Конечно, мы потратим больше денег, но приедем в Россию, Мексику, вернемся в Австрию, а это новые контракты со спонсорами, гонщиками и специалистами.
Вопрос: Массимо, а чего опасаетесь вы? Тоже трех этапов подряд?
Массимо Ривола: Честно говоря, я надеюсь, что мы вернемся к календарю из двадцати гонок, предварительный вариант мне не кажется оптимальным с точки зрения логистики. Даже первая гонка в Австралии в этом плане не идеальна – я бы предпочел провести сдвоенный этап, а уже потом отправиться в Мельбурн. Уверен, есть какие-то экономические причины, о которых я не знаю, но посмотрим. Когда расписание утвердят, нам останется лишь адаптироваться.
Вопрос: Дики?
Дики Стэнфорд: Да, три этапа подряд – это интересно! Уверен, мы как-нибудь справимся.
Вопрос: Беат?
Беат Цендер: Для нас самым сложным вопросом остается персонал. У нас небольшая команда, но мы должны проводить все гонки, тесты и демонстрационные заезды силами одних и тех же людей. Чем больше событий, тем выше нагрузка. А что касается строенного этапа – похоже, в Монако нам придется уже в субботу начинать собирать чемоданы, чтобы успеть в Нью-Джерси.
Вопрос: Энди?
Энди Стивенсон: Расписание выглядит интересным и напряженным. Как я уже говорил, нам нравятся новые трассы и новые вызовы, правда, тесты по ходу сезона станут непростой задачей. Четыре сессии – не то, чего мы ждём с нетерпением.
Вопрос: Грэм?
Грэм Уотсон: Соглашусь с Энди – максимальную нагрузку создадут тесты. Вчера, когда мы попытались включить все это в расписание сезона, картина получилась удручающей. Придется максимально эффективно распределять нагрузку на персонал. Так всегда бывает в Формуле 1: очередное изменение в правилах, и мы снова думаем: «Как же это сделать?» Но из года в год у нас как-то получается – мы доводим сезон до конца и переключаемся на подготовку к следующему.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Я хотел бы задать детальный вопрос о трех этапах подряд. В Монако машины часто получают повреждения, а на следующей неделе вам нужно работать с ними в Нью-Джерси. В чем сложность такой ситуации, и как вы готовитесь к трем этапам подряд, зная, что один из них может не состояться?
Энди Стивенсон: Пока мы об этом не думали. О трех этапах подряд стало известно всего неделю назад, прежде чем направлять ресурсы на планирование, нужно дождаться финальной версии расписания. В Формуле 1 всегда так: есть задача – надо с ней справляться, так что давайте наберемся терпения.
Вопрос: Беат?
Беат Цендер: Провести подряд этапы в Монако и Нью-Джерси очень непросто, поскольку, например, рейс в Канаду отправляется в субботу перед неделей гонки, а если вы сможете прибыть на трассу только во вторник, это сильно осложнит задачу на уик-энд.
Вопрос: Грэм, как это скажется на небольших командах?
Грэм Уотсон: Так же, как на всех остальных. Небольшие команды тоже должны перевезти все оборудование, машины и персонал. Их ситуация несколько сложнее, но в целом все в равных условиях – участники отправляют схожие объемы грузов. Правда, сложно планировать что-либо, когда расписание еще не утверждено, но связка из Монако и Нью-Йорка вызывает озабоченность…
Массимо Ривола: Даже для топ-команд подобная задача выглядит трудновыполнимой. Впрочем, как я уже говорил, посмотрим на финальную версию календаря, а там решим, что делать.
Вопрос: В каком-то плане топ-командам даже сложнее, ведь у вас больше оборудования…
Массимо Ривола: В конечном итоге, это просто больший объем груза. Если этапы следуют один за другим, топ-команды ни в чем не выигрывают.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Дики, вы помните дни величия Williams. Насколько высок боевой дух команды сейчас, и каким образом вы, один из ветеранов, можете помочь Williams вернуться на вершину?
Дики Стэнфорд: Непростой вопрос! Да, я помню время побед, и чтобы мотивировать людей, стараюсь сделать для них все возможное. Для этого приходится выкладываться по максимуму, как любому сотруднику, ведь мы все здесь ради одной цели – победы.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Джентльмены, в условиях предыдущей версии Договора Согласия вы все были членами Спортивной рабочей группы, которая сейчас преобразилась в рабочую комиссию. Притом это скорее площадка для дискуссии, чем механизм подготовки решений для Комиссии Формулы 1. Не вредит ли это процессу принятия решений?
Массимо Ривола: Подходы внутри группы не меняются, и не важно, будут поступать директивы от руководителей команд или стратегической группы – главное, что они в принципе будут. Ну а с директивами мы постараемся разработать корректные правила для конкретных ситуаций. Не думаю, что здесь можно говорить о кардинальных переменах – просто придется эффективнее взаимодействовать с руководителем команды, но это тоже привычная работа.
Рон Медоуз: С момента ликвидации Спортивной рабочей группы мы не заметили каких-либо перемен в работе. Возможно, вам следует задать этот вопрос через два-три месяца, но пока мы действуем также, как в предыдущие годы.
Вопрос: Как часто вы собираетесь вместе?
Массимо Ривола: Примерно шесть раз в год.
Вопрос: (Стюарт Кодлинг – F1 Racing) Джентльмены, полагаю, именно спортивные директоры наложили запрет на тесты Pirelli в США. В таком случае, в чем разница между тестами с машиной Ferrari 2011 года в Барселоне, состоявшимися за три недели до Гран При Испании, и тестами с машиной McLaren того же года за три недели до этапа в Остине? Возможно, Энди, вы ответите нам? Насколько мы поняли, в Force India критически отнеслись к такому варианту…
Энди Стивенсон: Нет, мы к этому не причастны, решение принималось FIA. Лично я узнал о нем, когда в McLaren сообщили, что в FIA не одобряют идею подобных тестов.
Рон Медоуз: Мы прочитали об этом утром. Вчера ничего подобного не обсуждалось.
Беат Цендер: Разница в том, что о тестах Ferrari никто заранее не знал.
Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Два ответа на мой предыдущий вопрос поступили от представителей команд, чьи руководители входят в Стратегическую группу, тогда как остальные присутствующие здесь не участвуют в данном процессе, поскольку их руководители в эту группу не входят. Что вы об этом думаете?
Грэм Уотсон: Могу лишь сказать, что мы по-прежнему собираемся в том же формате, как и в прошлые годы. Мы задали вопрос Чарли Уайтингу о наших перспективах, и он выразил уверенность, что процесс продолжится в том же русле и будет способствовать структурированию регламента для сезонов 2014 и 2015 года. Кроме того, большая часть правил разрабатывалась именно нашей группой. Как сказал Рон, посмотрим, что будет через три месяца, но пока всё остается по-прежнему. Да, у нас нет права голоса в рамках Стратегической группы, но, возможно, мы поможем им действовать более конструктивно.
Беат Цендер: Разумеется, мы регулярно проводим совещания и иногда поднимаем важные для нас вопросы – не думайте, что половина паддока не участвует в процессах. Наша задача – выработать предложения, которые потом рассматриваются Стратегической группой.
Энди Стивенсон: Для меня ситуация все-таки изменилась. После того, как в Монако мы подписали соглашение, характер дискуссии стал несколько иным, и в следующем году будет точно так же. Процесс не настолько эффективен, как раньше, и у небольших команд меньше возможностей для отстаивания своих идей.
Беат Цендер: В отсутствие Договора Согласия все решалось простым большинством голосов, а не так, как раньше – единогласно или одобрением 70% участников.
Вопрос: (Крис Лайонс – AP) Рон, вы сказали, что вчера команды обсуждали тесты по ходу сезона. Есть какие-то новости?
Рон Медоуз: Мы запланировали кое-какие даты, но их нужно согласовать с Чарли Уайтингом, так что он сам объявит вам решение.
Вопрос: (Кейт Уолкер – GP Week) Хотелось бы вернуться к вопросу логистики, финансирования и тестов по ходу сезона. Было сказано, что все это обойдется каждой команде в дополнительные 10 миллионов долларов. Кроме того, вам придется восстанавливать машину после гонки, проводить тесты, снова собирать машину и отправлять ее на очередной этап. В какой мере это возможно – особенно для небольших команд, у которых уже сегодня есть с этим определенные трудности?
Дики Стэнфорд: Нет никакой разницы, собирать машину после гонки или после тестов. Мы делаем это во время сдвоенных этапов, так что ситуация не новая. После выездного Гран При машина разбирается воскресной ночью, проверяется и отправляется на следующую гонку. В Европе она разбирается, детали полностью меняются, машина отправляется дальше. Что касается расходов на дополнительные этапы, мы их пока не считали. Расписание сезона стало известно всего неделю назад.
Массимо Ривола: Я бы не стал иметь дело с человеком, требующим десять миллионов долларов за дополнительные тесты. Не думаю, что будет именно так. Мы наверняка сработаем эффективнее, но дополнительные этапы все-таки скажутся на бюджете, поскольку вырастут затраты на переезды. Впрочем, разница будет несущественной.
Рон Медоуз: Расходы будут больше, чем в нынешнем сезоне, поскольку сейчас у нас нет тестов. С другой стороны, у нас будет полноценная бригада, нам не придется гоняться на каком-нибудь аэродроме на севере Йоркшира и надеяться, что дождь не пойдет. Вместо этого мы сможем проехать полноценные 500 км в Барселоне.
Энди Стивенсон: Для нас ситуация с расходами сильно осложнится, и с имеющимися ресурсами мы вряд ли сможем принять участие во всех четырех сериях тестов. Мы предложили свои варианты, которые не сулили нам конкурентного преимущества, но они не были одобрены, так что придется решать, ехать на тесты, или нет. По предварительным расчетам участие во всех тестах обойдется команде в восемь миллионов долларов.
Беат Цендер: По-моему, все дело в разных точках зрения. Восемь дней полноценных тестов заменяют четыре дня на проверку аэродинамики, три дня работы с молодыми гонщиками и шесть из восьми презентационных дней, но мы, будучи небольшой командой, и сегодня не проводим тесты на прямых для проверки аэродинамики – у нас есть замечательная аэродинамическая труба. Мы проводим три дня тестов с молодыми гонщиками и один день посвящаем съемке. Если бы мы позволили себе восемь дней съёмок и тестов на прямых, это уничтожило бы наш бюджет, но следующий сезон в любом случае обойдется дороже, чем любой из трех предыдущих.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Возможно, я уже знаю ответ, но все-таки. Берни Экклстоун советовался с вами по вопросу логистики в новом сезоне, или расписание было предложено, как свершившийся факт?
Дики Стэнфорд: Нет, он с нами не советовался. Обращался ли он к руководителям команд – не знаю. Мы всегда ждем финальную версию расписания, а уже потом понимаем, что происходит.
Массимо Ривола: Нет, мы не участвовали в работе над календарём.
Вопрос: (Тед Кравитц – Sky Sports) Вторая и третья серия зимних тестов пройдут в Бахрейне. Есть ли у вас опасения по поводу условий работы – в прошлые годы там было очень жарко, да и как насчёт безопасности?
Беат Цендер: Мы здесь для того, чтобы максимально эффективно организовать работу по ходу уик-энда. Ехать в Бахрейн или нет – вопрос политический, а я здесь не для этого.
Массимо Ривола: Нужно проехать достаточно километров с новыми моторами, а в Бахрейне погода это позволяет. Приоритетом было провести тесты на Ближнем Востоке, а в Абу-Даби или Бахрейне – не важно.
Энди Стивенсон: Соглашусь с Беатом. Мы здесь не для политических дискуссий, но если говорить о тестах с новыми моторами, лучшего места, чем Бахрейн, не придумать. Зимой там ожидается около +22…+23, это хорошая возможность войти в ритм и подготовиться к непростому сезону, так что даты выбраны удачно.
Перевод: Валерий Карташев