1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Фелипе Масса (Ferrari)
3. Фернандо Алонсо (Ferrari)
Вопрос: Себастьян, похоже, идея поставить свежий комплект промежуточных шин уже под занавес финальной сессии оказалась верной!
Себастьян Феттель: Да, квалификация получилась интересной. Мы знали, что тучи на подходе, и, честно говоря, ждали дождя ещё в начале первой сессии, но в итоге выехали из боксов на сликах. Похоже, мы использовали несколько иной подход, чем конкуренты: во второй сессии ситуация была на грани, и дождь в какой-то степени помог, иначе пришлось бы выезжать ещё на попытку, а так результата хватило для выхода в финал.
Уже в финале, когда трасса подсыхала, стало очевидно – лучше сменить шины. Мы поняли это довольно рано и не ошиблись, хотя риск оставался, ведь никогда не знаешь, усилится дождь или нет. Немного удивлен такому отрыву, однако круг действительно удался, я доволен. Попытка получилась непростой, в некоторых местах трасса оставалась мокрой, но в итоге результат оптимален. Кроме того, нам удалось сэкономить шины, что сыграет свою роль в завтрашней гонке.
Вопрос: Фелипе, как и неделю назад в Мельбурне, вы вновь опередили Алонсо. Ferrari очень неплохо выглядит на мокрой трассе – дождь сыграл вам на руку?
Фелипе Масса: Пожалуй, да. Не знаю, получилось бы у нас квалифицироваться вторым и третьим на сухом асфальте, ведь соперники – Уэббер, Райкконен и гонщики Mercedes – были очень быстры. Сессия прошла удачно, мы приняли верное решение, вовремя сменили шины и показали хорошее время. Но дождь всё же немного помог.
Вопрос: Фернандо, третья позиция. Вы победили здесь год назад и на этот раз стартуете из первой тройки. Каким будет ваш подход?
Фернандо Алонсо: Я постараюсь уверенно провести гонку и заработать как можно больше очков. Мы не знаем точно, насколько быстра наша машина в гоночных условиях – на длинных сериях кругов не было стабильности: иногда всё было в порядке, иногда – нет. Посмотрим, как всё сложится завтра. В пятницу у нас не было проблем с длинными сериями, в Мельбурне гоночный темп был неплохим – есть повод для оптимизма, но поживем – увидим.
Вопрос: Себастьян, вернемся к вам. В Мельбурне вы тоже стартовали первым, но финишировали третьим. Какого результата вы ждёте завтра?
Себастьян Феттель: Когда начинаешь гонку с первой позиции, хочется на ней же её и закончить. Фернандо уже заметил – впереди длинная гонка, и сложно предугадать реальную скорость. Мы более-менее подтвердили ту форму, что демонстрировали в Мельбурне, я доволен балансом машины, и если вспомнить нашу скорость здесь ровно год назад, можно считать, что команда добилась серьезного прогресса.
Однако в нынешнем сезоне гонки складываются несколько иначе – надеюсь, завтра мы сможем уверенно стартовать, сможем контролировать состояние шин, а там посмотрим. Машина быстра, и хочется верить, что мне удастся пересечь финишную черту первым.
Вопрос: Себастьян, в первой сессии складывалось ощущение, что вы не выжимали максимум из комплекта шин, чтобы использовать его и во второй сессии, в которой чуть позже оказались лишь 9-м. Вам не кажется, что вы излишне рисковали?
Себастьян Феттель: Сложно рассчитать, насколько быстро ты можешь ехать, если не выкладываешься на 100%, а мы именно так и поступали. Да, результаты получились плотными, и, завершая круг, я думал, что моего времени может оказаться недостаточно, но обошлось. К тому же, мы выехали на попытку чуть позже и могли видеть… вернее, я видеть не мог, а вот команда следила, едет ли кто-нибудь с опережением моего графика.
Как только всё стало ясно, я сразу отправился в боксы, чтобы сберечь этот комплект шин для второй сессии – в итоге его хватило и для выхода в финал. Во время попытки уже накрапывал дождь, мне он практически не помешал, а вот тем, кто покинул пит-лейн позже меня, пришлось сложнее, поскольку асфальт стал уже скользким для сликов. Дождь усиливался, и становилось очевидным, что наш план сработал, а непогода отчасти помогла. Приятно сэкономить максимально возможное количество комплектов!
Вопрос: У некоторых команд по ходу квалификации возникли проблемы с погодным радаром. У вас есть какие-то дополнительные источники информации – скажем, люди, которые находятся в разных точках вокруг автодрома и сообщают обстановку – или вы обходитесь стандартными средствами?
Себастьян Феттель: Мы пользуемся теми же средствами, что другие команды, и в основном ориентируемся на данные погодного радара, который иногда предсказывает корректно, а иногда – нет.
Честно говоря, здесь сложно предвидеть что-либо более-менее точно, поскольку погода стремительно меняется. А еще удивляет тот факт, что при таком значительном количестве осадков состояние трассы практически не меняется – очевидно, это связано с высокой температурой воздуха. Нечто подобное мы наблюдали в пятницу – лил дождь, а от асфальта шел пар. Сегодня покрытие показалось мне скользким только в тот момент, когда ливень зарядил в полную силу, после чего оставалось лишь ехать за промежуточными шинами. Уверен, остальные команды действовали схожим образом…
Вопрос: Фелипе, учитывая ту информацию, которую вы получали о погоде, не могли бы вы рассказать о том, как складывалась для вас эта квалификация? О чем вы думали?
Фелипе Масса: Да, сессия прошла неплохо. Я проехал один круг, который оказался достаточно быстрым, хотя на асфальте было много воды. Потом я заметил, что многие гонщики переходят на свежий комплект, сам заехал в боксы, а когда вернулся на трассу, скорость уже выросла, поскольку траектория начала подсыхать. Дождь стихал, и даже на одном быстром круге ситуация выглядела совершенно иначе.
Мне удалась отличная попытка, хотя резина уже начала терять эффективность, поскольку асфальт был слишком сухим для промежуточных шин. Возникли небольшие сложности на втором и третьем секторе, но они были и у соперников. В любом случае, результат достойный. Нам долго не удавалось квалифицироваться в первой тройке, команда сработала по-настоящему здорово, сумев зимой оптимальным образом подготовить машину.
С нетерпением жду старта. Гонка будет непростой, всякое может случиться – износ шин, разные варианты стратегии, дождь… Главное – сделать всё, что в наших силах.
Вопрос: Судя по свободным заездам, у разных команд шины изнашиваются по-разному. Насколько значимым будет фактор стратегии, и какие варианты видите лично вы?
Фелипе Масса: Очень значимым, ведь мы знаем, как ведут себя эти шины при жаркой погоде. Да, у некоторых команд резина изнашивается сильнее, так что главное – всё сделать верно, если получится, можно отыграть немало позиций.
Вопрос: А вы что скажете, Фернандо? Какие выводы, сделанные после пятничных свободных заездов, могут помочь вам в завтрашней гонке?
Фернандо Алонсо: Мы должны использовать всю информацию, собранную во время вчерашних длинных серий кругов, во время утренней сессии, да и в квалификации тоже. Важен каждый пройденный круг, поскольку условия постоянно меняются: температура асфальта, погода и т.д.
Завтра все ждут дождя, но никто не знает, когда именно он начнется – до старта, в начале гонки, в середине или ближе к финишу. Нужно быть готовым к любому сценарию. Единственный положительный фактор – машина едет достаточно быстро и в дождь, и на сухой трассе, так что мы не слишком беспокоимся по поводу прогноза. Будем действовать по ситуации и, надеюсь, окажемся конкурентоспособными.
Вопрос: Как принималось решение по тактике? Сегодня было крайне важно среагировать вовремя, как и год назад в гонке, которую вы выиграли. Круг в Сепанге достаточно длинный, время должно быть рассчитано очень точно…
Фернандо Алонсо: Да, скорость принятия решений крайне важна. Малайзийская трасса экстремальна с точки зрения нагрузок на шины, и лишний круг на неоптимальном комплекте может обойтись дороже, чем на любом другом автодроме. Нужно действовать предельно точно и своевременно, права на ошибку в гонке попросту нет.
Вопросы с мест
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фернандо, похоже, сейчас вы испытываете новые ощущения – напарник не уступает вам в скорости, а порой оказывается быстрее! Вас это мотивирует?
Фернандо Алонсо: Я гоняюсь уже двадцать семь лет и не впервые сталкиваюсь с жесткой конкуренцией. Соперничество было плотным и в предыдущие три года, но со стороны оно, возможно, не выглядело таковым из-за разницы в результатах, поскольку Фелипе часто не везло – случались какие-то аварии, механические проблемы, однако борьба всегда оставалась острой.
Она остается такой и в нынешнем сезоне - вторую гонку подряд я уступаю ему в квалификации, но в субботу очки не начисляются, нужно довести дело до конца в воскресенье. Для команды такая ситуация оптимальна, поскольку между напарниками должно быть соперничество, мы должны обмениваться информацией, анализировать ее и прогрессировать. Мы с Фелипе по-прежнему будем максимально мотивировать друг друга, и для Ferrari это лучший из вариантов.
Вопрос: Фелипе, желаете ответить? Вы снова полны сил?
Фелипе Масса: Конечно, я вновь пилотирую на рефлексах, да и машина мне нравится гораздо больше прошлогодней, мы лучше понимаем настройки… Собственно, мы начали по-настоящему понимать их ещё в конце прошлого сезона.
Я наслаждаюсь своей работой. Когда вам некомфортно в машине, сложно выдать действительно быстрый круг, и этот фактор крайне важен для меня и Ferrari. Для команды важно иметь лучших гонщиков, способных финишировать на первых позициях, и недавние результаты – хороший знак для всей нашей команды.
Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Себастьян, вы сказали, что дождь отчасти помог вам. Смогли бы вы завоевать поул, если бы квалификация целиком прошла при сухой погоде?
Себастьян Феттель: Сложно сказать. Собственно, говоря о дожде, я имел в виду, прежде всего, график сессии, а не сам выход в финал – нашей скорости хватило бы и без этого. Непогода позволила сэкономить комплект шин на завтрашний день, а в целом мы были достаточно конкурентоспособны с самого начала уик-энда. Меня устраивало поведение машины, и нет никаких причин полагать, что у нас что-то не получилось бы…
Впрочем, кто знает. Круг, показанный Нико Росбергом во второй сессии, был очень быстрым, и мне сложно сказать, хватило бы скорости моей машине, чтобы превзойти этот результат.
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Фелипе, если считать с прошлого сезона, вы уже в четвертом Гран При подряд опережаете напарника в квалификации. Можно ли считать эти результаты ответом тем, кто еще недавно списывал вас со счетов, когда ваше будущее оставалось неопределенным?
Фелипе Масса: Когда гонщику комфортно в кокпите, он может выдать по-настоящему быстрый круг и выжать из машины максимум. Думаю, всем было очевидно, что в прошлом году и годом ранее я чувствовал себя словно не в своей тарелке: проблемы с машиной, неудачи – многое шло не так. Но теперь всё иначе, и я знаю, насколько быстрым могу быть – я не раз демонстрировал это в предыдущие годы.
Если все в порядке, я могу быть очень конкурентоспособен, даже не сомневайтесь. Я уверен в себе, и это важно для команды, для Фернандо, для всех. Мы должны быть сильными и бороться за лидирующие позиции в каждой гонке, и хорошо, что сейчас всё к этому идет.
Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Фернандо, вы попытаетесь опередить этих двоих уже в первом повороте, или же вы настолько уверены в гоночном темпе своей машины, что можете позволить себе немного повременить с атакой?
Фернандо Алонсо: Старт – это первая возможность выйти вперед. Как правило, я неплохо стартую, и если все пройдет по плану, должен, по меньшей мере, сохранить позицию, если не отыграться. Посмотрим, какими окажутся первые несколько метров.
В современной Формуле 1 не так многое решает старт. Пятьдесят шесть кругов – солидная дистанция, по ходу которой нужно принять несколько важных решений, следить за состоянием шин. Кто-то будет быстрее в начале гонки, кто-то чуть позже – в такой ситуации старт значит гораздо меньше, чем раньше, но мы все равно постараемся провести его так же уверенно, как в Мельбурне, чтобы сразу выйти на первые две позиции.
Вопрос: (Кристобал Розалени – Car and Driver) Фернандо, тот факт, что Райкконен квалифицировался только седьмым, можно считать хорошей новостью для вас? У Себастьяна, судя по всему, больше сложностей с шинами…
Фернандо Алонсо: Как я уже говорил, сейчас позиция на старте или по итогам первого круга не так важна. Если у вас хороший гоночный темп – а у Кими и Lotus он именно такой – то рано или поздно они подтянутся к лидерам и начнут прессинговать, так что не стоит списывать их со счетов.
В Мельбурне Кими удался фантастический старт, он выиграл первый этап, да и этот уик-энд проводит столь же сильно, но гонка и чемпионат длинные, и не один Кими претендует на титул. Сейчас конкуренция очень острая: Red Bull Racing быстры, Mercedes ничуть не уступает – как заметил Себ, во второй сессии результат Нико Росберга был впечатляющим. За лидерство сражаются четыре или пять команд, и для сохранения шансов на итоговую победу мы не должны уступать соперникам и в скорости доработки машины.
Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Фелипе, мы слышали мнение Фернандо о гоночном темпе Ferrari. Вы его разделяете или не вполне?
Фелипе Масса: Вчера у нас было не так много времени на работу длинными сериями кругов, так что сложно говорить определенно. Трудно предугадать, как поведет себя машина – в пятницу я проехал довольно продолжительный отрезок на шинах Medium, однако износ стал заметен уже после нескольких кругов. Возможно, на длинной дистанции F138 эффективнее, чем в квалификации, но дождемся завтрашнего дня и всё узнаем.
Вопрос: (Леонид Новожилов – F1Live) Себастьян, а какую погоду предпочли бы вы? С дождем или без него?
Себастьян Феттель: Сегодня мы сэкономили несколько комплектов резины, и если в гонке обойдется без дождя, это поможет. Если дождь всё же пойдет, не знаю, хватит ли нам шин. В любом случае, разница невелика – мы должны сражаться в любых условиях, а они не в нашей власти.
Как заметил Фернандо, это по-своему интересно – верно выбрать круг, чтобы свернуть в боксы, или наоборот, в какой-то момент остаться на трассе. Иногда угадываешь, иногда – нет, все это может сказаться на результате, но такова жизнь. Гонщикам в кокпите тоже скучать не приходится. В дождь твой пилотаж в большей степени определяет то, как ты чувствуешь машину – это позволяет либо компенсировать нехватку скорости, либо опередить кого-то из соперников. В любом случае, нужно сохранять концентрацию на каждом круге и действовать по ситуации.
Перевод: Валерий Карташев