Франция'65: «Большой шлем»

Гонка #135: 27 июня 1965 года. Гран При Франции. Клермон-Ферран
Поул Джим Кларк (Lotus 25) - 3:18,3 (146,2 км/ч)
Лучший круг Джим Кларк (Lotus 25) - 3:18,9 (145,791 км/ч)
Победитель Джим Кларк (Lotus 25) - 2:14:38,4 (143,580 км/ч)

В 1965 году Гран При Франции впервые проходил не в Руане или Реймсе, а в Клермон-Ферране. Восьмикилометровая трасса гонщикам сразу понравилась. Её называли «вторым Нюрбургрингом» – расположенная у подножия вулкана, она была даже более извилистой и при этом более скоростной, чем знаменитая «Северная петля».

Гонки Формулы 1 проходили в Клермон-Ферране впервые, а вот машины Формулы 2 выходили тут на старт не раз, и молодые пилоты неожиданно получили преимущество перед опытными. Так, в 1964 году на подиуме Формулы 2 здесь стояли Денни Халм, Джеки Стюарт и Йохен Риндт. И все трое в 1965-м вышли на старт гонки Формулы 1. Йохен Риндт был напарником Макларена в Cooper, а Халма (в России его часто ошибочно называют Хьюмом) Джек Брэбэм, как и двумя этапами ранее в Монако, посадил за руль Brabham вместо себя.

Что касается Стюарта, то он, безусловно, стал сюрпризом года. Молодой дебютант, выступавший за BRM, в каждой гонке наступал на пятки своему напарнику, Грэму Хиллу, считавшемуся одним из лучших гонщиков чемпионата. Именно эта пара оказалась единственной, пытавшейся навязать борьбу Джиму Кларку, но тщетно – преимущество гонщика Lotus оказалось очень велико.

После трёх первых этапов на счету шотландца было две победы – гонку в Монако он пропустил, так как участвовал в Инди-500, которую тоже выиграл. Среди других конкурентов Кларка и Lotus стоит отметить пилотов Ferrari, действующего чемпиона Джона Сёртиза и его напарника Лоренцо Бандини, Дэна Гёрни на Brabham, а также Брюса Макларена на Cooper.

То, что прошлогодний опыт многое значит, Джеки Стюарт доказал уже в квалификации. Поул уверенно завоевал Кларк – из-за особенностей трассы шотландец предпочёл старую Lotus 25, а не более современную Lotus 33, но тем не менее по ходу всех заездов доминировал. Стюарт завоевал вторую стартовую позицию. У его напарника Грэма Хилла возникли проблемы, и он квалифицировался только 13-м. Третье время показал Лоренцо Бандини на Ferrari 512 c двигателем V12.

Интересно, что, как и в предыдущем сезоне, пилоты Ferrari использовали машины с разными двигателями: Бандини V12, а Сёртиз – V8. Казалось бы, на столь извилистой и не самой быстрой трассе V8 должен иметь преимущество, но в действительности 12-цилиндровый мотор уже заметно превосходил «восьмёрку» по большинству параметров, так что Бандини оказался быстрее Сёртиза. Начиная со следующего Гран При они поменялись двигателями.

Кларк уверенно выиграл старт и сразу начал отрываться от преследователей. Бандини захватил второе место, но явно сдерживал соперников. Стюарт прошёл итальянца на втором круге, но Кларк к тому моменту оторвался от него уже на 6 секунд. Джеки был явно быстрее соперников, но конкурировать в скорости с Кларком не мог, так что пилот Lotus легко довёл гонку до победы – последней для Lotus 25. Стюарт второй раз подряд финишировал вторым, оформив очередной «шотландский дубль».

На третьем круге в середине пелотона столкнулись Йохен Риндт и Крис Эймон. От полученного удара Lotus Эймона закрутило, он потерял много времени. Кроме того, вскоре выяснилось, что машина повреждена – позже он сойдёт из-за проблем с впрыском топлива. Впрочем, австриец тоже сошел – из-за повреждения колеса.

У обоих пилотов Honda, Ричи Гинтера и Ронни Бакнема, возникли проблемы с зажиганием, из-за чего им пришлось завершить борьбу уже на первых кругах. Спустя несколько кругов аналогичная проблема возникла и на Brabham ещё одного американца, Дэна Гёрни. Он отправился в боксы, а после возвращения на трассу тут же проехал лучший круг, но двигатель не выдержал нагрузок и взорвался.

На дистанции скорость Бандини и его 12-цилиндровой Ferrari оказалась не столь высока, как в квалификации, он пропускал одного соперника за другим. У Сёртиза, напротив, дела шли намного лучше, несмотря на проблемы с генератором – в итоге он финишировал третьим. Денни Халм провёл очень боевую гонку и пробился на четвёртое место. Пятым финишировал Грэм Хилл, всю гонку промучившийся со сцеплением своей машины – он проиграл Кларку целый круг.

После окончания Гран При зрители стали свидетелями необычного зрелища – финишировавшие гонщики подвозили до боксов своих коллег, сошедших по ходу дистанции. Другого способа добраться до расположения команды на длинном французском кольце просто не было – большая часть поворотов не была связана между собой иначе, кроме как непосредственно трассой. Прокатился верхом и Джим Кларк – он проехал круг на машине Сёртиза, приветствуя зрителей.

Благодаря поулу, победе, лучшему кругу в гонке и лидированию со старта и до финиша, Кларк завоевал очередной «Большой шлем». Это чисто статистическое достижение покоряется гонщикам достаточно редко – к примеру, на счету Айртона Сенны их всего четыре, а у Алена Проста нет вовсе. Второе место в истории чемпионатов по этому показателю делят двое – легенда пятидесятых Альберто Аскари и герой нашего времени Михаэль Шумахер. У обоих было по пять «Больших шлемов» за карьеру. На счету Джима Кларка их восемь.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.