Гонка #171: 22 сентября 1968 года. Гран При Канады. Мон-Тремблан |
|
Поул | Йохен Риндт (Brabham BT26) - 1:33,8 (163,7 км/ч) |
Лучший круг | Йо Зифферт (Lotus 49B) - 1:35,1 (161,442 км/ч) |
Победитель | Денни Халм (McLaren M7A) - 2:27:11,2 (156,5 км/ч) |
В 1968-м Гран При Канады во второй раз вошел в календарь чемпионата мира. Но если в прошлом сезоне гонка проходила в англоязычной провинции Онтарио, в Моспорт-Парке, то теперь переехала в франкоязычный Квебек, на Мон-Тремблан. Планировалось, что в дальнейшем эти две трассы будут по очереди принимать канадский этап Формулы 1.
Трасса Мон-Тремблан, расположенная неподалёку от одноимённой деревушки, была построена в 1964 году, а в 1966-м её удлинили на полтора километра. Но хотя автодром был совсем новым, суровые канадские зимы плохо отразились на качестве покрытия – на нём появилось множество кочек, что привело к многочисленным техническим сходам.
После неудач 1967 года, в 1968-м команда Lotus сумела разобраться с техническими проблемами на своих машинах. Первый этап сезона выиграл Джим Кларк, но затем он погиб в гонке Формулы 2. Знамя, выпавшее из рук шотландца, подобрал его напарник Грэм Хилл, одержавший победы в двух последующих Гран При. Но затем началась длинная серия неудач, и в шести гонках Хилл сумел набрать очки лишь однажды.
Его соперники делили победы между собой, так что к Гран При Канады, 10-му этапу чемпионата из 12-ти, Грэм по-прежнему лидировал в личном зачёте. Но преследователей у него было сразу трое: Жаки Икс на Ferrari, пересевший на Matra Джеки Стюарт, а также действующий чемпион Денни Халм, выступавший за McLaren. Именно Халм выиграл предыдущую гонку в Италии, так что к его намерению защитить титул стоило относиться серьёзно.
На машине McLaren на старт вышел и Дэн Гёрни. Американец отчаялся довести до ума собственную разработку, Eagle T1G с двигателем Weslake, и приобрёл для своей команды Anglo American Racers машину конкурентов, McLaren M7A. Гёрни был единственным пилотом AAR, но тем не менее, одна машина Eagle на Гран При всё же оказалась заявлена – как и год назад, на ней планировал выйти на старт канадский «частник» Эл Пис. Правда, в итоге ему это не удалось из-за отказа двигателя на квалификации. Другой местный пилот, Билл Брэк, сел за руль третьей машины Lotus, но квалифицировался последним.
Поул, во второй раз в сезоне, завоевал выступавший за Brabham Йохен Риндт. У команды, доминировавшей в двух предыдущих чемпионатах, в 1968 году дела не ладились – после обновления шасси и двигателя Brabham преследовали технические проблемы. Со скоростью всё было в порядке – во всех гонках, где Риндту удалось финишировать, он поднимался на подиум. Но это произошло лишь дважды! Ещё хуже дела обстояли у Джека Брэбэма, который добрался до финиша только один раз.
Нечто подобное происходило и с Крисом Эймоном, который в Канаде квалифицировался вторым. Машина Ferrari была куда надёжнее Brabham, но Эймон постоянно сталкивался с неполадками, так что за сезон очки набирал лишь трижды. Третье время в квалификации, также дававшее право стартовать с первого ряда, занял ещё один пилот, который не мог похвастаться благосклонностью фортуны – Йо Зифферт. Швейцарец, выступавший за команду Роба Уокера, даже выиграл одну гонку, в Брэндс-Хэтч, но ни на одном другом Гран При вплоть до этого момента не смог набрать очки.
Грэм Хилл начинал гонку в Канаде пятым, впереди других претендентов на титул – Халм стартовал шестым, а Стюарт – и вовсе 11-м. А что касается Жаки Икса, то ему очень не повезло. В квалификации на его Ferrari заклинило дроссель, он вылетел с трассы и сломал ногу. Битва за чемпионат на этом для него фактически закончилась – он вернётся за руль на последнем Гран При, но к тому моменту потеряет даже математические шансы на победу.
На старте Эймон захватил лидерство, вторым оказался Зифферт, третьим – Риндт, которого преследовали Гёрни и Хилл. Однако вскоре стало ясно, что главная задача на суровой канадской трассе – финишировать. Уже на 10-м круге сошёл Джон Сёртиз – на Honda RA301 отказала трансмиссия. На восемь кругов дольше продержался местный герой Билл Брэк – поломался ведущий вал. Подвела трансмиссия и Пирса Кариджа.
Вскоре технические неисправности добрались и до лидеров. На 29-м круге сошли сразу два пилота, претендовавших на победу: у Дэна Гёрни оказался повреждён радиатор, а у Зифферта возникла утечка масла. На 31-м круге из-за поломки подвески сошёл Джек Брэбэм, на 39-м – Риндт, перегрелся двигатель.
Благодаря всем этим проблемам Хилл поднялся на второе место, но тоже ненадолго – на его машине возникли сильные вибрации, и англичанину пришлось отправиться на пит-стоп. Грэму удалось вернуться на трассу, но он пропустил пилотов McLaren Денни Халма и Брюса Макларена. Кроме того, и после остановки проблема не была решена – скорость Хилла резко упала, так что его один за другим опередили и Педро Родригес, и Джонни Серво-Гавен. Француз, впрочем, вскоре сошёл.
Казалось, всё идёт к первой победе Эймона, но тогда новозеландца не называли бы «самым невезучим пилотом Формулы 1». Он уверенно контролировал ход гонки на протяжении 72-х кругов, но на 73-м на его Ferrari 312 тоже отказала трансмиссия. Продолжать гонку с такой поломкой было невозможно, и Эймону пришлось в очередной раз сойти.
А вот у пилотов McLaren с машинами всё было в порядке. Так как все их соперники самоустранились, они легко заработали дубль. Победу одержал Халм, причём даже Брюсу Макларену он привёз целый круг. Тот ещё на круг опередил Родригеса. Грэму Хиллу всё же удалось добраться до финиша на четвёртом месте, так что, несмотря на вторую подряд победу Халма, он сохранил лидерство в чемпионате. Правда, только благодаря большему числу вторых мест – по количеству очков и побед они с Халмом сравнялись.
Шестым, с отставанием в 7 кругов, был классифицирован Джеки Стюарт – это единственное очко позволило ему догнать в чемпионате Жаки Икса. Грэму Хиллу и Денни Халму он уступал всего шесть очков, так что развязка сезона обещала быть напряжённой.