Участники: Ясухиса Араи (Honda), Джонатан Нил (McLaren), Луиджи Фрабони (Ferrari), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Падди Лоу (Mercedes)
Вопрос: Араи-сан, Сузука – домашняя трасса для Honda. Как чувствует себя команда на японской земле, чувствуется ли прессинг внутри коллектива и со стороны болельщиков?
Ясухиса Араи: Приятно вернуться домой! Сузука – особое место для нас, для 200 тысяч сотрудников Honda и наших болельщиков, поддерживающих команду и желающих ей успеха. Прессинг чуть сильнее, но и в Honda, и в McLaren все настроены позитивно.
Вопрос: С обновленными силовыми установками у команды было два непростых этапа в Спа и Монце, однако и в Сингапуре не удалось заработать очки. Каких результатов вы ждете здесь?
Ясухиса Араи: По-моему, Сузука – самая сложная трасса в мире, как для гонщиков, так и для машин. Добиться хорошего результата будет нелегко, но мы сделаем всё, что в наших силах.
Вопрос: Джонатан, для McLaren сезон складывается непросто, основное внимание приковано к силовой установке Honda, но насколько вы довольны работой собственно команды?
Джонатан Нил: За последние полтора года мы прошли непростой путь в попытках улучшить структуру команды. Пока мы далеки от желаемой цели, но прогресс очевиден и в шасси, и в аэродинамике. Досадно, что не удалось заработать очки в Сингапуре: рассчитывая на них, мы никак не ожидали двойного схода с дистанции, потому были разочарованы. Но мы движемся вперед, нужно проделать большую работу, впереди очень напряженный зимний период.
Вопрос: Вернемся к вчерашней пресс-конференции, на которой присутствовал Дженсон Баттон. Он сказал, что изучает разные возможности – является ли одной из них контракт с McLaren? Как проходят переговоры?
Джонатан Нил: Со мной лично?
Вопрос: Да, если от вас зависит решение команды...
Джонатан Нил: Я слышал, что вчера Дженсон выглядел подавленным, и многие обсуждали, в чем причина. Баттон – фантастический гонщик, чемпион мира и важный член нашей семьи. Он провел с командой шесть сезонов, мы хотим, чтобы он остался, но если гонщик не хочет больше выступать за команду, его позицию нужно уважать. Но я надеюсь, что его устроит наше предложение.
Вопрос: Луиджи, в Сингапуре Ferrari добилась отличного результата, но здесь, в Сузуке, условия совершенно иные. Чего вы ждете от этого уик-энда?
Луиджи Фрабони: Да, здесь условия совсем другие. Мы довольны невероятным уик-эндом в Сингапуре, посмотрим, что принесет этот этап. Сегодня шел дождь, поэтому сложно делать выводы. Мы понимаем, что расстановка сил будет несколько иной – теперь хочется понять, как всё сложится, ведь мы добились прогресса и не сомневаемся, что сможем сработать уверенно.
Вопрос: Насколько вы довольны работой силовых установок, в каких из оставшихся гонок у Ferrari лучший шанс на победу?
Луиджи Фрабони: Я работал над силовой установкой весь предыдущий сезон и могу говорить со знанием дела. Мы добились значительного прогресса, я хочу воспользоваться этой возможностью и поблагодарить всех наших сотрудников, поскольку они сработали действительно здорово.
После Сингапура я был рад видеть лица сотрудников в Маранелло, ведь успех – отличный мотивирующий фактор. По ходу сезона мы постепенно прибавляли, можем быть довольны тем, как складывается ситуация, и нам по силам сделать даже больше. Кроме того, мы полностью сосредоточены на разработках для следующего сезона. Что касается трасс, думаю, на каждой нужно выкладываться по максимуму, ведь машина в целом конкурентоспособна.
Вопрос: Падди, вам удалось выяснить, что произошло в Сингапуре? Уверен, что неприятности не повторятся?
Падди Лоу: Меня постоянно об этом спрашивают, но ответить не так просто. Одно ясно точно: даже если бы в Сингапуре мы всё сделали верно, не факт, что оказались бы впереди. Наши сильные соперники – эти два джентльмена, сидящие от меня по обе стороны [Хорнер и Фрабони] – привезли в Сингапур очень конкурентоспособные машины, а мы не смогли оптимизировать некоторые факторы.
Сингапур – нестандартная трасса, и для нас это был самый слабый уик-энд, в том числе в квалификации. Мы, определенно, сделали выводы. Конечно, кое-чему еще предстоит научиться, но сейчас всё внимание предстоящей гонке – здесь иная трасса, на которой тоже нужно сработать эффективно. Мы не считаем, что априори будем очень быстры, но, несомненно, сделаем всё, что в наших силах.
Вопрос: По ходу сезона команды постепенно перераспределяют ресурсы в пользу подготовки к следующему году. Насколько далеко вы продвинулись в этом плане, если учесть, что команда с большим отрывом лидирует в обоих зачетах чемпионата?
Падди Лоу: Это привычный процесс – все команды должны постепенно смещать акцент в сторону следующего сезона. В этот раз график несколько иной, поскольку предварительная версия расписания обещает нам дополнительный месяц подготовки – март, но в целом – ничего необычного. Все уже работают на перспективу, мы поступаем так же, но есть еще несколько моментов, которым нужно уделить внимание.
Вопрос: Кристиан, как проходят переговоры с Ferrari и Renault?
Кристиан Хорнер: Что касается Renault, мы проработали многие вопросы. Могу лишь сказать, что дискуссия проходит конструктивно. Намерения Red Bull и Renault предельно понятны, надеюсь, всё решится в ближайшие дни. Все остальное – чистые спекуляции, но, конечно же, мы ведем переговоры с разными контрагентами.
Вопрос: Насколько реальна угроза ухода команды из чемпионата?
Кристиан Хорнер: Дитрих редко делает заявления, но когда он говорит, его нужно внимательно слушать. Он не раз говорил, что в последнее время несколько разочарован Формулой 1, и моя задача сейчас – найти решение.
У нас есть обязательства перед Формулой 1, перед нашими сотрудниками, у нас талантливая команда, и я делаю всё, чтобы мы получили конкурентоспособный мотор и смогли продолжить выступления в следующем сезоне. Иначе есть риск, что компания уйдёт. У Red Bull иная ситуация, чем у Ferrari, McLaren или Williams, для компании важен глобальный маркетинговый эффект, и в таком случае нельзя быть заведомо ограниченным в каком-то факторе.
Вопросы с мест
Вопрос: (Кейт Уолкер) Вопрос для Кристиана, Падди и Джонатана. В последние несколько недель было немало разговоров о перспективах аэродинамических труб в Формуле 1. Можете ли вы представить себе будущее без этих технологий? Если да, есть ли у вас какие-либо опасения насчет безопасности?
Джонатан Нил: По-моему, такая перспектива выглядит вполне реально. Прогресс в части суперкомпьютеров и технологий вычислительной гидродинамики стремителен, а возможность использовать датчики непосредственно на машине и использовать саму машину, как полноценный аэродинамический стенд – как раз то, что мы имеем на сегодняшний день. Мне бы не хотелось обозначать какой-то период или срок, знаю лишь, что обсуждался вопрос об отказе от аэродинамических труб. Мы придерживаемся нейтральной позиции, и лично у меня нет никаких опасений по поводу безопасности, так как есть немало иных методов проверить, работают ли ваши идеи.
Падди Лоу: Думаю, в один прекрасный день мы сами откажемся от использования аэродинамических труб, когда другие технологии возьмут верх. Правда, до этого ещё много лет. Сейчас технологии вычислительной гидродинамики отлично дополняют процесс испытаний в аэродинамической трубе, но только в том случае, если их регулярно калибровать.
Вынужден в некоторой степени не согласиться с Джонатаном – здесь есть важное требование безопасности. В других гоночных сериях мы не раз видели, как на высоких скоростях машины теряют стабильность. Нужно убедиться, что в этом плане риск минимален, а проверка в аэродинамической трубе – единственный способ сделать это сегодня.
Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: Следует помнить, что в обоих случаях мы говорим о технологиях моделирования, притом обслуживание аэродинамической трубы обходится гораздо дороже технологий вычислительной гидродинамики. В какой-то момент вычислительная гидродинамика выйдет на уровень, достаточный, чтобы заменить аэродинамическую трубу.
В какой именно момент? Если такой сценарий осуществится, Стратегическая группа сможет решить, в какой период это должно произойти. Все команды инвестировали в разработки миллионы фунтов стерлингов, и отказаться от них за один день попросту невозможно. Нужно прийти к единому уровню, устранив конкурентные преимущества или отличия. Если все будут мыслить на перспективу, можно разработать постепенный план перехода.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Джонатан, по моим подсчетам в 2013 году McLaren Racing продемонстрировала убыток в 12 миллионов фунтов. Вы пока не публиковали отчет за 2014 год, но я рискну предположить, что там убыток вдвое больше, так как команда потеряла титульного спонсора, результаты заметно снизились, а в нынешнем сезоне дела обстоят еще хуже. Суммируем всё это, и мы получаем потери в 50-60 миллионов фунтов за три года. Как долго может существовать команда при таких убытках?
Джонатан Нил: Справедливый вопрос. Мне не хотелось бы, чтобы вы думали, будто я не отношусь с должным вниманием к финансовым факторам, но McLaren Racing входит в McLaren Technologies Group, этот ресурс нас выручает, и жаловаться пока не на что. Конечно, если мы займем низкое место в Кубке конструкторов, это скажется на объеме призовых выплат, нам придется что-то с этим делать, но, к счастью, есть группа, на помощь которой мы можем рассчитывать в непростые времена. Опять же, мы не можем бесконечно пребывать в такой ситуации.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Луиджи, я хотел бы спросить вас о пятом моторе, который команда планирует использовать в Остине. Полагаю, это разработка для следующего сезона – каковы её характеристики?
Луиджи Фрабони: В настоящий момент мы полностью довольны нынешней силовой установкой, но продолжаем дорабатывать ее на динамическом стенде. В распоряжении команды есть еще четыре условных балла, и если существует возможность, мы готовы представить обновленный пятый мотор, но пока у нас нет каких-то определенных планов на этап в Остине.
Вопрос: (Коджи Тагучи) Араи-сан, если в следующем сезоне другие производители не смогут предоставить моторы большему числу команд, согласится ли Honda предложить свои силовые установки кому-либо из участников, не считая McLaren?
Ясухиса Араи: Мне часто задавали подобный вопрос, но к нам пока не поступило ни одной заявки. Honda и другим производителям очень непросто подготовиться к следующему сезону с расчетом на большее количество клиентов. Кроме того, у нас прочные партнерские отношения с McLaren-Honda, у команды заводской статус. Планов поставлять моторы кому-то еще у нас нет.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Кристиан, вы говорили об обязательствах перед Формулой 1, но порой слышно о возможном уходе Red Bull из чемпионата. В последние два года вы отстаивали мнение команды в Стратегической группе, опираясь, в том числе, на ее обязательства выступать до 2020 года. Как это соотносится с угрозой ухода? Вы готовы выплатить солидный денежный штраф, или же Red Bull уйдет просто так?
Кристиан Хорнер: Предоставленные Red Bull гарантии участия в чемпионате? Обстоятельства с тех пор изменились. Сейчас ситуация совсем иная, чем когда мы подписывали коммерческое соглашение с Экклстоуном. Мы хотим найти решение, серьёзно работаем над этим, но часть факторов вне зоны нашего влияния. Мы делаем всё, чтобы гарантировать выступление Red Bull до 2020 года и далее, но есть несколько вопросов, которые нужно решить.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Луиджи, сможет ли Ferrari поставлять моторы Red Bull Racing и Toro Rosso?
Луиджи Фрабони: Я не участвую в решении подобных вопросов, это дело президента компании и руководства команды, так что не могу что-либо комментировать. Уверен, у них есть вся информация для выбора нужного направления сотрудничества на следующий сезон.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Но технически такой вариант возможен?
Луиджи Фрабони: Думаю, да.
Вопрос: (Казуки Касахара) Мне бы хотелось задать вопрос Джонатану и Араи-сану. В 1980-е и 90-е годы McLaren-Honda всегда привозила в Сузуку специальную версию машины. Есть ли сейчас какие-то отдельные разработки исключительно для этой трассы?
Джонатан Нил: Сложный вопрос. Если кратко – нет, но в остальном это замечательная возможность для наших инженеров поработать на фантастической трассе и понять, что необходимо сделать в целях повышения конкурентоспособности. Здесь с нами партнеры из Exxon Mobil, с ними и специалистами Honda у нас есть реальный шанс заложить неплохой базис для прогресса. Все работают на пределе, однако у нас нет каких-то специальных модификаций для Сузуки – сперва нужно снова начать побеждать.
Ясухиса Араи: Я уже говорил, что Сузука – особенная трасса для Honda, но, к сожалению, действующий регламент не допускает каких-то специальных доработок. Однако и я, и Джонатан очень трепетно относимся к этому этапу.
Перевод: Валерий Карташев