Участники: Даниэль Риккардо (Red Bull Racing), Кими Райкконен (Ferrari), Дженсон Баттон (McLaren), Серхио Перес (Force India), Фелипе Масса (Williams), Маркус Эриксон (Sauber)
Вопрос: Даниэль, в 2014 году вы победили в Канаде. После предыдущего этапа в Монако вы не желали слышать объяснения команды – как в итоге прошло обсуждение стратегии, заминки на пит-стопе? Вам удалось справиться с разочарованием?
Даниэль Риккардо: Мне потребовалось несколько дней, чтобы прийти в себя. После гонки я чувствовал, что никто не в силах объяснить произошедшее, потому решил взять паузу, чтобы затем в спокойной обстановке всё проанализировать.
Я беседовал с разными людьми в команде, они в целом пояснили ситуацию – мне было важно услышать их комментарии, но гораздо важнее – забыть об этом и не повторять в будущем. В команде изменили процедуру пит-стопов, чтобы в нужный момент у нас были готовы разные составы, ну а я уже оставил инцидент в прошлом. Я не сомневался, что в команде со всей серьезностью проведут анализ, поскольку этап в Монако обернулся большим разочарованием для всех, а мне дали понять, что подобные проблемы больше не повторятся – собственно, это я и хотел услышать.
Вопрос: С обновленным мотором Renault и нынешним шасси Red Bull Racing можете ли вы и в этот уик-энд претендовать на победу?
Даниэль Риккардо: Думаю, шансы есть. Было бы здорово вот так взять реванш, но посмотрим. Парни из Mercedes остаются фаворитами, мы, хочется верить, будем следующими по скорости, но Ferrari тоже конкурентоспособны, иногда им удавалось нас удивить. Никогда не знаешь, как всё сложится, но я верю, что мы окажемся сразу за Mercedes и, надеюсь, сможем создать прессинг и поборемся за победу.
Вопрос: Маркус, переходим к вам. На этой неделе вы с Валттери Боттасом играли в хоккей с шайбой. Кто из вас агрессивнее действует на льду?
Маркус Эриксон: Агрессивнее? Не знаю, но Швеция и Финляндия – давние хоккейные соперники, игра получилась интересной, а Валттери, должен заметить, неплохо держится на льду.
Вопрос: Если говорить об агрессии, в Монако в борьбе между собой столкнулись обе машины Sauber. Вам и команде пришлось смириться с мыслью, что в отсутствие реальной борьбы с соперниками гонщики могут открыто сражаться между собой?
Маркус Эриксон: Нет, подобные ситуации не должны случаться, мы обсудили инцидент в Монако и всё прояснили. Да, у нас были разные мнения, но выводы сделаны, и мы вместе с нетерпением ждем предстоящий Гран При Канады.
Вопрос: Фелипе, в четырех из предыдущих пяти Гран При Канады вы финишировали в призовой десятке. Вы – единственный гонщик в нынешнем сезоне, кому пока что удавалось зарабатывать очки в каждой гонке, притом в 60% случаев вы оказывались впереди своего напарника. Насколько вы этим довольны?
Фелипе Масса: Сложно быть довольным, когда зарабатываешь всего одно очко – надеюсь, мы сможем выступать результативнее, ведь всегда хочется большего. Да, мы стабильно финишируем в призовой десятке, но нужно зарабатывать больше того единственного очка, что удалось добыть в Монако, и с каждым разом приближаться к первой пятерке. Команда над этим работает – хочется верить, мы сумеем финишировать выше в каждом Гран При.
Вопрос: В предыдущие годы Williams удерживала третье место в Кубке конструкторов, но в этом сезоне откатилась на четвертое, притом на пятки наступают соперники из Force India. Что сдерживает прогресс?
Фелипе Масса: В Red Bull Racing смогли прибавить больше других, им удалось выиграть гонку, в Монако они также претендовали на победу – в общем, борьба довольно плотная. Трасса в Монако не лучшим образом подходила нашей машине, но я надеюсь, что в ближайших гонках мы окажемся конкурентоспособнее и сумеем не только удержать четвертую строчку в Кубке конструкторов, но и поборемся за третью, хотя это непросто.
Вопрос: Кими, три подиума в первых шести гонках можно считать вашим лучшим началом сезона с 2013 года, но нет ли у вас и команды ощущения, что вы скорее уступили Red Bull Racing, чем подобрались к Mercedes?
Кими Райкконен: Я бы так не сказал. По сравнению с прошлым годом мы заметно прибавили во многих областях, хотя, возможно, результаты этого пока не подтверждают. Начало сезона выдалось непростым, но мы знаем: если продолжать работу, успех непременно придет. Да, мы рассчитывали на несколько иной расклад, но машина стала лучше, мы постоянно ее совершенствуем, видим слабые стороны и знаем, где необходим прогресс. Конечно, всегда хочется побед и высоких результатов, сезон складывается для нас очень непросто, но мы по-прежнему в борьбе и будем придерживаться выбранного подхода.
Вопрос: Исторически в Ferrari серьезно дорабатывают машину к этапу в Монреале, так что обновленную турбину можно назвать ожидаемым шагом. Она позволит вам в полной мере использовать возможности мотора?
Кими Райкконен: Мы всегда используем все возможности силовой установки. Новая турбина должна обеспечить прогресс, насколько серьезный – покажет время, но мы не ставим на машину новые детали, если сомневаемся в их эффективности. Я не жду, что ситуация изменится в момент, но команда на правильном пути, и мы давно ждали эту модификацию. Как в случае с другими обновлениями, речь не идет о чем-то революционном – скорее, это привычная работа.
Вопрос: Дженсон, в 2011 году вы выиграли потрясающую дождевую гонку в Монреале, а за пятнадцать лет выступлений здесь еще дважды поднимались на подиум. Чем особенна для вас канадская трасса, и каким должен быть подход к ней?
Дженсон Баттон: Особенной трассу делает опыт – всегда приятно первый раз гоняться на новом для себя автодроме, но именно история выступлений формирует общую картину. Для меня успех в Монреале в 2011-м был невероятным событием – вы знаете, я привык бороться до конца и никогда не отступать. Подобный опыт, в конечном итоге, и делает уик-энд запоминающимся.
Вопрос: Если говорить о подходе, что нужно, чтобы быть здесь максимально быстрым?
Дженсон Баттон: Высокая эффективность шасси и стабильность на торможении – эти факторы важны на каждой трассе, но в Канаде – особенно. Необходимо уверенно атаковать поребрики, держать высокий темп, а в случае смены погоды принимать верные тактические решения.
Вопрос: Пусть, как в случае с Фелипе, речь идет не о самых высоких позициях, но в предыдущих трех Гран При вы стабильно зарабатывали очки, стартуя с 12 или 13 места. Что необходимо, чтобы увереннее проходить в финал квалификации и бороться за более весомые результаты?
Дженсон Баттон: Нам потребуется время, чтобы стать конкурентоспособными и бороться за более высокие результаты, но мы прогрессируем, и это видно. Многим покажется, что канадская трасса не подходит нашей машине, но, по-моему, всё должно быть в порядке. Мы привезли несколько новинок – ничего радикального, но это должно нам помочь.
Машина должна быть весьма эффективной. Вместе с Honda в Exxon Mobil много работают с топливом, так что у нас есть некоторые новинки и в этой области, что тоже должно способствовать повышению скорости. В общем, мы настроены позитивно.
Вопрос: Серхио, фантастический подиум в Монако! По ходу карьеры вы шесть раз финишировали в первой тройке, притом однажды – в Монреале, в 2012-м. Полагаете, у вас получится выступить уверенно и в предстоящий уик-энд?
Серхио Перес: Гонка в Монако получилась особенной. Она проходила в непростых условиях, но для нас сложилась идеально. Команда выбрала оптимальную стратегию и принимала правильные решения. Как я сказал, условия были непростыми, и мы ждем примерно такую же погоду здесь в воскресенье.
Я действительно надеюсь, что мы сможем продолжать в том же духе. Вероятно, финиш на подиуме – не самая достижимая задача для нас в данный момент, но команда продолжит прогрессировать и зарабатывать очки. Наша цель – одолеть Williams, ведь сейчас они первые из тех, кто нас опережает. Добиться этого непросто, но мы неплохо прогрессируем и будем прибавлять с каждой гонкой.
Вопрос: У вас за плечами 100 Гран При, каковы перспективы? Есть ли шанс вернуться в одну из ведущих команд чемпионата?
Серхио Перес: Никто не знает, что нас ждёт – я не живу такой мечтой, но было бы здорово. Я очень надеюсь, что в будущем окажусь за рулём машины, позволяющей бороться за победы, но сейчас моя задача – сосредоточиться на работе в этот уик-энд и сделать максимум возможного, а затем перейти к следующему этапу. Важно думать о настоящем и всегда выкладываться на 100%.
Вопросы с мест
Вопрос: (Питер Уиндзор) Даниэль, если вспомнить многие драматичные события Гран При Монако в последние годы, когда гонщики не замечали красный сигнал светофора, ошибку с тактикой у Льюиса Хэмилтона в 2015-м – можно ли сказать, что причина этого в самой конфигурации боксов, в их тесноте, или такое возможно на любой трассе?
Даниэль Риккардо: В Монако в принципе меньше пространства для действий, но не знаю, было ли бы всё иначе на другой трассе. Причина в том, что мы в последний момент решили поступить по-другому, когда увидели, какие шины получил Льюис. Мы изначально планировали поставить определенный состав, но когда поняли, что Хэмилтон вместо SuperSoft перешел на UltraSoft, возникла заминка. Опять же, не уверен, что мы смогли бы сработать более оперативно, случись нечто подобное, скажем, в Барселоне. Решение принималось в спешке и создало определенный хаос, а условия в Монако – тесные боксы, непростая трасса и напряженность уик-энда – только усугубили положение.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Даниэль, после того, как ваш напарник победил в Барселоне, в Монако вы взяли поул и сражались за первое место. Если машина и в Монреале окажется конкурентоспособной, рассчитываете ли вы побороться за титул?
Даниэль Риккардо: В начале сезона я не ожидал, что смогу выйти на третье место в личном зачете – в России мы не заработали очков, в Китае могли добиться большего, но помешал прокол. Мы сумели подтянуться в двух предыдущих Гран При и без перечисленных проблем могли бы быть не так уж далеко от лидеров, но, честно, я пока не думаю о борьбе за титул. Было бы здорово спустя несколько гонок сказать – да, мы можем претендовать на чемпионство, но многое решит предстоящий этап. До конца сезона еще далеко, но если мы окажемся конкурентоспособны, это добавит уверенности, и я сделаю всё, чтобы обеспечить себе максимальные шансы. Наш темп в Барселоне и Монако не был случайным – надеюсь, мы сможем продолжать борьбу с лидерами во всех оставшихся гонках.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Кими, есть ли крайний срок, когда станут понятны ваши перспективы в Ferrari?
Кими Райкконен: Вы спрашиваете меня об этом каждую неделю, но я знаю не больше вашего. Решение зависит не от меня. Я всегда говорил, что счастлив быть здесь и помогать Ferrari добиться тех результатов, к которым стремится наша команда. Но что будет в будущем – я не знаю.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Даниэль, насколько события в Испании и Монако повредили вашим отношениям с командой? Вы простили ей допущенные просчеты?
Даниэль Риккардо: После этапа в Монако я взял паузу на несколько дней, поскольку чувствовал, что было бы неправильно пытаться сразу во всем разобраться. Да, в эти несколько дней я был крайне огорчен, сожалел об упущенных шансах, но такое иногда случается – жаль, что в моем случае два раза подряд, что лишь усилило эмоции. Но я уже оставил инцидент в прошлом.
Я по-прежнему верю в команду, не сомневаюсь в перспективах, и для меня крайне важно, чтобы в предстоящий уик-энд мы вместе сработали идеально, ведь у нас конкурентоспособная машина. В предыдущих четырех Гран При в воскресенье меня не покидало чувство, что мы должны были добиться большего – постараемся сделать так, чтобы в этот раз я уезжал с автодрома с мыслью, что мы во всем сработали по максимуму.
Вопрос: (Жером Бурре) В Канаде крайне важна стабильность на торможении. Не могли бы вы рассказать чуть подробнее, насколько сложно сохранять оптимальный баланс тормозов по ходу гонки, и насколько изматывающий этот этап в плане физических нагрузок?
Дженсон Баттон: В плане тормозов сложностей нет, гораздо труднее добиться от силовой установки оптимальной отдачи мощности, особенно в квалификации – по крайней мере, в нашем случае. Кроме того, придется экономить топливо – опять же, не знаю, всем ли – и это повлияет на температуру тормозов: нужно внимательно следить за ней по ходу гонки. Впрочем, для меня в плане торможений больше всего сложностей – в квалификации, поскольку ты пилотируешь на пределе, а на кочковатом асфальте не составляет труда заблокировать колеса. Нужно быть абсолютно уверенным в машине, чтобы тормозить предельно поздно и за счет этого отыгрывать время.
Вопрос: Фелипе, ваше мнение? На вашей машине установлен мотор Mercedes – вам тоже предстоит экономить топливо? Что скажете о тормозах?
Фелипе Масса: На здешней трассе от тормозов требуется хорошая эффективность – в предыдущие годы мы не раз наблюдали, как у многих команд возникали проблемы с перегревом – нужно действовать предельно аккуратно, чтобы этого избежать. Собственно, за 2,5 года моей работы в Williams у нас ни разу не было проблем с тормозами – не думаю, что в этот раз будет иначе. Да, с расходом топлива могут быть сложности – посмотрим, как пойдут дела завтра, и постараемся получше подготовиться к гонке.
Вопрос: Серхио, желаете что-то добавить?
Серхио Перес: В Монреале тормозам приходится тяжко, особенно если гонка проходит в трафике и при жаркой погоде – впрочем, в этот раз прогноз несколько иной. Как заметил Дженсон, в обычных условиях нам всем предстоит экономить топливо – это, с одной стороны, снижает нагрузку на тормоза, но в целом задача остается непростой. В целом для тормозов самый напряженный день – суббота, так как в квалификации мы атакуем на пределе, а здесь много времени можно отыграть именно на торможениях. Но для этого нужна максимальная уверенность.
Вопрос: (Александр Говоров) Фелипе, в предыдущие два года в Канаде Williams были очень быстры, тогда как на медленных трассах команде заметно не хватает скорости. Считаете ли вы предстоящий уик-энд шансом вернуться в первую шестерку и побороться за подиум?
Фелипе Масса: Разумеется. Надеюсь, мы будем конкурентоспособны не только в Монреале, но и в Баку, и в Австрии. Хочется верить, у нас получится побороться за места в пятерке, а то и за подиум.
Вопрос: (Лей Диффи) Дженсон, есть немало признаков, по которым можно судить о прогрессе команды – время на круге, результаты в квалификации и гонке, но если говорить о нематериальных факторах, что изменилось в McLaren? Возможно, поменялся настрой, атмосфера… Расскажите об этом.
Дженсон Баттон: Меня постоянно спрашивают, на что может претендовать команда и когда мы станем конкурентоспособными. Мы испытываем огромный прессинг, но в команде хорошая атмосфера, мы понимаем, какие позиции занимаем, и знаем, что прогрессируем. У нас с Фернандо богатый опыт, мы многое даём команде и помогаем выбрать направление развития. Кроме того, в Уокинге готовится много технических новинок.
Как и остальные команды, McLaren стремится к более высоким результатам, а это нелегко. Из-за будущих перемен в правилах сейчас перераспределяются усилия, направленные на доработку машин этого года и подготовку к следующему сезону. Но я доволен нашим прогрессом.
В большинстве случаев нам удаётся раскрыть потенциал машины – сейчас это главное. McLaren по-прежнему уступает в скорости, но всё наладится – это только вопрос времени. Такая работа всегда требует намного больше времени, чем хотелось бы.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Даниэль, прошу прощения, что снова возвращаюсь к этой теме, но скажите, как были улажены отношения с командой? Вы позвонили сами, вам позвонили, вы приехали на базу – как всё произошло?
Даниэль Риккардо: Через пару дней мне позвонил Кристиан Хорнер, и я также поговорил с моим инженером. Разумеется, Кристиан принёс извинения, объяснил, что пошло не так, какие причины привели к недоразумению, почему шины не были готовы…
Потом состоялся разговор с Саймоном, моим инженером, но это произошло уже позднее, после того, как наши специалисты несколько дней провели на базе в Милтон-Кинс. Собственно, я хотел услышать, какие меры были приняты, ведь надо подчеркнуть, что все в основном обращали внимание на второй пит-стоп, из-за которого мы фактически упустили победу в гонке. Но меня также интересовал первый пит-стоп.
Когда я выехал на трассу позади Хэмилтона, мне уже пришлось вступить с ним в борьбу, и это уже была ситуация, которой мы должны были избежать. Я просто хотел убедиться, что ситуация с первым пит-стопом была проанализирована столь же детально, как со вторым.
Саймон хоть и сказал, что они этим не занимались, признал, что с первым пит-стопом тоже была допущена ошибка. В общем, я лишь хотел добиться ясности. И теперь команда сделает определённые поправки, работая с тактикой, чтобы по ходу гонки мы были лучше готовы к подобным ситуациям, когда приходится принимать решения в последний момент.
В общем, у меня было много вопросов, но команда дала убедительные ответы – именно это я и хотел услышать.
Вопрос: (Питер Уиндзор) Серхио, не так давно в Монреале вы сражались за подиум, но всё закончилось столкновением с Фелипе Массой. Сейчас вы с Фелипе обмениваетесь шутками – скажите, когда вы приезжаете в Канаду, вспоминается ли вам тот инцидент? Как вы уладили это дело между собой – виноваты были оба, 50/50?
Серхио Перес: Я по-прежнему считаю, что это была ошибка Фелипе, хотя штраф достался мне. Это была долгая история…
Фелипе Масса: Очень долгая.
Серхио Перес: В тот день у меня были шансы на победу, у Росберга на последних кругах возникли какие-то сложности, я постепенно приближался, но затем у меня перегрелись тормоза, возникли проблемы с системой brake-by-wire, я начал терять время и уступил позицию Даниэлю, который впоследствии и выиграл гонку. День складывался неплохо, мы неожиданно оказались на очень высоких позициях – к сожалению, всё закончилось серьезной аварией на последнем круге, но в целом мы выступили очень здорово и имели хорошие шансы победить.
Фелипе Масса: Мое мнение? Мы столкнулись, для нас обоих гонка закончилась не лучшим образом – надеюсь, подобное больше не повторится. Кстати, не меня тогда оштрафовали!
Вопрос: (Робби Пачикко) Фелипе, в прошлом году в Канаде перед вами на трассу выбежал сурок. Вы учли этот момент при планировании стратегии на уик-энд?
Фелипе Масса: В Канаде подобные ситуации вполне возможны – надеюсь, сурки останутся в безопасности в своих норах. Год назад момент получился забавным, но в гонке это может быть очень опасным.
Вопрос: (Лей Диффи) Кими, сегодня много говорили о тормозах. В предыдущие два года в Монреале вас разворачивало в одном и том же месте – на выходе из «шпильки», притом год назад вы даже сказали команде: «Точно так же, как годом ранее». Вам и команде удалось разобраться в причинах?
Кими Райкконен: Думаю, да – надеюсь, гонка покажет, что я не ошибся. Инциденты в предыдущие два года были крайне досадными, мы разобрались в проблемах и предприняли меры – опять же, ничего подобного на других автодромах не случалось. В первый раз меня развернуло на тренировке, мы поняли причину, и спустя год я на свободных заездах атаковал еще агрессивнее, но без каких-либо последствий, однако в гонке инцидент повторился. Мы сделали выводы, и, надеюсь, в этот раз обойдется без разворотов.
Перевод: Валерий Карташев