Первая пресс-конференция
Участники: Эрик Булье (McLaren), Роберт Фернли (Force India), Сирил Абитебул (Renault)
Вопрос: Эрик, сегодня мы увидели очередной отказ силовой установки на машине Фернандо Алонсо… Вы качаете головой…
Эрик Булье: Это была поломка коробки передач, не силовой установки.
Вопрос: Хорошо, пусть так. Но вернемся к теме с Honda. Постоянная критика со стороны высшего руководства McLaren наводит на мысль, что ситуация необратима. Можно ли что-то предпринять и спасти отношения между компаниями?
Эрик Булье: Начнем с того, что ваш вопрос – это предположение, не соответствующее действительности. Обе компании активно работают, чтобы выйти на желаемый уровень, а противоречия, если таковые и имеются, преувеличены журналистами. Мы должны показывать результаты, обе компании прилагают максимум усилий, и я не думаю, что ситуация настолько драматична, как может показаться из вашего вопроса.
Вопрос: Но вы и Зак Браун говорили, что усилий со стороны Honda недостаточно. Что они должны сделать, чтобы это устроило McLaren?
Эрик Булье: Мы должны бороться с соперниками, а не оставаться в хвосте пелотона. И от партнеров мы ждем определенных результатов, а не преданности – ресурсов для этого у них достаточно. Вопрос в конкурентоспособности, команде нужен большой шаг вперед.
Вопрос: В Honda намекнули, когда ждать серьезного прогресса?
Эрик Булье: Да, у них есть план, которому они обязались следовать.
Вопрос: Хорошо, обсудим гонщиков. Как обстоят дела с контрактами на следующий год?
Эрик Булье: У нас нет контракта с Фернандо. Он четко дал понять, что ему нравится команда, он хотел бы остаться, но для этого мы должны быть конкурентоспособны. После летнего перерыва он примет решение, мы понимаем сроки и то, что должны сделать со своей стороны, а Фернандо знает, что должен сделать в свою очередь.
Вопрос: А Стоффель?
Эрик Булье: У Стоффеля долгосрочный контракт с McLaren, его перспективы не вызывают беспокойства.
Вопрос: Как вы оцениваете скорость машины здесь, в Баку?
Эрик Булье: Скорость оценить просто – достаточно взглянуть на результат на круге. В этот уик-энд мы ожидаемо медленны. Если вам нужна детальная информация, на машинах стоят GPS-датчики, данные с них предоставляются всем командам, и так можно понять, в каких аспектах следует прибавить.
Вопрос: Роберт, каковы последствия аварии Серхио Переса в первой тренировке? Насколько сильные повреждения получила машина?
Роберт Фернли: Повреждения оказались не настолько серьезными, как мы сначала подумали. Спасибо механикам – они провели достаточно трудоемкий ремонт за короткий промежуток времени.
Вопрос: Вернемся к событиям двухнедельной давности – к Гран При Канады. После уик-энда активно обсуждалась командная тактика – какова ваша версия событий, происходивших на последних кругах той гонки?
Роберт Фернли: Мы не используем командную тактику. В Канаде разница в эффективности шин была минимальна, у Серхио потрясающая способность обгонять, и он чувствовал, что у него есть шанс на атаку. Мы думали об обмене позициями, но Серхио был настолько уверен, что мы решили его поддержать.
Вопрос: Было ли впоследствии ощущение, что Серхио оказался неправ?
Роберт Фернли: Нет. Можно долго спекулировать на эту тему, и рассуждения постфактум – отличная штука, но тогда мы сражались с Red Bull Racing, это обстоятельство нельзя недооценивать.
Force India пыталась пройти Red Bull Racing, а позади приближалась Ferrari. Не важно, провели бы мы второй пит-стоп или нет – разница в скорости составляла секунду на круге. Мы сделали всё, что могли, и впоследствии я не получал от команды никаких вопросов. Мы сохраним этот подход и будем принимать решение в каждой гонке отдельно.
Вопрос: После гонки в Канаде Виджей Малья сказал, что с этапа в Баку в команде могут появиться новые правила. О каких правилах идет речь?
Роберт Фернли: Не думаю, что Виджей это говорил. Он сказал, что проанализирует принятые подходы, мы, как обычно, всё обсудили, мои слова сейчас в полной мере отражают точку зрения Виджея.
Вопрос: Сирил, начнем с вопроса о сегодняшних свободных заездах. Мы видели, как Джолион Палмер разбил машину. Каковы его перспективы в команде, и что он должен предпринять, чтобы сохранить место в Renault?
Сирил Абитебул: Не вполне корректно связывать сегодняшние события и его перспективы. Сегодня многие гонщики оказывались за пределами трассы, а Джолиону не повезло в повороте, который, к сожалению, не прощает ошибок. Машина получила повреждения, но они ничуть не серьезнее тех, что утром были у машины Серхио Переса. Если вы хотите взглянуть на эти события через призму перспектив Джолиона, то ситуация предельно проста: у нас контракт, мы готовы помочь ему преодолеть столь сложный период. Ультиматума нет, но Палмер должен обеспечивать результат, как любой сотрудник нашей команды.
Думаю, ему поможет, если мы оградим его от внимания СМИ, с которыми ему постоянно приходится иметь дело – особенно в начале уик-энда. Да, журналистам нужно выполнять свою работу, задавать, как им кажется, правильные вопросы, но это не всегда помогает. Впрочем, это часть прессинга, с которым сталкивается каждый гонщик Формулы 1. Джолиону приходится справляться, мы стараемся его оградить, но объясняем, чего именно от него ждем. В четверг у нас была подобная беседа, мы проанализировали информацию и определили цели на краткосрочную и среднесрочную перспективы.
Вопрос: Расскажите о ситуации с Робертом Кубицей, который работал на тестах с командой незадолго до Гран При Канады. Почему вы решили провести эти тесты, и верно ли, что Роберт примет участие в первой пятничной тренировке Гран При Италии?
Сирил Абитебул: На второй вопрос ответ прост – нет. Не понимаю, откуда берутся эти слухи, могу только их опровергнуть. И я хотел бы пояснить, что вопросы о Джолионе и Роберте никак не связаны между собой.
Роберт был близким другом команд из Энстоуна – уверен, Эрик, сидящий справа, понимает, о чем я. Кубица был настроен предельно лояльно, наш небольшой коллектив тоже питал симпатии к отдельным гонщикам, а Роберт тогда произвел впечатление на всех – на Алана Пермейна, Боба Белла, Рикардо Пентеадо. Люди чувствовали, что обязаны Кубице за то, что он сделал для них нечто значимое, и нам представилась возможность снова посадить его в кокпит – отменилось одно из маркетинговых мероприятий и машина оказалась свободна.
Роберт сейчас проходит определенную реабилитационную программу, стараясь оценить свои возможности. Он уже управлял машинами Формулы E, GP3, Формулы 2, LMP2 – посмотрим, что будет дальше. Пока у нас нет никаких планов, кроме мероприятия в Гудвуде, где Роберт будет управлять той же машиной – Lotus E20.
Вопрос: Говоря о скорости, вы недавно заметили, что в Формуле 1 не бывает волшебных решений. Как это следует понимать?
Сирил Абитебул: Я пытался пояснить ситуацию с доработкой силовой установки, а в этом плане всегда сложно доступно донести мысль. Многие ждали, что в этом сезоне мы поступим так же, как год назад – по ходу чемпионата представим серьезное обновление, эффект от которого будет очевиден всем, особенно нашим клиентам.
К сожалению, всё совсем не так. Однако это не означает, что прогресса не будет вовсе. Например, в этот уик-энд мы за счет доработки силовой установки отыграли пару десятых – я не планировал заострять на этом внимание, но чувствую, что должен всё разъяснить. Прогресс происходит несмотря на факт, что мы не меняем сам двигатель – потому важно разделять различные аспекты. Аналогичным образом дела обстоят с шасси, всё это напоминает своеобразную «гонку вооружений». Участники готовят серьезные доработки, мы тоже не стоим на месте, но в отношении силовой установки никаких чудес по ходу сезона не предвидится.
Вопросы с мест
Вопрос: (Бен Эдвардс) Роберт, короткий вопрос об утренней аварии Серхио. Мы видели, как отлетело колесо, но не похоже, чтобы удерживающие тросы оборвались сами собой. Почему колесо всё-таки оторвалось?
Роберт Фернли: Ранее мы ничего подобного не наблюдали. Как вы верно заметили, колесо оторвало целиком, притом удерживающие тросы были в порядке – я впервые сталкиваюсь с такой ситуацией. По пути в пресс-центр мы с Эриком говорили об этом – он тоже не видел таких инцидентов. Нужно разобраться в причинах и понять, необходимы ли какие-либо изменения для всех участников.
Вопрос: (Бен Эдвардс) Эрик, вопрос о Стоффеле. Сезон складывается для него не идеально, выступать на фоне Фернандо Алонсо очень непросто, но не могли бы вы рассказать чуть подробнее, с какими сложностями приходится иметь дело Вандорну, и как он с ними справляется?
Эрик Булье: Прежде всего, Стоффеля с самого начала сезона преследуют проблемы с машиной, не только с силовой установкой, но и с шасси. Всевозможные мелкие неприятности мешали полноценно проводить тренировки, выступать в квалификации – всё это сказывалось на уверенности, потому Стоффель временами не был готов показать результат уже на первом быстром круге и потом расплачивался, когда на втором видел желтые флаги.
Он должен в полной мере освоиться в команде, чтобы со всей уверенностью озвучивать требования к настройкам, это движение должно быть обоюдным: вместе с его инженерами и другими специалистами мы на протяжении уже двух этапов работаем и пытаемся вернуть Стоффелю веру в собственные силы.
Вопрос: (Гунель Сафарова) Сегодня мы увидели три аварии – в чем, по-вашему, их причина? Ходят разговоры, что трасса в Баку слишком опасна – вы с этим согласны?
Сирил Абитебул: Мы наблюдали немало аварий, наши гонщики не раз уходили от столкновения. Пожалуй, нам следует поставить больше защитных барьеров, чтобы заставить гонщиков оставаться на траектории. Впрочем, дело в сочетании факторов. Насколько я понял, в некоторых поворотах из-за солнца гонщикам сложно разглядеть апекс, и это тоже нужно принять во внимание. Сцепления шин недостаточно для такой конфигурации трассы и высокой энергии торможения. Вероятно, объяснение примерно такое – особенно на фоне смены составов резины в этом сезоне по сравнению с предыдущим.
Вопрос: Эрик, Роберт, есть что добавить?
Эрик Булье: Сирил всё сказал. Причины, по которым гонщики выезжают в зоны безопасности – низкий уровень сцепления и большая энергия торможения. Трасса сегодня была довольно пыльной, потому было сложнее передать шинам достаточно энергии.
Вопрос: Роберт, почему Серхио Перес угодил в аварию, и что он сказал, вернувшись в боксы?
Роберт Фернли: Не думаю, что в инциденте есть вина Серхио – он искал предел и нашёл его! Но соглашусь с Эриком и Сирилом: дело в шинах и в том, что трасса была не прикатана. Составы для Баку несколько жестковаты – возможно, в следующем году мы будем выступать здесь на более мягких.
Вторая пресс-конференция
Участники: Джок Клиа (Ferrari), Роб Смедли (Williams), Беат Цендер (Sauber)
Вопрос: Джок, начнем с обсуждения машины – в чем сильные стороны Ferrari SF70H?
Джок Клиа: Сильная сторона в том, что у машины нет доминирующих качеств – она хорошо сбалансирована во всех областях. Гонщики довольны ей в любых условиях и на всех трассах – скоростных, среднескоростных, медленных. Машина в целом получилась очень качественной.
Вопрос: Она позволяет Кими и Себастьяну выкладываться по максимуму?
Джок Клиа: Думаю, да – они оба довольны своими ощущениями от пилотажа. Гонщикам нравится иметь дело с машиной, с которой они могут атаковать – особенно в квалификации. С первого дня, еще на предсезонных тестах, наши парни говорили, что машина позволяет им чувствовать себя очень уверенно.
Вопрос: Как вы оцениваете скорость машины в этот уик-энд? По итогам пятничных свободных заездов гонщики Ferrari оказались на четвертой и пятой строчках, но Себастьян на длинной серии кругов выглядел особенно быстро…
Джок Клиа: В пятницу сложно составить реальную картину – уверен, мы все понимаем, что уличной трассе в Баку требуется немало времени, чтобы асфальт очистился и покрылся слоем резины. Уровень сцепления с трудом поддавался оценке, проехать быстрый круг было очень сложно – не думаю, что пятничные результаты можно считать показательными. Все участники скажут, что могли проехать лучше. Возможно, темп на длинной серии более показателен, и в этом плане мы можем чувствовать себя комфортно. Машина ехала неплохо, ситуация оставалась под контролем – мы вполне довольны тем, как прошла пятница.
Вопрос: Если говорить о вашем сражении с Mercedes, чья машина быстрее?
Джок Клиа: Невозможно сказать. Я только что говорил об этом с журналистами в паддоке: отрывы ничтожны, и когда вы проезжаете круг за 1 минуту 20 секунд со средней скоростью выше 200 км/ч, этот отрыв может быть создан в любой точке трассы. Машины Ferrari и Mercedes сопоставимо быстры в любых условиях, на две команды у нас четверо гонщиков, каждый из которых способен взять поул. Во всех прошедших гонках между ними была ничтожная разница, зависящая от того, насколько сильно были изношены шины в квалификации, или насколько эффективно каждый из них работал с более мягким составом.
Вопрос: Беат, предыдущие несколько лет были непростыми для Sauber, но как только на горизонте появились первые признаки стабильности, снова происходят перемены. Что происходит в команде…
Беат Цендер: Не имею такой возможности. Вы видели официальное заявление господина Пиччи – похоже, у него и госпожи Кальтенборн разные взгляды на то, как управлять командой. Не стоит забывать, что речь идет не только о гоночном коллективе, но и еще о 350 сотрудниках на базе. Больше мне добавить нечего, я не участвовал в принятии решения.
Вопрос: Кто руководит командой в Азербайджане?
Беат Цендер: Технический директор Йорг Цандер и я – нам обоим доверили временно управлять командой. Для нас мало что изменилось, поскольку наша работа изначально заключается в том, чтобы две машины максимально быстро мчались по трассе, а лично у меня добавилось взаимодействие с прессой.
Вопрос: Когда ждать новостей о новом руководителе?
Беат Цендер: Мы провели переговоры с кандидатами и надеемся вскоре объявить решение.
Вопрос: Команда уже начала работать с Honda? Пару месяцев назад было объявлено, что Sauber будет сотрудничать с японскими мотористами в следующем году. Ваши инженеры уже побывали в Японии? Приезжали ли к вам специалисты Honda?
Беат Цендер: Конечно! Мы приступили к проекту, обменялись информацией о логистике и инфраструктуре. Нам необходимо организовать рабочие места с программным обеспечением – эта работа уже начата.
Вопрос: Роб, в Williams в этом году тоже произошли изменения – в команду в качестве технического директора пришел Падди Лоу. Какое влияние он уже оказал, привнес ли новые процессы?
Роб Смедли: Влияние очень позитивное. Падди перешел к нам с опытом работы в командах, которые на протяжении последних тридцати лет если не побеждали, то однозначно претендовали на победы. На двоих у нас 50 лет опыта, разве что баланс в пользу Падди – у него 30 лет, у меня – 20.
Падди – очень открытый человек, невероятно умный, и его задача – вернуть команде знание, как выигрывать гонки. Это то, чего не хватает Williams. Одного желания побеждать недостаточно: если ты 21 раз в течение года переезжаешь с коллективом в 60 человек с места на место, разумеется, ты жаждешь победы, но для этого нужны соответствующие процессы, для внедрения которых сложно обозначить конкретный срок.
Многие процессы уже инициированы, осталось дождаться, когда они начнут приносить результат. Одни изменения будут заметны со стороны, другие – нет, в Формуле 1 прогресс достигается мелкими шагами, и эти шаги нам и предстоит предпринять. Падди хорошо интегрировался в команду, его приход стал для нас словно глотком свежего воздуха.
Вопрос: В случае с командой предполагается прогресс мелкими шагами, а вот Лэнс Стролл, похоже, прогрессирует семимильными. Потрясающе, какой эффект могут оказать два заработанных очка! В Монреале Лэнс финишировал девятым, а уже здесь, в Баку, в пятницу показал шестой результат! У него словно гора с плеч свалилась…
Роб Смедли: Вероятно! Для молодых гонщиков многое решает уверенность – как только они её обретают, начинается движение по восходящей. Внутри команды более опытным сотрудникам было сразу очевидно, что Лэнс изначально талантлив и постепенно прогрессирует, однако со стороны этот прогресс не всегда заметен. Кроме того, в соседних боксах присутствует профессионал с шестнадцатилетним опытом, которому в свое время не хватило одного очка для завоевания чемпионского титула. Фелипе Масса – один из быстрейших гонщиков чемпионата, и выступать на его фоне очень непросто, особенно если учесть, что нынешние машины Формулы 1 крайне сложны в управлении. Думаю, все участники это подтвердят.
Потому крайне важно адаптироваться к машине, к окружающей обстановке, поскольку всё, чем вы занимались до Формулы 1 – в случае с Лэнсом мы говорим о Формуле 3 – сильно ей уступает. В плане сложности есть Формула 1 – и всё остальное. Мы понимали, что Лэнсу потребуется время, однако он прогрессирует с самого первого этапа в Австралии. Как я уже заметил, одни моменты заметны, другие – нет, но результат в Канаде был очевиден всем, и это помогло.
Вопрос: В этот уик-энд Лэнс чувствует себя более расслабленно?
Роб Смедли: Определенно. Лэнс чувствует себя всё более расслабленно – вернее, более комфортно. Когда 18-летним дебютантом впервые оказываешься в паддоке Гран При Австралии, это довольно трудно. Мне бы не хотелось прийти в чемпионат 18-летним инженером – к счастью, этого не произошло, но молодому гонщику очень трудно справляться со всем прессингом в машине и вне её. Лэнс чувствует себя всё комфортнее и увереннее, потому результаты начинают постепенно появляться.
Вопрос: Пару слов о скорости Williams в этот уик-энд: на какой результат может рассчитывать команда?
Роб Смедли: В нынешней ситуации было бы замечательно оказаться четвертой по скорости командой. У Ferrari и Mercedes своё сражение в первых рядах – надеюсь, и в этот уик-энд оно будет интересным. Red Bull Racing с учетом всех своих доработок сейчас немного впереди, ну а нам предстоит соперничество с Force India, чья машина здесь, как и год назад, выглядит очень здорово. Конкуренция будет острой, но у нас есть пара отличных гонщиков – надеюсь, получится побороться на равных.
Вопрос: Джок, считаете ли вы, что в этот уик-энд Red Bull Racing входит в число претендентов на победу? Их пятничный темп можно считать показательным?
Джок Клиа: Достаточно взглянуть на протокол сессии – команды, занявшие первые строчки, присутствуют там не в первый раз. Как я уже говорил, пятничные тренировки не отражают в полной мере, как сложатся дела в субботу и воскресенье, но если присмотреться к деталям, вы определите машины, которые достаточно быстры – среди них окажутся и Force India, и Red Bull Racing. Williams сегодня тоже выглядели конкурентоспособно, так что в верхней части пелотона оказалось представлено сразу несколько команд.
Вопросы с мест
Вопрос: (Бен Эдвардс) Джок и Роб, сегодня мы наблюдали, как многие гонщики выезжали в зоны безопасности. Трасса в Баку весьма требовательна, а шины работали не на полную эффективность. Не могли бы вы рассказать, с какими сложностями пришлось иметь дело, какого прогресса можно ожидать в субботу, когда асфальт покроется слоем отработанной резины? Кто ответит первым? Джок?
Роб Смедли: У старины Джока больше опыта.
Беат Цендер: За двадцать-то лет.
Роб Смедли: Нет, его машины чаще выезжали за пределы трассы!
Джок Клиа: Поначалу уличная трасса очень грязная, на очистку асфальта требуется время. Год назад её состояние стремительно улучшалось, сегодня уровень сцепления изначально был крайне низок… Мы не раз наблюдали, насколько сложно прогреть передние шины, особенно в квалификации, но сегодня сделать это было особенно трудно. Резине не хватает сцепления, ты не можешь тормозить достаточно поздно, шины не получают необходимое количество энергии, не прогреваются, им не хватает сцепления – получается замкнутый цикл, и об этом нам сообщали наши гонщики по ходу первых попыток вплоть до шестого-седьмого кругов, когда температура шин, наконец, начинала расти. Подобные проблемы мы наблюдали во многих квалификациях нынешнего сезона, а увиденное сегодня на грязном асфальте можно считать убедительным подтверждением. Впрочем, в субботу и тем более в воскресенье уровень сцепления будет выше, а проблем, соответственно, меньше.
Роб Смедли: Джок весьма красноречиво всё описал. Проблема усугубляется здешними зонами безопасности – они очень узкие, там нельзя просто развернуть машину, потому в случае блокировки колеса и вылета гонщики словно оказываются в ловушке. У них нет возможности попытаться всё-таки вписаться в поворот, так как рядом находится защитный барьер – приходится проезжать прямо, а затем подолгу выбираться обратно, подчас задним ходом. Сегодня так поступали практически все гонщики, что отнимало время, вызывало двойные желтые флаги и провоцировало ситуацию, о которой говорил Джок: гонщикам приходилось ехать медленно, затем они прибавляли на грязном асфальте и снова допускали ошибки, так как шины успевали остыть. Сегодня многое решала именно температура резины.
Перевод: Валерий Карташев