Гран При России: Пресс-конференция в субботу

1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Кими Райкконен (Ferrari)
3. Валттери Боттас (Mercedes)

Вопрос: Себастьян, борьба за поул получилась невероятно острой, вы взяли верх в последний момент. Расскажите, как всё прошло.
Себастьян Феттель: Я хорошо начал квалификацию и чувствовал себя за рулём весьма комфортно, но во второй сессии немного потерял ритм. Я рассчитывал во время заключительного круга понять, как действовать в финале, но круг прошел не лучшим образом – я заблокировал колеса и потерял ритм.

В финале первый быстрый круг получился не очень аккуратным, поэтому я решил бросить все силы на заключительную попытку. В ней я смог прибавить, особенно на последнем секторе, отыграв время по сравнению с предыдущим кругом. Я знал, что раньше остальных закончил попытку, понимал, что проехал лучше промежуточного поула Кими, и поэтому сразу включил радио: «Скажите мне, где остальные, где остальные!»

Мой гоночный инженер ответил, что они завершают свои круги. Первым круг закончил Валттери – он не смог прибавить, а затем мне сказали, что я выиграл поул – приятно было это услышать.

Огромное спасибо команде! Сегодня машина была великолепна – невероятно здорово, когда с минимальным количеством топлива атакуешь на пределе, а если поймал ритм, ощущения самые позитивные. Этот фантастический результат стал возможен благодаря невероятной работе всей команды. Обе машины стартуют с первого ряда – это важный шаг вперёд, хотя завтра нам предстоит многое сделать. Возможно, трасса подошла нашей машине, но это отличный результат, и я уверен, что в команде все счастливы и горды. Несколько часов мы будем наслаждаться успехом, а после сосредоточимся на гонке.

Вопрос: Примите наши поздравления! Кими, своим вторым местом вы обеспечили Ferrari квалификационный дубль впервые с Гран При Франции 2008 года! Но насколько вы огорчены тем, что упустили поул?
Кими Райкконен: Цель всегда в том, чтобы быть первым. В этот уик-энд я чувствую себя заметно увереннее, но в заключительной попытке попал в трафик и не смог заставить шины работать настолько же эффективно, как в первой попытке. Я пытался действовать агрессивнее в последнем повороте, но риск не оправдался.

Сегодня я больше доволен результатами квалификации, чем на предыдущих этапах, но очевидно, что на этот раз у меня было всё, чтобы взять поул. Впрочем, мы заработали для команды весь первый ряд – не так уж и плохо.

Вопрос: Спасибо, Кими! Валттери, впервые в нынешнем сезоне в Mercedes начнут гонку не с поула. Как ваша команда выглядит на фоне Ferrari здесь, в России?
Валттери Боттас: Результаты явно свидетельствуют о том, что Ferrari сегодня были быстрее. Нам удалось к ним подобраться, но недостаточно близко. Честно говоря, у них было преимущество с самого начала уик-энда, они более эффективно работали с шинами Ultra Soft, тогда как у нас с этим составом в пятницу наблюдались сложности. Сегодня мы добились прогресса, но его, к сожалению, не хватило. Тем не менее, команда сработала здорово, мы завоевали весь второй ряд, а решающим всё равно будет завтрашний день. В самом деле, второй ряд – не так уж и плохо, ведь здесь до первого поворота очень длинная прямая.

Вопрос: Спасибо! Себастьян, Ferrari вернулась?
Себастьян Феттель: Вернулась откуда? Если вспомнить первые три этапа, то мы хорошо начали сезон. Конечно, в квалификации Mercedes были очень сильны, но здесь мы смогли их догнать. Возможно, это связано с особенностями трассы или с тем, как мы работали с резиной – не знаю, но в итоге мы оказались впереди – это приятно.

Отличное достижение, мы улучшили машину перед этим этапом, но завтра нас наверняка ждёт очень плотная борьба. Вчера у Валттери был отличный темп на длинной серии кругов. Посмотрим, но сейчас мы рады, что вернулись на первый ряд. Постараемся сохранить преимущество в гонке.

Вопрос: Себастьян, насколько важно вам видеть напарника рядом с собой на первом ряду?
Себастьян Феттель: Если бы у меня была возможность выбирать, я бы предпочел видеть рядом Кими – уверен, в отношении меня он поступил бы так же. Для нашей команды сегодня замечательный день – Mercedes на протяжении нескольких лет доминировали в квалификации, приятно, наконец, подобраться к ним.

Соперничество с Валттери получилось острым – не знаю, каким был его финальный круг, но во второй сессии и в первой попытке в финале результат был неплохим. Квалификация удалась, машиной было приятно управлять – здесь ты её по-настоящему чувствуешь, и это очень здорово!

Вопрос: Вы удивлены тем, что оказались на поуле?
Себастьян Феттель: И да, и нет. Начиная квалификацию, всегда мечтаешь о поуле. Мы рассчитывали на него и в предыдущих Гран При, но мне пришлось быстро смириться с горькой мыслью, что мы пока не готовы к полноценной борьбе, потому сегодня я не думал о лучшем результате. Я знал, что нам по силам выступить уверенно, что машина достаточно быстра, но мы не представляли, на что здесь способны в Mercedes в финале квалификации.

Вопрос: Кими, в квалификации Ferrari и Mercedes использовали разные подходы – вы и Себастьян начали первую сессию с шинами SuperSoft. Как всё прошло?
Кими Райкконен: Всё прошло по плану. Мы сделали то, что должны были сделать, и итоговый результат оказался неплохим. Да, в первой части квалификации участники выезжали на разных составах, но это не так уж и важно, с какими шинами ты работаешь. Мы сделали свой выбор и просто его придерживались.

Вопрос: Что скажете о гоночном темпе Ferrari?
Кими Райкконен: Вчера на длинной серии кругов темп был неплохим, но гонка завтра – тогда и посмотрим. Уверен, борьба будет плотной, нам необходимо сработать эффективно.

Вопрос: Валттери, вас удивила скорость Ferrari в этот уик-энд?
Валттери Боттас: Определенно. Начиная уик-энд, я и команда рассчитывали выступить сильнее, чем в Бахрейне, но пока всё складывается не настолько удачно, в Ferrari явно справляются лучше. Конечно, нам досадно не стартовать с поула. По сравнению с пятницей мы сумели добиться прогресса, но его оказалось недостаточно. Впрочем, завтра будет новый день, нас ждет долгая гонка – результат предсказать сложно, но борьба наверняка окажется плотной.

Вопрос: С машиной какая-то проблема, или Ferrari просто быстрее?
Валттери Боттас: Нам было сложно разве что добиться максимума от шин Ultra Soft. Мы сумели добиться прогресса, но мне трудно сказать, из-за чего мы всё-таки уступили – из-за машины или шин. Да, у Ferrari быстрая машина, с ними сложно бороться, но нам это по силам. Впереди долгий сезон, завтра будет новый день – мы сделаем всё возможное, чтобы их опередить.

Вопросы с мест

Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос для Себастьяна и Кими. Вы говорили, что во второй сессии в первой попытке не выжимали из машины максимум. Со стороны нам показалось, что вы, возможно, думаете о старте гонки и потому не нагружаете резину. Всё обстояло именно так?
Себастьян Феттель: Не вполне. Мы оценивали два варианта действий и сначала проехали попытку с единственным быстрым кругом, а затем попытку с двумя быстрыми кругами. Я хотел атаковать на пределе еще в первой попытке и во второй чувствовал себя очень уверенно, пока не заблокировал колеса и не выехал за пределы трассы в 13-м повороте. В общем, мы планировали ехать в полную силу, чтобы оценить собственную скорость. Кроме того, Валттери к тому моменту уже показал очень хороший результат.

Вопрос: Кими, желаете что-нибудь добавить?
Кими Райкконен: Нет.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Вопрос для Себастьяна и Кими. Себастьян, чувствуете ли вы себя так же, как чувствовали в Red Bull Racing в период доминирования команды? Можно ли сказать, что начинается эра доминирования Ferrari? Кими, не кажется ли вам, что нынешняя машина Ferrari очень близка к машинам, которые команда использовала в 2007-2008 годах?
Кими Райкконен: Это совершенно разные машины, их никак нельзя сравнивать. Прошло десять лет, другие правила, другие шины. Возможно, сейчас у нас действительно неплохая машина, и если она позволяет опережать нынешних конкурентов, нет никакого смысла сравнивать ее с предшественницами.

Себастьян Феттель: Соглашусь с Кими, сложно проводить подобные сравнения. И мне не нравится слово «доминировать». Если вы много работаете и демонстрируете отличную скорость, вы заслуживаете высоких результатов. Мы много трудились и в прошлом году, но не были достаточно конкурентоспособны, в нынешнем сезоне машина явно быстрее, однако позади всего несколько гонок – полагаю, сейчас важнее просто наслаждаться тем, что мы выступаем неплохо. Боевой дух достаточно высок, его нужно поддерживать, а что касается дальнейших планов – сейчас я о них не думаю.

Вопрос: (Кирилл Зайцев) Вопрос для гонщиков Ferrari о командной тактике. Себастьян, если завтра Кими окажется впереди, попросите ли вы команду отдать приказ пропустить вас? Кими, уступите ли вы позицию Себастьяну без какой-либо борьбы?
Себастьян Феттель: Думаю, здесь всё просто. Если я впереди, Кими хочет меня обогнать, а если он впереди, мне хочется обогнать его. Но вряд ли в такой ситуации имеет смысл просить помощи со стороны. Мы знаем, что нам позволено открыто бороться между собой – для этого мы выступаем в чемпионате. Сегодня борьба была плотной, в воскресенье будет так же – посмотрим, как сложится гонка.

Вопрос: Кими?
Кими Райкконен: Практически нечего добавить – мы знаем, что делаем. Мы выступаем за Ferrari, этим всё сказано.

Вопрос: (Флавио Ванетти) Себастьян, вы ожидали, что вам понадобится больше времени для борьбы за поул, или сегодняшний результат пришел как раз тогда, когда требовалось?
Себастьян Феттель: До начала этого уик-энда Mercedes считались фаворитами этапа. Вчера они выглядели очень сильно, но, как заметил Валттери, им было непросто прогреть шины, а на этой трассе многое зависит от того, насколько вы уверены в своих действиях.

Мы сосредоточились на собственных задачах, следовали своему плану, смогли почувствовать машину, и завоеванный первый ряд стал фантастической наградой. Мы здесь не для того, чтобы следить за действиями соперников, мы сосредоточены на собственной работе, но завтра, уверен, нас ждет плотное сражение с Mercedes. Как я уже говорил, я рад сегодняшнему результату, для команды это фантастический успех!

Вопрос: (Елена Леппанен) Кими, вы еще вчера говорили, что в большей степени довольны поведением машины. В чем она ведет себя лучше по сравнению с предыдущими гонками?
Кими Райкконен: Поведение машины специфично на каждой конкретной трассе, здесь нельзя проводить сравнения. Скажем так, сейчас машиной в целом проще управлять. В этот уик-энд мы сразу сосредоточились на нужных областях – в такой ситуации проще прогрессировать. Я был доволен, спокойно вносил корректировки, прибавлял в скорости. Небольшие факторы в итоге обеспечили серьезную разницу в результатах.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Себастьян, чем вы объясните столь высокую скорость в субботу? Машину удалось доработать после предыдущей гонки, вам просто подходит здешняя трасса, или в команде стали лучше понимать нюансы работы шин?
Себастьян Феттель: Конфигурация трассы в целом нам подходит. В прошлом году в Сочи мы тоже выглядели весьма уверенно – да, машины сейчас иные, но кое в чем сравнивать всё-таки можно. Не знаю, насколько сложно в этот раз пришлось Mercedes, но, честно, меня это не очень беспокоит. Важнее то, что мы выполнили поставленные задачи и не столкнулись с проблемами. В этот уик-энд все сессии пока проходят гладко, машина едет здорово, а в Сочи нужно ей доверять, если планируешь атаковать в полную силу. Это доверие сегодня было и у меня, и у Кими, а были ли трудности у Mercedes, мне не известно.

Вопрос: (Виктория Гаврилова) Кими, были ли вы раздосадованы действиями команды в пятницу? Сегодня вам удалось выполнить все намеченные мероприятия?
Кими Райкконен: Сегодня мы сделали всё, что планировалось. У меня не было никакой досады – честно говоря, я не уверен, что правильно понял вопрос. Мне немного обидно, что в конце квалификации я попал в трафик – всем известно, насколько результат в Сочи зависит от правильной подготовки шин, и в моем случае небольшого трафика оказалось достаточно, чтобы осложнить задачу. Я доволен вторым местом, однако у меня сегодня было всё необходимое, чтобы сработать лучше. Что ж, приму ситуацию такой, какая есть, а завтра будет новый день. В целом уик-энд проходит гладко, это очень помогает.

Вопрос: (Антон Тихий) Себастьян, сегодня в квалификации погода была теплая и сухая, и на гонку прогноз обещает примерно те же условия. Если говорить о соперничестве между Mercedes и Ferrari, какой из команд эти условия подойдут больше?
Себастьян Феттель: Всегда приятно, когда погода теплая и солнечная – в таком случае зрителям на трибунах не приходится приносить с собой зонты! Что касается прочего, если соперничество будет плотным, это тоже понравится болельщикам – что ж, будем надеяться на интересную гонку!

(Обращается к Валттери) Ты предпочитаешь прохладу? Просто мы в России, где должно быть прохладно! В конечном итоге к любым условиям надо уметь адаптироваться. Кажется, сейчас за окнами +20 – не знаю, максимальная ли это температура за все годы, что Сочи принимает этап чемпионата, но в предыдущие сезоны здесь было заметно прохладнее. Хорошо, что в этот раз теплее.

Вопрос: (Ливио Орихио) Валттери, по сравнению с пятницей Mercedes удалось добиться прогресса, однако до старта гонки вносить корректировки уже нельзя. Вы смогли найти компромиссный вариант – полагаете, в гонке машина будет столь же быстра, как в квалификации?
Валттери Боттас: Думаю, предпринятые корректировки помогут нам и в гонке. В плане работы с шинами мы двигались в верном направлении, и если условия завтра будут такими же, как сегодня, всё должно остаться в норме. Впрочем, мы не уверены в том, что здесь у нас быстрейшая машина – Ferrari выглядит очень сильно. В предыдущих трех гонках они были очень конкурентоспособны, завтра наверняка будут чувствовать себя не менее уверенно – думаю, борьба предстоит плотная.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Себастьян, в Бахрейне вы говорили, что пожертвовали результатом в квалификации ради лучшего темпа в гонке. Здесь вы действовали несколько иначе?
Себастьян Феттель: Я не помню, что говорил в Бахрейне – вопросов было очень много. Команда всегда старается доработать машину, а чисто квалификационных или чисто гоночных настроек больше не существует. Мы каждый раз стараемся выжать из машины максимум скорости – да, есть факторы, которые могут помочь скорее в гонке, нежели в квалификации, но мы вносили корректировки, направленные на повышение эффективности машины в целом, что должно помочь в воскресенье. Нам не пришлось чем-либо жертвовать.

Вопрос: (Вячеслав Карпов) Кими, среди всех гонщиков Формулы 1 у вас в России максимальное количество болельщиков. Что вы об этом думаете и ощущаете ли поддержку?
Кими Райкконен: Приятно иметь болельщиков в России или в каком-то другом уголке планеты. Мне нравится приезжать в Сочи – в мире не так много автодромов, где на горизонте можно увидеть горы и снег. Погода для уик-энда оптимальная, трасса интересная, а что касается моих болельщиков, я чувствую их поддержку везде, где бы ни находился.

Вопрос: (Кирилл Зайцев) Вопрос для финских гонщиков – почему вы так успешны на трассе в Сочи? Валттери финишировал на подиуме в Сочи, у Кими был подиум в Сочи. Возможно, всё дело в том, что асфальт здесь скользкий, а финнам нравится скольжение?
Валттери Боттас: По сравнению с Бахрейном асфальт в Сочи не такой уж и скользкий. Здесь уровень сцепления всё-таки выше, так что скольжением всё не объяснишь. Конечно, одни автодромы зачастую нравятся больше других, но в целом Williams всегда подходила сочинская конфигурация – не знаю, чем еще можно объяснить хорошие результаты. Здесь хорошая трасса, мне она вполне по душе.

Кими Райкконен: Не помню, чтобы у меня здесь были потрясающие результаты. В предыдущие годы лично мне трасса казалась очень скользкой, в этот раз условия явно лучше, но в целом обстановка не сильно отличается от того, что наблюдаешь на других автодромах.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Вопрос для гонщиков Ferrari. Единственным негативным моментом нынешнего уик-энда можно считать тот факт, что команде в третий раз с начала сезона пришлось менять турбину. Полагаете, по ходу сезона это может стать проблемой?
Кими Райкконен: Вам всегда удается найти какой-нибудь негативный момент.

Себастьян Феттель: Уверен, в Италии в данный момент все просто счастливы, а вы – единственный итальянец в мире, который находит причины для досады – вам должно быть стыдно!

Кими Райкконен: Это плановая замена – уверен, всё будет в порядке. У меня была одна поломка, после которой один турбонагнетатель повторно уже не используешь, но остальные в полном порядке, и мы можем их задействовать при первой необходимости.

Себастьян Феттель: Андреа, пожалуй, у вас есть все шансы получить немецкий паспорт, поскольку немцы, как правило, всегда находят поводы пожаловаться на что-либо. Если в Италии вас встретят недружелюбно – приезжайте в Германию!

Перевод: Валерий Карташев