Швейцария’82: В первый раз

Гонка #371: 29 августа 1982 года. Гран При Швейцарии. Дижон-Пренуа
Поул Ален Прост (Renault RE30B) – 1:01,380 (222,874 км/ч)
Лучший круг Ален Прост (Renault RE30B) – 1:07,477 (202,736 км/ч)
Победитель Кеке Росберг (Williams FW08) – 1:32,41,087 (196,796 км/ч)

Сегодня такое понятие, как Гран При Швейцарии, нам практически неизвестно. Хотя когда-то это была весьма популярная гонка, проходившая на интересной трассе Бремгартен, неподалёку от столицы страны – Берна. Первый Гран При Швейцарии состоялся ещё в 1934 году, и выиграл его Ханс Штук, отец Ханса-Йоахима Штука. Гран При проходил ежегодно, с перерывом только на Вторую мировую войну, вплоть до 1954 года. И с момента рождения Формулы 1 в 1950-м входил в её календарь.

Должен был состояться Гран При Швейцарии и в 1955-м, 21 августа. Но 11 июня в Ле-Мане произошла печально известная катастрофа, унесшая жизни более 80 человек и ранившая ещё около сотни. Швейцария, Франция, Испания и Германия после этого приостановили проведения автоспортивных событий, их Гран При были отменены. Большинство стран вскоре сняли запрет, но швейцарские законодатели поступили противоположным образом, поставив вне закона практически любые автомобильные соревнования.

С тех пор в швейцарском парламенте много раз поднимался вопрос об отмене запрета, но безуспешно. Сейчас, конечно, для противников автогонок во главе угла стоит не безопасность, а экология и шум. Именно поэтому в 2015 году в законе всё же было сделано послабление – разрешили проведение соревнований на полностью электрической тяге. Благодаря этому, в 2018 году в Швейцарии впервые за 63 года пройдут профессиональные автосоревнования – этап Формулы E.

Позвольте, но как же тогда состоялся Гран При Швейцарии 1982 года? Да и внезачётный Гран При в 1975 году. Ответ прост – они проходили не на территории Швейцарии. И даже инициаторами их проведения были не швейцарцы. Причина крылась во всё той же «французской экспансии» в Формулу 1. Французам очень хотелось видеть своих многочисленных пилотов чаще, чем раз в году.

Национальный Гран При в то время чередовали между собой Дижон и Поль-Рикар. В 1982-м чемпионат отправился в Ле-Кастелле, но у организаторов гонки в Дижоне уже был опыт проведения у себя внезачётного Гран При Швейцарии (от Дижона до швейцарской границы всего около 120 км), и они решили его повторить, но на этот раз предложили включить этап в календарь – и Жан-Мари Балестр не отказал.

Конечно, такое могло произойти только в 1982 году – в этом удивительном, немного нелепом и очень трагичном сезоне. Ситуация в чемпионате была вполне под стать – в первых гонках сезона Renault не имела преимущества, но Прост возглавил чемпионат. Теперь машины Renault были самыми быстрыми, но из-за постоянных сходов Ален оказался только пятым.

Лидировал в таблице гонщик Ferrari Дидье Пирони, но уже было ясно, что чемпионом он стать не сможет. Француз уже не выступал в чемпионате из-за травм, полученных в столкновении с Renault Проста на квалификации Гран При Германии. Сроки его возвращения были неясны – оптимисты надеялись на следующий сезон, пессимисты считали, что он не вернётся никогда.

Наиболее логичным претендентом на титул в таких условиях казался выступавший за McLaren Джон Уотсон, именно он лидировал в чемпионате до Пирони, однако в силу удивительного стечения обстоятельств обычно стабильный британец не мог заработать очки уже пять Гран При подряд! Зато завидной стабильностью отличался Кеке Росберг, именно он благодаря подиумам в Германии и Австрии вышел на второе место в чемпионате.

Всё бы ничего, но, во-первых, Росберг оставался малоизвестным финном, и его претензии на титул были очень неожиданными. Но самое главное – Кеке до сих пор не выиграл ни одной гонки!!! Ни в 1982 году, ни за карьеру – вообще никогда. Перед Формулой 1 замаячила невесёлая перспектива получить никогда не побеждавшего чемпиона мира…

В Кубке конструкторов лидировала Ferrari, но команда была вынуждена думать не о том, как удержать преимущество, а о том, как просто выйти на старт! После гибели Жиля Вильнёва на Гран При Бельгии несколько гонок команда выступала только с одной машиной, пока не вернула из очередной отставки Патрика Тамбэ. Но теперь потеряла Пирони, и замены ему не было. Ходили лишь слухи, что на последних гонках сезона за руль сядет Марио Андретти.

Что касается Тамбэ, то француз быстро доказал, что не растерял своих навыков – именно он выиграл гонку в Германии. Однако у него была одна проблема – грыжа межпозвоночных дисков шейного отдела, вызывавшая невралгию правой руки. Французу был показан покой, но выбора не было, и в Дижон он приехал.

Первые же заезды показали, что сделал он это напрасно – Патрик страдал от сильных болей в шее. Он завершил квалификацию уже в пятницу, оказавшись в итоге лишь на 10-м месте, в двух с половиной секундах от поула. Ситуация ухудшалась, и в Ferrari всё же решили не выпускать Тамбэ на старт. Таким образом, всего в третий раз в истории в гонке не было ни одной машины Ferrari, хотя в Гран При команда участвовала.

Подавляющее преимущество в квалификации имели пилоты Renault. Поул завоевал Прост, Арну уступил ему три десятые, а стартовавший третьим Риккардо Патрезе на Brabham проигрывал 1,3 секунды! Далее следовали Лауда, де Чезарис и Пике. Росберг показал только восьмое время, проиграв своему напарнику по Williams, Дереку Дэли, три десятые, а Просту – больше двух секунд.

Как нетрудно догадаться, на трибунах «Гран При Швейцарии» в воскресенье доминировали французы. Болеть швейцарцам было особенно не за кого, а французы очень надеялись на победу гонщиков Renault, способную изменить ситуацию в чемпионате. К тому же о том, что Тамбэ не примет участия в гонке, многие ещё не знали.

Предполагалось, что главная интрига гонки заключается в сражении Renault и Brabham, а также в выборе резины и стратегии пилотов. Прост предпочёл поставить мягкую резину Michelin, Арну – жёсткую. В Brabham разница была ещё радикальнее – Пике планировал совершать пит-стоп, а Патрезе – нет.

На старте Арну смог опередить Проста, но пролидировал всего один круг. Далее следовали Патрезе, Лауда и Пике, а на шестое место выбрался отлично стартовавший Росберг. Учитывая стратегию, чтобы побороться за победу, Пике нужно было быстро прорываться наверх, и именно этим он и занялся. Бразилец быстро расправился с Лаудой, затем опередил Патрезе (который, впрочем, не особенно сопротивлялся, так как знал о разной тактике) и бросился в погоню за Арну.

Погоня увенчалась успешно на 11-м круге, когда Пике вышел на вторую позицию. Прост к этому моменту успел оторваться почти на семь секунд. На четвёртом месте Росберг – он легко обогнал Лауду и Патрезе. После этого борьба на долгое время стала чисто тактической. Прост пытался сохранить свой отрыв от Пике и шины, бразильцу думать о резине не нужно было, но отставание сокращалось очень медленно. Арну отстал, а Росберг в какой-то момент сбавил обороты, не только отпустив Renault, но и позволив приблизиться к себе Лауде.

Пике отправился в боксы ровно на середине дистанции, на 40-м круге. Обслуживание машины заняло 14 секунд (по меркам того времени считалось нормальным), он получил свежий комплект жёстких шин и вернулся пятым. Теперь всё зависело от темпа Нельсона – но темпа не было. Несмотря на новую резину, отставание не уменьшалось, а даже росло.

В гонке уверенно лидировали Прост и Арну, что не могло не радовать зрителей на трибунах. Гонщики проезжали один круг за другим, казалось, что ничего не происходит. Но после 50-го круга Ален начал ясно чувствовать, что с машиной что-то не так. Ему всё сложнее было удерживать свою Renault на трассе и поддерживать отрыв от Арну. Проблема была в износившейся аэродинамической «юбке», которая начала пропускать слишком много воздуха под днище, что снижало эффективность граунд-эффекта.

Какое-то время Прост компенсировал недостаток скорости машины своим талантом, но после 60-го круга темп начал падать. Арну приближался, и хуже того – их обоих догонял Росберг. Финну удалось прекрасно сохранить свои шины, и теперь именно он был самым быстрым на трассе. Правда, до финиша оставалось менее 20 кругов, а разница всё ещё была достаточно велика. К 70-му кругу отрыв Проста от Арну уменьшился до трёх секунд, Росберг проигрывал ему менее 10-ти.

На 73-м круге новая беда – на Renault Арну начались проблемы с подачей топлива. Он резко потерял темп на прямой – и его тут же опередил Росберг. Сбой не был разовым – он повторялся снова и снова. Арну потерял несколько позиций, заехал в боксы, где ему залили топливо, но на 76-м круге вынужден был остановиться – сход.

Прост продолжал лидировать. Отрыв быстро сокращался, до финиша оставалось четыре круга! На 77-м круге Росберг проигрывал Алену секунду. На 78-м он ехал уже вплотную за Renault, едва не утыкаясь в заднее антикрыло. За два круга до финиша трибуны буквально замерли в ожидании развязки.

В каком бы состоянии ни была машина Проста, у него оставался серьёзный аргумент – мощь турбомотора Renault. Этого вполне могло хватить, чтобы удержать первое место, ведь на прямых он по-прежнему был быстрее. Но на 79-м круге гонки машина Алена проскользила мимо поворота Bretelle, а Росберг тут же нырнул внутрь и вышел вперёд. Контратаковать у Проста уже не было шансов – машина с трудом слушалась руля.

Разочарование организаторов было так велико, что после 80-го круга они забыли показать Росбергу клетчатый флаг! Финн в боевом режиме проехал ещё один круг и лишь тогда, наконец, понял, что всё закончилось. Первая победа, наконец, пришла к нему. Более того – это была первая победа Williams в сезоне – и первая для финнов в Формуле 1. Ещё важнее то, что благодаря ей Кеке захватил лидерство в чемпионате! До конца сезона оставалось ещё две гонки, произойти могло всё, что угодно, но теперь Росберг был полноправным претендентом на титул.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.