Гран При Азербайджана: Пресс-конференция в субботу

Интервью после квалификации

Вопрос: (Уилл Бакстон) Себастьян Феттель еще на пит-лейн и вскоре присоединится к нам, а пока побеседуем с гонщиками Mercedes, чья машина сегодня была быстра, но, возможно, недостаточно. Льюис, вы были феноменально быстры на первом секторе, но уступали на втором – насколько вы довольны своим выступлением?
Льюис Хэмилтон: Здесь замечательные болельщики, я рад видеть вас всех!

Результаты получились очень плотными. Я полностью выложился, но борьба была невероятно интенсивной. Кажется, до пятнадцатого поворота я опережал свой собственный график на три десятые, но за весь круг отыграл всего две – соответственно, я потерял немного времени на последнем секторе, а Себастьян отлично справился со своей работой. Весь уик-энд Ferrari была самой быстрой, в этом году у них феноменальная машина.

Но я очень доволен тем, что сделала команда, что мы добились такого прогресса по сравнению с пятницей. Валттери тоже отлично выполнил свою работу. Мы участвуем в борьбе. Если не ошибаюсь, эта трасса занимает пятое место по количеству обгонов, здесь можно отыгрывать позиции. Завтра я постараюсь осложнить жизнь Себастьяну.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Сегодня даже у быстрейших гонщиков возникли сложности с ветром. Насколько непростой была ситуация на трассе?
Льюис Хэмилтон: Из-за ветра пришлось нелегко, особенно на прямой – порой там было сложно удерживать машину. Между зданий ветер гуляет, приходится постоянно работать рулём. Но сегодня состояние трассы было отличным. Я благодарен всем в Азербайджане за теплый прием.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Отлично сработано, Льюис! Себастьян, в нынешнем сезоне для вас это третий поул подряд, феноменально! Во второй попытке вы ехали чуть быстрее, но из-за блокировки не улучшили результат…
Себастьян Феттель: По ходу двух первых сессий я чувствовал, что с машиной всё хорошо, и к финалу квалификации уже знал, что на неё можно положиться. Я не был уверен, что завоюю поул, но было понятно, что смогу проехать по-настоящему хороший круг.

Я очень доволен своей первой попыткой, хотя была пара моментов, в которых я сработал неидеально. Мы понимали, что состояние трассы улучшается, поэтому во второй попытке надо было попробовать ещё раз. Я ехал с небольшим опережением графика, но неожиданно заблокировал колёса перед 3-м поворотом и не знал, ехать ли мне прямо (в зону вылета) или всё-таки попытаться повернуть. К счастью, я смог вписаться в поворот, но, поскольку первая попытка действительно была хорошей, этого оказалось достаточно для поула. Так что я доволен.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Отличный результат, но не уходите далеко! Валттери, ваша машина демонстрировала неплохую скорость – завтра вы сможете навязать борьбу Ferrari?
Валттери Боттас: Разумеется, ведь мы обеими машинами квалифицировались в первых рядах. В нынешнем сезоне борьба на старте очень плотная, гонка в Баку всегда получается сумасшедшей – мы будем бороться за победу.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Здесь сражение может продолжаться до последних метров, кому как не вам это знать после прошлогоднего этапа в Баку!
Валттери Боттас: В той гонке я после старта проигрывал всем почти круг, но финишировал вторым. Всякое может случиться, но, по крайней мере, у нас хорошие стартовые позиции.

Вопрос: (Уилл Бакстон) Себастьян, сегодня всё сложилось замечательно, но завтра соперники из Red Bull Racing и Mercedes готовы дать бой. Насколько сложной обещает быть гонка, насколько трудно будет обороняться на отрезке до первого поворота?
Себастьян Феттель: От стартовой позиции до первого поворота здесь не так уж и далеко, а вот от последнего поворота до финишной черты гораздо больше! Нас ждёт напряжённая гонка, в которой может произойти всё, что угодно, очень велика вероятность появления автомобиля безопасности, но позитивный момент в том, что сегодня наша машина была очень быстрой, а значит и завтра всё должно быть в порядке.

Вчера у меня были некоторые сложности, я не чувствовал уверенности в машине, не получалось войти в нужный ритм, а здесь это очень важно. Но когда всё начинает получаться, ты получаешь удовольствие от пилотирования. Вторая попытка меня расстроила, я надеялся, что смогу проехать круг немного быстрее, и тогда итоги дня устроили бы меня больше.

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, насколько вы довольны завоеванным поулом, если учесть, что вчера вам не хватало уверенности в машине?
Себастьян Феттель: Если ты не уверен в машине, это негативно сказывается на пилотаже. В Баку важно полностью доверять машине, иначе ты просто не поедешь так быстро, как мог бы. К концу пятничных тренировок я уже чувствовал себя увереннее, сегодня это ощущение укрепилось, а SF71-H ехала по-настоящему здорово.

По ходу квалификации состояние трассы улучшалось, в финале я остался доволен первой попыткой и разве что на втором секторе – в шестом и одиннадцатом поворотах – проехал чуть шире, чем требовалось. Кроме того, мне удалось чисто выйти из последнего поворота, что при сегодняшнем ветре было непросто.

Во второй попытке я понимал, что могу отыграться, машина вела себя отменно, но в третьем повороте я позднее коснулся педали тормоза, наехал на кочку и заблокировал колеса, из-за чего на левой передней шине образовалась проплешина.

В тот момент я был очень раздосадован: попытка оказалась испорчена, притом я не знал, на какой результат едут соперники. Когда свернув на пит-лейн я услышал, что взял поул, то очень обрадовался. Команда сработала блестяще, нам удалось добиться от SF71-H заметно большей скорости!

Вопрос: Льюис, несколько гонок вас не было в числе участников пресс-конференции. Как обстоят дела в Mercedes? Сейчас машина вам больше подходит?
Льюис Хэмилтон: Приятно вернуться на пресс-конференцию – надеюсь, вы не сильно по мне скучали! Себастьян сегодня сработал отлично, мои поздравления. В недавних гонках Ferrari по-настоящему доминировала, мы понимали, что и здесь они будут быстры. Темп Red Bull Racing тоже выглядел многообещающе – не знаю, что у них произошло в квалификации.

У нас самих в пятницу были сложности, но за ночь инженеры сумели во всем разобраться и нашли способ добиться прогресса – спасибо им огромное! Сегодня W09 ехала заметно лучше. Да, в некоторых областях мы по-прежнему уступаем, но работа продолжается, и тот факт, что мы с Валттери оказались настолько близко к Ferrari, добавит мотивации всему нашему коллективу.

С нетерпением жду гонку! Обгонять здесь непросто, как и на любой другой трассе, но мы приложим максимум усилий, чтобы оказаться впереди.

Вопрос: Валттери, как прошла ваша квалификация, что вы можете сказать об условиях на трассе? Казалось, ветер постоянно менял направление…
Валттери Боттас: Как заметил Льюис, по сравнению с пятницей мы добились прогресса – сегодняшний результат превзошел наши ожидания. Мы верили, что сумеем справиться со сложностями, как сделали это здесь же год назад – у нас получилось найти неплохие настройки в утренней тренировке, а затем скорректировать их в лучшую сторону перед квалификацией, в которой поведение машины было оптимальным за весь уик-энд.

Сама квалификация прошла довольно гладко. Поначалу из-за многочисленных желтых флагов было непросто собрать всё воедино, но во второй и третьей сессиях обошлось без заминок. Правда, я всякий раз ловил себя на мысли, что мой круг далек от идеала – в Баку очень сложно проехать чисто, во второй попытке мне особенно не хватало стабильности. Возможно, Ferrari просто оказались слишком быстры для нас, но в целом для команды результат хороший – завтра мы будем бороться за победу обеими машинами.

Вопросы с мест

Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос для гонщиков Mercedes. Какие регулировки пришлось скорректировать после пятничных тренировок? Как это сказалось на поведении машины? Насколько была заметна разница в управляемости W09?
Льюис Хэмилтон: Мы корректировали только настройки. Вчера машина заметно скользила, поэтому мы меняли угол атаки антикрыльев, величину дорожного просвета и другие параметры.

Вопрос: Валттери, желаете что-то добавить?
Валттери Боттас: Мы использовали одинаковый подход в работе с обеими машинами, сегодня W09 ехала заметно лучше.

Вопрос: (Луис Васконселос) Еще один вопрос для гонщиков Mercedes. Вы практически не уступали Ferrari на первом и третьем секторах, но на втором вам было сложнее. Чего не хватает машине на участке трассы в районе старого города?
Валттери Боттас: Это происходит с начала уик-энда. Второй сектор здесь извилистый, а на фоне соперников у нас больше сложностей с атакой поребриков – возможно, в этом причина потери времени.

Самое трудное – заставить шины работать, но этого можно добиться за счет настроек, в этом плане мы изменили ситуацию в лучшую сторону. Впрочем, Ferrari по-прежнему эффективнее работают с резиной, могут позволить себе агрессивнее атаковать поребрики и лучше нас выглядят на втором секторе.

Вопрос: Льюис, ваше мнение?
Льюис Хэмилтон: Не могу объяснить, почему Ferrari быстрее на втором секторе. Видимо, у них больше прижимной силы.

Вопрос: (Фил Дункан) Льюис, в пятницу Берни Экклстоун назвал вас очень быстрым, невероятно талантливым гонщиком и весьма приятным человеком, но заметил, что вы уже не тот, каким были раньше, и что вам, возможно, наскучили гонки. Можете прокомментировать?
Льюис Хэмилтон: У меня нет ответа.

Вопрос: (Фил Дункан) Вы настолько же конкурентоспособны, каким были всегда?
Льюис Хэмилтон: Узнаем к концу года.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Себастьян, команда говорила вам, насколько Кими Райкконен близок к тому, чтобы отобрать у вас поул? После первых двух секторов Кими опережал вас на пару десятых. Что вы думаете о соперничестве с напарником? Можно ли сказать, что конкурентоспособность Райкконена вышла на новый уровень?
Себастьян Феттель: Гонщика всегда судят по результатам, но если копнуть чуть глубже… В этом сезоне соперничество между мной и Кими очень плотное, и по пятницам он зачастую оказывается впереди. Мне всякий раз было непросто почувствовать машину, тогда как Кими способен практически сразу ехать без каких-либо сложностей.

В финальной попытке я не знал, насколько быстро едет напарник – собственно, своей ошибкой я сам лишил себя шансов улучшить время. Опять же, если смотреть на предыдущие годы и оценивать всё исключительно по результатам, впечатление может быть обманчивым: ситуация между мной и Райкконеном не всегда складывалась в мою пользу.

Не знаю, почему вы спрашиваете об этом, но мы с Кими хорошие напарники, между нами нет никаких проблем, хотя бывало и так, что я врезался в него и выбивал из гонки. Жизнь продолжается, мы оба наслаждаемся работой, и это большой бонус и для нас самих, и для команды.

Вопрос: (Ливио Орихио) Льюис, Валттери, вы сказали, что у Ferrari, возможно, больше прижимной силы, но в Баку многое зависит от мощности силовой установки. Похоже, и в этом плане Ferrari чуть впереди, что многих удивляет. Хотелось бы услышать ваши комментарии.
Льюис Хэмилтон: Не вижу в этом никакого сюрприза. У них здесь такой же мотор, что и в предыдущих гонках, где Ferrari были очень быстры на прямых. Насколько мне известно, у них весьма эффективная DRS, но я не изучал данные телеметрии и не знаю, на каких участках трассы они были быстрее, а на каких уступали. Впрочем, вполне очевидно, что в нынешнем сезоне в Ferrari сделали огромный шаг вперед и по праву считаются фаворитами.

Валттери Боттас: Льюис полностью ответил на вопрос.

Вопрос: (Джон МакЭвой) Себастьян, вы выступаете в Формуле 1 немало лет, насколько сложно сохранять столь высокую конкурентоспособность? Мне вспомнились слова Берни Экклстоуна о Льюисе – скажите, каких усилий стоит выступление на таком высоком уровне?
Себастьян Феттель: Сейчас ощущения перед стартом сезона несколько иные, чем десять лет назад, годы всё-таки берут своё. Не поймите меня неправильно, я не хотел выразить свою мысль в негативном ключе – просто по мере взросления меняется взгляд на многие вещи, ты становишься мудрее, и мотивация требуется совсем иная. Многое зависит от характера и личных целей, но мне по-прежнему нравится то, чем я занимаюсь.

Многим кажется, что я каждый день провожу в кокпите, иногда это правда, иногда – нет. Главное – чувствовать себя и быть честным с самим собой, только так можно меньше прислушиваться к комментариям со стороны, не отвлекаться и просто наслаждаться гонками.

Выступал ли ты на пике формы? Когда карьера подойдет к завершению, будет достаточно времени, чтобы проанализировать и определиться. Конечно, уровень очень высок: если хочешь сражаться в первых рядах, ты не можешь позволить себе многочисленные ошибки. Всякий, кто на протяжении многих лет входит в число фаворитов, выступает на очень приличном уровне, и это требует немалых усилий – и не только на трассе. В общем, чтобы не продолжать и без того долгую речь, скажу лишь, что работы много, не всегда она бывает вознаграждена, но главное – твое собственное отношение.

Вопрос: (Луис Васконселос) Прошлые гонки в Баку оказались совершенно разными. В 2016 году этап казался откровенно скучным, а в 2017-м мы увидели настоящую феерию. Чего можно ожидать от завтрашнего Гран При, особенно в свете ухудшения погодных условий?
Себастьян Феттель: Я не умею предсказывать будущее. Мне не по нраву новомодная привычка людей делать выводы по одной-единственной гонке. После Гран При Австралии мы слышали комментарии в стиле: «Катастрофа, эти машины такие…» Да, гонка в Мельбурне получилась скучной, но тому есть сразу несколько причин: характер трассы, ситуация по ходу дистанции. Потом у нас были захватывающие Гран При в Бахрейне и Китае – завтрашняя гонка тоже может оказаться как скучной, так и интересной. А что если пойдет дождь? Кто знает? Всё выясним на деле.

Льюис Хэмилтон: Надеюсь, гонка будет захватывающей и непростой. В гонке Формулы 2 на трассу не раз выезжала машина безопасности, как и у нас в Баку в прошлом году. Не представляю, что нас ждет, но надеюсь на интересное сражение с Ferrari.

Валттери Боттас: Думаю, впереди неплохая гонка, ведь отрывы в пелотоне минимальны, а на трассе со столь длинной прямой всегда есть возможность для атаки. Мы с Льюисом постараемся побороться за победу.

Вопрос: (Ральф Бах) Себастьян, вполне очевидно, что в Mercedes рассчитывают переиграть вас тактически. Вы готовы к этому?
Себастьян Феттель: Нечто подобное произошло в Китае, этот опыт нам не понравился, но нашей команде вполне по силам взять ситуацию под контроль. Посмотрим, как пройдёт старт и первый отрезок, но круг в Баку довольно длинный, возможность переиграть соперника на тактике все-таки есть. К тому же всем будет непросто сразу заставить шины работать. После этапа в Китае мы сделали необходимые выводы.

Перевод: Валерий Карташев