Об ожиданиях от уик-энда...
В прежние годы гонка в Баку проходила летом, а на этот раз формально открывает европейскую часть сезона Формулы 1. Впрочем, команды считают этап в Азербайджане выездным, поскольку им приходится перевозить технику на трассу самолётами, а не грузовиками.
Пока все гонки этого сезона получались достаточно яркими, особенно удачным оказался предыдущий Гран При в Китае. От Баку в этом смысле ожидания тоже высокие, ведь обе прошедшие там гонки получились интересными. Высокие скорости, близость стен, скользкий асфальт гарантируют неожиданности, которые дают возможность командам и гонщикам использовать обстоятельства в свою пользу, что приводит к новым неожиданностям и так далее.
Ситуация в чемпионате предельно запутанная. Поражения Mercedes всё труднее объяснять стечением обстоятельств – в трёх гонках на очень разных трассах на счету немецкой команды всего один поул и ни одной победы. Да, они регулярно на эти победы претендуют и поднимаются на подиум, но пока Ferrari смотрится как минимум не хуже, а успех Red Bull Racing в Шанхае показал, что и эта команда при определённых обстоятельствах способна на многое.
Помимо прочего, это будет последняя гонка на машинах "первой версии" в сезоне. В Барселону практически все привезут обновлённые машины, что может повлиять на расстановку сил.
О трассе…
Баку. Городская трасса. 51 круг по 6,003 километра = 306,049 км. 20 поворотов – 12 левых и 8 правых. Ключевых особенностей у трассы две. Во-первых, трасса включает сразу восемь 90-градусных поворотов, где скорости относительно невелики, и большое число торможений приводит к высокой нагрузке на тормоза.
Вторая особенность – огромная 2,1-километровая прямая, самая длинная в чемпионате. Она начинается ещё от 16 поворота, и хотя после этого гонщикам предстоит преодолеть повороты 17,18, 19 и 20, фактически машины проходят их на полном газу. С полностью нажатой педалью газа пилот едет 24 секунды подряд! К концу этой прямой машины разгонятся до 365 км/ч. Именно здесь установлен неофициальный рекорд Формулы 1 по максимальной скорости за всю её историю – в квалификации Валттери Боттас на Williams разогнался до 378 км/ч!
С технической точки зрения важны хорошая динамика разгона и высокая максимальная скорость. Несмотря на то, что на полном газу гонщики преодолевают только 51% трассы, большое количество медленных поворотов и прямых приводит к высокому расходу топлива – 2,1 кг на круг, это одно из самых высоких значений в сезоне.
О резине…
Городская трасса требует предельно мягких составов резины – как в Монако и Монреале, но в случае с Баку в Pirelli вновь предпочли перестраховаться и привезли чуть более жёсткий набор шин – UltraSoft, SuperSoft и Soft. Как и следовало ожидать, команды «компенсировали» такой консерватизм практически экстремальным выбором составов на уик-энд.
Пилоты обязаны выбрать хотя бы по одному комплекту каждого состава, так что максимальное число комплектов самой мягкой резины для них ограничено 11-ю. Для Баку сразу пятеро выбрали по 10 комплектов UltraSoft, то есть на два остальных состава в сумме пришлось всего три комплекта. В числе этих пятерых – оба гонщика Ferrari.
Столь большое число самых мягких составов обещает и большое число пит-стопов. С другой стороны, у некоторых пилотов запас более жёстких составов позволяет избрать иную стратегию. Особенно отличились в Renault, заказав для обоих гонщиков всего семь UltraSoft и шесть Soft и SuperSoft.
В то же время не стоит забывать, что две первые гонки проходили в июне, когда в Азербайджане очень жарко. Теперь же, в апреле, участников ожидает более прохладная погода, а значит, поведение резины может измениться. Пилотам придётся адаптироваться, что всегда обещает нам сюрпризы и неожиданности.
Год назад в Баку...
Прошлогодняя гонка в Баку получилась на редкость богатой на события. Начались они ещё в субботу, во время квалификации, которая проходила очень необычно. Из-за скользкого асфальта и консервативного выбора составов резины Pirelli шины прогревались очень медленно, так что пилоты работали длинными сериями, и только в конце их начинали атаковать. В финале серии стали короче, но именно в этот момент начались неожиданности – сначала немного ошибся Хэмилтон, уступив Боттасу, а затем Риккардо разбил машину в шестом повороте.
Появились красные флаги, пилотам пришлось вернуться в боксы. До конца сессии оставалось всего три с половиной минуты, чего в обычной ситуации с лихвой бы хватило на вторую попытку, но с учётом проблем с прогревом шин гонщики оказались в непростой ситуации. Тем не менее, как только зажёгся зелёный сигнал светофора, все лидеры отправились на трассу. Боттас проехал круг ещё быстрее, но уже после этого Льюис смог ответить великолепным кругом, опередив напарника на полсекунды. Лучшим из остальных стал Райкконен, но он проиграл Хэмилтону более секунды.
На старте Хэмилтон удержал лидерство, а Боттас столкнулся с Райкконеном и отправился в боксы с пробитой шиной и сломанным носовым обтекателем. На трассу он вернулся не просто последним, а ещё и с приличным отставанием от пелотона. Для Кими инцидент тоже не прошёл бесследно – он пропустил Феттеля, Переса и Ферстаппена.
На 11-м круге из-за технических проблем остановил машину Даниил Квят. Убрать её с трассы оказалось не так-то просто, дирекции гонки пришлось выпустить автомобиль безопасности. Гонщики отправились в боксы за свежей резиной, но для Макса Ферстаппена гонка на этом закончилась – отказал двигатель.
Рестарт был дан на 16-м круге, и вновь Райкконен стартовал неудачно, пропустив Массу и Окона. Однако из-за ряда инцидентов на трассе оказались обломки, и чтобы убрать их, пришлось снова выпускать сэйфти-кар. Гонщики активно пытались прогреть шины, что привело к инциденту между лидерами гонки и чемпионата, Хэмилтоном и Феттелем. Льюис то сбрасывал скорость, то ускорялся, в какой-то момент его торможение совпало с разгоном у Себастьяна, и машины едва не столкнулись.
Феттель решил, что Хэмилтон действовал намеренно, поравнялся с ним на прямой и выразил своё негодование, повернув руль в сторону машины соперника. Произошёл небольшой контакт, не имевший, впрочем, никаких последствий для машин. А вот Себастьяну излишняя эмоциональность стоила 10-секундного Stop&Go.
Очередной рестарт произошёл на 19-м круге, и вновь не обошлось без инцидентов. На этот раз столкнулись пилоты Force India в борьбе между собой за третье место. Перес после этого сошёл, Окон сменил шины и продолжил, но откатился назад. Ещё одной жертвой их аварии стал Райкконен, проехавший по обломкам и пробивший шину. Вернувшись в боксы, Кими тоже решил сойти.
Автомобиль безопасности выехал в третий раз, а спустя ещё несколько секунд гонку остановили красными флагами. Машины вернулись на пит-лейн, механики Force India и Ferrari смогли отремонтировать машины Переса и Райкконена, и они вернулись в гонку, хотя оба впоследствии получили за это штраф. Пауза продолжалась 25 минут, после чего пилоты опять выехали на трассу позади автомобиля безопасности.
Очередной рестарт произошёл на 24-м круге, и Хэмилтон вновь остался впереди. Учитывая штраф Феттеля, всё шло к лёгкой победе Льюиса, он даже имел шанс завоевать «Большой шлем», однако в районе 30-го круга выяснилось, что на его машине расфиксировался подголовник! Пару кругов Хэмилтон пытался удерживать его рукой на прямой, но в итоге свернул в боксы для ремонта. Подголовник зафиксировали, примотав скотчем, но Льюис потерял на этом достаточно много времени и вернулся только восьмым.
Всё выше и выше поднимался неудачник квалификации – Даниэль Риккардо. На последнем рестарте он одним махом опередил сразу трёх соперников и поднялся на третье место. После вынужденного пит-стопа Хэмилтона и штрафной остановки Феттеля Даниэль оказался лидером гонки!
Довести гонку до победы было теперь делом техники. Его позициям угрожал разве что Боттас, но тому предстояло ещё опередить Стролла. С этой задачей Валттери справился только на финишной прямой последнего круга! Тем не менее, Лэнс впервые в карьере поднялся на подиум. Парой секунд позже финишировали Феттель и Хэмилтон – Льюис атаковал до последних метров дистанции, но всё же остался позади.