Участники: Маркус Эриксон (Sauber), Брендон Хартли (Toro Rosso), Стоффель Вандорн (McLaren), Лэнс Стролл (Williams), Кевин Магнуссен (Haas)
Вопрос: Маркус, после этапа в Мексике вы объявили о том, что в следующем году будете выступать в IndyCar. Вы окончательно расстаетесь с Формулой 1, или IndyCar для вас – промежуточный этап, после которого вы рассчитываете вернуться в чемпионат?
Маркус Эриксон: Я не знаю ответа на ваш вопрос, время покажет. Я отправляюсь в Америку с твердым намерением сработать максимально здорово, полагаю, что буду выступать там в течение какого-то периода, а что дальше – никогда не знаешь. Но я в восторге от новых планов, уже встретился с командой и чувствую себя превосходно. Со стороны гонки IndyCar выглядят очень интересными, с нетерпением жду возможности принять участие!
Вопрос: Получается, на данный момент ваша карьера в Формуле 1 подходит к концу. Как прошли эти пять лет?
Маркус Эриксон: Они были потрясающими и одновременно очень непростыми. Большую часть времени я выступал за команды, занимающие места в конце пелотона, а это всегда сложно, особенно если в младших гоночных сериях привык сражаться за подиумы и победы. С победным настроем ты начинаешь каждый уик-энд, однако в последние пять лет шансы на успех фактически отсутствовали, и с этим было трудно смириться. Потому я с нетерпением жду следующего года, ведь в IndyCar, возможно, снова смогу сражаться за первое место, но эти пять лет в Формуле 1 подарили мне колоссальный опыт и много приятных воспоминаний.
Вопрос: В Мексике вы в шестой раз по ходу нынешнего сезона заработали очки. Насколько вы уверены в шансах на очередной призовой результат здесь, в Интерлагосе?
Маркус Эриксон: Уверен, мы будем вполне конкурентоспособны. В США и Мексике я заработал очки и рассчитываю продолжить эту результативную серию, ведь сейчас наша машина очень быстра. Борьба в середине пелотона предельно плотная, но по ходу сезона команда эффективно дорабатывала C37 и продолжает это делать – думаю, мы и в этот уик-энд сможем дать соперникам бой. Я чувствую себя достаточно уверенно, в воскресенье мы непременно поборемся за очки.
Вопрос: Стоффель, вы тоже объявили о переходе в другую гоночную серию – в Формулу E. Вы прощаетесь с Формулой 1, или для вас это промежуточный этап?
Стоффель Вандорн: Сложно сказать. Мне предстоит новый вызов, которого я с нетерпением жду. Зимой у меня не будет отпуска, я сразу приступаю к гонкам и рассчитываю сработать отлично, а что будет дальше – трудно предугадать. Минувшим летом ситуация на рынке гонщиков развивалась каким-то невероятным образом, никто не мог предвидеть, что всё сложится так, как сложилось. Нечто подобное может случиться и в будущем, и кто знает, каким будет итог. Но сейчас я целиком сосредоточен на предстоящем выступлении в Формуле E, постараюсь как можно лучше себя зарекомендовать.
Вопрос: Что скажете о двух сезонах с McLaren?
Стоффель Вандорн: Определенно, это были далеко не лучшие два сезона. Мы с McLaren замечательно сотрудничали в младших гоночных сериях, компания оказала мне серьезную поддержку и помогла дебютировать в Формуле 1, но пусть в плане опыта минувшие два года были очень ценными, я всё же предпочел бы сражаться за более высокие позиции. Момент для перехода в Формулу 1 был выбран верно, я оказался в хорошей команде, просто наша конкурентоспособность оставляла желать лучшего.
Вопрос: В Мексике вы заработали очки, финишировав восьмым. Что изменилось в машине?
Стоффель Вандорн: Ничего не изменилось, просто мы в целом выглядели чуть конкурентоспособнее, а для меня самого уик-энд прошел неплохо. В квалификации мы выступили не лучшим образом, но всё же оказались ближе к соперникам, а в гонке мы, как правило, выглядим увереннее их, что и подтвердилось в воскресенье. Нам сильно помогла ситуация с деградацией шин, было приятно финишировать восьмым и заработать важные для борьбы в Кубке Конструкторов очки.
Вопрос: Брендон, Маркус и Стоффель говорили о планах на следующий год – есть ли у вас новости на эту тему?
Брендон Хартли: Ситуация та же, что в предыдущие уик-энды, и вряд ли стоит вдаваться в подробности. Лично я целиком сосредоточен на задаче вместе с командой сработать как можно лучше и взять от этапа максимум. Я сконцентрирован на собственных усилиях, в остальном – никаких новостей.
Вопрос: В двух из трех предыдущих гонок вы стартовали впереди собственного напарника – складывается ощущение, что вам словно удалось поймать кураж. Расскажите, как вы в целом оцениваете свой прогресс по ходу нынешнего сезона.
Брендон Хартли: Прогресс значительный. Мне как новичку – пусть и возрастному в свои 28 лет – предстояло многому научиться, и даже если были схожие моменты с выступлениями в классе LMP1, оставалось немало совершенно новых для меня вещей – например, поведение шин, характер гонок и несколько иной прессинг. Я извлек уроки из собственных ошибок, стал конкурентоспособнее и вместе с инженерами разобрался, как настроить машину, чтобы взять от уик-энда максимум.
Мы с командой набрались опыта и во второй половине сезона выглядим заметно увереннее. В квалификациях я и Пьер выступаем на равных: иногда он оказывается чуть быстрее, иногда преимущество остается за мной, но в гонках для меня не всегда всё складывалось удачно, так что разницу в количестве очков вряд ли можно считать показательной. Люди иногда забывают, что Формула 1 – командный вид спорта, а я всегда был командным игроком.
Сейчас основная цель Toro Rosso – остаться впереди Sauber в зачете Кубка Конструкторов, нам предстоят две захватывающие гонки. В Мексике мы были очень быстры, хотя использовали силовую установку предыдущей спецификации, и пусть на первом круге я сильно повредил шины, до назначенного мне штрафа я претендовал на позиции в призовой десятке. Если учесть, что сюда команда привезла обновленную спецификацию силовой установки и доработанный аэродинамический обвес для обеих машин, мы можем с оптимизмом ждать оставшиеся два этапа сезона.
Вопрос: Вы упомянули обновленную спецификацию силовой установки – насколько она превосходит предыдущую? Этот прогресс можно ощутить из кокпита?
Брендон Хартли: На этот вопрос сложно ответить, ведь машины Формулы 1 очень легкие, мощность силовых установок приближается к 1000 лошадиных сил, но оценить реальные возможности непросто, так как есть задача провести сезон с определенным количеством компонентов. Кроме того, на разных трассах мы выступаем с разным уровнем прижимной силы, и ощутить прирост мощности подчас трудно, но результаты на круге говорят сами за себя – команда явно добилась прогресса. В Мексике нам не хватало обновленной спецификации силовой установки, особенно в момент старта и по ходу гонки, но с ней мы проведем оставшиеся два этапа, что добавляет уверенности.
Вопрос: Лэнс, очевидно, будет справедливым и вас спросить о планах на следующий год. Как обстоят дела?
Лэнс Стролл: Я по-прежнему сосредоточен на оставшихся гонках, а там посмотрим, что будет дальше.
Вопрос: Можно ли ожидать новостей еще до конца нынешнего сезона, или обо всём будет объявлено уже зимой?
Лэнс Стролл: Хочется верить, заявление будет сделано до конца сезона, но время покажет, как всё сложится.
Вопрос: Вы завершаете свой второй сезон в Формуле 1. Какие цели сейчас стоят перед вами? У вас была возможность понаблюдать за другими гонщиками, в том числе чемпионами мира – каких высот в Формуле 1 вы сами, как вам думается, способны достичь?
Лэнс Стролл: Результат зависит от многих факторов, я предпочитаю действовать постепенно – день за днем, год за годом. В Формуле 1 важны многие составляющие – в первую очередь, хорошая машина. Нынешний сезон тому пример: с нашей FW41 мы оказались в очень непростой ситуации, скорости заметно не хватало, из-за чего не удалось заработать достаточно очков. Таковы гонки, но я стараюсь не загадывать на перспективу и делаю всё возможное, чтобы взять максимум от того, что имею, а там посмотрим.
Вопрос: Насколько сложным выдался для вас этот сезон, и как вы оцениваете собственный прогресс?
Лэнс Стролл: Сезон оказался очень трудным: машина была слишком медленной, каждый уик-энд мы боролись с проблемами, а не с соперниками на трассе. Были гонки, в которых я хорошо стартовал и поднимался на позиции, позволявшие претендовать на очки, но затем откатывался назад. Так было всегда – весь год мы были в роли отстающих. С этапа в Австралии мы фактически не добились никакого прогресса, и было очень досадно наблюдать, как соперники вроде Sauber, с которыми поначалу у нас шла плотная борьба, заметно прибавляют, а мы – нет.
Всё это нужно было как-то выдержать, нынешний сезон сделал меня гораздо более зрелым гонщиком. Я стал опытнее, и пусть год выдался намного труднее предыдущего, смог многое для себя выяснить. Такова Формула 1: приходится мириться с тем, что в отдельные сезоны бороться сложнее.
Вопрос: Кевин, а что вы скажете об этом сезоне? Для вас он сложился вполне удачно, притом в этот уик-энд вы можете перехватить инициативу в соперничестве в квалификациях с Романом Грожаном.
Кевин Магнуссен: Да, всё сложилось весьма неплохо: мы доказали, что прогрессируем от сезона к сезону, и задача на 2019-й – сохранить такую тенденцию. Похоже, мы закончим этот сезон на пятом месте в Кубке Конструкторов, если, конечно, не проведем оставшиеся два уик-энда сверхрезультативно, но это оставляет нам вполне реальную цель на следующий год – подняться еще на одну строчку. Наша машина оказалась очень быстра, в силу разных причин мы не всегда зарабатывали очки, которые должны были себе обеспечить, но главное то, что в следующем сезоне нам по силам выступить лучше.
Вопрос: Отсутствие очков в Мексике сильно ударило по шансам команды на четвертое место в Кубке конструкторов, не так ли? Вы с Романом выбыли из борьбы уже в первой части квалификации – команде удалось выяснить, в чем заключались проблемы?
Кевин Магнуссен: Не совсем, но мы пришли к выводу, что причина, очевидно, в шинах – в самой машине ничего не изменилось, и единственное, что могло так сильно повлиять на скорость, это поведение составов смеси. В Мексике трасса расположена высоко в горах, из-за чего прижимной силы очень не хватает, а это, в свою очередь, сказывается на прочих аспектах вроде эффективности охлаждения и рабочего диапазона шин. Мы не смогли добиться от шин необходимой эффективности, из-за чего нам пришлось по-настоящему трудно – тот уик-энд хочется навсегда забыть, но мы стараемся сделать выводы, так как год назад у нас были те же сложности. Хочется верить, к следующему Гран При Мексики мы подготовимся намного лучше.
Вопросы с мест
Вопрос: (Иан Паркес) Вопросы для Стоффеля и Кевина. Стоффель, вы говорили о двух сезонах с McLaren – не могли бы рассказать чуть подробнее о сотрудничестве с Фернандо Алонсо? Чему научила вас работа с двукратным чемпионом мира? Кевин, что вы думаете об Алонсо как о гонщике? Ранее между вами и испанцем нередко бывали разногласия – они по-прежнему имеют место быть?
Стоффель Вандорн: Для меня выступление в одной команде с Фернандо было очень полезным. Алонсо – один из самых опытных гонщиков в Формуле 1, и я многому научился, наблюдая за тем, как он готовится к уик-энду, как прогрессирует по ходу тренировок, стараясь всякий раз выжать из машины максимум. Эти знания мне очень пригодятся.
Кевин Магнуссен: Я с большим уважением отношусь к Фернандо как к гонщику. Вне всяких сомнений, это один из лучших спортсменов в пелотоне. Пусть между нами неоднократно случались жесткие сражения и словесные перепалки, это никак не сказалось на моем уважении к Алонсо. Больше мне добавить нечего.
Перевод: Валерий Карташев