Об ожиданиях от уик-энда…
Первые пять лет Гран При Китая проводился в середине осени, а в 2009-м гонку перенесли на середину весны, что почти не сказалось на условиях – не слишком жарко, нередко идут дожди, но до ливней, с которыми команды сталкиваются в тропической Малайзии, всё же далеко.
Поначалу события развивались непредсказуемо – семь первых гонок в Шанхае выиграли семь разных гонщиков. Первым, кому удалось победить в Шанхае дважды, стал Льюис Хэмилтон. Это произошло в 2011-м, с тех пор Льюис выиграл здесь ещё три гонки и с пятью победами уверенно возглавляет список самых успешных пилотов на этой трассе.
Среди команд самая успешная в Китае – Mercedes, на счету которой тоже пять побед, но две из них одержал Нико Росберг. У Ferrari четыре победы, но одержали их четыре разных пилота – Баррикелло, Шумахер, Райкконен и Алонсо. Себастьян Феттель тут побеждал лишь однажды, в далёком уже 2009-м, ещё до того, как завоевал первый титул – китайскую трассу трудно отнести к числу его любимых.
После двух гонок вопросов относительно расстановки сил едва ли не больше, чем ответов. Перед началом сезона картина казалась более-менее ясной – Mercedes впереди, а Ferrari и Red Bull Racing будут пытаться догнать лидеров. Но на практике всё сложилось иначе – Феттель выиграл обе гонки, заработав почти столько же очков, сколько Хэмилтон и Боттас на двоих!
Конечно, говорить о каком-то доминировании Ferrari нельзя – в Австралии и в Бахрейне в пользу Феттеля, в первую очередь, сложились обстоятельства. И оба раза не повезло Кими Райкконену. Кто знает, может в Китае, наконец, удача повернётся к Кими лицом.
Гонка в Шанхае позволит более объективно оценить расстановку сил. По конфигурации она гораздо ближе к обычным автодромам, чем Альберт-парк, и в апреле там не так жарко, как в Бахрейне. Всё это, как и четыре победы в предыдущие годы, даёт хорошие шансы Mercedes. Но если Феттель победит и в таких условиях, остановить Ferrari в этом году будет очень сложно.
О трассе…
Shanghai International Circuit. 56 кругов по 5,451 км = 305,066 километров. 16 поворотов – медленных, среднескоростных и быстрых. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 344 км/ч с активированной DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа пилоты преодолевают 54% дистанции. Восемь зон торможения, занимающие 15% дистанции круга.
По требовательности к машине шанхайский автодром можно назвать «средним». Средний износ тормозов, средняя нагрузка на мотор, средний расход топлива (1,87 кг/круг) и даже средняя потеря времени на пит-стопе (длина пит-лейн – 383 метра). Отличительные черты у трассы две: одна из самых длинных прямых в чемпионате, и два затяжных правых поворота с переменным радиусом.
Протяжённость главной прямой составляет 1,17 км, причём это не прямая старт-финиш. Пилоты жмут здесь педаль газа 16 секунд подряд, затем следует жесточайшее торможение перед 14-м поворотом, где перегрузки достигают 7G! Благодаря этому, обгоны в Китае никогда не были проблемой даже без DRS.
Что касается правых поворотов, в первом из которых машины разворачиваются на 270 (!) градусов, то они очень сильно нагружают левую переднюю шину. Именно её износ ограничивает длину отрезка на каждом комплекте шин.
Над автодромом обычно висит смог, если нет сильного ветра. За 14 лет проведения Гран При Китая лишь четырежды во время гонки небо было безоблачным, но и серьёзные дожди шли не так часто и бывали не слишком сильными – только в 2010-м по ходу гонки лил настоящий ливень. В прошлом году без дождя тоже не обошлось, но он закончился ещё до старта.
О резине…
На этот раз выбор шин, сделанный Pirelli для гонки в Шанхае, очень необычен. Как и год назад, они привезут составы Soft и Medium, а вот вместо SuperSoft мы увидим более мягкий UltraSoft. Это может серьёзно повлиять на стратегию использования комлектов со стороны команд.
В Китае непросто прогреть шины, именно это станет главной сложностью для команд и пилотов на более жёстких составах. На UltraSoft такой проблемы нет, но сколько кругов сможет выдержать левая передняя шина этого состава, учитывая большие нагрузки в первой связке поворотов – большой вопрос.
В прежние годы число пит-стопов здесь колебалось между двумя и тремя. В прошлом году, после введения более широких шин и более жёстких составов, шины выдерживали весьма значительную дистанцию. Фактически большинство пилотов провели два пит-стопа, но почти все стартовали на промежуточной резине, так что вынуждены были проводить ранний пит-стоп. Скорее всего, в этом году два пит-стопа станут основным вариантом.
Всё может изменить выезд автомобиля безопасности. Вероятность его появления за последние годы сильно выросла, достигнув 60% – несколько лет подряд он неизменно вмешивается в ход борьбы. Ещё один фактор – погода. Чем выше окажется температура, тем легче будет прогревать резину.
Год назад в Шанхае…
Прошлогодний Гран При получился достаточно интересным, за исключением одной небольшой детали – Льюис Хэмилтон завоевал поул, удержал первое место на старте и лидировал от старта и до финиша, ни на секунду не дав усомниться в своём преимуществе.
Начало уик-энда сложилось для Льюиса не так хорошо. В пятницу он не проехал ни одного быстрого круга, хотя и не по своей вине. Тренировки оказались практически сорваны из-за непогоды – с утра шёл дождь, а днём над Шанхаем повис настолько сильный туман, что медицинский вертолёт не смог бы подняться в воздух.
Всю работу по подготовке к квалификации и гонке пришлось уместить в часовую субботнюю тренировку, и лучшими в ней стали пилоты Ferrari. Однако когда уик-энд добрался до квалификации, всё пошло по привычному в последние годы сценарию – державшийся до поры до времени в тени Феттеля Льюис Хэмилтон прибавил и завоевал очередной поул.
В воскресенье прогноз обещал дождь, но он закончился ещё до старта. Практически все пилоты начинали гонку на промежуточной резине, за исключением Карлоса Сайнса, выбравшего слики. Сразу после прогревочного круга в боксы за сликами свернул и Джолион Палмер.
Старт выиграл Хэмилтон, и борьба за победу на этом, по сути, была окончена. Феттель остался вторым, Боттас – третьим, а Райкконен пропустил Риккардо. Уже в конце первого круга Хюлкенберг поехал в боксы за сликами – большая часть трассы практически высохла.
Однако уже на втором круге был активирован режим виртуального автомобиля безопасности – столкнулись Серхио Перес и Лэнс Стролл. Для канадца гонка на этом закончилась, а Серхио поехал дальше. На четвёртом круге дирекция гонки дала рестарт, но уже спустя несколько мгновений вынуждена была выпустить на трассу реальный автомобиль безопасности – разбил свой Sauber Антонио Джовинацци.
Итальянец попал в аварию в начале стартовой прямой, практически в том же месте, что и по ходу квалификации. На этот раз, впрочем, он мало что мог сделать, став жертвой большой лужи в сочетании с необычным рельефом трассы. Воспользовавшись паузой, в боксы свернули все те, кто не сменил шины раньше. Это стало плохой новостью для Феттеля, который остановился ещё на втором круге и потерял на пит-стопе гораздо больше времени, так что откатился на шестую позицию.
Зато режим автомобиля безопасности очень помог Максу Ферстаппену. В субботу голландец выбыл из квалификации уже в первой части сессии из-за перебоев в работе мотора. Но на первых кругах, благодаря хорошему старту и остановкам соперников, уже к третьему кругу был пятым, и не потерял позиций после того, как сам сменил шины! И ещё до рестарта поднялся на четвёртую позицию – Валттери Боттас перестарался, пытаясь прогреть шины, финна развернуло и он откатился на 12-е место.
На рестарте Ферстаппен обогнал Райкконена, а спустя пару кругов – и своего напарника Даниэля Риккардо, благодаря чему вышел на второе место. Погоня за лидером, впрочем, не удалась – темп Льюиса был выше. К тому же сзади его стремительно догонял Феттель, последовательно опередивший на трассе Райкконена и Риккардо. На 27-м круге Себастьян обогнал Ферстаппена, после чего тот отправился в боксы.
Феттель продержался на трассе на несколько кругов больше и вернулся третьим, пропустив только Райкконена. Когда Кими в свою очередь отправился на пит-стоп, status quo восстановился. Догнать Хэмилтона у Себастьяна, конечно, шансов не было – Льюис проехал ещё и быстрейший круг гонки, завоевав свой третий «Большой шлем».
Феттель финишировал через шесть секунд после Льюиса. Ещё почти 40 секунд спустя клетчатый флаг увидел и Ферстаппен – неплохой результат, учитывая старт с 16-го места. Позади него плотной группой финишировали Риккардо, Райкконен и Боттас.