Гран При Азербайджана: Пресс-конференция в воскресенье

1. Валттери Боттас (Mercedes),
2. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)

Интервью на трассе

Вопрос: (Пол ди Реста) Валттери, безупречный день для вас! Прессинг со стороны Льюиса Хэмилтона был силён, но вы держали ситуацию под контролем и взяли реванш за упущенную год назад победу!
Валттери Боттас: Можно и так сказать! Хотя в группе лидеров происходило не так много событий, гонка была сложной, ведь Льюис постоянно меня прессинговал, я не мог позволить себе ошибку. Но я всё время держал ситуацию под контролем и очень рад, что увидел клетчатый флаг и финишировал первым.

Вопрос: (Пол ди Реста) Сейчас вы выглядите очень спокойным, однако вам удалось вернуть себе лидерство в личном зачете! Сезон начался здорово, главное – продолжать в том же духе. Вряд ли можно представить более сложного соперника, чем Льюис Хэмилтон, но что значит для вас тот факт, что сегодня вам удалось отразить его натиск?
Валттери Боттас: Безусловно, он значит многое. Команда добивается удивительных результатов. Я уже сказал парням: я горжусь, что выступаю в этой команде. Мы все отлично работаем. Здорово, что я одержал пятую победу, всё продолжается великолепно!

Вопрос: (Пол ди Реста) Надеюсь, вы славно отпразднуете эту победу! Льюис, напарнику удалось опередить вас в квалификации, но в гонке вы сражались с ним до самого финиша.
Льюис Хэмилтон: Мои поздравления Валттери, он фантастически провел гонку, не допустил ни единой ошибки и заслуженно победил. Собственно, всё было решено ещё в квалификации. Но для нашей команды это лучший старт сезона за все годы.

Вопрос: (Пол ди Реста) Mercedes выиграла дублем четыре первых гонки сезона, такого в истории Формулы 1 не случалось ни с одной другой командой. Насколько вы признательны сотрудникам, которые из года в год строят для вас машину, позволяющую выступать настолько здорово?
Льюис Хэмилтон: Впечатляющий результат стал возможен благодаря усилиям каждого сотрудника. Специалисты Mercedes работают практически в режиме нон-стоп, каждый год стремление добиться успеха только усиливается. Четыре дубля подряд – лучшее доказательство нашей внутренней силы, я благодарен судьбе, что являюсь частью этой команды. Сегодня гонка получилась славной, мы атаковали от старта до финиша – мне понравилось.

Вопрос: (Пол ди Реста) Себастьян, третий результат в квалификации, третий результат сегодня. Похоже, поначалу у вас были трудности, но к середине гонки вы взяли хороший темп и смогли создать прессинг для парней из Mercedes.
Себастьян Феттель: Вы правы, первый отрезок получился плохим. Шины не удалось заставить работать. Полагаю, они были слишком холодными, и я их повредил. К тому времени, когда резина прогрелась, она уже была повреждена. Мне было некомфортно – машина вела себя нестабильно, и я не чувствовал уверенности. Я готовился к сложному отрезку на Medium, но с этим составом никаких проблем не возникло.

С ним у меня был темп, чтобы держаться рядом с Mercedes и периодически оказывать на них прессинг. Но еще нужно было следить за Максом Ферстаппеном: позади он ехал очень быстро и за счет круговых постепенно приближался, но в итоге мне хватило скорости, чтобы не подпустить его слишком близко.

Было критически важно удержать третье место, а Шарлю было важно показать лучший круг, забрав его у парней из Mercedes. Нам предстоит много работы, мы должны максимально использовать то, что у нас есть.

Вопрос: (Пол ди Реста) Впереди этап в Барселоне, где на тестах ваша команда выглядела явным фаворитом. Полагаете, там вы будете сильнее соперников?
Себастьян Феттель: Надеюсь, но в первых четырех гонках мы оказались медленнее соперников, так что перед этапом в Барселоне нас вряд ли можно считать фаворитами. Но команда настроена оптимистично и готовит доработки, мы обязаны дать бой Mercedes. Надеюсь, уик-энд пройдет более гладко, чем предыдущие, для нас крайне важно отыграть отставание в скорости и переломить неудачную тенденцию.

Пресс-конференция

Вопрос: Валттери, в Китае вы говорили, что не лучший старт стоил вам победы в гонке. Сегодня вы изо всех сил старались не повторить той оплошности и удержать лидерство?
Валттери Боттас: Да, но всё равно сегодня я мог бы стартовать лучше. Я осторожничал, не хотел допустить пробуксовку и очень плавно начал разгон, тогда как Льюис здорово сорвался с места и сразу поравнялся со мной. Первый поворот мы проехали бок о бок, я находился снаружи и постарался сохранить хорошую скорость, а во втором сделал всё, чтобы оставить напарнику достаточно места. Борьба получилась честной, мне было очень приятно удержать лидерство!

Вопрос: То было на старте, но под занавес гонки вы снова оказались под атаками Льюиса. Насколько силен был прессинг?
Валттери Боттас: Для нас обоих второй отрезок гонки получился очень продолжительным, временами мы атаковали чуть агрессивнее, а иногда – берегли шины, поскольку никогда не знаешь, как они будут вести себя в конце своего, если хотите, жизненного цикла. Когда я замечал, что Льюис атакует чуть больше, стараясь сократить дистанцию, мне удавалось взвинтить темп и ответить, но главное – я оставался сосредоточенным на собственном пилотаже и не допустил глупых ошибок. Сегодня у меня получилось собрать всё воедино, чему я особенно рад!

Вопрос: Льюис, насколько плотным было сражение на старте? Вам было трудно решить, насколько агрессивно можно атаковать напарника?
Льюис Хэмилтон: Просчитать прессинг всегда непросто. Валттери с начала уик-энда выглядел очень уверенно, сегодня очень корректно оставил мне достаточно места, а на дистанции был безупречен и заслуженно победил.

Гонка получилась славная, здорово, что нам представилась возможность сражаться от старта до финиша, и команда позволила это сделать. Весь наш коллектив в этот уик-энд сработал великолепно, каждый сотрудник выложился на 100%. Для Mercedes это лучшее начало сезона за все годы, и оно абсолютно заслуженное, если учесть, с какой самоотдачей и целеустремленностью мы работаем. Я горжусь быть частью такой команды!

Вопрос: Mercedes выиграла дублем четыре первых гонки сезона. Можно ли сказать, что за время ваших выступлений за команду сейчас она конкурентоспособна как никогда ранее?
Льюис Хэмилтон: Определенно, да. Валттери в этом году явно прибавил в скорости и пилотирует просто фантастически, мне приходится выступать на пределе, чтобы бороться с ним, а ему приходится делать то же самое, чтобы опережать меня. Собственно, таким должно быть соперничество между напарниками.

Надеюсь, в какой-то момент Ferrari сумеют навязать нам борьбу. В этот уик-энд их скорость в квалификации позволяла завоевать весь первый ряд, и если бы у Себастьяна была возможность воспользоваться слипстримом, за счёт которого в Баку можно отыграть четыре-пять десятых, он без проблем взял бы поул, и гонка получилась бы еще более захватывающей. Но для идеального результата необходимо выкладываться на все 100% - мы к этому максимально близки, а Ferrari, очевидно, нужно прибавить.

Вопрос: Себастьян, Льюис говорит, что в Ferrari должны прибавить, если хотят побороться с Mercedes. Как прошла для вас гонка, удалось ли выжать из машины максимум?
Себастьян Феттель: Льюис прав, мы должны прибавить.

По ходу первого отрезка было трудно держаться за Mercedes, я не мог найти нужный ритм и добиться оптимального сцепления шин с асфальтом. Мне казалось, что нас ждет долгая и непростая гонка, но после пит-стопа ситуация улучшилась, я взвинтил темп и смог подобраться к Льюису и Валттери. Похоже, в конце гонки нам не повезло с круговыми, тогда как Льюис гораздо успешнее использовал эффект слипстрима от их машин, но что получилось, то получилось.

В целом второй отрезок мы провели намного лучше первого, а возможность создать прессинг потеряли еще в начале гонки. В любом случае, парни из Mercedes оказались невероятно быстры и сделали всё необходимое, чтобы обеспечить себе достаточный отрыв. Мы же старались подъехать к ним чуть ближе и делали всё возможное, чтобы добраться до финиша.

Вопрос: Что необходимо вашей команде, чтобы прервать череду побед Mercedes?
Себастьян Феттель: Всё просто – мы должны быть быстрее соперников. В начале этого уик-энда мы выглядели увереннее Mercedes, но в целом скорости не хватило. Похоже, нам стоит существенно больших усилий вывести шины в рабочий диапазон, тогда как у Льюиса и Валттери это получается практически сразу.

На уличной трассе всё решает уверенность в машине, а у меня этой уверенности не было. Я чувствую, что выступаю не на пределе собственных возможностей, поскольку машина откликается на мои действия не так, как мне хочется, пилотаж получается неестественным. Уверен, каждый гонщик бывал в подобной ситуации и понимает, о чем я говорю: если машина послушна, ты пилотируешь очень здорово, а если нет, рискуешь в любой момент потерять над ней контроль.

В прошедших четырех гонках я чувствовал себя менее уверенно, чем на предсезонных тестах, но мы должны смотреть в будущее, а не вспоминать прошлое. Чтобы добиться лучшей скорости, нам нужен прогресс во многих областях.

Вопрос: Валттери, в Европу вы вернетесь лидером чемпионата. Насколько столь удачный старт сезона добавил вам уверенности?
Валттери Боттас: С уверенностью полный порядок, я рад, что всё так удачно продолжается. Для меня этот сезон начался здорово, однако я понимаю, что впереди еще немало гонок. Но чем я действительно горжусь, так это уровнем, на котором выступает наша команда – он поистине невероятный! Опять же, мы не должны слишком много об этом думать, нужно продолжать выкладываться в прежнем режиме и прогрессировать там, где можно сработать лучше. Главное – сохранять концентрацию.

Вопросы с мест

Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, сражение с Валттери получилось напряженным. Вы немного отстали от напарника после того, как отменили режим виртуального сейфти-кара, а когда снова подъехали, Валттери смог воспользоваться слипстримом от машины Williams. Можно ли сказать, что сегодня всё решило сочетание множества незначительных факторов? Валттери, о чем вы подумали, когда на последнем круге заметили впереди машину Williams, благодаря которой получили возможность активировать DRS?
Льюис Хэмилтон: Валттери здорово сработал в квалификации, что обеспечило ему оптимальную стартовую позицию. На первых метрах гонки я среагировал лишь немногим лучше, над этим еще предстоит поработать, а позднее из-за режима виртуального автомобиля безопасности проиграл две с половиной секунды – компенсировать такое отставание за девять кругов оказалось очень непросто. В общем, был ряд ошибок с моей стороны, я с этим разберусь. Нужно кое-что подправить в индикации на руле, чтобы отдельные заминки не повторились, но в целом для команды уик-энд сложился замечательно.

Вопрос: Валттери, что скажете о трафике на последних кругах гонки?
Валттери Боттас: Да, трафик присутствовал. Обычно из-за него ты теряешь время, но иногда он способен помочь – как здесь, в Баку, когда можно воспользоваться слипстримом и задействовать DRS. Когда тебя прессингует Льюис, любая помощь весьма кстати! Правда, трафик не каждый раз работал на меня, иногда он больше помогал моему напарнику, но что получилось, то получилось.

Вопрос: (Фил Дункан) Вопрос для гонщиков Mercedes. Мы видели, как Тото Вольфф на последних кругах гонки держал кнопку радиосвязи. Какие указания вы получили?
Льюис Хэмилтон: Похоже, Тото разговаривал с кем-то еще, нам было позволено сражаться до самого финиша.

Валттери Боттас: Именно так.

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Льюис, есть ощущение, что в сражении с Валттери на первом круге фактически решилась судьба гонки. Могли бы вы атаковать агрессивнее, если бы соперником был не напарник, а кто-то другой?
Льюис Хэмилтон: Безусловно, да. Когда выступаешь за одну команду, ты всегда помнишь, что действуешь не один, и что от твоих действий зависит результат усилий многих людей. Я мог бы атаковать агрессивнее и отыграть позицию, но Валттери в таком случае практически наверняка оказался бы позади Ferrari, что навредило бы команде. И пусть мне очень хотелось обогнать, я должен был оставить напарнику достаточно места, чтобы мы вместе удержали первые позиции. Да, в результате я уступил, но это та жертва, на которую иногда нужно идти, чтобы твоя команда победила. Если бы я сражался с Ferrari, то действовал бы иначе.

Такого подхода мы будем придерживаться и в дальнейшем. Я и Валттери всегда с уважением относились друг к другу и не намерены это менять. Перед стартом мы обсуждали возможные ситуации, договорились по определенным моментам и далее чётко следовали этим договоренностям.

Вопрос: (Луиш Васконселош) Валттери, в интервью перед подиумом вы сказали, что гонка получилась сложной, но вы всё время контролировали ситуацию. Это можно сказать и о последних двух кругах, когда Льюис пытался атаковать с помощью DRS?
Валттери Боттас: Да, но в мои планы не входило подпустить Льюиса на дистанцию, позволяющую задействовать DRS. Он здорово проехал второй сектор и подобрался достаточно близко, а здесь если на выходе из шестнадцатого поворота ты отстаешь на 1,2-1,3 секунды, то к точке замера успеваешь подъехать на требуемую дистанцию. Я не хотел подпускать напарника настолько близко, но сработал не лучшим образом. Опять же, сам Льюис атаковал на пределе, потому ему удалось создать такой прессинг.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Себастьян, в начале уик-энда вы с Шарлем говорили, что команда добилась прогресса, что новинки обеспечили нужный эффект, но в итоге в силу разных обстоятельств этот этап сложился не в пользу Ferrari. Вы по-прежнему сохраняете оптимизм?
Себастьян Феттель: Я абсолютно уверен в том, что в работе над машиной мы добились прогресса, однако в этот уик-энд определяющим фактором была способность максимально эффективно использовать шины. Наши сложности в местных медленных поворотах объясняются не особенностями аэродинамики, а нехваткой механического сцепления. Для нас это задача на ближайшие две недели, но как только мы сумеем собрать всё воедино, мы сможем на равных соперничать с Mercedes. Если же говорить о первых четырех гонках, в целом мы были недостаточно быстры.

Вопрос: (Луиш Васконселош) Вопрос для гонщиков Mercedes. В предыдущие два года машина команды отличалась, скажем так, капризным поведением, однако в этом сезоне вы одержали четыре победы на абсолютно разных трассах. Можно ли сказать, что нынешняя W10 совершенно гармонична?
Льюис Хэмилтон: Эта машина – результат эволюции предыдущих моделей, и вполне логично, что она во многом лучше своих предшественниц. Но гораздо большего прогресса мы добились за счет того, что стали лучше понимать, как выжать из машины максимум, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря долгой, кропотливой и неустанной работе на тестах и тщательному анализу. Каждый сотрудник сделал чуть больше для общего результата, и это здорово!

Валттери Боттас: С любой машиной всегда хочется большего! Возможно, W10 не так просто настроить, однако если регулировки выбраны верно, она демонстрирует фантастическую скорость. Собственно, нечто подобное мы наблюдали и в предыдущие годы, но, как заметил Льюис, эта машина – эволюция предшествующих моделей. Да, над ней еще нужно работать, но как мне кажется, впечатляющие результаты в первых четырех гонках объясняются не только машиной. Команда очень здорово работает буквально во всех вопросах, и это, пожалуй, ключевой фактор.

Перевод: Валерий Карташев