Участники: Ландо Норрис (McLaren), Даниил Квят (Toro Rosso), Пьер Гасли (Red Bull Racing), Шарль Леклер (Ferrari), Валттери Боттас (Mercedes)
Вопрос: Ландо, начнем с вас. Как вы оцениваете свой дебютный этап в Мельбурне?
Ландо Норрис: Если вспомнить, как прошел тот уик-энд, всё сложилось лучше, чем я предполагал. От сессии к сессии ты заново оцениваешь свои возможности, и после невероятного восьмого результата в квалификации я был слегка огорчен, когда в гонке финишировал 12-м. Было не так много моментов, в которых я сработал не лучшим образом – разве что на старте и еще пару раз по ходу дистанции. В целом от дебютного уик-энда я вряд ли мог ожидать чего-то большего.
Вопрос: Машина McLaren в квалификации выглядела конкурентоспособнее, чем в гонке. Полагаете, в этот уик-энд ситуация повторится? Такова особенность MCL34?
Ландо Норрис: Не думаю. Не считая концовки австралийской гонки, в целом наш темп в Мельбурне был не таким уж плохим. Я потерял пару мест в первом повороте, оказался на десятой позиции, но с шинами Soft по ходу первого отрезка держался за соперниками.
Не повезло в середине гонки: я потратил на обгон Антонио Джовинацци больше времени, чем соперники, и это сказалось на результате. Не думаю, что с темпом в воскресенье были какие-то проблемы: мы не так уж потеряли в конкурентоспособности по сравнению с квалификацией, просто всё прошло не настолько гладко, как в субботу.
Вопрос: Год назад, выступая в Формуле 2, вы блестяще выиграли гонку в Бахрейне. Какова цель в этот раз?
Ландо Норрис: Конечно, мне хотелось бы победить снова, но вряд ли это реально. Я здорово начал прошлогодний сезон в Формуле 2, но как бы мне ни хотелось повторить тот результат, я понимаю, что это невозможно. Нужно действовать постепенно, я впервые буду выступать в Бахрейне в Формуле 1, это совсем иная ситуация. Надеюсь, мы сработаем не хуже, чем в Австралии: удачно выступим в квалификации, обеспечим себе хорошие шансы на гонку, а уж там я постараюсь не допустить тех ошибок, что были в Мельбурне.
Вопрос: Что ж, удачи! Даниил, вернувшись в Формулу 1, вы уже в первой гонке финишировали в призовой десятке! Насколько приятным был тот результат?
Даниил Квят: В Мельбурне мы хорошо провели не только гонку, но и весь уик-энд. Приятно знать, что у нас конкурентоспособная машина. Мы находимся среди команд средней группы, где в этом году очень плотная борьба.
Гонка получилась богатой на события, но в итоге я заработал очки. Всегда хорошо, когда первую гонку сезона заканчиваешь в первой десятке. Сейчас же я смотрю вперед – в Бахрейне трасса другого типа, посмотрим, что получится у нас в этот уик-энд.
Вопрос: Не могли бы вы подробнее рассказать о машине? Насколько она конкурентоспособна, в чем её сильные стороны?
Даниил Квят: После одного этапа сложно говорить о слабых и сильных сторонах. Пока понятно лишь, что в середине пелотона очень плотная борьба, поэтому необходимо всегда на высоком уровне проводить уик-энды – если проиграешь всего несколько десятых, то это приведет к потере позиций. Нужно работать, чтобы сложить вместе все составляющие, иначе вместо попадания в финал квалификации вы будете стартовать 14-м или 15-м. Борьба в середине плотная, но это хорошо, поскольку возможности есть у всех.
Вопрос: Вы давно не присутствовали на пресс-конференции FIA, поскольку в прошлом году работали резервным пилотом Ferrari. Чему научил вас тот период?
Даниил Квят: Прошлый год? Конечно, я хотел выступать в гонках, но все равно было здорово оказаться частью такой команды, как Ferrari. Было интересно увидеть, как работают Себастьян Феттель и Кими Райкконен. Я много времени провел на симуляторе, учился. Важно было поддерживать связь с миром Формулы 1, я старался делать свою работу настолько хорошо, насколько это возможно, чтобы помочь команде добиться максимально возможных результатов. Это очень хороший опыт.
Вопрос: Спасибо! Пьер, уик-энд в Австралии лично для вас выдался непростым, но насколько вас воодушевило выступление Макса Ферстаппена?
Пьер Гасли: Я бы сказал, что в целом по ходу уик-энда у нас была неплохая скорость. Мы здорово провели свободные заезды, в первой части квалификации темп тоже выглядел многообещающе, но в итоге я оказался в хвосте пелотона, что на непростой австралийской трассе лишило меня каких-либо шансов и привело не к тому результату, на который мы изначально рассчитывали. С этим было трудно смириться, в воскресенье мы явно заслуживали большего.
Нужно более гладко провести уик-энд в Бахрейне. Выступление Макса в Австралии обрадовало всех и в Red Bull Racing, и в Honda – здорово, что наши японские партнеры, наконец, заработали свой первый подиум! Мы с оптимизмом ждем предстоящие гонки.
Вопрос: Похоже, в первой части квалификации в Мельбурне вы недооценили условия на трассе – можно ли ожидать, что в этот раз вы и команда будете действовать иначе?
Пьер Гасли: Теперь мы лучше представляем себе скорость соперников. Похоже, по сравнению с предыдущим сезоном борьба стала плотнее, и нам следует быть более осмотрительными, но посмотрим, как изменится ситуация от трассы к трассе. В Бахрейне конфигурация менее специфичная, будет интересно взглянуть, как пойдут дела в этот уик-энд.
Вопрос: Год назад в Бахрейне вы финишировали четвертым. Каковы шансы повторить тот результат или сработать лучше?
Пьер Гасли: Мы будем сражаться за максимально возможный результат. В Австралии мы убедились, что машина конкурентоспособна и в квалификации, и в гонке. Да, Mercedes и Ferrari очень быстры, но если у нас получится собрать всё воедино, мы наверняка поборемся за очень высокие места.
Вопрос: Шарль, мы практически привыкли видеть вас в красной экипировке Ferrari, хотя с вашей дебютной гонки за итальянскую команду прошло менее двух недель. Как сложился тот этап, и какие эмоции вы испытывали в Мельбурне?
Шарль Леклер: Честно говоря, я не испытывал никаких эмоций – когда сражаешься в гонке, ты целиком сосредоточен на собственных действиях в кокпите. Уик-энд в Мельбурне не был простым, после тестов в Барселоне мы ожидали большего. С другой стороны, было и немало позитивного, тем более что австралийскую трассу не назовёшь репрезентативной в плане скорости машины. Это не значит, что нас устраивает наш уровень, и я уверен, что в перерыве между гонками команда хорошо поработала, стараясь добиться улучшений. В Австралии были ошибки и с моей стороны, как в квалификации, так и в гонке. Постараюсь не повторить их здесь.
Вопрос: Мы не заметили явных ошибок с вашей стороны – можете рассказать подробнее?
Шарль Леклер: В финале квалификации я проехал круг не так хорошо, как бы мне хотелось, а что касается гонки, то вы видели по ТВ, как я вылетел с трассы. Это никак не отразилось на результатах, я ехал пятым, меня никто не догонял, поэтому я ничего не потерял. С другой стороны, всё могло закончиться намного хуже, так что мне нужно поработать над собой.
Вопрос: В Австралии вы уступили победителю гонки почти минуту. Возникли какие-то проблемы с машиной? Как вела себя SF90? Возможно, результат объясняется особенностями трассы, и в Бахрейне Ferrari будет более конкурентоспособна?
Шарль Леклер: Да, мы рассчитываем выступить увереннее. У нас быстрая машина, команда разобралась с отдельными причинами нехватки скорости в Мельбурне – вряд ли мы выявили все факторы, но на некоторые вопросы ответы уже получены. Скоро узнаем, был ли результат в Австралии обусловлен самим характером трассы, или дело в чем-то другом, но лично я вполне уверен в скорости нашей SF90.
Вопрос: Валттери, впервые в карьере вы лидируете в чемпионате! Что вы чувствуете?
Валттери Боттас: Безусловно, ощущения очень приятные, но позади всего одна гонка, сейчас всё внимание предстоящему уик-энду.
Вопрос: После финиша в Мельбурне вы сказали, что машина вела себя превосходно. Насколько вы уверены, что и в Бахрейне она будет столь же конкурентоспособна?
Валттери Боттас: Сложно сказать. Мы были приятно удивлены скоростью машины в Мельбурне, но, как заметил Шарль, австралийская трасса весьма специфична, в Бахрейне и Шанхае мы получим более точные оценки. Вместе с тем, нас очень обрадовал собственный темп, W10 вела себя намного лучше, чем на зимних тестах – в перерыве между ними и первой гонкой команда сработала невероятно эффективно. Посмотрим, каким будет поведение машины здесь.
Вопрос: Гонку в Австралии вы назвали лучшей в своей карьере. Как такой результат стал возможен? В этом году машина подходит вам лучше, чем в предыдущие два сезона?
Валттери Боттас: Возможно, всё дело в моей бороде! Честно говоря, после финиша в Мельбурне меня не покидало ощущение, что та гонка была лучшей в моей карьере. Да, удачный старт позволил перехватить лидерство, но и далее я не допустил ни единой ошибки и полностью контролировал ситуацию. Когда чувствуешь, что выступаешь как никогда здорово, это очень приятно – нужно продолжать в том же духе, чтобы как можно скорее снова испытать те эмоции!
Вопрос: С W10 вы чувствуете себя более комфортно, чем с какой-либо из предыдущих машин?
Валттери Боттас: Все машины разные, и задача гонщика – адаптироваться к любой из них и выжать из техники максимум. Похоже, в Мельбурне мы всё сделали правильно, я не замечал в поведении W10 никаких странностей. Да, всегда есть возможность добиться прогресса, но уже сейчас мне очень комфортно в кокпите.
Вопросы с мест
Вопрос: (Эрик Бильдерман) Вопрос для Пьера и Шарля. Как вам удалось справиться с чувством огорчения от результата в Мельбурне? Шарль, вас наверняка огорчило то, что вам не позволили по-настоящему побороться с напарником, тогда как вы, Пьер, явно рассчитывали заработать очки, но этого не случилось.
Шарль Леклер: В Мельбурне я не слишком расстроился, ведь это была только первая гонка, а финишировал бы я четвёртым или пятым, впереди или позади Себастьяна – для команды результат не изменился бы, количество очков было бы тем же самым. Вполне очевидно, что в команде не хотели рисковать, ведь если бы мы начали бороться друг с другом, был риск потерять ещё больше очков. Так что я вполне понимаю это решение.
Вопрос: Пьер?
Пьер Гасли: Как я уже говорил, было сложно смириться с плохим результатом после многообещающей скорости на тренировках. Мы были быстры во второй сессии в пятницу и утром в субботу, но в итоге я не смог заработать очки. Впрочем, причины понятны, в целом машина конкурентоспособна, и здесь мы сделаем всё возможное, чтобы максимально гладко провести уик-энд.
Вопрос: (Жером Пагмайр) Валттери, многие говорят, что в нынешнем сезоне вы выглядите увереннее, чем в прошлом году. Правда, когда об этом спросили Льюиса, он сказал, что не заметил в вас перемены, поскольку всегда считал вас быстрым гонщиком. Каково ваше мнение? Можно ли сказать, что сейчас у вас иной настрой, и гонка в Мельбурне тому подтверждение, или пока рано делать выводы?
Валттери Боттас: Если вы посмотрите на таблицу результатов, выводы делать рано – позади всего одна гонка. Но мой настрой в самом деле изменился, я по-другому готовился к сезону и несколько иначе смотрю на многие вещи. Это трудно объяснить подробно, но ощущения совсем иные, чем в предыдущие годы.
Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, как вам трасса в Бахрейне? Здесь вы чувствуете себя столь же уверенно, как на автодромах в Австрии и России?
Валттери Боттас: Обычно в Бахрейне я выступаю неплохо, но каждый сезон ситуация отличается от того, что было раньше, и ты по-прежнему должен выкладываться на пределе. Возможно, с дополнительной зоной DRS в этом году обгонять здесь будет немного проще, но ключевым фактором остаётся хорошая скорость в гонке.
В предыдущие годы я показывал здесь хорошие результаты и потому могу поставить Бахрейн на высокую позицию в личном рейтинге трасс, но в целом у меня задача каждый уик-энд проводить на пределе возможностей и не допускать неудачных выступлений.
Вопрос: (Кейт Уолкер) Вопрос для Шарля и Валттери. В этом сезоне Гран При Китая будет 1000-м этапом в истории Формулы 1. Из всех гонок чемпионата, которые вы наблюдали, или в которых участвовали лично, какая особенно вам запомнилась?
Валттери Боттас: Если выбирать какую-то одну, то я был по-настоящему счастлив, когда в 1997 году наблюдал по телевизору первую победу Мики Хаккинена. Тогда он выиграл завершающую гонку сезона, а в следующие два года завоевал два чемпионских титула!
Шарль Леклер: Наверное, выбор покажется эгоистичным, но лучшие воспоминания у меня связаны с моим первым Гран При Монако в прошлом году. Честно говоря, я практически не следил за Формулой 1 по телевизору, поскольку всё время гонялся в картинге!
Вопрос: Шарль, какой была атмосфера в Ferrari после гонки в Мельбурне? С машиной какие-то фундаментальные проблемы, или нужно просто найти оптимальный баланс?
Шарль Леклер: По-моему, у всех в команде правильный, очень позитивный психологический настрой, и его нужно сохранить в течение всего года. Разумеется, мы понимаем, что впереди много работы, но я верю в команду, в то, что для повышения скорости машины будет сделано всё возможное. Не думаю, что у неё есть какие-то серьёзные недостатки, поэтому надо просто искать более точные настройки, ведь результаты, которые мы показали в Австралии, не соответствуют реальному потенциалу SF90. Есть уверенность, что уже здесь, в Бахрейне, мы сможем выступить лучше.
Вопрос: (Луиш Васконселош) Валттери уже заметил, что в этот уик-энд обгонять, возможно, будет несколько проще. В Бахрейне впервые сразу три зоны DRS – как это скажется на стратегии, хочется ли вам и далее видеть на трассах больше зон DRS?
Ландо Норрис: Думаю, на стратегию этот фактор повлияет. С дополнительной зоной DRS больше шансов на обгон – следовательно, здесь будет проще, чем в Австралии, реализовать схему с двумя пит-стопами. Надеюсь, команды выберут разные варианты, что приведет к более острой борьбе и множеству атак.
В остальном что-то обещать сложно. Я не участвовал в Гран При в 2018-м и не знаю, насколько нынешняя аэродинамика способствует обгонам по сравнению с прошлогодней. Одни говорят, что преследовать соперника стало проще, другие – что никаких перемен нет. Как мне кажется, обгоны должны быть, и в Бахрейне атаковать намного проще, чем в Австралии – даже без зон DRS. Просто в целом в Формуле 1 очень сложно провести атаку, использование DRS – один из немногих способов обострить борьбу, потому зоны активации системы всё-таки должны присутствовать. Три зоны – вполне достаточно, и я уверен, что в предстоящий уик-энд вы увидите немало обгонов. Да, это искусственная мера, но она необходима.
Шарль Леклер: Здесь можно позволить себе откатиться назад за счет дополнительного пит-стопа, а затем относительно легко вернуть позиции. В предыдущие годы уже с двумя зонами DRS обгон в Бахрейне не был таким уж сложным делом, а с третьей задача еще упрощается. Думаю, на стратегии это тоже скажется.
Валттери Боттас: Мне нечего добавить, обгонять явно будет проще.
Пьер Гасли: Парни всё верно сказали. Если с дополнительной зоной DRS обгонять будет проще, можно использовать более агрессивную стратегию, а чем больше борьбы на трассе – тем лучше. В конце концов, есть несколько способов отыграть позицию, и если бы без DRS мы могли вплотную преследовать соперника, это было бы оптимальным решением. Но единственное, что мы можем поменять оперативно, это количество зон активации системы, и если это добавит интриги, все будут довольны.
Даниил Квят: В Бахрейне гонки всегда получались интересными, давайте дождемся воскресенья.
Вопрос: (Масахиро Овари) Вопрос для Пьера и Даниила. В момент старта в Мельбурне вы не видели огни светофора – не могли бы рассказать об этом подробнее? Вы обращались в FIA с этой проблемой?
Пьер Гасли: Тот старт прошел крайне неудачно. Возможно, так было только с моей позицией – из-за заднего антикрыла машины Даниила я не видел огни – вероятно, с похожими проблемами столкнулись Джордж Расселл и Роберт Кубица.
Перед прогревочным кругом мою машину немного откатили назад, я видел огни светофора, а когда вернулся на стартовую позицию, безуспешно искал их глазами. К сожалению, дополнительные светофоры по бокам трассы были расположены намного дальше впереди, я не понимал, в какой момент нужно среагировать, и отпустил сцепление только тогда, когда машины рядом начали движение. Не самая приятная ситуация.
Похоже, теперь светофоры планируют размещать немного выше, ведь подобные проблемы могут возникнуть и на других трассах.
Даниил Квят: Мне было прекрасно видно – возможно, тебе следует смотреть чуть выше.
Пьер Гасли: Возможно, это потому, что ты выше меня ростом! По мне гораздо лучше не стартовать семнадцатым – так будет намного проще.
Вопрос: (Абдулрахман Аль-Сауд) Валттери, какой совет вы могли бы дать молодому гонщику, мечтающему попасть в Формулу 1?
Валттери Боттас: Никогда не сдаваться. Пробиться в Формулу 1 непросто, но всё-таки возможно. Когда ты еще ребенком мечтаешь попасть в чемпионат и добиться в нём успеха, найдутся многие, кто скажут, что это неосуществимо, но способность видеть возможности может очень помочь. Да, чтобы стать гонщиком, должно совпасть немало факторов, но никогда не знаешь, как всё сложится. Главное – наслаждаться тем, что делаешь, а дальше как получится.
Вопрос: Ландо, вы дебютант чемпионата. Желаете что-то добавить?
Ландо Норрис: Я согласен с Валттери. Путь в Формулу 1 очень долгий, он требует немалых усилий и самоотдачи. Согласен и в том, что нельзя отступать. Иногда цель кажется недостижимой, но затем ты внезапно получаешь шанс и подписываешь контракт. Многие сумели сюда пробиться, хотя сделать это невероятно трудно, ведь мест всего двадцать на весь мир. В самом деле, лучший совет – никогда не сдаваться.
Перевод: Валерий Карташев