Участники: Андреас Зайдль (McLaren), Тото Вольфф (Mercedes), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Отмар Сафнауэр (Racing Point)
Вопрос: Андреас, в недавних гонках McLaren выглядела очень сильно. Насколько комфортно чувствует себя команда на четвертом месте в Кубке конструкторов, опережая соперников из Renault на 43 очка?
Андреас Зайдль: Я бы не рискнул использовать слово «комфортно»! Приятно наблюдать, как здорово работает наша команда, как мы постепенно улучшаем результаты и на каждую гонку привозим новинки, но это нельзя считать пределом мечтаний – наши цели гораздо выше. Конечно, мы хотим закончить сезон на четвертом месте в Кубке конструкторов, но гораздо важнее в ближайшие несколько недель и месяцев собрать воедино все факторы для дальнейшего прогресса.
Вопрос: Ранее в McLaren объявили о переходе на силовые установки Mercedes в 2021 году, а еще в команде скорректировали подход к разработке машины для следующего сезона. В свете прогресса в 2019-м в чем причина такой корректировки? Два фактора как-то между собой связаны?
Андреас Зайдль: Что касается соглашения с Mercedes, мы всё уже разъяснили. Нам было крайне важно как можно скорее добиться определенности в том, чьи силовые установки мы будем использовать – приятно, что с 2021 года на машинах McLaren будут моторы от производителя, неоднократно выигрывавшего чемпионат мира.
Но это будет в 2021-м, а сейчас все наши усилия направлены на 2020-й. Мы по-прежнему уступаем более секунды Mercedes и Red Bull Racing, и это означает, что в следующем сезоне, хоть правила будут такими же, как в нынешнем, нам предстоит с новой машиной опробовать много перспективных идей. Для этого необходимо пересмотреть саму концепцию постройки машины, Джеймс Ки и вся наша команда в Уокинге активно над этим работают. Я доволен тем, как продвигается дело, задача на следующий год – подобраться к лидерам и постепенно навязать им борьбу.
Вопрос: Отмар, сражение за позиции в Кубке конструкторов по-прежнему плотное. Racing Point сейчас занимает седьмое место, но от пятого места Renault команду отделяют всего десять очков. В оставшихся четырех гонках вам по силам выйти на пятое место по итогам сезона?
Отмар Сафнауэр: Надеюсь, у нас это получится. Не так давно мы существенно доработали машину и с каждым уик-эндом чуть лучше понимаем её поведение. Гонщики и вся команда готовы к сражению, но оно вряд ли будет легким. Мы в роли догоняющих, соответственно, наша задача вдвое сложнее, но мы сделаем всё возможное, чтобы закончить сезон на пятом месте в Кубке конструкторов.
Вопрос: Если позволите, вопрос о Лэнсе Стролле. В Японии он выступил уверенно и второй раз с начала сезона опередил Серхио Переса в квалификации. Можно ли сказать, что Лэнс преодолел некий барьер и теперь всегда будет стабильно быстр?
Отмар Сафнауэр: Лэнс очень хороший гонщик. Не знаю, преодолел ли он какой-то барьер, но в этом сезоне он многому научился и стабильно прогрессировал. Первую пятничную тренировку в Мехико Лэнс провел уверенно, за исключением небольшой ошибки в шестнадцатом повороте.
У нас два замечательных гонщика. Серхио в коллективе уже много лет, он превосходно знает нашу команду и здорово проводит гонки, а Лэнс постепенно осваивается. Надеюсь, с ними обоими мы сможем отыграть то отставание в десять очков, о котором говорилось ранее.
Вопрос: Кристиан, насколько вы уверены в шансах Red Bull Racing в этот уик-энд? Макс Ферстаппен побеждал в Мексике в предыдущие два года, какова вероятность победить в третий раз подряд?
Кристиан Хорнер: Думаю, нужно рассматривать каждый сезон в отдельности. В настоящий момент Ferrari ориентир для всех по чистой скорости, притом в Мексике результат в квалификации исключительно важен, так как вплотную преследовать соперника на этой трассе довольно сложно. Что касается Mercedes, ранее по ходу сезона они были феноменально конкурентоспособны на всех типах трасс. Думаю, в этот раз перед нами более сложная задача, чем в предыдущие два года.
Кроме того, на субботу и воскресенье прогноз обещает переменчивую погоду. Впрочем, в первой тренировке результаты оказались довольно плотными – похоже, в этот уик-энд нас всех ждет по-настоящему захватывающее сражение!
Вопрос: В пяти предыдущих гонках Элбон заработал 48 очков, тогда как Макс – 31. Александер очень уверенно проводит гонки, а теперь добивается всё лучших результатов в квалификации. Как вы оцениваете его прогресс?
Кристиан Хорнер: Александер здорово справляется. Не забывайте, для него это дебютный сезон в Формуле 1, притом его сравнивают с невероятно конкурентоспособным Максом Ферстаппеном. У Элбона не было возможности заранее протестировать нашу машину, однако он быстро к ней адаптировался. Его комментарии свидетельствуют о хорошем понимании поведения RB15, притом Александер выглядел достаточно уверенно на трассах, на которых выступал впервые. Можно сказать, он произвел приятное впечатление на всю нашу команду своим отношением к работе и результатами.
Вопрос: Вы продлите с ним контракт на 2020-й?
Кристиан Хорнер: Пока рано об этом говорить. Тот факт, что компании Red Bull принадлежат обе команды, Red Bull Racing и Toro Rosso, позволяет нам не торопиться с решением, кто станет напарником Макса в следующем сезоне. У всех наших гонщиков есть действующие контракты, так что мы возьмем на оценку всех факторов столько времени, сколько будет необходимо.
Вопрос: Раз уж мы говорим о перспективах, не могли бы вы рассказать о планах дальнейшего сотрудничества с Honda?
Кристиан Хорнер: Мы в такой же ситуации, как другие участники. Нового Договора Согласия нет, всевозможные дискуссии продолжаются, но ни одна из команд не имеет обязательств участвовать в Формуле 1 после 2020 года. В Honda совершенно разумно ждут, какими будут спортивные и технические правила, сколько команд согласятся выступать в новых условиях.
Вопрос: Тото, в Японии Mercedes обеспечила себе победу в Кубке конструкторов – великолепное достижение! Как оно выглядит на фоне предыдущих пяти?
Тото Вольфф: Этот сезон выдался непохожим на предыдущие. Прежде всего, он был омрачен смертью Ники Лауды, выполнявшего важную роль в нашей команде. Мы по-прежнему ощущаем боль от утраты, и когда в Японии выиграли Кубок Конструкторов, всем вокруг было очевидно, насколько всем в Mercedes не хватает этого легендарного человека.
Если говорить о чисто спортивной составляющей, мы поставили перед собой фантастически сложную задачу шестой год подряд одержать победу в обоих зачетах чемпионата, чего ранее никому не удавалось. Мы можем по праву гордиться тем, что у нас это получилось. Но притом мы всегда критически оцениваем собственную скорость и понимаем: если бы в Ferrari не оступились в Сочи и Сузуке, вряд ли бы всё решилось две недели назад. Приятно, что чемпионский титул в итоге достанется одному из наших гонщиков, однако у меня нет ощущения, что в недавних гонках Mercedes была доминирующей силой. С другой стороны, я вижу в такой ситуации свои плюсы – она не позволяет нам впасть в эйфорию от успеха шестой год подряд!
Вопрос: В прошлый раз Mercedes завоевала поул ещё в июле. Это верно отражает нынешнюю конкурентоспособность команды, или вы просто упустили ряд возможностей?
Тото Вольфф: Думаю, таково реальное положение дел, ведь вы сами видите, что машины Ferrari в квалификациях недосягаемы. Им удается серьезно прибавлять от пятницы к субботе, и когда они задействуют всю имеющуюся мощность, компенсировать отставание на прямых становится слишком трудно. Я не пытаюсь каким-то образом приуменьшить эффективность их шасси, просто в субботу преимущество Ferrari особенно подавляющее. Впрочем, в воскресенье на отдельных трассах преимущество имеем мы или Red Bull Racing. Конечно, я не имею в виду высокоскоростные автодромы, но на прочих нам удается подобраться к Ferrari.
Вопрос: Судьба титула решится в сражении между вашими гонщиками. В этот уик-энд указания с пит-лейн будут несколько иными, чем в предыдущих Гран При?
Тото Вольфф: В плане стратегии этап в Японии был для нас очень непростым. Задача команды – предоставить Льюису и Валттери быструю и надежную машину, чтобы они могли на пределе бороться на трассе, и обеспечить им равные возможности. Учитывая разницу в количестве очков, шансы Льюиса выглядят предпочтительнее, но мы не хотим вмешиваться в их сражение и сделаем всё возможное, чтобы сохранять максимально нейтральный статус, как поступали всегда.
Вопросы с мест
Вопрос: (Дэн Натсон) Отмар, касаемо протеста, поданного вашей командой против Renault в Сузуке – вы следили за соперниками на протяжении нескольких гонок, или сбор информации занял гораздо больше времени?
Отмар Сафнауэр: Всё началось в Сильверстоуне, где у нас возникла проблема с системой корректировки тормозного баланса, из-за которой сразу после рестарта Серхио врезался в Нико Хюлкенберга. Мы начали изучать, что можно предпринять, чтобы сделать переключатель более крепким, и тогда обратили внимание, что в Renault используют некую автоматическую систему – нам тоже захотелось такую же. Поэтому обратились в FIA, но там категорически заявили, что мы не можем этого сделать. Тогда мы решили подать протест.
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Вопрос ко всем. В 2021 году вступит в силу лимит на расходы – есть ли риск, что в следующем сезоне между теми участниками, кто может себе это позволить, развернется настоящая битва бюджетов с целью обеспечить себе изначальное преимущество, как уже было в 2014 году с переходом на гибридные моторы?
Тото Вольфф: Финансовые реалии одинаковы для всех участников. Ни у одной из команд нет возможности неограниченно инвестировать средства в Формулу 1, по-прежнему всё решает эффективность. Притом вам наверняка известно, что положение дел в автомобильной отрасли в целом нельзя назвать благоприятным. В 2021 году крупные команды острее прочих участников почувствуют на себе влияние ограничений, мы внимательно анализируем собственную структуру и процессы, чтобы как-то адаптироваться, ведь нам предстоит работать совсем не так, как мы работаем сейчас. В следующем сезоне мы должны многое скорректировать, притом сами корректировки будут весьма дорогостоящими. Нам предстоит потратить существенно больше средств, чтобы как следует подготовиться к новым реалиям 2021 года.
Андреас Зайдль: Не думаю, что риск гонки бюджетов так уж велик. Крупные команды в любом случае смогут лучше других участников подготовиться к 2021 году, но не потому, что у них больше денег, а по причине того, что сами эти команды эффективнее справляются с работой.
В 2021 году аэродинамика по-прежнему будет одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Уже в 2020-м вступят в силу ограничения на количество времени, которое участники чемпионата тратят на испытания в аэродинамической трубе и расчеты с использованием средств вычислительной гидродинамики, и далее в каждой команде самостоятельно решат, какой объем усилий направить на 2020-й год, а какой – на 2021-й. Посмотрим, как всё сложится.
Что касается бюджета, для McLaren на следующий сезон он уже определен. Ограничения, вступающие в силу в 2021-м году, на объем этого бюджета никак не повлияют – ни в меньшую, ни в большую сторону.
Кристиан Хорнер: Думаю, мы упустили возможность всё сделать немного лучше, я говорил об этом на состоявшейся 16 октября встрече. Да, у нас будет лимит на расходы, с которым согласились все участники. Да, он особенно ударит по крупным командам, у которых не будет возможности тратить более 175 миллионов долларов. Но мне кажется, что было бы более правильно ввести в 2021 году один лишь лимит, взять больше времени на проработку нового регламента и представить его в 2022-м, чтобы команды готовились к новым техническим требованиям в условиях ограничений на издержки.
Сейчас уже невозможно перенести срок вступления в силу лимита на расходы на год вперед – мы никогда об этом не договоримся. Сами финансовые ограничения – разумная вещь для Формулы 1, но в 2020-м в условиях стабильных правил команды будут тратить на подготовку к новым реалиями ничем не сдерживаемые суммы, и разница в конкурентоспособности станет еще больше. Те, у кого имеются значительные ресурсы, к 2021 году успеют провести больше исследований.
Как я уже сказал, мы могли сделать процесс более контролируемым, подчинив его финансовым рамкам и взяв больше времени на работу над техническим регламентом. Нам предлагают действительно интересные вещи, но в целом концепция новых машин выглядит недостаточно проработанной. Если бы мы взяли еще год и придумали нечто такое, что действительно поможет, скажем, снизить массу машин или решить какие-то другие проблемы, Формула 1 от этого только бы выиграла.
Отмар Сафнауэр: Бюджет нашей команды намного меньше лимита в нынешнем сезоне и без проблем уложится в него и в 2020-м, и в последующие годы. Если в следующем сезоне, как сказал Кристиан, участники станут тратить больше средств на подготовку к 2021 году, мы вряд ли последуем такой тенденции, так как у нас нет для этого соответствующих ресурсов. Вполне возможно, что в такой ситуации более обеспеченные команды получат явное преимущество.
Вероятно, имеет смысл, как предложил Кристиан, перенести срок перехода на новые правила, чтобы прорабатывать их и готовиться к предстоящим реалиям уже в условиях лимита на расходы. Не знаю, упущена ли такая возможность, но если нет, о ней следует задуматься.
Вопрос: Тото, что вы думаете о предложении Кристиана?
Тото Вольфф: Кристиан всё правильно озвучил. В Формуле 1 мы всё время торопимся, считая, что нужно действовать немедленно, но зачастую это заканчивается не лучшим образом, и мы просто не можем продолжать в том же духе, не имея стратегического видения. Звучали мнения вроде: «Почему бы на год раньше не ввести лимит на расходы, а затем в 2021-м перейти на новый технический регламент», - однако, как заметил Кристиан, сами правила, касающиеся лимита, еще недостаточно проработаны, им нужно уделить дополнительное время.
Ключевой фактор – возможность контролировать соблюдение лимита, а инструментов и процессов для этого на 2020-й год попросту нет. Если вы не можете контролировать соблюдение правила, нет смысла это правило утверждать, не так ли? Нам нужно направить больше усилий на проработку механизмов контроля как финансовых, так и технических аспектов, и в такой ситуации идея отложить срок перехода на новые правила выглядит вполне логичной. Впрочем, все эти доводы и размышления не показались достаточно весомыми тем, от кого в итоге зависит решение.
Вопрос: Андреас?
Андреас Зайдль: Практически нечего добавить. Позиция McLaren предельно ясна: нам нравится то, что нам представили неделю назад в части спортивного и технического регламента, а также в части финансовых требований. Мы ждем опубликования правил 31 октября и уже понимаем, над чем предстоит поработать, готовясь к 2021 году.
Вопрос: (Крейг Слейтер) Тото, в эту пятницу вы говорили о том, что в юности Льюису Хэмилтону приходилось иметь дело с проявлением расизма в свой адрес, и что сейчас он временами не получает того отношения, какого заслужил своими достижениями. Мы видели, какой шквал критики обрушился на Льюиса после его слов в защиту окружающей среды – нет ли у вас опасений, что к Хэмилтону относятся слишком предвзято из чисто расистских соображений?
Тото Вольфф: Мне бы не хотелось пересказывать здесь тот личный опыт, которым поделился со мной Льюис. Просто взгляните на присутствующих в этом зале людей – кажется, о расовом разнообразии говорить не приходится, а большинству всегда сложно понять тех немногих, кто подвергается травле на расовой почве.
По собственному опыту могу сказать, что в среде взрослых и образованных людей проявлений расизма нет, но это очень тонкая тема, в которой любые притеснения отзываются особенной болью. Чтобы осознать это, нужно иногда пытаться взглянуть на ситуацию с другой точки зрения, и лично я благодаря Льюису начал понимать, насколько тяжело порой преодолевать проявления дискриминации.
Что касается слов Хэмилтона в защиту окружающей среды, крайне важно, чтобы каждый из нас максимально заботился об экологии и старался свести к минимуму собственное негативное влияние на неё. Я видел, как над этим работает Льюис: он изменил свой образ жизни, сократил число перелётов – к таким поступкам нужно относиться с уважением, а не критиковать. В подобных ситуациях работает эффект масштаба: если каждый что-то изменит в лучшую сторону, эффект от действий миллиардов людей будет поистине колоссальным. Нужно всегда начинать с себя, Льюис так и поступает – в этом он абсолютно прав.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос ко всем в продолжение ваших слов о новых правилах и лимите на расходы. Хотел бы уточнить, вы действительно считаете, что есть возможность перенести срок перехода на новые правила? Если да, поддержали бы вы такое решение? После встречи 16 октября насколько проработанными выглядят новые правила?
Отмар Сафнауэр: На встрече 16 октября мы обсуждали вариант перехода на новые правила на год позже по причинам, которые изложил Кристиан. Но лично мне кажется, что это предложение выгодно, в первую очередь, крупным командам, которые в условиях отсрочки смогут потратить на подготовку больше средств. Впрочем, вероятность такой отсрочки крайне мала. Правила будут представлены менее чем через неделю, притом они несколько жестче тех, что действуют сейчас. Мы получим три отдельных документа – спортивный регламент, технический регламент и финансовые предписания.
Кристиан Хорнер: Как сказал Отмар, в конце месяца нам представят три документа. Со спортивным регламентом всё довольно просто, но вот технические требования недостаточно проработаны и вызывают множество вопросов. Технический регламент, который опубликуют 31 октября, до 2021 года наверняка претерпит многочисленные изменения. Схожая ситуация с финансовыми ограничениями – ранее в Формуле 1 не было системы контроля расходов, и сформировать необходимую инфраструктуру с комплексом инструментов, позволяющих контролировать различные организационные структуры с множеством подразделений – далеко не тривиальная задача. Нужно охватить множество аспектов, и хотя сами требования будут представлены 31 октября, до 2021 года к ним посредством специальных директив будет утверждено немало поправок.
Тото Вольфф: Хотел бы озвучить собственное мнение. Не думаю, что правила будут представлены в окончательной редакции, нам уже дали понять, что процесс работы над ними продолжится, будут самые разные уточнения и корректировки.
Андреас Зайдль: Мне нечего добавить.
Вопрос: (Кристоф Беккер) В начале года казалось, что Великобритания выйдет из состава Европейского союза уже в 2019-м, однако сейчас весьма вероятно, что это произойдет позже. Как ситуация с Brexit сказалась на ваших командах, и как она будет влиять далее, раз уж политическая ситуация по-прежнему остается неясной?
Андреас Зайдль: Я читал об этой ситуации в газетах…
Тото Вольфф: Андреас, они попросят тебя покинуть команду!
Андреас Зайдль: Знаешь, меня заверили, что я в любом случае сохраню свою работу. В команде мы стараемся подготовиться к любому развитию событий. Уверен, в ближайшие несколько недель или месяцев все вопросы будут решены, и мы по-прежнему будет заниматься гонками.
Тото Вольфф: Любая компания должна готовиться к возможным последствиям Brexit. Вполне очевидно, что на нас это скажется не лучшим образом, так как процессы внутри Mercedes ориентированы на максимально оперативную поставку всего необходимого. Мы постараемся предельно детально оценить вероятное влияние Brexit и будем готовы к любому варианту развития событий.
Кристиан Хорнер: Мы в Red Bull Racing тоже постарались прикинуть возможные последствия на случай, если Brexit состоится, не состоится или будет отложен на некоторый срок. В какой-то мере это отвлекало от основных дел, и мне кажется, что люди в целом устали от этой темы – всем хочется, чтобы её поскорее закрыли тем или иным решением, и мы смогли работать в новых реалиях. Ситуация в британской политике напоминает комедийное шоу, постоянно обсуждаются совершенно разные сценарии. Но каким бы ни оказалось решение, мы максимально эффективно к нему адаптируемся.
Отмар Сафнауэр: Мы ориентируемся на худший сценарий, при котором Brexit вовсе не состоится, и подготовили план действий. Но притом мы всё же рассчитываем, что ситуация разрешится наилучшим образом. Если от Brexit не откажутся, и он состоится довольно скоро, а не значительно позже, мы к такому варианту полностью готовы.
Вопрос: (Барт ван Дуджвеерт) Кристиан, эта гонка – 99-я в карьере Макса Ферстаппена, этап в Остине станет для вашего гонщика юбилейным. Макс давно не новичок, вы очень высоко оценивали его результаты в последние полтора года, но в Формуле 1 никто не идеален, всегда можно добиться большего. Что именно Макс мог бы делать лучше?
Кристиан Хорнер: В любом виде спорта участник постепенно набирается опыта. Потрясающе осознавать, что Максу едва исполнилось 22 года, притом он совсем скоро проведет уже сотую гонку в Формуле 1, что само по себе достижение. Ферстаппен выступает очень здорово, ему очень помогают знания, полученные за 99 уик-эндов. Кажется, до дебюта в Формуле 1 он провел всего 25 гонок, ему пришлось набираться опыта в условиях пристального внимания со стороны СМИ, но Макс превосходно с этим справился. Сейчас он полностью сформировавшийся гонщик, его можно считать едва ли не ветераном Формулы 1!
Вопрос: (Фернандо Алонсо) Тото, в этом сезоне у Racing Point по ходу нескольких гонок возникали проблемы с силовыми установками Mercedes. Это объясняется предельно сложным характером доработок, или у ваших клиентов моторы несколько иной конфигурации, чем у заводской команды?
Тото Вольфф: Никакой разницы в конфигурациях нет. Согласно правилам, мы обязаны предоставлять своим клиентам абсолютно идентичные моторы, притом в Mercedes всегда придерживались принципа, что использование наших силовых установок разными командами очень важно для технического прогресса. В случае с Racing Point нам просто не везло точно так же, как не повезло с Робертом Кубицей в Спа, где отказ был обусловлен не погоней за лучшими характеристиками, а дефектом, который мы не сумели выявить во время испытаний на динамическом стенде.
Формула 1 остается техническим видом спорта, и даже при самых совершенных технологиях симуляции отказы силовых установок иногда случаются. Именно это произошло у наших партнеров, и мы должны приложить максимум усилий, чтобы в оставшихся гонках более-менее держать ситуацию под контролем. Кроме того, мы должны обеспечить Льюису и Валттери равные шансы в четырех завершающих Гран При, а к следующему сезону добиться более высокой надежности.
Вопрос: (Ребекка Клэнси) Тото, в предыдущие годы Льюис очень сильно проводил вторую половину сезона, однако в этот раз после летнего перерыва он смог выиграть лишь одну гонку. В четверг Льюис сказал, что в его жизни многое меняется – заметили ли вы в нем самом какие-то перемены, или само сражение за шестой чемпионский титул отнимает у вашего гонщика слишком много сил?
Тото Вольфф: В этом причина, почему достижения Льюиса считаются рекордными – невероятно сложно постоянно держать себя в оптимальной форме, оставаться верным любимому делу и сохранять мотивацию. Но не думаю, что со всем этим у Хэмилтона во второй половине сезона были какие-то сложности, просто Валттери Боттас стал выступать намного увереннее, да и соперники из Ferrari после летнего перерыва стали ориентиром для всех и своей скоростью не позволили нам демонстрировать такие же результаты, какие были у нас в первой половине сезона. Я не стал бы списывать менее уверенное, чем в предыдущие годы, выступление на самого Льюиса – он по-прежнему невероятно конкурентоспособен. Просто после летнего перерыва наша машина не позволяла ему выигрывать одну гонку за другой.
Вопрос: (Джонатан МакЭвой) Тото, когда будут утверждены новые правила, вы сразу пригласите Льюиса к обсуждению условий нового контракта с Mercedes? Насколько вы уверены в том, что сможете удержать его от перехода в Ferrari?
Тото Вольфф: Мне кажется, идею с переходом Хэмилтона в Ferrari искусственно раздули. Льюис прекрасно знает, чего хочет добиться в будущем, а мы со своей стороны были всегда предельно лояльны к своим гонщикам. Как обычно, вопрос в совпадении интересов. В 2021 году многое изменится, перед этим гонщики будут оценивать разные варианты, но ориентироваться они будут на скорость машины, ведь именно это имеет первостепенное значение. Обсуждение перспектив уже началось, но не думаю, что мы уже в ближайшее время определимся с составом на 2021 год – это произойдет по ходу следующего сезона.
Перевод: Валерий Карташев