Участники: Даниил Квят (Toro Rosso), Лэнс Стролл (Racing Point), Кими Райкконен (Alfa Romeo), Валттери Боттас (Mercedes), Кевин Магнуссен (Haas)
Вопрос: Даниил, для вас этот этап – домашний, расскажите о подготовке к нему. Насколько насыщенным был ваш график на этой неделе?
Даниил Квят: На самом деле, не таким уж насыщенным. Уик-энд в Сочи сдвоенный с этапом в Сингапуре, я успел всего на день остановиться в Москве, немного отдохнул, а в среду прилетел в Сочи. В среду же вечером у нас были традиционные для домашней гонки мероприятия, сегодня событий тоже больше, чем обычно, но это по-своему приятно.
Вопрос: Как вас встретили болельщики?
Даниил Квят: Я пока не встречался с болельщиками, но увижу их после этой пресс-конференции, на автограф-сессии. Когда я прогуливался по трассе, зрители очень радовались моему появлению – похоже, в Сочи действительно любят Формулу 1. Надеюсь, в субботу и воскресенье трибуны будут заполнены, для меня это многое бы значило. А еще это бы означало, что автоспорт в России развивается, чему лично я очень рад способствовать.
Вопрос: В Сингапуре у вас были сложности с машиной. В чем конкретно они заключались, и насколько вы уверены в том, что здесь сможете выступить лучше?
Даниил Квят: Скажем так, особых сложностей не было, просто этап в Сингапуре оказался не таким, как прочие. Я пропустил субботнюю тренировку, а в первой части квалификации не смог проехать достаточно быстрый круг, поскольку у меня не было изначального ориентира, без которого на уличной трассе всегда особенно трудно.
Что касается гонки, она получилась скомканной. Я застревал за соперниками, когда шины у меня были свежее, чем у них. Если раньше по ходу сезона мне удавалось в подобных ситуациях обгонять, то в Сингапуре почему-то не получалось. Кроме того, зеркала заднего вида на моей машине запотели, из-за чего я не мог полноценно обороняться от атак. Гонка получилась сложной, в какой-то момент между мной и Кими Райкконеном произошел контакт – впрочем, шансы и без того были уже потеряны, я претендовал разве что на одно очко за десятое место. Ничего не поделаешь, сложные этапы иногда случаются.
Вопрос: Лэнс, как подготовленные командой новинки показали себя в Сингапуре?
Лэнс Стролл: Пока рано делать выводы. Судя по результатам, новинки сработали, по ходу уик-энда мы были конкурентоспособны. Но квалификацию я провел не лучшим образом, поскольку каждый раз оказывался в трафике. Суббота сложилась для нас неудачно, в гонке темп был несколько лучше, но в целом уик-энд получился так себе. У Серхио возникли проблемы с машиной, из-за которых ему пришлось сойти, а я ехал неплохо, пока на втором отрезке не зацепил защитный барьер, где получил прокол.
Уик-энд в Сингапуре не задался, но далее от нас можно ожидать большего. Судя по первым признакам, новинки оказали позитивный эффект, теперь главное – полностью раскрыть их потенциал.
Вопрос: Вы сказали, что заметили эффект, в чём конкретно машина стала лучше?
Лэнс Стролл: Улучшилось сцепление с трассой, особенно в задней части. Сейчас машина едет стабильнее, осталось добиться оптимального баланса, а на это, как правило, требуется целый уик-энд. Трасса в Сингапуре во многом специфичная, я с нетерпением жду возможности поработать с машиной в этот уик-энд и в последующих Гран При.
Вопрос: На последнем круге гонки в Сингапуре у вас было яркое сражение с Грожаном, Сайнсом и Риккардо. Вам нравится такая борьба?
Лэнс Стролл: Сражаться на трассе всегда весело, жаль лишь, что в тот момент в Сингапуре мы уже не претендовали на очки. Борьба в середине пелотона довольно острая, что наверняка нравится болельщикам, но досадно, что в Сингапуре после контакта с барьером и последовавшего прокола я потерял все шансы на хороший результат.
Вопрос: Кевин, в прошлом году в Сочи вы квалифицировались пятым, а в целом на этой трассе за годы выступлений заработали немало очков. Расскажите, каково это – гоняться в Сочи. Что нужно здесь для хорошего результата?
Кевин Магнуссен: Я бы сказал, что трасса в Сочи в каком-то смысле специфичная – здесь много среднескоростных 90-градусных поворотов. В них необходимы и стабильное поведение передней части машины, и хорошая тяга двигателя, но это обычные требования. В целом, трасса в Сочи очень неплохая, на ней интересно гоняться и можно обгонять – лично мне это нравится.
Вопрос: Если говорить о скорости машины, можно ли сказать, что сейчас в команде полностью понимают особенности VF-19?
Кевин Магнуссен: Это постоянный процесс. Нам важно разобраться, что не так с машиной, и быстро найти решение. Шансы в этом сезоне еще не потеряны, но лучше поработать на следующий сезон, убедиться, что результаты в аэродинамической трубе коррелируют с результатами на трассе, и построить более быструю машину, чем отчаянно пытаться устранить недостатки нынешней VF-19.
Сейчас мы экспериментируем с различными вариантами аэродинамического обвеса, чтобы разобраться в нюансах корреляции и прочих моментах – это, отчасти, досадно, поскольку я предпочел бы всякий раз выжимать из машины максимум скорости. Конечно, мы это тоже делаем, но одновременно тратим немало сил и времени на всевозможные тесты и проверки.
Вопрос: С какой версией аэродинамического обвеса вы будете выступать в этот уик-энд?
Кевин Магнуссен: С последней, а Роман будет выступать на предыдущей версии с некоторыми модификациями. Мы перешли к, скажем так, гибридной версии шасси, чтобы иметь возможность обмениваться деталями и получать максимум информации. Эта идея работает, мы всё лучше понимаем особенности VF-19, правда, результаты на круге пока не меняются.
Вопрос: Кими, гонка в Сингапуре сложилась неудачно, но здесь другая трасса с более длинными прямыми. Насколько вы уверены в том, что в Сочи сможете выступить лучше?
Кими Райкконен: Этого никогда не знаешь наверняка, но, надеюсь, здесь результат будет выше. В Сингапуре мы заработали одно очко, это не так уж здорово – очевидно, наша машина не лучшим образом справляется с кочками на асфальте и прочими особенностями сингапурской трассы. Посмотрим, как пойдут дела здесь. Я рассчитываю, что мы будем более конкурентоспособны.
Вопрос: Вы более конкурентоспособны благодаря более гладкому асфальту, или за счёт мощной силовой установки Ferrari?
Кими Райкконен: В целом за счет конфигурации трассы. Надеюсь, предчувствие меня не обманывает, и уик-энд пройдет для нас более гладко.
Вопрос: Для вас это 307-я гонка в карьере, после этого уик-энда вы выйдете на абсолютное третье место по количеству гонок в Формуле 1, опередив Михаэля Шумахера и Дженсона Баттона. Когда в 2001 году вы дебютировали в чемпионате, могли ли вы себе представить, что будете выступать так долго?
Кими Райкконен: Совершенно точно, нет. Я рассчитывал уйти из Формулы 1 намного раньше и, собственно, это сделал, но потом вернулся. В момент дебюта я не знал, как долго буду выступать, и рассчитывал, что продержусь хотя бы один-два сезона. Получилось заметно дольше, но я не ставил себе срок раньше, не ставлю его и сейчас. Я стараюсь выступать максимально хорошо, и пока наслаждаюсь гонками, буду продолжать выходить на старт, а там посмотрим, как всё сложится.
Вопрос: Учитывая высокий уровень конкуренции за место в Формуле 1, вызывает ли у вас особую гордость тот факт, что вы выступаете здесь уже девятнадцать лет?
Кими Райкконен: Нет. Пока гонки интересуют меня больше, чем что-либо иное, пока я чувствую, что могу демонстрировать тот пилотаж, которого сам от себя жду, и делаю то, что считаю правильным, я счастлив продолжать. Я не рассуждаю в стиле: «Ух ты, я провел так много Гран При, это по-настоящему здорово!» Мне важнее результаты. Возможно, после завершения карьеры её длительность будет иметь для меня какое-то значение, но сейчас – нет.
Вопрос: Валттери, в Сочи у вас весьма успешная история выступлений. Первая победа в 2017-м, поул в 2018-м, причем год назад вы тоже претендовали на победу. Почему вы настолько быстры здесь, и насколько предыдущие достижения добавляют вам уверенности?
Валттери Боттас: Всегда чувствуешь себя увереннее на конкретной трассе, если ранее добивался на ней хороших результатов, однако в Формуле 1 каждый год всё нужно начинать с нуля. Немного меняется трасса, у тебя совсем другая машина, и регулировки, соответственно, другие, но в любом случае настрой позитивный, если знаешь, что раньше здесь всё получалось. По каким-то причинам с самого первого выступления в Сочи мне каждый раз удавалось подобрать правильный ритм, у меня не возникало никаких сложностей с тем или иным поворотом. Но, конечно, всегда можно сработать еще лучше, такой и будет моя цель на этот уик-энд.
Вопрос: Вы сказали, что приехали сюда с позитивным настроем, но, наверное, после этапа в Сингапуре, где вас попросили сбросить темп и пропустить напарника, вы испытывали чувство досады. Вы обсуждали ту ситуацию с командой? Что вам сказали?
Валттери Боттас: Прежде всего, те события были в прошлый уик-энд, о котором я уже не думаю. Но даже если вам хочется обсудить эту тему, я не могу рассказывать вам обо всём в деталях. Мы с командой анализируем каждый этап, во вторник я приезжал для этого на базу Mercedes. У нас была отдельная встреча, но всё, что на ней обсуждалось, останется внутри коллектива. Для обоих гонщиков в Mercedes есть определенные правила, они одинаково распространяются на меня и Льюиса, но со своей стороны я постараюсь больше не попадать в ситуации вроде той, что получилась в Сингапуре.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре) Даниил, с этапа в Спа у вас новый напарник. В свое время вы были в той же ситуации, что сейчас Пьер Гасли, когда из Red Bull Racing вернулись обратно в Toro Rosso. Сколько времени вам потребовалось на восстановление конкурентоспособности? Вы как-то специально над этим работали?
Даниил Квят: У каждого свои жизненные ситуации и свой подход к ним, проводить сравнения довольно сложно. Лично я давно перевернул ту страницу, никаких проблем больше нет. Более того, мне удалось на какое-то время вовсе уйти из Red Bull, а потом снова к ним вернуться. Сейчас я полностью сосредоточен на выступлении в нынешнем сезоне и дальнейших перспективах, а та тема давно в прошлом.
Вопрос: (Беатрис Цамунер) Валттери, Максу Ферстаппену и Шарлю Леклеру удалось подобраться к вам в личном зачете чемпионата, сейчас они оба уступают вам 31 очко. Насколько Макс и Шарль представляют для вас угрозу в борьбе за второе место по итогам сезона?
Валттери Боттас: Ferrari прогрессирует невероятными темпами, да и Red Bull Racing в зависимости от конфигурации трассы подчас ничуть нам не уступают. В оставшихся гонках будет разыграно немало очков, потому я и команда должны выкладываться на пределе, чтобы заработать большую их часть. Я по-прежнему смотрю только вперед и полностью сосредоточен на краткосрочных целях – например, на победе в этот уик-энд. В конце сезона посмотрим, насколько велика была угроза со стороны соперников, и каков итоговый результат, а сейчас я об этом практически не думаю, так как для меня важнее моя собственная скорость и конкурентоспособность нашего коллектива.
Вопрос: (Джастина Голополосова) В следующем году количество этапов будет увеличено, а к 2021 году нам обещают еще больше гонок в расписании сезона. Что вы об этом думаете? Как увеличение числа гонок влияет на ценность Формулы 1 в целом?
Кевин Магнуссен: Сложный вопрос. Труднее всего в такой ситуации будет механикам – парни уже работают на пределе. Не знаю, станет ли каждая отдельная гонка менее ценной для зрителей – возможно, да, но я не эксперт в подобных вопросах.
Валттери Боттас: В следующем году у нас будет всего на одну гонку больше, это не так уж и плохо. Как сказал Кевин, многим сотрудникам команды станет сложнее, у них уже сейчас немало работы от уик-энда к уик-энду. В какой-то момент наступит предел, но я не знаю, какое количество гонок окажется максимально возможным. Думаю, мы проведем на один Гран При больше, а там посмотрим.
Даниил Квят: Практически нечего добавить, я полностью согласен с Кевином и Валттери. Было не так уж и плохо, когда расписание включало в себя всего восемнадцать Гран При, но посмотрим, как пойдут дела, когда в чемпионате станет больше этапов. Похоже, предельную цифру мы определим опытным путем.
Кими Райкконен: Без комментариев.
Вопрос: Кими, лично вам хотелось бы проводить больше гонок? Мы понимаем нагрузку на команду, но что скажете с позиции гонщика?
Кими Райкконен: Не знаю, многое зависит от того, где они будут проводиться. Если в Европе – я не возражаю, ведь так будет проще для всех. Приятно выступать на новых трассах, если они достаточно хороши, но посмотрим, как всё сложится. Это стало своего рода привычкой – менять трассы, отказываться от одних и открывать другие. Пока сам не опробуешь автодром, никогда не скажешь, насколько он будет хорош.
Лэнс Стролл: Проводить больше двадцати двух гонок, наверное, будет слишком сложно для команды, но, насколько я понял, одновременно планируется сократить число тестовых дней. Гораздо приятнее гоняться, чем наматывать круги на тестах.
Вопрос: (Владимир Зайвый) Даниил, согласно Daily Mail, Президент России Владимир Путин поддерживает идею переноса Гран При России из Сочи в Санкт-Петербург. Что вы об этом думаете?
Даниил Квят: Пока гонка проводится в России, я буду только за. Возможно, это не такая уж плохая идея проводить гонку в той части страны, куда проще добраться жителям Москвы и Санкт-Петербурга. Не исключено, что туда сможет приехать больше болельщиков из Европы – например, из Финляндии, где Формула 1 очень популярна. В Сочи гоняться очень здорово, но кто знает – возможно, на новом месте будет еще лучше.
Вопрос: Кстати, о финских болельщиках – очевидно, о них нужно спросить Валттери и Кими.
Валттери Боттас: Думаю, на трассе в Санкт-Петербурге финских болельщиков действительно может оказаться больше. Конечно, было бы здорово иметь собственный Гран При Финляндии!
Вопрос: Кими, что скажете о перспективе выступить в Санкт-Петербурге?
Кими Райкконен: Мы поедем туда, где в итоге будет организована гонка. Думаю, финским болельщикам до Санкт-Петербурга будет добраться проще.
Вопрос: (Дарья Панова) В Сингапуре Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель сказали, что идея с обратной стартовой решеткой не подходит Формуле 1. Что вы сами думаете о такой инициативе?
Лэнс Стролл: Будет досадно отказаться от нынешнего формата квалификации – он довольно захватывающий и нравится болельщикам. А что касается короткой 25-круговой квалификационной гонки, наблюдать за ней, как мне кажется, будет очень скучно. Сейчас результат гонки во многом зависит от стратегии, которой на дистанции в 25 кругов попросту не будет. Вместо этого зрители увидят, как машины просто едут вереницей от старта до финиша, что начисто убьет весь интерес к нашему спорту.
Кими Райкконен: Всё зависит от того, как именно будет реализована та или иная идея, но по мне квалификация интереснее короткой гонки.
Вопрос: Вам нравится нынешний формат квалификации?
Кими Райкконен: Да, но если и менять его, то я бы вернулся к той схеме, что была в год моего дебюта в Формуле 1: час времени, три комплекта шин и двенадцать кругов, ты сам свободно выбираешь момент для попытки. За минувшие годы формат квалификации менялся не раз, но не похоже, чтобы это сказывалось на стартовых позициях команд.
Даниил Квят: Всё это звучит как быстрое решение большой проблемы, а именно необходимости уменьшить разницу в конкурентоспособности команд. Сейчас отрыв между тройкой лидеров и остальным пелотоном слишком велик, но если бы за подиум боролись пять или шесть команд, гонки были бы намного интереснее. Да, в этом сезоне у нас было немало захватывающих Гран При, но сама проблема разной конкурентоспособности по-прежнему актуальна. Если её можно быстро решить за счет квалификационных гонок, давайте попробуем, но в целом, как мне кажется, нужны более фундаментальные изменения.
Валттери Боттас: Лично мне не нравится идея с обратной стартовой решеткой. Будет по-настоящему досадно лишиться полноценной квалификационной сессии, ведь всем гонщикам нравится выжимать из машины максимум скорости на единственном быстром круге.
Кевин Магнуссен: Согласен. Как сказал Даниил, нужно комплексно устранять проблему, уменьшая отрывы внутри пелотона. И я тоже считаю квалификацию ярким моментом всего уик-энда, отказываться от неё будет неправильно.
Перевод: Валерий Карташев