Гран При США: Пресс-конференция в субботу

1. Валттери Боттас (Mercedes)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)

Интервью на трассе

Вопрос: (Пол ди Реста) Валттери, примите поздравления! В пятницу казалось, что вы уступаете соперникам – похоже, для этого поула пришлось всерьез постараться, не так ли?
Валттери Боттас: Отличный был круг в начале финальной сессии, я очень доволен! Редко удается проехать настолько здорово, а на такой трассе, как эта, особенно приятно показать хорошее время.

Вчера у нас были сложности, многие моменты в работе машины меня не устраивали, но нам удалось правильно определить причины этого, а я понял, на каких моментах нужно сосредоточиться мне. В финале квалификации я смог собрать всё воедино, это очень здорово.

Вопрос: (Пол ди Реста) В первой попытке вы закрепили за собой лучший результат, а во второй условия на трассе, похоже, несколько ухудшились. Насколько вам было сложнее на последних минутах сессии?
Валттери Боттас: Во время последней попытки уровень сцепления в целом был несколько хуже, я начал терять время уже на первом секторе и рад, что под конец сессии никто не смог прибавить. Так что сегодня хороший день!

Вопрос: (Пол ди Реста) Себастьян, вы квалифицировались вторым, здесь к первому повороту трасса уходит в гору – что вы обо всем этом думаете?
Себастьян Феттель: Кажется, с внутренней стороны трассы до первого поворота дистанция чуть меньше, разве нет? Наверное, именно так я должен рассуждать, квалифицировавшись вторым!

Мои поздравления Валттери, квалификация получилась интересной, а отрывы – минимальными. В заключительной попытке я рассчитывал отыграться на прямых, но к тому моменту, как добрался до них, уже уступал собственному графику. Мне удались два неплохих круга, я уступил всего одну сотую, и невозможно сказать, где именно. Но в целом я доволен, надеюсь на хороший старт и интересную гонку.

Вопрос: (Пол ди Реста) Вы рассчитываете уже на первом круге воспользоваться преимуществом в скорости на прямых и сразу перехватить лидерство?
Себастьян Феттель: Отрезок до первого поворота здесь довольно короткий, вдобавок трасса уходит в гору. Важно уверенно сорваться с места, а там посмотрим. В первой тройке все стартуют на Medium, ни у кого не будет преимущества в шинах. Гонка предстоит длинная, и пусть первый круг очень важен, после него будет много борьбы.

Вопрос: (Пол ди Реста) Макс, уверен, вы недовольны третьим местом, однако оно оставляет вам шансы на борьбу, разве не так?
Макс Ферстаппен: Согласен. Думаю, показать такую скорость на этой трассе – отличное достижение для нас. Борьба в квалификации была очень плотной...

Вопрос: (Пол ди Реста) В пятницу вы демонстрировали отличную скорость. Рассчитываете атаковать на протяжении всей гонки?
Макс Ферстаппен: Обычно мы гораздо конкурентоспособнее в гонках, но в этом году добавили и в квалификациях, что даёт хорошие шансы в гонке. Посмотрим, как всё сложится.

Пресс-конференция

Вопрос: Валттери, поздравляем! Пятый результат в первой сессии, шестой во второй и поул за счет великолепного круга в финале!
Валттери Боттас: Спасибо! Приятно уже в начале финальной сессии собрать всё воедино и здорово проехать круг. Пятница выдалась для меня очень непростой, но, к счастью, мы разобрались, что именно было не так с машиной, радикально поменяли настройки, и уже в субботней тренировке W10 поехала намного лучше.

В то же время я был полностью сосредоточен на собственном прогрессе. Я понимал, в чем нужно сработать лучше, оставалось сделать это на трассе – мне было безумно приятно показать тот быстрый круг! Пусть в первых двух сессиях преимущество было у соперников, я знал, что могу прибавить – здорово, что всё получилось!

Вопрос: Чтобы сохранить шансы на титул, вам непременно нужно выиграть предстоящую гонку. Насколько вы довольны скоростью машины на длинной дистанции?
Валттери Боттас: Как правило, на дистанции гонки мы достаточно конкурентоспособны. Хорошо, что в Остине я стартую с поула, в некоторых поворотах здесь довольно сложно преследовать соперника. Уверен, с нашим темпом можно рассчитывать на победу, именно на неё я буду работать в воскресенье. Задача выполнена лишь частично, ключевые события уик-энда еще впереди, нужно сохранять сосредоточенность.

Вопрос: В 43% случаев гонку в Остине выигрывали именно с поула, желаем удачи! Себастьян, вы в 100-й раз будете стартовать из первого ряда, насколько вас устроил результат в квалификации?
Себастьян Феттель: В сотый раз? Бог мой, я уже слишком стар!

Квалификация прошла неплохо, пилотаж доставил удовольствие, но когда так мало уступаешь поулу… Сколько я в итоге проиграл? Кажется, одну сотую? Получается, шансы на поул были более чем реальными. Я хорошо проехал первую попытку, но на третьем секторе действовал довольно осторожно, чтобы сперва гарантировать себе результат, а затем попытаться улучшить его. К сожалению, улучшить не получилось, мой план не сработал.

Тем не менее, мы выступили неплохо и в гонке наверняка будем очень сильны. По сравнению с пятницей в субботней тренировке и квалификации машина вела себя намного лучше, посмотрим, что у нас получится в воскресенье.

Вопрос: Как планируете действовать на участке до первого поворота? Рассчитываете ли вы, что Валттери будет нервничать, так как ему во что бы то ни стало нужна победа для сохранения шансов на титул?
Себастьян Феттель: Не знаю, я просто постараюсь его обогнать, а там посмотрим! Если он в самом деле занят мыслями о титуле, тогда у меня точно есть шанс. Гонка длинная, и пусть первый круг довольно важен, после него нужно проехать еще пятьдесят пять, но если представится шанс на атаку, я им воспользуюсь.

Вопрос: Макс, в первой тройке вы единственный, кому на последних минутах финальной сессии удалось улучшить собственный результат. В переговорах с командой вы сказали, что, возможно, слишком рано выехали на попытку – это как-то повлияло на время на круге?
Макс Ферстаппен: Нет. Я просто уточнил, не слишком ли рано меня отправили на попытку, но мне ответили, что я еду впереди Ferrari и Mercedes, никаких проблем.

Вопрос: Расскажите о второй попытке. Вам каким-то образом удалось понять, на каких участках можно отыграть время и обеспечить себе шансы на поул?
Макс Ферстаппен: В целом финальная сессия оказалась сложнее второй, так как уровень сцепления с трассой несколько снизился, но в любом случае ситуация была одинакова для всех. Проехать быстрый круг было довольно непросто, однако мы можем быть довольны, что так мало уступили Mercedes и Ferrari.

По сравнению с предыдущим сезоном мы явно прибавили, в предыдущих двух Гран При выглядели особенно конкурентоспособно – всё это очень хорошо. Мы постоянно прогрессируем и в подготовке к следующему сезону, похоже, идём верным путем. Этот уик-энд складывается для нас довольно гладко, нет никаких сложностей с настройками – конечно, я бы предпочел квалифицироваться на поуле, но результат в первой тройке в целом очень приятен.

Вопросы с мест

Вопрос: (Кристиан Менат) Макс, расскажите о том моменте во второй сессии, когда вы оказались бок о бок с Льюисом Хэмилтоном. Этот момент был довольно опасным, верно?
Макс Ферстаппен: Мы все готовились уйти на попытку и в последних поворотах ехали друг за другом на некотором расстоянии – сперва Себастьян, потом Шарль Леклер, Даниил Квят, а затем уже я. Каждый из нас сбросил скорость, чтобы обеспечить себе достаточно пространства, но Льюис решил просто объехать всех, не обращая ни на кого внимания. Тогда я подумал: «Раз уж тебя ничто не волнует, то и меня тоже, а раз так, верну-ка я свою позицию!» До того момента каждый гонщик действовал корректно, чтобы все в итоге успели уйти на попытку, а в итоге ситуация получилась довольно опасной.

Вопрос: (Абхишек Аггарваль) Вопрос ко всем. На тренировках все гонщики жаловались на кочковатый асфальт, мы наблюдали немало блокировок колес и разворотов посреди трассы. Насколько будет важным в предстоящей гонке беречь ресурс шин? Планировали ли вы стратегию таким образом, чтобы резина как можно дольше сохраняла эффективность?
Валттери Боттас: Пожалуй, на этой трассе кочки по-настоящему могут помешать лишь в первом повороте, если из-за них на торможении ты допустишь сильную блокировку колес. Опять же, даже в случае блокировки всегда есть шанс вовремя среагировать и не потерять позицию, так что сам кочковатый асфальт вряд ли станет серьезным фактором.

На любом автодроме найдутся участки, где не составит труда повредить шины, но перед каждым уик-эндом и непосредственно по ходу тренировок мы проводим тщательный анализ с целью понять, где по ходу дистанции можно поберечь шины, действуя немного осторожнее. Это для нас привычная работа.

Вопрос: Себастьян, насколько ситуация с кочками в этом году сложнее, чем в 2018-м?
Себастьян Феттель: Намного сложнее! Проблема в том, что грунт здесь по каким-то причинам движется. Не знаю, каким образом устроена подложка под асфальтом в Остине, но организаторы в курсе ситуации и делают всё возможное, чтобы хоть как-то помочь. В ночь с пятницы на субботу они попытались с помощью специальной дорожной техники сгладить покрытие в отдельных поворотах, но это, пожалуй, максимум – сделать нечто большее будет проблематично.

Опять же, как сказал Валттери, вряд ли кочки драматичным образом скажутся на ситуации в гонке. Они больше мешали в квалификации, когда мы атаковали на пределе и ехали максимально быстро. В воскресенье проблем быть не должно, но тряски на кочках хватит с лихвой – уверен, после финиша нам всем не помешает массаж!

Вопрос: Макс?
Макс Ферстаппен: Мне нечего добавить. Я мог бы повторить всё сказанное, но зачем это делать?

Вопрос: (Леннарт Вермке) Себастьян, в субботу в немецкой Бундеслиге футбольный клуб «Айнтрахт» из Франкфурта обыграл мюнхенскую «Баварию» со счетом 5:1. Что вы думаете о том матче? Беспокоитесь ли вы за Нико Ковача, который на посту тренера «Баварии» испытывает серьезнейший прессинг?
Себастьян Феттель: Подождите, мы здесь играем в футбол или всё-таки проводим гонки? Неужели за Формулой 1 настолько неинтересно наблюдать, что у вас нет вопросов о том, чем мы непосредственно занимаемся? Кажется, в Китае в воскресенье ожидаются дожди – может, мне и это нужно прокомментировать?

Валттери Боттас: Я слышал, в Финляндии выпал снег.

Себастьян Феттель: Я большой поклонник футбольного клуба «Айнтрахт», однако не следил за тем матчем и счёт узнал лишь незадолго до квалификации. Это приятный результат для моей любимой команды, а что касается Нико Ковача, конечно, я за него переживаю, ведь он долго работал с «Айнтрахтом». Надеюсь, он вскоре вновь добьется успеха на тренерском поприще.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Вопрос для Себастьяна и Макса. Отрезок до первого поворота здесь довольно короткий, но трасса на нём уходит в гору. В такой ситуации шансов на атаку больше, чем на прямой без уклона?
Себастьян Феттель: Многие говорят, что раз у нас больше мощности, значит, в гору мы поедем быстрее, однако до первого поворота здесь очень короткий отрезок. Главное – хорошо сорваться с места, а там посмотрим. Тот факт, что трасса уходит вверх, ничего особо не меняет – разве что на торможении будет немного сложнее, придется еще внимательнее смотреть по сторонам.

Вопрос: Макс, вы стартуете с чистой стороны трассы, ваше мнение?
Макс Ферстаппен: Гораздо важнее то, что американская трасса очень широкая, и в отличие от многих более узких автодромом здесь можно активнее смещаться из стороны в сторону. Конечно, при разгоне в гору, как заметил Себастьян, мощность мотора имеет значение, но участок до первого поворота здесь слишком короткий, чтобы разница в мощности стала решающим фактором.

Вопрос: (Дэн Натсон) Вопрос ко всем. Раз уж ситуация с кочками настолько плоха, стремились ли вы максимально мягко настроить подвеску?
Макс Ферстаппен: На кочки, конечно, приходится обращать внимание, но, к счастью, их влияние по-настоящему заметно лишь в первом повороте. Если смягчить подвеску, это скажется на поведении машины на всём протяжении круга, так что иногда проще смириться со сложностями в одном конкретном повороте.

Валттери Боттас: Нам не хотелось из-за кочек идти на серьезный компромисс в настройках, так как потери на остальных участках трассы были бы слишком велики. Кочки нужно просто аккуратно проезжать, это, пожалуй, оптимальное решение.

Себастьян Феттель: Никаких компромиссов! Если хочется большей мягкости, просто положите на сиденье подушку!

Вопрос: (Эрик ван Харен) Макс, вы удивлены скоростью RB15? После квалификации ваш голос звучал более позитивно, чем в Японии или Мексике несколько недель назад.
Макс Ферстаппен: В Мексике мы показали отличную скорость, это было ожидаемо, а вот в нескольких предыдущих гонках результаты получались совсем не такими, как хотелось, и я всякий раз говорил себе: «Ладно, давай посмотрим, удастся ли в следующем Гран При вернуть хороший темп». В плане скорости нынешний уик-энд складывается неплохо, мы очень этому рады. Как я уже говорил, в команде не опускают руки и прилагают максимум усилий, чтобы вернуть ту конкурентоспособность, что была у нас незадолго до летнего перерыва. Мы всё ближе к этой цели, потому мой голос звучит позитивнее.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Себастьян, Макс, вам обоим нравится выступать в шлемах, оформленных в оригинальном стиле. К этому уик-энду некоторые гонщики обновили дизайн шлема, а неделю назад в Мексике Льюис Хэмилтон через Instagram попросил болельщиков ответить на вопрос, считают ли они полной ерундой правило, согласно которому гонщик может менять оформление шлема лишь раз по ходу сезона. Что вы сами думаете о таком правиле? Если бы его отменили, вы бы чаще меняли дизайн шлема?
Себастьян Феттель: Я в любом случае периодически его меняю, так что… Знаете, это наши шлемы, и у нас должна быть возможность делать с ними то, что хочется. Упомянутое вами правило – полная ерунда. Дизайн шлема для нас едва ли не единственный способ себя проявить. Если людям нравится шлем – хорошо, если нет – что ж, это не их шлем. Гонщик сам должен определять, в каком стиле оформить свой шлем.

Макс Ферстаппен: Согласен. Мне нравилось, как в годы выступлений за Red Bull Racing Себастьян менял дизайн шлема едва ли не каждый уик-энд. Это было по-своему интересно, ведь каждый раз мы ждали, что придумает Себастьян в этот раз. У меня самого есть несколько разных шлемов, но вряд ли я стану готовить новый дизайн на каждую гонку – этот процесс отнимает довольно много времени.

Опять же, если гонщику хочется в ближайший уик-энд выкрасить шлем в синий или красный цвет, то почему бы и нет? Это его шлем, пусть он делает с ним всё, что считает нужным. Раньше гонщики подолгу не меняли дизайн шлема, и теперь нам говорят, что по нему одного из нас отличают от другого – бросьте, есть номера на машинах, при взгляде на шлем со стороны он всё равно будет немного скрыт системой Halo, так позвольте нам самим определять его дизайн! Всегда приятно начинать очередной сезон с новым дизайном шлема, выступать всё время в одних и тех же цветах невероятно скучно.

Вопрос: Валттери, вы тоже находите скучным всё время придерживаться одного варианта окраски шлема?
Валттери Боттас: Сложно сказать. С одной стороны, приятно придерживаться какого-то конкретного дизайна, но иногда хочется сделать нечто особенное, подчеркнуть свою связь с отдельной страной или выразить уважение кому-либо. Было бы замечательно иметь чуть большую свободу выбора, ведь как сказали Макс и Себастьян, шлем принадлежит гонщику, и никто кроме гонщика не должен определять его дизайн.

Вопрос: (Лоуренс Эдмондсон) Валттери, в пятницу вы уступали Льюису полсекунды на одном лишь втором секторе. Похоже, вам удалось справиться с этими сложностями, но чем именно они объяснялись?
Валттери Боттас: Мы с командой выявили немало моментов, в которых в пятницу действовали ошибочно – в том числе в вопросе выбора настроек и оптимального давления в шинах. Этим объяснялась существенная разница в максимальной скорости относительно Льюиса, из-за которой я много проигрывал ему на втором секторе. Мы скорректировали настройки, в субботней тренировке машина с первого круга ехала ровно так, как требовалось, я чувствовал себя очень уверенно и понимал: если всё сделать верно, день окажется очень удачным!

Вопрос: (Джим Вертуно) Валттери, как, по-вашему, Льюис будет действовать при старте с пятого места? На трассе, где у него было немало успешных выступлений, Хэмилтон будет атаковать предельно агрессивно, или же он предпочтет спокойно доехать до финиша и заработать несколько очков, которых хватит для шестого чемпионского титула?
Валттери Боттас: Думаю, этот вопрос лучше адресовать самому Льюису. Не представляю, каков его настрой после квалификации, но насколько я знаю Льюиса, он точно будет сражаться изо всех сил. Как любой из нас, Хэмилтон стремится к победам и ненавидит проигрывать. Да, он с большим преимуществом лидирует в личном зачете чемпионата, для шестого титула ему достаточно заработать несколько очков, но Льюис наверняка предпочел бы взять его в красивой манере. Конечно, я постараюсь отсрочить этот момент, а для этого нужно сосредоточиться на задаче выиграть гонку и не думать о чужом настрое.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Себастьян, вы сказали, что по сравнению с пятницей в субботу машина ехала намного лучше. Это можно сказать и о темпе на длинной дистанции? Удалось ли это проверить по ходу субботней тренировки?
Себастьян Феттель: В субботу утром мы не работали длинными сериями, но в целом SF90 вела себя заметно лучше, чем в пятницу. Мы скорректировали настройки, это помогло нам в квалификации и наверняка поможет в гонке. Насколько хорошим будет темп мы узнаем только в воскресенье, но лично я в нём вполне уверен. В пятницу у нас были трудности с шинами Hard, мы не могли заставить их работать, но в гонке таких проблем быть не должно.

Перевод: Валерий Карташев