Гран При Нидерландов: Пресс-конференция в воскресенье

1. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
2. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
3. Валттери Боттас (Mercedes)

Интервью на трассе

Вопрос: (Роберт Дорнбос) Макс, вы выиграли домашнюю гонку в присутствии королевской семьи и невероятных болельщиков! Что значит для вас этот результат?
Макс Ферстаппен: Это невероятно. Мы многого ждали от этого уик-энда, оправдывать ожидания всегда непросто, но я очень рад, что выиграл гонку и вернулся в лидеры чемпионата. Великолепный день. Потрясающие зрители!

Вопрос: (Роберт Дорнбос) Вы отлично стартовали и по ходу дистанции не допустили ни единой ошибки! Ваша команда тоже сработала здорово, всякий раз отвечая на попытки Mercedes выйти вперёд за счёт стратегии. Могло ли что-то сложиться лучше, или всё получилось идеально?
Макс Ферстаппен: Всё прошло успешно. Важную роль сыграл старт, и мне кажется, что я неплохо справился. В Mercedes постарались осложнить нам гонку, но каждый раз мы находили, чем им ответить. Мы с командой можем быть довольны сегодняшним выступлением.

Вопрос: (Роберт Дорнбос) Мои поздравления, Макс, вы вновь лидируете в личном зачете чемпионата! Льюис, как прошла гонка? Похоже, вы выкладывались на пределе.
Льюис Хэмилтон: Какая гонка, и какие здесь болельщики! Уик-энд выдался потрясающим, Макс сработал здорово – мои ему поздравления! Я выкладывался на пределе, атаковал настолько агрессивно, насколько в принципе способен, но Макс оказался слишком быстр. Мне понравился уик-энд, спасибо болельщикам за теплый приём!

Вопрос: (Роберт Дорнбос) В какой-то момент вы подобрались к Максу, между вами было всего полторы секунды. Насколько сложно было прорываться через трафик?
Льюис Хэмилтон: Видимо, отныне Макса я буду называть Моисеем: когда он догонял круговых, они буквально расступались перед ним, а мне приходилось прилагать усилия, чтобы прорваться через трафик. Но Red Bull Racing сегодня просто были сильнее, преследовать Макса было очень сложно.

Вопрос: (Роберт Дорнбос) Незадолго до финиша вы получили комплект Soft, чтобы показать быстрый круг и заработать дополнительное очко. Для вас это было словно мини-квалификация?
Льюис Хэмилтон: Последний круг стал для меня лучшим впечатлением от гонки! В Зандфорте особенно здорово пилотировать на машине с практически пустыми баками, эта трасса теперь точно одна из моих любимых, с нетерпением буду ждать возвращения сюда в следующем году!

Вопрос: (Роберт Дорнбос) Валттери, очередной подиум, примите поздравления! Расскажите, как прошла гонка. Вы довольны третьим местом?
Валттери Боттас: Меня устраивает третье место, хотя, к сожалению, в моей гонке почти не было каких-то интересных событий. Понятно, что мы продолжали атаковать и попытались применить тактику одного пит-стопа, поэтому мой первый отрезок дистанции был довольно длинным.

Мы хотели доехать на втором комплекте шин до финиша, но поскольку мой отрыв от гонщика, ехавшего позади меня, был достаточно большой, мы решили провести ещё один пит-стоп – это была упреждающая мера из соображений безопасности. Я хочу сказать, мы сделали всё, что было в наших силах, но нам просто не хватило темпа.

Вопрос: (Роберт Дорнбос) Вам понравилось, как и Льюису, атаковать в конце гонки, чтобы заработать очко за быстрейший круг?
Валттери Боттас: В конце гонки я не стремился проехать лучший круг – его показал Льюис, и наша команда заработала немало очков.

Вопрос: (Роберт Дорнбос) Мои поздравления! Желаю вам насладиться эмоциями болельщиков, они приветствуют ваш результат!
Валттери Боттас: Атмосфера в Зандфорте замечательная, голландские болельщики нас отлично поддерживали, спасибо им за это!

Пресс-конференция

Вопрос: Макс, идеальное завершение потрясающего уик-энда! Насколько вы довольны тем, как всё прошло в Зандфорте?
Макс Ферстаппен: Понимаю, голландские болельщики ждали от меня победы, но она не была гарантирована. С самого начала сезона у нас с Mercedes плотная борьба, и чтобы добиться результата, приходится выкладываться на пределе. Я очень рад, что в субботу завоевал поул, а сегодня выиграл гонку.

Было очень важно идеально стартовать, а далее на дистанции поддерживать такой отрыв, чтобы в Mercedes не смогли провести «подрезку». Очень приятно победить перед многочисленными болельщиками и королевской семьей, это потрясающий день!

Вопрос: В присутствии такого количества болельщиков и королевской семьи насколько непросто вам было сохранять концентрацию?
Макс Ферстаппен: Я всегда сосредоточен на пилотировании, мне не нужно прилагать для этого дополнительные усилия. Конечно, здесь было больше отвлекающих моментов на пути к стартовой решетке и непосредственно на ней, но мы достаточно профессиональны, чтобы, оказавшись в кокпите, быть целиком сосредоточенными на работе.

Вопрос: Сегодня вам всякий раз удавалось ответить Mercedes. Вы сохранили лидерство на старте, а далее не позволили им переиграть вас за счёт стратегии.
Макс Ферстаппен: Да, однако на протяжении практически всей гонки Льюис держался довольно близко, продолжал оказывать прессинг и проезжал круги в очень хорошем темпе – особенно после второго пит-стопа, когда он ехал на Medium, а я – на Hard. К счастью, мне хватило скорости, чтобы остаться впереди. В начале гонки мне потребовалось атаковать пару кругов, чтобы создать отрыв, и я очень доволен тем, как всё получилось.

Вопрос: Как вела себя машина на шинах Hard?
Макс Ферстаппен: Она ехала неплохо, почти так же, как на Medium.

Вопрос: Впереди гонка в Монце. Чего можно ожидать там от Red Bull Racing?
Макс Ферстаппен: В предыдущие три года Монца не лучшим образом подходила нашей машине, но в нынешнем сезоне мы гораздо более конкурентоспособны на всех трассах. Конечно, нужно будет поработать над множеством факторов, но я не сомневаюсь, что нам по силам выступить очень хорошо.

Вопрос: Льюис, вы приложили максимум усилий. Могли ли вы сработать как-то иначе и всё-таки опередить Макса?
Льюис Хэмилтон: Мои поздравления Максу и Red Bull Racing! Они в целом сработали лучше и сегодня оказались быстрее, вряд ли я мог ответить на их темп. Мне было трудно просто держаться за Максом, а он, судя по всему, без особых сложностей контролировал отрыв.

В попытках подобраться я выкладывался на пределе, но сегодня всё должно было сложиться идеально, чтобы у нас был хотя бы минимальный шанс переиграть их хотя бы за счёт стратегии. Нужно было идеально провести пит-стопы, реализовать оптимальную стратегию и не попасть в трафик – ни в одном из этих трёх компонентов у нас не получилось сработать безупречно.

Впрочем, мы всё-таки заработали второе и третье места и отыграли у Red Bull Racing ещё несколько очков в зачете Кубка конструкторов. Борьба продолжится через неделю, но очевидно, что наши соперники заметно прибавили в скорости.

В остальном – какой невероятный уик-энд! Болельщики здесь просто потрясающие! Не думаю, что я видел… Конечно, британские болельщики мои любимые, но энергетика у этих людей какого-то сумасшедшего уровня! Не знаю, лучше ли Зандфорт, чем Сильверстоун – в Сильверстоуне трибуны расположены на отдалении от трассы, болельщики могут рассмотреть нас разве что в бинокль, а здесь трибуны совсем рядом, как в старые времена. Думаю, на других трассах трибуны тоже должны быть расположены ближе.

Вопрос: На старте Макс среагировал очень здорово и сразу создал отрыв. Насколько хорош был ваш старт?
Льюис Хэмилтон: Мой старт был очень неплохим, однако Макс сорвался с места, словно ракета, и просто умчался, я не мог на это ответить. В Red Bull Racing и Honda добились большого прогресса в работе над силовой установкой. Им и в прошлом году удавалось отлично стартовать, а к этому сезону они еще улучшили мотор в плане мощности, управляемости – во всех аспектах. Нам нужно постараться и догнать их.

Вопрос: Следующий этап пройдет в Монце на совершенно иной трассе, чем Зандфорт. Каков ваш прогноз?
Льюис Хэмилтон: Не представляю, как всё получится. Как я уже говорил, в Red Bull Racing доработали машину еще к этапу в Бельгии, правда, тогда у нас не было возможности увидеть их реальную скорость. В Монце все будут выступать с минимальной прижимной силой – возможно, отрывы окажутся меньше, но борьба в любом случае будет предельно острой.

Вопрос: Валттери, для вас это 63-й подиум в Формуле 1! Как вы оцениваете скорость вашей машины по ходу всех семидесяти двух кругов этой гонки?
Валттери Боттас: Как сказал Льюис, у Макса и Red Bull Racing сегодня было преимущество в скорости. Я изначально придерживался тактики с одним пит-стопом и не мог излишне нагружать резину, я старался беречь её, особенно в скоростных поворотах. Мы старались как можно дольше оставаться на трассе, но этот вариант оказался слишком медленнее опции с двумя пит-стопами.

На последних кругах я всё-таки сменил шины из соображений безопасности, так что получилась какая-то гибридная тактика – в общем, не идеальная. Но мы пытались переиграть Red Bull Racing, и в целом было правильным действовать иначе, чем соперники.

Надеюсь, в Монце у нас будет больше скорости. Итальянская трасса совсем другая, а здесь Red Bull Racing убедительно продемонстрировали, насколько они всё-таки конкурентоспособны.

Вопрос: В интервью на трассе вы сказали, что для вас гонка прошла без каких-либо интересных событий, однако в какой-то момент вы едва увернулись от машины Себастьяна, когда его развернуло в третьем повороте. Расскажите об этом...
Валттери Боттас: Я видел, как Себастьян сражался с кем-то в третьем повороте. Не знаю, был ли там контакт, но машину Себастьяна внезапно развернуло, повело сперва к верхней кромке трассы, потом к нижней – пришлось выбирать, с какой стороны объезжать. Я сместился к верхней кромке, а в следующий момент заметил, что Себастьян смещается к нижней – в общем, я угадал с выбором. Пожалуй, это был один из немногих ярких моментов моей гонки!

Вопросы по видеосвязи

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Валттери, когда незадолго до финиша вас позвали в боксы, вы спросили команду о причинах такого решения, и вам ответили, что дело в предосторожности – мол, были какие-то вибрации. А немногим позже попросили прервать попытку показать быстрейший круг в гонке. Что вы об этом думаете?
Валттери Боттас: Честно говоря, я сильно отставал от Льюиса, но и от соперников позади отрыв был большим, так что из соображений безопасности было правильным провести пит-стоп. Я думал, что без пит-стопа быстрее доберусь до финиша, но на итоговую позицию это никак не повлияло. Поначалу мне казалось, что шины сменили с целью показать быстрейший круг, но следом Льюис получил безопасный отрыв и тоже получил комплект Soft.

Я агрессивно атаковал на первом и втором секторах, однако потом команда попросила сбросить скорость, и на третьем секторе я ехал относительно медленно. Конечно, Льюису очко за быстрейший круг нужнее, чем мне, он всё-таки сражается за чемпионский титул.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Льюис, с Гран При Испании вы не выигрывали гонку за счёт преимущества в скорости. Насколько это обстоятельство вызывает у вас беспокойство в свете продолжающегося сражения за титул?
Льюис Хэмилтон: Во всех прошедших гонках я выкладывался на пределе. С самого начала сезона у Red Bull Racing невероятно быстрая машина, мы делали всё возможное, чтобы подобраться, и пару раз казалось, что мы сумели перехватить инициативу, но так было лишь в двух конкретных гонках. Потом соперники снова прибавили, и нам стало еще труднее противостоять им.

Во многих гонках сражение настолько плотное, что стало невозможно обгонять даже там, где раньше успешные атаки были обычным делом – разница в скорости слишком мала. Больше мне добавить нечего, мы должны продолжать прилагать усилия. Здорово, что наша команда впереди в зачете Кубка Конструкторов, но нам явно нужно прибавить в скорости, чтобы претендовать на победу в следующих гонках.

Вопрос: Макс, хотелось бы услышать ваше мнение.
Макс Ферстаппен: Mercedes завоевали поул в Сильверстоуне, даже если поулом это не считалось, и в Венгрии они были быстрее нас. Конечно, в Венгрии гонка была сумасшедшей из-за дождя и инцидента на старте, но в любом случае, нужно смотреть на реальный темп по ходу дистанции, а не на статистику, и в Будапеште Mercedes в любом случае оказались бы впереди.

Потому я чувствовал, что за время летнего перерыва мы обязаны прибавить, иначе Mercedes начнут стабильно увеличивать отрыв. Похоже, нам удалось добиться прогресса. Да, хочется еще больше скорости, но в целом мы на правильном пути. Впереди нас ждёт еще немало разных трасс, преимущество будет то на нашей стороне, то у Mercedes – нужно продолжать прилагать усилия и готовить модификации.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Валттери, вы говорили о просьбе команды прервать попытку показать быстрейший круг. В тот момент вы на короткое время отобрали у Льюиса лучший результат, даже если сам круг не был таким уж быстрым. Это произошло потому, что вы недостаточно сбросили скорость на третьем секторе? Или вы знали, что Льюис без труда сможет превзойти ваш результат?
Валттери Боттас: Я знал, что Льюису тоже предстоит пит-стоп – по крайней мере, так мне сообщили. А еще я понимал, что на третьем секторе ехал откровенно медленно, и что Льюис в любом случае проедет быстрее.

Вопрос: (Кристиан Менат) Льюис, о чем вы подумали, когда узнали, что Валттери показал быстрейший круг? Насколько вы рисковали, чтобы оставить за собой быстрейший круг?
Льюис Хэмилтон: Я и не знал, что Валттери показал быстрейший круг, но это не имело значения. Если бы он остался за ним – не проблема, в конце концов, нам нужно заработать максимум очков для команды, а будет быстрейший круг у меня или напарника – не принципиально. Но, как уже было сказано, я не знал, что Валттери провел пит-стоп, и решение сменить шины было исключительно моим. Мне было нужно заработать дополнительное очко.

Вопрос: (Мэтт Кью) Что скажете о файерах? Некоторые гонщики в четверг просили болельщиков оставить файеры дома, так как из-за них страдает видимость. Какой сегодня была обстановка?
Макс Ферстаппен: Файеры? Мне нравится их цвет! По мне всё было в порядке. Конечно, видимость отчасти пострадала, и не следует… На пути к стартовой решетке в одиннадцатом и двенадцатом поворотах дыма было довольно много, но я всё-таки мог разглядеть трассу, и мне по душе оранжевый цвет!

Льюис Хэмилтон: Файеры добавили зрелищности. Был момент, когда в одиннадцатом и двенадцатом поворотах видимость ухудшилась, но не скажу, что так уж сильно.

Валттери Боттас: Да, местами дыма было довольно много, но никаких возражений у меня нет. Надеюсь, для всех обстановка оставалась безопасной – на трибунах дыма было намного больше, чем над трассой!

Вопрос: (Алан Болдуин) Льюис, перед этим Гран При вы написали в Instagram, что готовите нечто особенное для своих болельщиков после того, что случилось в Спа. Что вы для них запланировали?
Льюис Хэмилтон: Думаю, вы узнаете по факту. В воскресенье в Спа у зрителей был непростой день, мы не смогли порадовать их гонкой, так что для своих болельщиков, ранее купивших билет на гонку в Спа, я постараюсь в ближайшие несколько недель подготовить сюрприз.

Вопрос: (Кристиан Менат) Макс, когда вам пришлось обгонять Валттери, что вы чувствовали? Насколько рискованной вам казалась эта задача, и можете ли вы в подобных ситуациях доверять гонщику, который представляет конкурирующую команду?
Макс Ферстаппен: Всё было в порядке, ведь Валттери всегда сражается честно. Жёстко, но честно, этим он мне нравится. Конечно, я понимал, что важно провести атаку, и видел, что шинам Валттери явно не хватает сцепления с трассой. Когда я в первый раз попробовал атаковать с использованием DRS, мне не удалось выйти вперед, но уже на следующем круге шины у Валттери совсем потеряли эффективность, я подобрался вплотную в одиннадцатом и двенадцатом поворотах, не отстал от него в тринадцатом и на прямой совершил обгон.

Перевод: Валерий Карташев