Первая пресс-конференция
Участники: Андреас Зайдль (McLaren), Тото Вольфф (Mercedes) и Кристиан Хорнер (Red Bull)
Вопрос: Андреас, начнем с вас. В Монце McLaren заработала победный дубль, какое значение имеет для команды этот результат?
Андреас Зайдль: McLaren очень долго не побеждала, особенно дублем, так что для всех сотрудников – и на трассе, и на базе – тот воскресный день был очень радостным. Результат подтвердил, что мы на верном пути, и мне было особенно приятно, что мы провели уик-энд на очень высоком уровне.
На весьма специфичной трассе мы победили абсолютно заслуженно, наша машина была быстра и надежна, мы оставили за собой лучший круг и быстрейший пит-стоп – всё это добавляет уверенности в том, что когда у команды будут все необходимые факторы, то через несколько лет мы каждый уик-энд сможем бороться с Mercedes и Red Bull Racing. Мне было особенно важно в этом убедиться, а ещё – насладиться успехом и на трассе, и через неделю со всем коллективом на базе команды.
Вопрос: Что этот результат значит для вас лично? В предыдущий раз вы побеждали ещё с BMW, что было ещё раньше, чем прошлая победа McLaren...
Андреас Зайдль: Дело не в том, насколько этот результат важен для меня лично, а в том, насколько он важен для всех сотрудников McLaren, для болельщиков и спонсоров. Как уже было сказано, я был счастлив убедиться, что мы движемся в верном направлении и прогрессируем. Мы хотим через несколько лет вернуться в сражение за титул, для этого нужно проделать определенный путь, и победа в Монце стала очень значимым, очень большим шагом на этом пути.
Вопрос: Насколько эта победа важна для Даниэля Риккардо?
Андреас Зайдль: После всех сложностей, с которыми Даниэлю пришлось иметь дело в процессе адаптации к нашей машине, ему было важно добиться отличного результата. Он славно сработал в Спа, а победа в Монце, безусловно, укрепит его уверенность и поможет с удвоенной энергией вместе с командой работать на будущее. Не сомневаюсь – от Даниэля можно ждать большего. Я очень доволен тем, как он выступил в Монце, и надеюсь, что с ним и Ландо у нас будет ещё немало успешных гонок.
Вопрос: После этого результата вы как-то скорректировали цели команды на оставшуюся часть сезона?
Андреас Зайдль: Нет. Мы реально смотрим на вещи, реально оцениваем свои возможности и понимаем, что сражение с Ferrari за третье место в Кубке конструкторов будет продолжаться до последней гонки.
Нам нужно приложить немало усилий, чтобы добиться той конкурентоспособности, какую демонстрируют Mercedes и Red Bull Racing – эти команды способны сражаться за победу на любой трассе и в любых условиях. У нас есть план, как выйти на этот уровень в следующие несколько лет, но нужно время на выполнение задуманного.
Вопрос: Спасибо, Андреас! Тото, переходим к вам. Очевидно, у вас было время, чтобы осмыслить инцидент между Льюисом и Максом. Вы по-прежнему считаете, что это был тактический фол со стороны Ферстаппена?
Тото Вольфф: Ключевой момент в том, что эти двое сражаются за чемпионский титул, и мы не вправе ожидать, что они будут проявлять мягкость. Потому наверняка мы ещё увидим подобные ситуации, а что касается собственно инцидента в Монце, у меня двоякое мнение.
Если вспомнить, как складывалась гонка, возможно, Максу следовало отступить, как отступил Льюис на первом круге, но в таком случае Макс явно потерял бы позицию. Сложно давать комментарии, будучи всецело на стороне своего гонщика и своей команды. Макс и Льюис знают, как действовать, чтобы удержать ситуацию под контролем. И если бы не то столкновение, мы наверняка смогли бы побороться с очень быстрыми McLaren и заработали бы больше очков.
Вопрос: Вы сказали, что Льюис и Макс знают, как удержать ситуацию под контролем, но разве в Монце они это сделали? Вы ожидаете, что они и впредь будут сталкиваться?
Тото Вольфф: Они оба знают, что делают. Если бы им обоим хотелось избежать столкновения, мы наблюдали бы меньше аварий. Если им и впредь не захочется оставлять друг другу достаточно места, столкновения продолжатся.
Вопрос: Кристиан, что вы думаете? Вы согласны с Тото?
Кристиан Хорнер: Согласен. Они гонщики и будут продолжать сражаться на пределе. Сидеть здесь и обещать, что в следующих восьми гонках парни не допустят контакта – сомневаюсь, что Тото контролирует Льюиса, и уж точно мы не контролируем Макса. Эти двое сражаются за главный трофей в автоспорте, в кокпите они сами принимают решения.
Впереди восемь гонок, и нам бы хотелось, чтобы во всех обошлось без инцидентов. Но когда парни практически всегда стартуют бок о бок, а трассы настолько узкие… Макс, как говорится, пленных не берёт, Льюис тоже показал, что не намерен уступать – при таком обоюдном настрое инциденты неизбежны. В Монце столкновение на небольшой скорости вышло досадным и драматичным. Никто не хотел уступать, и мы получили то, что получили.
Вопрос: Как избежать инцидентов в будущем?
Кристиан Хорнер: Сделать так, чтобы на трассе Макс был впереди Льюиса. Реальность такова, что им нельзя оказываться рядом. В Монце с машиной Макса на пит-стопе, к сожалению, возникла заминка, и Льюис после смены шин должен был выехать заметно впереди, но из-за заминки в Mercedes они оказались бок о бок. В общем, самый простой способ избежать контакта – быть далеко впереди соперника.
У меня есть ощущение, что Макс и Льюис по-прежнему будут сражаться предельно жёстко. Разница в личном зачете минимальна, разница в скорости машин не превышает десятой – думаю, в оставшихся Гран При борьба будет плотной.
Вопрос: Что станет решающим фактором в этом сражении? Машина или гонщик?
Кристиан Хорнер: Как обычно, сочетание факторов: мастерство гонщика, скорость и надежность машины, слаженные действия команды, верная стратегия, нужные модификации. Каждый аспект будет влиять на итоговый результат.
Вопрос: Кристиан, в четверг Льюис Хэмилтон говорил о прессинге, который испытывает гонщик в сражении за титул. Насколько хорошо, как вам кажется, Макс с ним справляется?
Кристиан Хорнер: Я не заметил в Максе каких-либо перемен. Он молод и готов сражаться, ему нечего терять. Он не многократный чемпион мира, которому нужно защищать своё чемпионское звание, Макс бросает вызов и атакует на пределе. Если вспомнить, какое внимание было приковано к нему на домашней гонке в Зандфорте, вряд ли можно представить себе более серьезный прессинг, а Макс с ним впечатляюще справился. Похоже, ему самому по-настоящему нравится такое сражение. Прошло много лет с тех пор, когда команда Red Bull Racing в предыдущий раз вот так претендовала на победу в чемпионате, эта схватка очень мотивирует и Макса, и весь наш коллектив.
Вопрос: Тото, в этом году Льюис как-то иначе ведет бой за титул? Заметили ли вы какие-либо перемены?
Тото Вольфф: Нет, ведь на протяжении карьеры и Льюис, и Макс во всех категориях сражались в первых рядах. Людям со стороны не видно, насколько Льюис сосредоточен на работе, как много сил он ей отдаёт. Вместе с Валттери он сыграл неоценимую роль в доработке машины, они оба провели на симуляторе много часов и дней. Я не заметил каких-либо перемен в Льюисе, он настроен позитивно и наслаждается сражением за титул.
Вопросы по видеосвязи
Вопрос: (Скотт Митчелл) Андреас, насколько важно, что первую после возвращения к моторам Mercedes победу ваша команда одержала именно в Монце? Что это говорит о намерениях McLaren вновь стать сильнейшей командой, пусть и с клиентскими моторами?
Андреас Зайдль: Прежде всего, результат на круге зависит от эффективной работы всех элементов машины, и силовая установка играет в этом далеко не последнюю роль. Когда мы решили, что хотим выступать с моторами Mercedes, для этого была вполне понятная причина: нам хотелось заполучить чемпионскую силовую установку и с ней оценить, насколько мы эффективны во всех остальных аспектах.
Я убежден, что с нынешними правилами статус клиентской команды никак не помешает нам в будущем претендовать на титул. И я очень доволен тем, как началось и складывается наше с Mercedes сотрудничество. Несмотря на ограничения, вызванные пандемией Covid-19, зимой коллективы в Бриксуорте и Уокинге проделали колоссальную работу с целью наилучшим образом интегрировать силовую установку Mercedes в наше шасси. По ходу предсезонных тестов у нас не было никаких проблем с надежностью, что уже стало неплохим достижением, ну а дальнейшие результаты McLaren, которых мы добились в том числе за счёт работы над шасси, говорят сами за себя.
Вопрос: (Дитер Ренкен) В Спа вступила в силу техническая директива по поводу пит-стопов, а уже в Монце у двух сильнейших команд – Red Bull Racing и Mercedes – возникли заминки при смене шин, а третья команда, McLaren, выиграла гонку в том числе за счёт пит-стопа. Как вы сейчас относитесь к той директиве?
Кристиан Хорнер: Для Андреаса и McLaren она сработала наилучшим образом! Обидно, когда правила меняются по ходу сезона, особенно если они касаются определенных процедур. Вследствие той технической директивы у нас в Монце случилась чисто человеческая ошибка, но ситуация одинаковая для всех – нужно сделать выводы, понять, что пошло не так, и внести корректировы, чтобы ошибка не повторилась.
Вопрос: Тото?
Тото Вольфф: Когда на протяжении многих лет вы делаете что-то определенным образом, а потом процедуру приходится менять, всегда есть риск ошибки. Но для нас ситуация не была такой уж угрожающей: мы заранее приняли меры, и они помогли нам не потерять слишком много времени.
Вопрос: Андреас, у McLaren на пит-стопах всё прошло гладко...
Андреас Зайдль: Прежде всего, не секрет, что у нашей команды были вопросы по поводу пит-стопов отдельных команд и их безопасности – и мы приветствовали разъяснения, поступившие от FIA незадолго до летнего перерыва.
В своих процессах нам не пришлось ничего менять, для нас последовательность действий механиков изначально была очевидной. Мы очень довольны своим прогрессом в части проведения пит-стопов, но всегда можно сработать лучше и стабильнее – на это сейчас направлены наши усилия.
Вопрос: (Джонатан МакЭвой) Вопрос для Кристиана. Джеки Стюарт сказал после гонки в Монце, что Макс – быстрейший гонщик в пелотоне, но продолжает допускать «детские» ошибки. Вы согласны с обеими частями этого утверждения?
Кристиан Хорнер: Я всегда с уважением отношусь к мнению Сэра Джеки Стюарта, но мне кажется, что в этом сезоне Макс демонстрирует очень зрелый пилотаж. Конечно, гонщик постоянно прогрессирует, делает выводы, учится, и я уверен, что в свое время Сэру Джеки Стюарту тоже случалось допускать ошибки. Такова жизнь, ты извлекаешь уроки из полученного опыта. Если вспомнить, каким был Макс в свои 17 лет, когда дебютировал в Формуле 1, и сравнить его с тем Максом, какого мы наблюдаем сейчас, разница колоссальная.
Вопрос: Считаете ли вы Макса быстрейшим гонщиком в пелотоне?
Кристиан Хорнер: Это всегда субъективная оценка. Я просто рад, что Макс выступает именно за нашу команду.
Вопрос: Тото, хотелось бы услышать ваше мнение...
Тото Вольфф: Я готов повторить слова Кристиана. Макс не выступает за Mercedes, я не так уж хорошо его знаю, но я впечатлен его прогрессом, причем не только в части скорости, но и в том, как он проводит уик-энд. Макс не в завершающей фазе карьеры, он наверняка добьется значительных успехов, а любой успех невозможен без ошибок и способности извлекать из них уроки.
Вопрос: (Эндрю Бенсон) Вопрос для Кристиана, но хотелось бы также услышать мнение Тото. Кристиан, если вспомнить все эпизоды борьбы Макса и Льюиса с начала сезона, не важно, заканчивалось дело столкновением или нет, можно заметить следующее: когда Льюис понимал, что у Макса преимущество в повороте, и что лучше побороться позже, он отступал, а вот Макс в схожей ситуации не отступал никогда. Говорили ли вы с Максом о том, что иногда имеет смысл приподнять ногу с педали газа и избежать контакта? Если нет, считаете ли вы необходимым обсудить с ним этот вопрос?
Кристиан Хорнер: Мы всегда тщательно изучаем каждый инцидент, и Макс каждый раз задается вопросом, мог ли он сработать как-то иначе, чтобы всё сложилось несколько лучше. Он открыто признает ошибки, очень самокритичен и всегда делает выводы, но притом остается предельно жестким гонщиком. Таков уж его характер, за эту жесткость Макса и любят миллионы болельщиков.
В кокпите Ферстаппен выкладывается на 110%, и соперники знают: этот парень точно ринется в атаку. Но атака, конечно же, должна быть просчитанной, и в разных гонках этого сезона Макс проявлял необходимую сдержанность там, где это требовалось. Но всё-таки его неотъемлемой чертой остается атакующий стиль, и вряд ли в этом плане можно ждать от Макса каких-то перемен.
Тото Вольфф: В этом сезоне Льюис и Макс почти во всех гонках сражаются колесо в колесо, чего не случалось в предыдущие годы. Конечно, мы подробно обсуждаем все ситуации, и изменением в подходе стало то, что Льюис больше не намерен уступать, если уверен, что имеет преимущество на входе в поворот. Но как для танго нужны двое, так и в ситуации с атакой оба гонщика должны понимать действия друг друга, чтобы избежать столкновения. Как сказал Кристиан, машины ведут Льюис и Макс, мы не контролируем их пилотаж. Они лучше нас знают, чего ожидать друг от друга, наблюдать за их сражением невероятно захватывающе!
Вопрос: По-вашему, насколько уважительно Льюис и Макс относятся друг к другу?
Тото Вольфф: Думаю, очень хороший гонщик легко распознает в сопернике очень хорошего гонщика, так что они оба с уважением относятся к гоночным качествам друг друга. Характеры у них, конечно, очень разные, как и образ жизни, но это никак не сказывается на взаимном признании гоночного таланта соперника.
Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Кристиан, Тото, ваш давний друг Сирил Абитебул пару лет назад призывал проводить за сезон не более 16-ти гонок, мотивируя это тем, что уставший человек не может нести миру позитивный посыл Формулы 1. Он также говорил, что при таком сценарии плата за право проведения Гран При вполне может быть выше в силу эксклюзивности события. Похоже, в следующем году нас ждут 23 этапа, а серии из трёх гонок подряд станут более частым явлением. Что вы об этом думаете?
Кристиан Хорнер: Расписание изматывающее. Спрос на Формулу 1 достаточно высок, и будь воля промоутеров, мы бы проводили 35 этапов в год. Важно найти такое сбалансированное число, при котором не потребуется иметь две гоночные бригады, и хватит одной на все этапы сезона. График сам по себе напряженный, в условиях пандемии его периодически приходится пересматривать, появляются строенные гонки, и когда смотришь на логистику заключительных этапов, где после Мексики и Бразилии нужно отправиться на Ближний Восток, всё это очень, очень непросто.
Все команды справляются феноменально, никто не говорит: «Мы не хотим ехать на эту конкретную гонку». Вопрос всегда в балансе. Если вспомнить, как много тестов было у нас в перерывах между гонками 15-20 лет назад, и сколько времени проводили на них инженеры, гонщики, механики, сейчас ситуация совсем иная. Но, повторюсь, важно верно выбирать число этапов, и чтобы географически они были распределены оптимально.
Тото Вольфф: Пожалуй, никто лучше Стефано Доменикали не сможет соблюсти необходимый баланс между нагрузкой и доходами. Ранее он руководил командой Формулы 1 и знает, насколько непросто приходится всем и особенно механикам, которые приезжают на этап раньше прочих сотрудников, чтобы собрать всё оборудование и моторхоум. Притом они путешествуют с меньшим комфортом, чем руководители и гонщики, и это тоже нужно учитывать.
В Mercedes мы предусмотрели подменный фонд, чтобы немного снизить нагрузку, но, возможно, имеет смысл применить инновационный подход и сделать замену кадров обязательной – если это, конечно, будет в рамках лимита на расходы. У нас работает довольно много молодых инженеров, которые пока не выезжают на гонки, поскольку есть более опытные специалисты, но почему бы не предусмотреть возможность замены и установить предельное число гонок, которое может посетить конкретный сотрудник? Например, он выезжает на двадцать гонок, а на оставшиеся три отправится кто-то другой.
Конечно, дело, как всегда, в деталях. Но по аналогии с тем, как ранее мы обсуждали идею этапов с участием молодых гонщиков, такая схема могла бы снизить нагрузку на механиков, инженеров и всех, кто занят в логистике.
Андреас Зайдль: Что касается озвученной Тото идеи, мы предлагали её пару лет назад, но тогда она не получила достаточной поддержки команд. Возможно, при нынешнем плотном расписании дискуссия возобновится – мы в McLaren точно выступили бы за.
Если говорить о числе гонок, мы с Заком Брауном давно обозначили свою позицию. Помимо баланса между коммерческими интересами и нагрузкой на сотрудников необходим акцент на эксклюзивность и качество каждого отдельно взятого уик-энда. Нам видится оптимальным проводить примерно 20 гонок за сезон и менять отдельные этапы из года в год, тем самым оставляя себе возможность открывать новые страны и рынки. Как сказал Тото, Стефано Доменикали лучше всех справится с задачей найти баланс. Я работал со Стефано и знаю, что он хорошо чувствует людей и понимает их потребности. Уверен, он найдет оптимальное решение.
Вопрос: (Кристиан Менат) Еще один вопрос для Тото и Кристиана о директиве по поводу пит-стопов. После проблем, с которыми ваши команды столкнулись в Монце, что было скорректировано? Вы как-то изменили собственные процедуры, или, как сказал Кристиан, дело в человеческом факторе, и нужно просто больше тренироваться?
Тото Вольфф: Нужно смотреть на процесс целиком. Не бывает человеческих ошибок, вопрос в том, как организован процесс, и как откалибровано оборудование. Мы должны дать механикам лучшие гайковерты и так организовать процесс, чтобы люди не подвергались риску, а сам пит-стоп при этом всё-таки проходил достаточно быстро.
Кристиан Хорнер: Мне кажется, в предыдущей гонке мы как раз наблюдали один из случаев человеческой ошибки. Из таких ситуаций мы всегда извлекаем урок и корректируем процессы, чтобы уменьшить вероятность сбоя или ошибки. Пит-стоп – важный момент гонки, и планируя стратегию, вы полагаетесь на совершенно конкретные затраты времени. Проблемы на пит-стопе исследуются с той же тщательностью, как технические проблемы с какой-нибудь деталью или узлом: вы стараетесь выяснить все нюансы и принять меры на будущее.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Насколько вам нравится идея обязательного привлечения молодых гонщиков к отдельным пятничным тренировкам в следующем году?
Андреас Зайдль: Мы полностью поддерживаем новые положения спортивного регламента, согласно которым в следующем году мы должны по ходу сезона провести две тренировки с участием молодых гонщиков. Помимо тестов, которые мы традиционно проводим после окончания сезона, у молодых гонщиков практически нет возможности поработать с машиной Формулы 1. Нужно дать им такую возможность, и в McLaren мы готовы поддерживать направленные на это инициативы. Хорошо, что участие молодых гонщиков обязательно для всех команд, в спортивном плане это очень справедливый подход.
Вопрос: Тото, вы уже определились, кого из молодых гонщиков пригласите?
Тото Вольфф: Как сказал Андреас, важно предоставить молодым гонщикам возможность ощутить нагрузку реального гоночного уик-энда, поработать с командой, сравнить себя с другим гонщиком, выступающим на точно такой же машине. Я тоже приветствую эти нововведения в правилах.
Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: В Red Bull мы прилагаем максимум усилий, чтобы дать шанс молодым талантам, причем это касается не только гонщиков. Все изменения, которые дают молодым гонщикам возможность больше поработать с машиной Формулы 1, очень правильные. Хочется верить, что выбор будет делаться по таланту и заслугам, а не в силу спонсорского бюджета, но в любом случае хорошо, что молодые гонщики получат еще один шанс себя показать.
Вопрос: (Люк Смит) Кристиан, вопрос о Джордже Расселле и его переходе в Mercedes в следующем году. На примере Макса Ферстаппена мы видим, как молодой и талантливый гонщик может усилить команду. Как вы думаете, какое влияние окажет Джордж Расселл на Mercedes? Не кажется ли вам, что с ним главные соперники Red Bull Racing станут еще сильнее?
Кристиан Хорнер: Несомненно, Джордж Расселл усилит Mercedes. Перед нами очень талантливый гонщик, мы видим это по его результатам в Williams. Ему удалось квалифицироваться в первом ряду, заработать подиум, и совершенно понятно, почему Тото взял его в команду – парень заслужил свой шанс. Ну а как всё получится, покажет время.
Здорово, что в Формуле 1 и любом другом виде спорта есть нечто такое, что никогда не остается статичным – это время. Появляются новые лица, открываются новые таланты. Мы видели это на примере Макса, а Джордж из того же поколения – будет любопытно взглянуть, как он проявит себя, оказавшись в топ-команде.
Вторая пресс-конференция
Участники: Тойохару Танабе (Honda), Лоран Мекис (Ferrari), Марцин Будковски (Alpine)
Вопрос: Лоран, в этот уик-энд на машину Шарля Леклера установили новую силовую установку – как обстоят с ней дела?
Лоран Мекис: Следует заметить, что с этой силовой установкой мы работаем, прежде всего, на следующий сезон. Команде стоило немалых усилий так рано представить обновленную гибридную систему, чтобы мы смогли проверить её в условиях реальной трассы. Симуляции – это одно, испытания на динамическом стенде – совсем другое, но лучше всего подтвердить правильность выбранного подхода на трассе. Пока рано делать выводы, позади всего одна тренировка, но мы надеемся, что с новой силовой установкой сделали шаг в верном направлении. Конечно, из-за замены предстоит получить штраф в виде потери позиций, но задачи на следующий сезон у нас сейчас в приоритете.
Вопрос: Вы сказали, что выводы делать рано, но какое впечатление произвела на Шарля Леклера обновленная силовая установка?
Лоран Мекис: Хорошо, что сессия прошла гладко, спасибо за это всем сотрудникам в Маранелло и на трассе. У нас нет каких-то ошеломляющих комментариев, мы знаем, что в современных реалиях невозможно найти некое прорывное решение и разом добиться прогресса – он достигается за счёт небольших шагов в разных областях, этому подходу мы и стараемся следовать, в том числе с обновленной силовой установкой.
Вопрос: Когда такую же силовую установку получит Карлос Сайнс?
Лоран Мекис: Сложный вопрос, ведь разница в эффективности небольшая, так как мы прогрессируем малыми шагами, а вот штраф за замену существенный. В борьбе за третье место в Кубке Конструкторов для нас важно каждое заработанное очко, потому мы оцениваем, в какой момент будет оптимальным согласиться на штраф. Конечно, слишком поздно проводить замену тоже не имеет смысла, ведь тогда у нас будет меньше времени на то, чтобы воспользоваться преимуществом, которое даёт свежий мотор. Скорее всего, мы решимся на этот шаг в одной из двух следующих гонок.
Вопрос: Раз уж мы говорим о моторах, господин Танабе, в Бельгии Honda представила доработанные элементы силовой установки. Какого прогресса с ними удалось добиться?
Тойохару Танабе: Мы подготовили обновленный накопитель энергии и преследовали сразу три цели в части эффективности, надежности и снижения массы. Эффективность подразумевает, что вся электрическая система стала более мощной. Что касается надежности, мы разрабатывали обновленный накопитель в тесном сотрудничестве со всеми поставщиками, благодаря чему сам продукт получился более качественным. Надежность – важное требование для элементов силовой установки, так как их замена в какой-то момент влечет за собой штраф.
Наконец, масса. Если честно, ранее у накопителя она была выше минимально допустимого уровня, и мы постарались её на этот уровень вывести. Прогресс во всех трех аспектах положительным образом сказался на общей конкурентоспособности машины.
Вопрос: В этот уик-энд Макс Ферстаппен получит четвертый мотор?
Тойохару Танабе: Вместе с командой мы следим за ситуацией. Мы обсудим, в какой момент лучше всего поменять силовую установку, и вместе примем решение.
Вопрос: Марцин, как обстоят дела с обновленными элементами силовой установки в Alpine и Renault?
Марцин Будковски: В предыдущие несколько месяцев мы говорили, что уже сосредоточились на подготовке к следующему сезону. В 2022 году у нас будет абсолютно новый мотор, мы работаем над ним уже два года и рассчитываем представить его незадолго до того момента, как спецификации будут зафиксированы. По сути, мы перенесли большую часть плановой работы над мотором из следующего сезона в нынешний, чтобы при постройке новой машины сразу уделять внимание всем аспектам.
Вопрос: В четверг Фернандо Алонсо сказал, что по чистой скорости машина Alpine пятая или шестая в пелотоне. Вы согласны с такой оценкой? Что это говорит о шансах Alpine в сражении с AlphaTauri, которая уступает вам всего одиннадцать очков?
Марцин Будковски: Я согласен с Фернандо. Мы регулярно оцениваем эффективность нашего шасси и силовой установки, анализируем множество показателей. Конкурентоспособность команд варьируется от трассы к трассе, определенные конфигурации чуть лучше подходят конкретным командам, но в целом можно сказать, что мы шестые по чистой скорости, благодаря чему стабильно сражаемся за выход в финал квалификации и зарабатываем очки почти в каждой гонке. Мне было приятно взглянуть на таблицу результатов и обнаружить, что с начала сезона мы заработали очки во всех гонках за исключением первой, это неплохая серия! Правда, если у лидеров обходится без неожиданностей, мы обычно сражаемся за места в конце первой десятки, и чтобы претендовать на более высокие результаты и подиумы, Alpine нужно добиться прогресса.
Вопрос: Из гонщиков чемпионата, кому в этом сезоне пока не удалось заработать подиум, Фернандо Алонсо занимает наиболее высокое место в личном зачёте. Насколько будет несправедливо, если при своем уровне пилотаже в этом году он так и не заработает подиум?
Марцин Будковски: Фернандо выступает очень стабильно и регулярно зарабатывает очки. Его мастерство по-прежнему на высочайшем уровне, он остается одним из лучших гонщиков чемпионата. Алонсо извлекает максимум из любой возможности и подчас добивается большего результата, чем позволяет машина, а будет ли несправедливым, если он останется без подиума… Знаете, нужно оказаться в нужное время в нужном месте, если вы хотите победить или заработать подиум с машиной, которая по чистой скорости не способна обеспечить такой результат. У Фернандо такой возможности пока не было, в нескольких гонках он говорил по радиосвязи: «Парни, нам не повезло», - но следом добавлял: «Что ж, в какой-то момент всё сложится в нашу пользу». Надеюсь, так и будет.
Вопросы по видеосвязи
Вопрос: (Дитер Ренкен) Вопрос для руководителей команд. В следующем году спортивный регламент обяжет команды привлекать молодых гонщиков к участию в пятничных тренировках. У обеих ваших команд в числе подопечных немало талантливых юниоров, среди них вы выберете кого-то одного, или будете чередовать?
Лоран Мекис: Прежде всего, мы в Ferrari приветствует возможность привлечь молодых гонщиков к участию в первой пятничной тренировке. Мы в силу разных причин на протяжении многих лет вкладываемся в карьеру молодых гонщиков, и при весьма ограниченном количестве тестов приятно получить еще один шанс поработать с ними.
Я склонен полагать, что мы задействуем только одного юниора, так как две сессии на сезон – это крайне мало. Мы понимаем, насколько непросто молодому гонщику освоиться за часовую тренировку, и дать ему всего одну возможность вместо двух будет не лучшим вариантом. В общем, если ответить кратко, мы будем работать с одним молодым гонщиком.
Марцин Будковски: Мы уже привлекаем к работе молодых гонщиков, так что с новыми правилами для нас ничего не изменится. В этом году мы уже работали с Гуаньюй Чжоу, одним из участников гоночной академии Alpine, во время уик-энда в Австрии и до конца сезона рассчитываем задействовать его еще в одной пятничной тренировке. Мы тоже приветствуем эти изменения в правилах и считаем совершенно правильным привлекать к работе молодых гонщиков, тем самым помогая им развиваться. Как справедливо заметил Лоран, сейчас у юниоров в принципе мало возможностей поработать с машиной Формулы 1 и еще меньше возможностей поработать с ней в условиях реального уик-энда.
Что касается вашего вопроса, подход будет зависеть от того, какие у нас будут планы для участников гоночной академии Alpine, и станет ли кто-то из них резервным гонщиком команды. Если станет, то участие в пятничных тренировках будет наилучшим способом подготовиться на тот случай, если придется заменить в кокпите кого-то из основных гонщиков. В общем, у меня такой же ответ, как у Лорана – скорее всего, мы будем работать с одним молодым гонщиком, но это пока не точно.
Вопрос: (Евгений Кустов) Лоран, каковы планы Ferrari для Роберта Шварцмана и Каллума Айлотта на следующий год и далее? Вправе ли мы ожидать, что они оба станут резервными гонщиками команды Формулы 1?
Лоран Мекис: С одной стороны, нам повезло работать с таким количеством молодых талантливых гонщиков, у нас есть Роберт, Каллум, есть Мик Шумахер в Формуле 1. С другой стороны, найти место каждому будет очень непросто, и реальность такова, что Каллум уже начинает искать для себя возможности в США. Он недавно выступил в IndyCar и, хочется верить, сможет найти подходящий вариант. Что касается Роберта, по нему решение принимать рано. До конца сезона Формулы 2 еще три этапа, Роберт занимает третье место с некоторым отставанием от первых двух мест, но он продолжает сражение, и мы хотим, чтобы он был полностью на нём сосредоточен. Когда сезон завершится, мы соберемся вместе и постараемся найти для Роберта варианты продолжения карьеры.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Марцин, вопрос о гоночной академии Alpine и конкретно об Оскаре Пиастри. Понимаю, судьба титула в Формуле 2 еще не решена, впереди несколько гонок, но можно ли сказать, что прогресс Оскара и его результаты заставляют вас едва ли не на год раньше, чем планировалось, искать для него варианты? Если он выиграет титул в Формуле 2, но не получит место в Формуле 1, он станет основным кандидатом на роль резервного гонщика Alpine?
Марцин Будковски: Не припоминаю, чтобы мы когда-либо ранее так много говорили о молодых гонщиках, это поразительно! Большая часть вопросов касается их, притом, говоря о гонщике, мы признаем успех соответствующей гоночной академии, это приятно.
Я не стану рассказывать вам о наших планах на следующий год. Отчасти потому, что работа над этими планами еще продолжается. Оскар, безусловно, производит очень хорошее впечатление и сейчас находится на пути к своему третьему за три года титулу. Ранее он победил в F3 и Renault EuroCup, но даже если вдруг не сумеет победить в Формуле 2, статистика всё равно останется впечатляющей, немногим ранее удавалось нечто подобное. Поразил ли нас Оскар? Конечно, да. Выиграет ли он титул? Узнаем совсем скоро, причем это повлияет на наши планы относительно резервного гонщика.
Вопрос: Господин Танабе, как проходит процесс передачи технологии работы над моторами от Honda к Red Bull Powertrains?
Тойохару Танабе: Мы обсуждаем все моменты, ведь процесс очень сложный. Мы должны вместе определиться, какие шаги предпринимать дальше, и действительно ли некоторые из них необходимы. Вскоре у нас будет конкретный план, который останется постепенно реализовать.
Вопрос: (Леонид Клюев) Марцин, как обстоят дела с контрактом Даниила Квята? Каковы шансы Даниила продолжить сотрудничество с Alpine в следующем году?
Марцин Будковски: Прежде всего, Даниил славно дополнил нашу команду. Он с нами здесь, в Сочи, участвует в различных мероприятиях для СМИ, а в четверг вдобавок прыгнул с тарзанки! Он замечательный гонщик и очень хороший человек, мы им вполне довольны. После Монцы он пару дней работал в дождевых условиях в Маньи-Кур с нашим промежуточным шасси, адаптированным под 18-дюймовые шины для следующего сезона, и оставил ценные комментарии как для Pirelli, так и для нас самих. До конца сезона Квят останется нашим резервным гонщиком, ну а далее ситуация открытая. В Alpine мы обсуждаем возможные опции, так как у нас на подходе сразу несколько молодых выпускников гоночной академии, готовых к дебюту в Формуле 1. Мы всерьез думаем над тем, кто будет резервным гонщиком в следующем году, но это пока всё, что я могу сказать. О своих планах мы объявим, когда будем готовы.
Вопрос: (Валентин Хорунжий) Марцин, у вас есть Гуаньюй Чжоу, притом его активно сватают в Alfa Romeo на следующий сезон. Если он получит место в Alfa Romeo, останется ли у вас возможность поддерживать с ним связь? Нет ли у вас опасений, что в отсутствие дочерней команды Alpine будет сложно оставить у себя талантливых выпускников академии, которые хорошо себя зарекомендуют?
Марцин Будковски: С такой проблемой приятно иметь дело, разве не так? Наша академия успешно взращивает таланты, притом получилось так, что сразу несколько выпускников в одно и то же время оказались готовы к Формуле 1. Честь и хвала за это Мие Шаризману, директору академии, который успешно провел её участников через различные гоночные категории.
Что касается Гуаньюй Чжоу, о его перспективах ходят разные слухи, а слухи я комментировать не намерен, как не намерен комментировать наши контракты. Мы оцениваем варианты для выпускников нашей академии, притом успех самой академии, как я уже говорил, определяется качеством выпускников. Мы создали академию, потому что хотим готовить гонщиков Формулы 1 для Alpine, и академия будет считаться успешной только в том случае, если её выпускники смогут выступать в чемпионате. Потому мы не можем становиться на пути того, кто готов к дебюту в Формуле 1, это было бы неправильным по отношению к гонщику и его карьере и создало бы нам негативную репутацию. Всё это тоже нужно учитывать, выстраивая планы на следующий год, но я не стану давать вам больше подробностей, сколько бы еще вопросов вы мне ни задали. Мы обо всём объявим в своё время.
Вопрос: (Леонид Клюев) Лоран, в каких областях Роберту Шварцману нужно добиться прогресса, чтобы успешно провести концовку сезона?
Лоран Мекис: Роберт очень талантливый, а от талантливых гонщиков мы ждем стабильного прогресса каждые три-пять гонок. В Формуле 1 за Ferrari выступают Карлос Сайнс и Шарль Леклер, и пусть они оба от природы очень быстры, в коммуникациях с инженерами они набираются опыта и продолжают прогрессировать. Мы хотим, чтобы Роберт тоже прибавлял, причем прибавлял как можно чаще. Пока он будет прогрессировать, мы будем им довольны. Этот сезон складывается для Шварцмана непросто, но сейчас всё его внимание должно быть сосредоточено на задачах в Формуле 2 и дальнейшем прогрессе. Путь к Формуле 1 долгий, сюда попадают и здесь добиваются успеха те, кто не прекращает прогрессировать
Вопрос: (Дитер Ренкен) Марцин, вы говорил о том, как замечательно иметь в запасе так много молодых талантливых гонщиков, но всем им вряд ли найдется место в Формуле 1 хотя бы потому, что команд в чемпионате всего десять. В чемпионате выступает всего 20 гонщиков, хотя могло бы выступать 24 или 26, но этому отчасти мешает тот факт, что любая команда-дебютант должна вести гарантийный взнос в 200 миллионов долларов. Не следует ли исключить этот гарантийный взнос при обсуждении следующего Договора Согласия, если не раньше?
Марцин Будковски: Сложный вопрос, но постараюсь ответить как можно проще. Было бы замечательно видеть в Формуле 1 больше команд, все были бы этому только рады, но это должны быть правильные команды, добавляющие ценность нашему спорту.
Одной из причин появления гарантийного взноса было стремление удостовериться, что потенциальные дебютанты финансово состоятельны и могут позволить себе содержать команду Формулы 1, что, как известно, является весьма затратным делом. Кроме того, для действующих команд этот взнос своего рода гарантия, что призовой фонд не будет разделен на слишком много мелких частей, если дебютанты начнут бесконтрольно приходить в наш спорт. Эта мера была принята, чтобы позаботиться о тех, кто уже представлен в чемпионате.
Нужно ли от неё отказаться? Это вопрос к держателям коммерческих прав и Стефано Доменикали. С большим количеством команд в Формуле 1 стало бы больше разнообразия, это гораздо лучше, чем выставлять по три машины от каждой из действующих команд.
Лоран Мекис: Марцин всё верно сказал, а я хотел бы обратить внимание на ситуацию с молодыми гонщиками. В конечном итоге, всем хочется, чтобы на стартовой решетке присутствовали двадцать действительно лучших гонщиков, и мы должны придумать способ, при котором у юниоров будет возможность продемонстрировать, достойны ли они входить в число двадцати. Не думаю, что имеет смысл увеличивать число мест в пелотоне до 22, 24 или 26. Важнее предоставить молодым гонщикам возможность поработать с машиной, чтобы среди множества потенциальных дебютантов мы не упустили того, кто действительно способен стать одним из двадцати лучших гонщиков в мире.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Марцин, в какой мере отсутствие клиентской команды осложняет для Alpine задачу найти вариант продолжения карьеры для всех выпускников собственной гоночной академии? Если бы у вас была клиентская команда, вы могли бы пристроить туда молодого дебютанта, но, полагаю, ситуация для вас всё равно не патовая.
Марцин Будковски: Следует отличать клиентскую команду от партнерской. Клиентская команда просто покупает у вас мотор. Мы самостоятельно производим моторы и можем продавать их какой-либо другой команде, но это не означает, что у нас тут же появится право назначать туда гонщиков.
Мы стараемся обеспечить наилучшие перспективы гонщикам, которых взращивали на протяжении предыдущих нескольких лет. И если для этого потребуется обсудить с другой командой возможность подписания контракта, мы, конечно же, это сделаем. Если другая команда клиентская или партнерская, это упрощает задачу или даёт вам некий рычаг в переговорах, но даже если такого рычага нет, это не означает, что договориться в принципе невозможно.
Перевод: Валерий Карташев