В 2020-м гонка в Мельбурне открывала сезон. Команды успешно провели зимние тесты – тогда их впервые сократили до шести дней, все говорили о возможной расстановке сил и обсуждали новую проблему – вспышки коронавируса, из-за которой в середине февраля перенесли Гран При Китая. Но в Австралии призывали жителей и туристов ничего не бояться, объяснив это тем, что вирус всё равно однажды придёт, а жизнь продолжается. Тогда никто не верил, что это всерьёз и надолго.
Перед этапом все в Формуле 1 сдали тест на Covid-19. Тогда результат становился известен лишь на пятый день. Если бы заболел кто-то из гонщиков, об этом бы узнали уже после финиша – и гонка бы состоялась. Но в четверг выяснилось, что заболел один из сотрудников McLaren, сдавший тест раньше, что вызвало настоящую панику в паддоке и у местных властей. От вчерашнего оптимизма не осталось и следа.
Вечером в четверг в McLaren Racing заявили об отказе от участия в Гран При Австралии. Руководители чемпионата и команд созвали экстренное совещание. В большинстве команд были готовы гоняться, раз уж приехали, в том числе Mercedes, но в немецкой штаб-квартире не поддержали эту идею – и под давлением совета директоров Тото Вольффу пришлось отозвать согласие. Речь в том числе шла и о моторах, без которых гоняться нельзя.
Утром в пятницу глава менеджмента Формулы 1 Чейз Кэри и местный промоутер Эндрю Уэстакотт объявили, что этап отменён. Болельщики смогут получить свои деньги в кассах, а команды должны возвращаться домой.
События нарастали как снежный ком – и через несколько дней Формула 1 буквально остановилась. Закрылись на карантин базы команды, остановился завод дорожных Ferrari в Маранелло. Эпидемия стремительно развивалась, ломая привычный уклад жизни и собирая жертвы…
Человек так устроен, что ко всему адаптируется. Прошло несколько месяцев, был разработан специальный регламент и строгие правила – и летом 2020-го Формула 1 стала первой, кто начал проводить международные соревнования, подарив миру надежду на лучшее.
С тех пор прошло два года, а с прошлой гонки в Австралии – уже три. Во многих командах сменились гонщики. Сменилось поколение машин. Вернулся Фернандо Алонсо, а Кими Райкконен завершил карьеру. Да и вообще, в мире многое изменилось.
Эпидемия, как говорят, отступила, хотя только что переболели Риккардо и Феттель, пропустивший два первых этапа. Сюрпризы возможны, совсем недавно Новака Джоковича не пустили в Мельбурн из-за отсутствия прививки, но в Формуле 1 ещё в прошлом году ввели обязательную вакцинацию.
Фраза о том, что в Формуле 1 всё быстро меняется, кажется привычным штампом. Но стоит лидеру допустить ошибку, как это место занимает кто-то другой. Одна команда делает полшага назад, другая – полшага вперёд – и их уже разделяет так много, что отыгрывать это отставание можно не год и не два.
У перемен в расстановке сил всегда есть человеческий фактор. Прежде таковым при смене регламента называли гений Эдриана Ньюи, построившего немало чемпионских машин, но в последние годы и он несколько потерял интерес, и процесс конструирования изменился – сейчас у всех отличное программное обеспечение, сотрудники мигрируют вместе с информациями и технологиями. Гений по-прежнему имеет значение, но многое определяет бюджет и моторы.
Ещё вчера силовые установки Mercedes считались эталоном. Им приходилось даже намеренно снижать мощность, чтобы не слишком уж доминировать. Но на войне все средства хороши. В Honda неожиданно объявили об уходе, в Red Bull поставили ультиматум – либо заморозка моторов, либо мы уходим – и переманили сильнейших мотористов Mercedes.
На квалификации в Джидде машины с моторами Mercedes заняли пять последних мест, в финал пробился только новичок Mercedes Джордж Расселл. Отличная комбинация Хельмута Марко. И в условиях заморозки регламента быстро отыграть её назад не получится. На этот раз именно он – архитектор успеха Red Bull.
Хельмут Марко: «С переходом на новые шасси и моторы в Mercedes больше не могут просто нажать на кнопку и уехать от всех вперёд. И тот факт, что от них ушли Энди Кауэлл и ещё пятьдесят хороших специалистов, тоже сыграл свою роль».
Есть ощущение, что Ferrari в Red Bull просто не принимали всерьёз. Много лет команда была полностью сосредоточена на борьбе с Mercedes, в прошлом году наконец завоевала титул – и рассчитывала закрепить успех.
Неожиданно оказавшись вне прессинга, хотя в Италии он есть всегда, в Ferrari сосредоточились на новой машине. В 2021-м они не участвовали в чемпионской гонке, им не нужно было до последнего готовить новинки. В Скудерии решали одну проблему за другой – и уже в конце прошлого сезона оценили потенциал гибридной части своей силовой установки. Теперь обновился и двигатель внутреннего сгорания, а новая машина оказалась великолепной. И если бы не DRS, в Джидде Шарль Леклер одержал бы вторую победу подряд.
Здорово, что борьба двух команд в этом году настолько равная, но, как и в прошлом сезоне, в ней пока участвуют только двое. Тогда это были Ферстаппен и Хэмилтон, сейчас – Ферстаппен и Леклер.
А где же их напарники? Сайнс и Перес на шаг позади. Серхио свой первый поул завоевал только в 215-м Гран При, для Карлоса предстоящий этап будет 144-м, но он и вторым на старте был лишь однажды.
Таковы реалии Формулы 1 – команды всегда ставят на фаворита, даже если формально говорят о равенстве. Другого пути просто нет. Иначе свои же гонщики будут отнимать очки друг у друга.