29 апреля 2009 года Всемирный Совет по автоспорту (далее WMSC) рассмотрел претензии в адрес Vodafone McLaren Mercedes (далее - McLaren) по обвинению в возможном нарушении параграфа 151С международного Спортивного Кодекса, который запрещает "любое мошенничество или действие, наносящее ущерб интересам соревнования или спорта в целом".
1 Введение
1.1 На последних кругах Гран При Австралии 2009 года произошел инцидент, потребовавший появления на трассе машины безопасности. На момент выезда машины безопасности гонщик №1 Льюис Хэмилтон (McLaren) ехал четвертым, гонщик №9 Ярно Трулли (Panasonic Toyota Racing – далее Toyota) – третьим.
1.2 Во время следования за машиной безопасности Трулли выехал за пределы трассы, Хэмилтон совершил обгон и вышел на третье место. Впоследствии Хэмилтон сместился с траектории на правую сторону трассы, и Трулли вернул себе третью позицию.
1.3 Параграф 40.7 Спортивного Регламента Формулы 1 определяет правила обгона в момент следования за машиной безопасности и звучит следующим образом: «Все участники гонки должны […] снизить скорость и выстроиться за машиной безопасности на расстоянии не более десяти корпусов друг от друга. Обгоны за исключением описанных далее случаев запрещены вплоть до момента пересечения стартовой линии уже после ухода машины безопасности в боксы. Обгонять можно в следующих случаях: […]
1.4 Учитывая формулировку Параграфа 40.7 и тот факт, что Хэмилтон и Трулли обогнали друг друга во время следования за машиной безопасности, Директор гонки передал дело на рассмотрение коллегии стюардов (далее – стюарды). В рамках расследования обстоятельств дела 29 марта 2009 года стюарды вызвали Трулли, Хэмилтона и менеджеров команд на слушания, на которых присутствовал и Директор гонки (далее – «слушания 29 марта»).
1.5 На слушаниях 29 марта Стюарды и Директор гонки спрашивали Трулли, почему он обогнал Хэмилтона. Трулли утверждал, что Хэмилтон сместился с траектории на правую часть трассы и сильно замедлился. В результате Трулли поравнялся с ним, ожидая, что Хэмилтон подаст знак проезжать мимо. Ответа не последовало, и Трулли совершил обгон.
1.6 Стюарды спросили Хэмилтона, почему он съехал с траектории, и не было ли каких-нибудь проблем с его машиной. Он сообщил, что с машиной было всё в порядке, и он сместился вправо потому, что, учитывая время на круге, беспокоился по поводу низкой температуре шин. Затем Хэмилтона спросили, позволил ли он Трулли обогнать себя. Он ответил «нет». Когда его спросили, поступал ли ему приказ пропустить Трулли, в дело вмешался менеджер команды, Дэйв Райан, и ответил «нет». Стюарды задали еще несколько подобных вопросов, но Хэмилтон и менеджер его команды настаивали, что Хэмилтон не сбрасывал скорость и не позволял Трулли себя обогнать.
1.7 Рассмотрев эти данные, Стюарды приняли решение наказать Трулли штрафом в виде проезда через пит-лейн за нарушение Параграфа 40.7 и обгон во время следования за машиной безопасности. Поскольку к тому моменту гонка закончилась, к итоговому времени Трулли было добавлено 25 секунд, в результате чего он сместился с третьего места на двенадцатое, а Хэмилтон поднялся с четвертого на третье.
1.8 С момента опубликования указанного выше решения до повторной встречи Стюардов 2 апреля 2009 года в Малайзии никто из представителей McLaren не обсуждал его ни с FIA, ни с Директором гонки, ни со Стюардами. Все это время третье место Хэмилтона и двенадцатое место Трулли считались официальными результатами Гран При Австралии.
1.9 В воскресенье вечером, уже после того, как были опубликованы официальные результаты, внимание главы коллегии Стюардов и Директора гонки привлекло интервью, данное Хэмилтоном, в котором он утверждал, что McLaren приказала ему пропустить Трулли. Учитывая эту информацию, Стюарды и Директор гонки запросили и исследовали запись радиообмена между Хэмилтоном и McLaren. Узнав от Хэмилтона, что Трулли съехал с трассы и Хэмилтон, совершив обгон, вышел на третье место, команда приказала ему:
«Льюис, ты должен пропустить Toyota. Пропусти Toyota».
1.10 Хэмилтон ответил: «ОК».
1.11 Изучив интервью и радиообмен, в четверг 2 апреля 2009 года в Малайзии (далее – слушания 2 апреля) Стюарды повторно опросили Хэмилтона, Трулли и менеджеров команд. Трулли подтвердил свои показания, данные во время слушаний 29 марта (пункт 1.5).
1.12 Хэмилтону и менеджеру его команды дали прослушать запись интервью и радиообмен, свидетельствующие о том, что Хэмилтону приказали пропустить Трулли, и он это сделал. Однако, несмотря на совершенно четкий смысл записей, Хэмилтон и менеджер его команды еще раз подтвердили свои слова о том, что Хэмилтон не позволял Трулли обгонять себя, и что McLaren не приказывала Хэмилтону сделать это. Затем Директор гонки и Стюарды предоставили Хэмилтону и менеджеру его команды еще одну возможность исправить свои показания, данные во время слушаний 29 марта, но получили отказ.
1.13 Стюарды сочли пояснения McLaren не соответствующими действительности и пришли к выводу, что во время слушаний 29 марта была предпринята попытка ввести их в заблуждение, что, в свою очередь, привело к перемещению Хэмилтона с четвертой позиции на третью и несправедливому наказанию Трулли.
1.14 Учитывая это, Стюарды приняли два новых решения за №76 и №77, исключающих Хэмилтона и McLaren из протокола Гран При Австралии и восстанавливающих Трулли на третьей позиции.
1.15 Сразу после опубликования решений №76 и №77 в беседе с журналистами глава McLaren объявил, что команда придерживается точки зрения, озвученной Хэмилтоном и Дэйвом Райаном.
1.16 3 апреля Льюис Хэмилтон провел специальную пресс-конференцию, во время которой отказался от точки зрения, отстаиваемой им 29 марта и 2 апреля, и извинился перед Стюардами, FIA и зрителями за ложные показания, подчеркнув при этом, что во время обоих слушаний четко следовал инструкциям команды. Впоследствии глава McLaren также принес свои извинения и объявил об отставке менеджера команды.
1.17 7 апреля 2009 года наблюдатель FIA представил Президенту FIA доклад, озаглавленный: «Доклад об инциденте между Хэмилтоном и Трулли во время Гран При Австралии 2009 года и последовавших за ним событиях». В докладе были описаны все указанные выше факты.
1.18 В ответ FIA решила вызвать McLaren на заседание WMSC, чтобы команда ответила на обвинения в том, что, в нарушение Параграфа 151С Международного Спортивного Кодекса, она:
а) 29 марта 2009 года заявила Стюардам Гран При Австралии, что не приказывала Хэмилтону пропустить Трулли, когда оба гонщика находились за машиной безопасности, притом зная, что это заявление заведомо ложно;
b) Заставила своего гонщика Хэмилтона, действующего чемпиона мира, поддержать и подтвердить это ложное заявление;
с) Зная, что в результате ложного заявления другой гонщик и его команда будут несправедливо наказаны, не предприняла попыток исправить ситуацию;
d) 2 апреля перед лицом Стюардов Гран При Австралии команда также не предприняла ни попыток скорректировать свои ложные показания от 29 марта и, наоборот, продолжала настаивать на их правдивости, несмотря на прослушанные записи радиообмена и неоднократно предоставленную возможность исправить свою точку зрения;
e) 2 апреля перед лицом Стюардов принудила своего гонщика Хэмилтона отстаивать ложные показания, данные 29 марта, зная, что он будет говорить неправду.
1.19 В письменном ответе на эти обвинения McLaren призналась, что во время обоих слушаний 29 марта и 2 апреля действовала в нарушение Параграфа 151С Международного Спортивного Кодекса. Глава McLaren от лица команды и себя лично извинился перед WMSC, стюардами, FIA, участниками чемпионата и болельщиками. В отдельном письме членам WMSC глава McLaren признал поведение команды «совершенно неприемлемым» и также принес свои глубочайшие извинения.
1.20 На заседании WMSC 29 апреля 2009 года глава McLaren в очередной раз признал, что команда действовала в нарушение Параграфа 151С Международного Спортивного Кодекса, и, желая добиться смягчения наказания, представил некоторые доказательства (пункт 2.7).
2 Определение WMSC
2.1 29 апреля 2009 года WMSC тщательным образом исследовал доклад делегата FIA, письменные показания McLaren от 14 апреля 2009 года и представленные аргументы в пользу смягчения наказания. Факт успешной попытки ввести в заблуждение стюардов и дальнейший отказ исправить свою точку зрения вопреки неопровержимым доказательствам не могут быть оспорены. Кроме того, команда подтвердила, что своим поведением нарушила Параграф 151С Международного Спортивного Кодекса.
2.2 На основании пункта 7 параграфа 152 Международного Спортивного Кодекса WMSC «имеет возможность на основании доклада наблюдателя FIA […] применить иную меру наказания вместо штрафа, наложенного стюардами».
2.3 WMSC считает, что поведение McLaren в том виде, в котором оно изложено в первой части настоящего решения, является серьезным нарушением параграфа 151С. Представив стюардам заведомо ложные показания и отказавшись впоследствии исправить ситуацию, McLaren получила несправедливое преимущество и спровоцировала неуместное наказание соперника. WMSC считает последнее обстоятельство особенно возмутительным.
2.4 Кроме того, своим поведение McLaren нанесла ущерб репутации спорта. WMSC считает – и McLaren согласна с этим мнением – что ответственность за этот проступок не может целиком ложиться на менеджера команды, сумевшего ввести стюардов в заблуждение, и заставившего Хэмилтона поступить так же. По мнению WMSC, руководство McLaren либо знало, либо должно было знать о том, что стюардам предоставлена ложная информация.
2.5 Учитывая сказанное выше, WMSC полагает, что, в соответствии с параграфами 151С и 152 Международного Спортивного Кодекса, решение стюардов за №76, исключающее Хэмилтона и McLaren из протокола Гран При Австралии 2009 года, должно быть заменено более серьезным наказанием.
2.6 По мнению WMSC, мера наказания должна соответствовать тяжести нарушения и сдерживать McLaren и других участников чемпионата от повторных попыток ввести стюардов в заблуждение. Однако при ее определении необходимо учитывать все относящиеся к делу факторы.
2.7 При определении меры наказания WMSC были учтены смягчающие обстоятельства, представленные McLaren, а именно:
а) Тот факт, что глава McLaren признал все обстоятельства дела, включая заведомо ложные заявления и последующий отказ исправить их;
b) Письменное признание главы McLaren в том, что поведении команды в процессе расследования данного инцидента было неприемлемым, а также принесенные им от себя лично и от имени McLaren извинения всем заинтересованным сторонам;
с) Уверения главы McLaren в том, что во внутренней культуре команды произошли значительные изменения, и что она никогда не будет вести себя подобным образом;
d) Тот факт, что, осознав свои ошибки, Хэмилтон провел пресс-конференцию, во время которой извинился за свои действия;
e) Незамедлительное отстранение от дел и последующую отставку менеджера команды, сумевшего ввести стюардов в заблуждение и заставившего Хэмилтона поступить так же.
2.8 Однако, наряду с рассмотрением смягчающих обстоятельств, WMSC должен был учесть возможные отягчающие факторы, свидетельствующие о том, что наказание следует ужесточить. WMSC напоминает, что McLaren уже нарушала Параграф 151С Международного Спортивного Кодекса (смотри Решение WMSC от 13 сентября 2007 года).
2.9 Рецидив свидетельствует о том, что наложенное ранее взыскание было недостаточным, и именно он может оправдать ужесточение меры наказания. Рецидив принимается в расчет для того, чтобы побудить команду, в прошлом демонстрировавшую тенденцию к нарушению правил, изменить стиль своего поведения. Таким образом, в качестве отягчающего обстоятельства WMSC учитывает нарушение командой McLaren в 2007 году Параграфа 151С Международного Спортивного Кодекса.
3 Решение
3.1 WMSC признает Vodafone McLaren Mercedes виновной в нарушении параграфа 151С Международного Спортивного Кодекса по всем пяти пунктам обвинения, указанным выше в пункте 1.18 (а-е).
3.2 Руководствуясь параграфами 151С и 152 Международного Спортивного Кодекса, WMSC заменяет наказание, наложенное решением Стюардов за №76, следующей мерой:
а) исключением гонщика Льюиса Хэмилтона и команды Vodafone McLaren Mercedes из протокола Гран При Австралии 2009 года;
b) Дисквалификацией команды Vodafone McLaren Mercedes на три гонки чемпионата мира.
Учитывая смягчающие обстоятельства (включая открытый и честный подход главы McLaren и изменения во внутренней культуре команды, которые, по его словам, уже произошли) наказание (b) считается отложенным на двенадцать месяцев со дня принятия данного решения. Если в обозначенный период – i) появятся новые доказательства, свидетельствующие о тяжести проступка Vodafone McLaren Mercedes, или ii) Vodafone McLaren Mercedes допустит другое нарушение Параграфа 151С, WMSC оставляет за собой право применить наказание (b), указанное в данном решении.
3.3 Vodafone McLaren Mercedes имеет право на апелляцию. В случае подачи апелляции действие данного Решения не будет приостановлено вплоть до вердикта Международного Апелляционного Суда FIA.