Фаворит. Глава 21. Последний круг

Прежде в межсезонье мы описывали Гран При прошлых лет, однажды рассказали о всех гоночных машинах Ferrari. За 25 лет жизни сайта (как летит время) почти о всех гонках Формулы 1 мы написали – и этой зимой предложили вам новый жанр – вымышленный роман с продолжением.

Сегодня мы завершаем публикацию гоночного романа «Фаворит» Никиты Савельева – это последняя глава любопытного повествования, развлекавшего нас в межсезонье.

Для F1News.ru это первый, но весьма интересный опыт. Напишите в редакцию или самому автору о своих впечатлениях, о том, хотели бы вы видеть новый роман в следующее межсезонье. И кстати, прошлая гоночная новелла Никиты опубликована на Литрес – вы можете прочитать её прямо сейчас.

Спасибо Никите за этот вдохновенный труд, спасибо вам за внимание. Мы старались и надеемся, что вам понравилось!

Фаворит. Глава 21. Последний круг

Статья в испанской газете «Развязка близка»

Вот и наступил финал этого сколь трагического, столь и интереснейшего сезона. Претендентов на высшее звание всего двое. Два соперника из непримиримых враждующих лагерей. Очередной титул для Монетти либо невероятный прорыв для Карнолл? Правда, островитяне в заведомо выигрышном положении, какая бы команда ни победила, они получат своего первого чемпиона мира. Но кто это будет: Невилл Рид или Рональд Пауэлл?

Два хороших приятеля в обычной жизни, два настоящих джентльмена и просто замечательных пилота. Они прошли сложный путь к решающей гонке. Рональд неважно начал сезон, но потом выдал потрясающую серию из трех побед в четырех гонках. Невилл мог победить практически на каждом этапе, но упустил множество очков из-за технических проблем и одержал те же три победы. В довершение, оба пилота потеряли в ужасных авариях напарников, что не может не сказаться на их психологическом настрое.

В течение сезона сами гонщики не придавали большого значения положению в общем зачете, утверждая, что наивысшая ценность для них победа здесь и сейчас. Да и мы с вами порой чрезмерно увлекались потрясающей по накалу борьбой и тоже не сильно задумывались над подсчетом очков и вычислением шансов.

Но сейчас как раз стоит поговорить об арифметике. Пауэлл опережает Рида на целых шесть очков, что, казалось бы, делает шансы Невилла на титул чисто теоретическими, ведь даже в случае победы соотечественника Рональда устроит и четвертое место. Но не все так просто. И здесь следует обратиться к правилам.

В зачет идут лишь шесть лучших результатов. Тут стабильность Пауэлла играет с ним злую шутку, если он финиширует в пятерке, то это будет уже седьмая зачетная гонка. Таким образом, Рональд лишится очков за Южную Африку (трех за четвертое место и одного за лучший круг), а пополнить очковый запас ему поможет только первое или второе место.

В то время как намного менее стабильный Рид за весь сезон финишировал лишь четырежды, и все очки пойдут ему в зачет. Таким образом, несмотря на серьезный отрыв Пауэлла, титул ему не гарантирован, что до Рида, то ему жизненно необходима победа.

Что ж, тем интереснее наблюдать за концовкой. Последняя гонка грозит вылиться в эпическое сражение двух автогоночных культур. С одной стороны, чопорные островитяне, с другой – восторженные выходцы с Аппенин. Итальянцы весь сезон исповедовали надежный консервативный подход, а английская техника демонстрировала немало новаторских идей, но пока не подтвердилась правота ни одной из сторон.

Предугадать исход невозможно. Можно лишь утверждать, что победит тот, у кого окажутся крепче нервы, кого не подведет капризная техника и, разумеется, на чьей стороне будет удача.

Своего основного соперника Невилл встретил по дороге на автодром. На повороте его резко обогнал с отчаянным визгом покрышек щегольский красный кабриолет. Разминулся в каких-то сантиметрах со встречной машиной, со скрежетом переключил передачу и скрылся впереди в клубах дыма.

Впрочем, Невилл нагнал его через несколько минут. Перед светофором образовалась приличная пробка – дороги довоенных времен плохо справлялись с растущим числом автолюбителей. Рональд нервно высовывался из-за ветрового стекла, явно прикидывая, можно ли проскочить затор по обочине.

– Куда так гонишь, дружище? – окликнул Невилл соотечественника.

– Догадайся, – усмехнулся Рональд.

– Нас дождутся. К чему так рисковать?

– Я верю в судьбу, если мне и суждено разбиться, то на трассе.

Светофор сменился на зеленый, Рональд резво рванул с места, пытаясь слаломом протиснуться мимо попутных автомобилей. Что ж, может, он и прав. Риск на дорожном автомобиле и гоночном просто несопоставим. Глупо полагать, что лучшие пилоты мира могут не справиться с рядовыми водителями и стандартной ситуацией на шоссе. И Невилл, поддавшись неведомому азарту, тоже принялся отчаянно перестраиваться, сигналить соседям, стараясь отыграть неуловимые секунды. Но когда все машины, что Невилл только что с трудом обогнал, неспешно подкатились за ним на следующем же перекрестке, он бросил глупую затею.

В Монетти к скорости на тренировках отнеслись крайне серьезно: их пилоты с завидным упрямством штурмовали рекорды трассы, желая во что бы то ни стало оказаться повыше на старте. Надо признать, с этой миссией они справились на отлично. Рональд оказался первым, дерзкий Бридж, что порой осмеливался перечить самому Марио, вторым, а резервист Фабрио, никогда особо не блиставший, умудрился зацепиться за четвертое место. Невилл же стоял на стартовой решетке только пятым. Мог бы и повыше, но по ошибке ему залили слишком много топлива на финальных кругах тренировки, и это стоило ему пары мест. Сложно, конечно, винить ребят. Слишком много свалилось на их команду в последнее время. Частые неудачи, гибель Лесли, да еще и пошли слухи о скорой кончине Карнолл. Если они хотят взять этот неуловимый титул, такие грубые ошибки непростительны. Впрочем, отыграться можно. Пятое место – не пятнадцатое.

Невилл задумчиво осмотрел трибуны, Испания не самая гоночная страна, но на деревянных лавках яблоку негде упасть, да и обочины тоже забиты до отказа – там сосредоточены наименее притязательные зрители. Насколько хватало скудных познаний Невилла в политике, с недавних пор Испания оправилась от последствий Второй мировой и жаждала вырваться из бедноты и проникнуть в узкий круг процветающих и авторитетных европейских стран. А право на проведение официального этапа автогонок такого уровня – серьезный шаг на этом пути. Да и не избалованным зрелищем небогатым обывателям такое событие в радость. Вот же парадокс: все многочисленные вожди и диктаторы, расплодившиеся в Европе несколько десятилетий назад, уже покинули этот мир, а неугомонный Каудильо до сих пор у руля.

На стартовой прямой тоже не протолкнуться. Десятки людей снуют туда-сюда, точно муравьи, кто-то по обязанности, а кто-то просто из желания покрасоваться. Невилл автоматически отвечал на вопросы механиков, коллег и почетных гостей, сам, не задумываясь, бросал какие-то реплики. Совсем скоро будет уже не до праздных бесед.

Сколько раз он принимал участие в разных заездах? Двести. Или, быть может, триста? Наверное, перед самым ответственным стартом в жизни он должен испытывать нечто особенное? Никогда еще на карту не было поставлено так много, и никогда еще задача не выглядела так просто. Нужна только победа. Любой другой результат автоматически приравнивается к поражению. Невилл прислушался к себе. Ощущения ровно те же, что и всегда. Быть может, только нервы звенят чуточку больше обычного. Но это нормально. Это в пределах допустимого. Проигрывает тот, кто перестает контролировать свои эмоции. Сколько превосходных парней расстались с жизнью, позволив себе выйти за рамки.

Невилл нашел взглядом Рональда. Его красный болид крайний справа в первом ряду – на лучшей траектории для входа в первый поворот, а зеленая машина Невилла крайняя слева во втором ряду. Так получилось, что оба англичанина почти не общались между собой перед решающим этапом, слишком много внимания вокруг, и они, не сговариваясь, воздержались от встречи. Короткий диалог по пути не в счет. Ну обернись же! Рональд словно услышал немой призыв, а может, почувствовал на себе пристальный взгляд. Невилл поднял руку вверх открытой ладонью к пилоту Монетти, тот ответил взаимным жестом. Что ж, можно быть уверенным – Рональд не выйдет за границы честной борьбы. Как и сам Невилл.

Бридж и Фабрио с сосредоточенными лицами внимают бессменному руководителю гоночного подразделения Монетти Бернардо Арджилли. Похоже, суровый Марио вдоволь наигрался в демократию с Рональдом и Пьеро. Можно не сомневаться, напарники Пауэлла получили скрупулезную установку – всячески удерживать Невилла, и выполнят ее в точности. На помощь Дерека рассчитывать не приходится. Беднягу совсем деморализовала гибель напарника – он только двенадцатый. Можно бы посочувствовать парню – столько событий в его дебютный год. Но, как ни горько, потери среди друзей неизбежны. И теперь главное – не сломаться. Никто не предлагает зачерстветь душой, но нужно научиться загонять боль утраты поглубже. Без этого никак. Как научился сам Невилл.

Арджилли тоже поймал взгляд Невилла. И послал в ответ широкую улыбку. Невилл учтиво кивнул. Что ж, сеньоры, пока что вам пришла хорошая раздача. Но это только раздача. Все остальные карты еще даже не на столе.

Мистер Каррагер по десятому разу пытает механиков – все ли узлы проверены, гайки закручены, а шины подкачены. После разговора по душам с Невиллом он вновь надел маску жесткого босса, устроил страшный нагоняй за проваленную тренировку и накручивал весь персонал, что у них нет иного выхода, кроме как победить. Вдруг он передумает закрывать команду? Нет, ни за что. Железный босс не меняет своих решений.

И тут же мелькнула трусливая мыслишка – а если это последний шанс взять титул и для самого Невилла. Но он тут же отогнал ее прочь. Да, путь в Монетти ему заказан. Да, побеждать за другие конюшни будет непросто. Но кто сказал, что это невозможно? Пойдем к прекраснодушному Квинси, там не будет ни лишних сложностей, ни запутанных интриг. Только гонки.

Наконец, стартовая прямая пустеет. Остаются только двадцать четыре машины и их пилоты. До начала меньше минуты. Рискнуть ли на старте? При неудаче велика опасность повредить машину и выбыть на первом же круге, зато при осторожном начале можно безнадежно застрять за медленными соперниками и уже никогда не догнать Рональда. Решено. А про то, что риск в этом сезоне порой приводил к неудачным последствиям, сейчас лучше не вспоминать.

Взмах национального флага! Невилл четко бросил сцепление, и его машина рванула с места одновременно с опустившимся полотнищем. Фабрио попробовал сместиться в его сторону, только где ему тягаться с двукратным вице-чемпионом мира. Первый поворот стремительно накатывал, соперник впереди разгонялся куда медленнее, чтобы не упереться в него, Невилл ринулся правее. У него самого хуже траектория, но выше скорость. С жутким заносом заднего моста Невилл выбился вперед.

Две красные Монетти прямо перед носом. Кажется, Рональд выпустил вперед Бриджа. В азарте Невилл кинулся атаковать в следующей связке поворотов. Можно решить все здесь и сейчас! Машины мчатся бок о бок. И вновь Невилл на невыгодной траектории, он отстает на полкорпуса. Атака! Но тут слишком узко. И Невилл уступил. Временно.

Вот он уцепился мертвой хваткой за корму соперника. Вновь изгиб, и теперь небольшое преимущество уже у Невилла. Все. Он второй.

Есть возможность перевести дух после суматошного старта. Оборотистый Каудильо, конечно, смог привезти гонки в свою страну, только вот более-менее современного автодрома там не нашлось. Построенная еще в двадцатых годах трасса проходила по общественным дорогам и являла собой типичный продукт своего времени. По протяженности дистанции она могла посоревноваться с немецким гигантом, но если последний когда-то считался весьма прогрессивным автодромом, то испанский даже в лучшие времена этих эпитетов не удостаивался.

Трасса имела любимую пионерами автоспорта форму треугольника. Стартовала гонка в небольшом городке, затем гонщики оказывались в основании треугольника, на медленном и извилистом участке, и уходили в холмы. Далее пилоты вылетали на скоростную длинную прямую и миновали окрестные деревушки. Третья часть представляла из себя похожую прямую, она проходила по морской набережной и вела к точке старта.

Пусть конфигурация и скучна для гонщиков ввиду отсутствия интересных поворотов, но зато позволяла наблюдать за ходом гонки просто несметному числу болельщиков. За исключением автодрома, трибунами никто не озаботился, и зрители теснились по краям трассы, где им вздумается. После нескольких трагедий, когда машины вылетали прямо в толпу, организаторы соревнований задумались о том, чтобы выделять людям специальные зоны вдали от края полотна. Зная неспешность джентльменов автоспортивной ассоциации и их непростые отношения с руководством автодромов, можно предположить, что пройдет время, прежде чем это станет обязательным требованием. Впрочем, некоторые уже задумались о безопасности болельщиков, не столько из человеколюбия, сколько из опасений, что случится большая трагедия и гонку отменят. Как это и произошло с незабвенной «Тысячей лье». Здесь реконструкция гигантской трассы влетела бы в нешуточную сумму, которую в беднейшей стране Европы найти, разумеется, не под силу, поэтому организаторы полагались на сознательность зрителей, что не будут лезть прямо под колеса, ну и на счастливый случай, само собой.

Передышка закончилась. Впереди соперник. Теперь надо выложиться изо всех сил.

– Не сработал их план, – Мартин позволил себе чуток ухмыльнуться, оторвав глаза от бинокля.

– А я верил в Невилла. Какой старт! – восхитился Роджер.

– Но теперь Бридж сдерживает его.

– Думаете, это просто? Говорят, американцы только и умеют, как гнать на своих овалах что есть мочи, обгоняют друг друга десятки раз за гонку, а к стратегической борьбе не приспособлены.

– Разберемся, – буркнул Мартин. – Где Дерек?

– Одиннадцатый, он так и не нашел темп.

– А где…

И тут же Мартин прикусил язык. Лесли уже никогда не выйдет больше на старт.

Специфика трассы из двух быстрых и одной медленной секции уравнивала шансы двух разных команд. Бридж отрывался на прямых, а в поворотах Невилл догонял лидера. Только на узкой довоенной трассе совсем туго с местами для обгона. Выйти вперед никак не получается. А время безнадежно уходит. Да и Рональд стремительно накатывает, не теряя времени зря. Вдобавок американец на выходе из виража старался не столько нащупать оптимальную траекторию, сколько перекрыть дорогу Невиллу. Недурно.

– Смотри, они зажали Невилла в клещи, – озабоченно произнес Мартин, наблюдая как крошечный караван из красной, зеленой и снова красной машины проносится мимо.

Роджер только вздохнул.

– Что за грубая тактика, пытаться подставить Невилла под атаки Пауэлла? – возмутился Мартин.

– Наши пилоты в Италии тоже действовали сообща, – робко вставил Роджер.

– Ты смеешь сравнивать? – задохнулся от гнева Мартин.

И вновь этот паршивец заставил его вспомнить о Лесли. Бедняга так мечтал о своей первой победе, но не мог ослушаться приказаний босса. Что же он наделал…

Неопытный американец, к его чести, действовал грамотно, но слишком уж однообразно, и Невилл через пару кругов подловил соперника. Короткий выпад. Машины совсем рядом. У Бриджа нет шансов. Ну не пойдет же он на таран? Даже для вечно стремящихся к победе любой ценой пилотов Монетти это чересчур. Есть первое место!

– Бридж пропустил Пауэлла на этом круге, – бесстрастно констатировал Роджер.

– Кто бы сомневался, – проворчал Мартин.

– Но это им не поможет, – Роджер улыбался во весь рот.

– С чего это?

– Неужели Невилл не сможет сдержать Пауэлла позади себя.

– Лучше помолчи, от греха.

– Да тот даже не приближается к Невиллу. Глядите!

– Скажи лучше, сколько очков возьмет Пауэлл, если останется вторым?

– Шесть, но четырех он лишится, они не вписываются в шесть лучших результатов.

– Не пудри мне мозги арифметикой. Сколько будет всего?

– Сорок одно.

– У Невилла столько же, но благодаря большему числу побед чемпионом станет он.

– Вот и прекрасно.

– Да помолчи ты!

Жизнь – не красочный кинематограф. Это там полагается, чтобы интрига финального этапа длилась до самого последнего поворота, где непримиримые соперники сойдутся в отчаянной схватке. В гонках случается, конечно, всякое, но насколько помнил Невилл, в предыдущие годы чемпиона либо вообще короновали досрочно, за один этап до финиша, либо интрига держалась в лучшем случае до середины финального этапа и уж точно без борьбы претендентов колесо в колесо.

Борьбы не предвиделось и сегодня. Даже слишком все просто. К середине дистанции Невилл создал себе комфортный отрыв от Пауэлла, тот или не мог, или не хотел поддерживать темп лидера. Единственное, теперь надо лишь продержаться до финиша. Его зеленый скакун столько раз подводил наездника – было бы слишком жестоко получить очередной удар под дых от непослушной техники.

Невилл вел машину на автомате и сосредоточился на показаниях приборов. Нужно успеть отреагировать на малейшую несообразность. Хоть бы все получилось! Неужели он просит так много?! Только бы его Карнолл проработал на пределе ровно до финиша, а там пускай все механизмы отказывают напрочь.

– Не поверите, Пауэлл только что выдал быстрейший круг. Вроде никуда не торопился. А тут р-раз – и сразу на четыре десятых. Неужто он попытается догнать Невилла? Между ними секунд двенадцать, меньше чем кругов до финиша.

Мартин вдруг страшно выругался и зарычал:

– Ты идиот?

– Простите?

– Не понимаешь, что это значит?

Через пару секунд Роджер хлопнул себя по лбу:

– Быстрый круг?!

– Именно, – простонал Мартин. – Пауэлл получает очко, и ему вовсе не надо догонять Невилла. Мы оба – конченые недоумки! Как мы могли забыть про это?! А в Монетти, похоже, помнят.

– Покажем Невиллу, чтобы он ускорился. Всего-то.

– Срочно!

– Не переживайте, Невилл в сезоне трижды проезжал самый быстрый круг, он легко сделает это и в четвертый раз.

«Быстрее». Невилл с первого раза подумал, что ему показалось. До этого команда вывешивала успокаивающие сигналы о стабильном отрыве от главного конкурента. В первую очередь его заботила надежность, нельзя допустить, чтобы на последних метрах все испортила обидная неполадка. Может, он слишком расслабился и подпустил Рональда? Нет, позади пусто. Еще круг. Табличка не изменилась. Да что у них там могло произойти? Механизмы и так работают на пределе, нельзя перегружать их в решающий момент. Ни к чему сейчас гнать.

– Он добавил? – приплясывал на месте Мартин.

– Незначительно. Этого недостаточно, – покачал головой Роджер.

– Он не понимает, чего мы от него хотим!

– Так пиши яснее!

– Как, мистер Каррагер?

– Задницей, чтоб тебя!

– Как?!

Роджер сунул под нос директору информационную табличку, на ней было всего несколько гнезд, куда вставляли карточки с цифрами и буквами. Цифры обозначали отрывы или отставания, иногда круги до финиша, буквы – имена соперников или условные обозначения: быстрее, медленнее, в боксы.

– У меня даже нет всех букв, кто знал, что они понадобятся.

– Пытайся!

– Мы никогда не давали команду показать быстрейший круг пилоту.

– Не рассусоливай!

– Если выставить просто ЛК, он подумает, что это он поставил рекорд. Что же делать?

– Меньше болтать!

– А если так. Пау. ЛК. Понятно?

– Не очень!

– А если… нет, так тоже не выйдет…

– Я тебе эту табличку запихну в глотку!

– Гнезд недостает.

– Время уходит, – застонал Мартин.

– Где же эти проклятые буквы? Или может сигнал «быстрее» и БК? – Роджер лихорадочно перебирал карточки.

– А если он не расшифрует твою абракадабру.

– И что делать? – Роджер растерянно уставился на босса.

– Выставляй так, – Мартин стукнул кулаком по безвинному барьеру.

– Секунду…

– Вот бы нам радиосвязь…

– Готово. Глядите!

– Ты бы сам понял?

– В пылу гонки. Да кто ж его знает… Но выхода нет…

– Стой! – Мартин окликнул подчиненного. – У меня идея!

Кажется, старина Рональд не желает смириться с поражением, отрыв сократился на две секунды. И на следующем круге еще на две. Откуда он только их берет?! Вроде Невилл не так сильно сбросил темп. Есть ли повод для беспокойства? Мало догнать, надо же еще и обогнать. Впрочем, имея такой гандикап, Рональду не составит труда выйти вперед.

Ну, выручай, родная. На длинной прямой педаль в пол до отказа, никакого лишнего понижения передач в поворотах, стрелку тахометра на красную черту, максимально позднее торможение, только резкие и выверенные движения руля. И будь что будет.

– Сработало! Он побил свой рекорд! Думает, что Рональд его догоняет!

– А рекордное время Пауэлла!

– До него одна десятая!

– Показывай, что отрыв сокращается еще.

– Но Невилл же не увидит Пауэлла сзади и поймет, что мы его дурим!

– Не будет он в такие моменты смотреть в зеркала. Действуй! До финиша всего ничего!

После взмаха клетчатого флага было все, что положено. И кубок, и лавровый венок, и поздравления, и гимн, и аплодисменты, и почести. Что-то кричал, позабыв сдержанность, в ухо Мартин, звучали искренние поздравления Рональда, словно сквозь вату доносились официальные речи чиновников, океаном гудели зрители, восторженно орали комментаторы. К Невиллу то и дело прорывались сквозь толпу коллеги: его поздравляли, тискали в объятиях, хлопали по шлему и даже пытались поднять на руки. Вот показался Бернардо Арджилли, руководитель команды-соперника не стал приближаться, но с улыбкой поднял вверх большой палец. Невилл в ответ приложил ладонь к шлему, отдав честь на британский манер. Вы боролись не на шутку, сеньоры!

А поток людей к новоявленному триумфатору не иссякал. Невилл рассеянно кивал в ответ на теплые слова и на автомате пожимал протянутые руки. С трудом накатывало осознание того, что произошло. Он – первый британский чемпион. Многие десятилетия его соотечественники пытались штурмовать эту высоту. Кто-то останавливался на полпути, кто-то почти у самой вершины. А он смог. Вскарабкался. Вырвал зубами вечно ускользающий от его страны титул.

На самом деле Невилл – только острие могучей силы, которая заслужила сегодняшний триумф. Десятки людей в команде и на заводе трудились ради этой победы, миллионы соотечественников поддерживали его дома и на трибунах. Он пережил победы, поражения, сомнения, аварии, терял друзей. Сделал нелегкий выбор. Быть может, самый тяжелый в его жизни.

Накатила дикая усталость – Невилл прикрыл глаза. А ведь все могло быть по-другому. Не заступись за него Рональд в Англии, не прикрой его от атак соперника Дерек в Италии, не пойди на хитрость Мартин сегодня. И триумфатором был бы другой. Он пил бы шампанское, ему бы достались все почести, его имя выбили бы на золоченом кубке. От каких малостей и случайностей мы порой зависим.

Но ведь все было не зря?! Сегодня они написали новую главу в истории автоспорта. И он хотел искренне верить, что каждая следующая страница будет лучше предыдущей.

Эпилог

Невилл вернулся в гостиницу далеко за полночь. С первой попытки попасть ключом в скважину не удалось, Невилл поборолся с непослушным механизмом и, наконец, ввалился в гостиничный номер. Он нашарил рукой по стене и щелкнул выключателем.

На полу несколько корзин с цветами. Неискушенный в таких вещах Невилл не мог по достоинству оценить роскошность букетов, но вот размеры впечатляли – один так вообще форменный розовый куст. В самом деле, портье вслед бормотал что-то подобное. Даже странно, ведь он гонщик, а не актер, но не возвращать же. Раздаст гостиничному персоналу. Что тут еще из даров от денежных поклонников? Непонятные свертки в подарочной упаковке, а вот это уже интереснее – несомненные бутылки, наверняка, не с газировкой. Встречаются одинокие, а вот кто-то не поленился и прислал целый ящик. Механики порадуются.

Невилл, запинаясь о подарки, добрался до кровати и с удовольствием плюхнулся на мягкий матрас, начал сдирать пиджак и галстук. Да, это, пожалуй, настоящий привал. Бесконечная гонка длиной в два года подошла к концу. Амбициозная цель достигнута. Впереди, правда, полнейшая неизвестность. Зато сейчас можно просто ни о чем не думать. Восхитительное чувство. Хотя, зная себя, Невилл понимал – это ненадолго.

Он приподнялся с кровати, очень хочется пить, но в графине на прикроватной тумбочке ни капли. Невилл нащупал рукой бутылку шампанского на полу. Мелькнула тревожная мысль – если добавить шипучку на все, что он сегодня выпил, завтра не подняться с кровати. И наплевать, мысленно махнул рукой Невилл. Привал же.

К бутылке оказалась прикреплена маленькая открытка. Ну-ка, кто это сподобился? Невилл лениво открыл картонку. На белоснежных полях небрежный рисунок: волнистые линии и неровный треугольник. И надпись знакомым неразборчивым почерком: «Увидимся в море, мистер Рид».

А через неделю после финальной гонки Мартин Каррагер выступил в эфире британской радиостанции: «Друзья, желаю удачи другим производителям зеленых машин. У вас все обязательно получится».

== Екатеринбург. 2022-2023