Несколько дней назад стало известно о подписании контракта между руководством автодрома в Остине и легендарным Марио Андретти, который стал официальным послом новой трассы. В Монреале Марио говорил с журналистами официального сайта о своих ожиданиях от возвращения Формулы 1 в США.
Вопрос: Марио, Circuit of The Americas – это первая специальная трасса для Формулы 1 в США. Почему она появилась только сейчас?
Марио Андретти: Мне остаётся только поблагодарить Бога за то, что в Техасе решились на такой проект, и снять шляпу перед инвесторами, поверившими в наш спорт.
Новый автодром станет серьёзным активом для американского автоспорта, не только для Формулы 1. В США множество трасс, но они не вполне соответствуют тому уровню, который вы ожидаете увидеть сегодня. Честно говоря, я понятия не имею, почему такая трасса не появилась раньше, но важно, что теперь она у нас будет (смеётся).
Вопрос: Отношение к Формуле 1 в США изменится после того, как этот чемпионат получит собственную трассу, а не будет лишь гостем на местных автодромах?
Марио Андретти: Это очень позитивный фактор. Я миллион раз говорил и готов повторить: интерес к Формуле 1 в США сильно приуменьшается, и сейчас, когда у Формулы 1 будет собственная трасса, возрастёт ещё больше.
Вопрос: Теперь американские гонщики будут более активно рассматривать возможность выступления в Формуле 1 в числе вариантов продолжения карьеры? В чемпионате давно не выступали американцы на регулярной основе…
Марио Андретти: Америка – это, вероятно, единственная страна в мире, способная обеспечить весь цикл карьеры гонщика до IndyCar или NASCAR, но теперь, когда у Формулы 1 появится собственная трасса, думаю, многим молодым пилотам будут сниться эти гонки. Впрочем, им понадобится поддержка, в том числе и спонсорская, чтобы получить место в хорошей команде и добиться высоких результатов, что, в свою очередь, может серьёзно увеличить популярность спорта.
Мне повезло, я выступал в Формуле 1 за сильные команды, поэтому добивался хороших результатов – именно это нужно сегодня молодым американским пилотам, и появление в календаре трассы в Остине станет хорошим базисом. Американский гонщик Формулы 1 – это хорошо и для Америки, и для Формулы 1. Все только выиграют.
Вопрос: Почему у Формулы 1 возникли проблемы в США? Когда-то в календаре было сразу три американских этапа, а потом наступил перерыв – чем это вызвано?
Марио Андретти: Отсутствием стабильности. Были этапы в Уоткинс-Глен, Финиксе и Лонг Бич – трасс достаточно, но не было стабильности, позволяющей планировать проведение гонки из года в год. Это ключевой фактор, повлиявший на снижение популярности Формулы 1 в США. Болельщики должны каждый год с нетерпением ждать своего Гран При, только теперь у них появится такая возможность.
Вопрос: Вы только что приехали из Остина – на какую трассу похож новый автодром?
Марио Андретти: Герман Тильке постарался включить в конфигурацию участки известных трасс – один похож на Сильверстоун, другой на Хоккенхайм, но у каждой трассы должен быть свой, индивидуальный характер. Здорово, что удалось сделать переменный рельеф – подъёмы и снижения, что там можно будет обгонять – это тоже крайне важно. Больше всего мне нравится первый поворот, поднимающийся в гору. Длинная прямая, подъём и серьёзное торможение перед первым поворотом – там можно побороться за позицию.
Вопрос: Как вы оцениваете современную Формулу 1 с точки зрения зрителя?
Марио Андретти: Мне нравится. Сегодня уровень очень высок, в том числе и технологический – машины имеют индивидуальность, отличаются друг от друга, но показывают похожие результаты. Это удивительно, лучшего и представить нельзя. Я бы не хотел, чтобы что-то менялось, поскольку в итоге мы получили фантастическое зрелище. О таком сезоне можно только мечтать – сейчас никто не может назвать имя победителя или предсказать, кто финиширует в тройке. Два года назад я мог сделать это с лёгкостью, сегодня это невозможно!
Вопрос: Если сравнивать современные трассы с большими зонами безопасности с теми, на которых вы выступали в прошлом, вы сожалеете о том, что гоняетесь не сегодня?
Марио Андретти: Конечно! Прогресс невероятный, сегодня, допустив ошибку, вы можете продолжить борьбу, и это позитивно сказывается на зрелищности. Сейчас почти все гонщики добираются до финиша, а в моё время возможность финишировать в случае ошибки составляла не более 40%.
Вопрос: Жак Вильнёв недавно сказал, что на современных безопасных трассах гонщики менее уважительно относятся друг к другу…
Марио Андретти: Ерунда. Гонщики всегда знают пределы. Если опасно, предел один, если безопасно – другой, и это вполне справедливо. Это же касается и машин – когда вы знаете, что хорошо защищены, этот предел отодвигается. Дело вовсе не во взаимном уважении, в гонках все мечтают о победе, но понимают допустимые рамки.
Вопрос: Как вы оцениваете уровень сегодняшних гонщиков?
Марио Андретти: Фантастический уровень! Сколько чемпионов мира на стартовом поле? У Михаэля Шумахера множество поклонников, честно говоря, все мы мечтаем увидеть его новые победы, возможно, больше, чем он сам (смеётся)! Кими Райкконен вернулся и выступает так, словно он никуда не уходил, есть отличные молодые пилоты, вроде Грожана, а Феттель, Хэмилтон и Алонсо – настоящая гоночная элита.
Вопрос: До прихода Переса в Формуле 1 долго не было мексиканских пилотов. Что вы думаете о Серхио?
Марио Андретти: Карлос Слим предоставил ему фантастический шанс, Серхио отлично справляется со своей работой – мексиканцам есть, чем гордиться. Думаю, в США нужно поступить так же – находить и финансировать молодых гонщиков.
Вопрос: В США есть столь талантливые гонщики?
Марио Андретти: Без сомнений, но нужно помочь им реализовать свой талант, нужна поддержка, которой пока нет.
Вопрос: Формуле 1 придётся адаптироваться к американскому рынку? В США болельщики привыкли к более близкому взаимодействию со своими героями…
Марио Андретти: Мой совет – не стоит ничего менять (смеётся)!