Руководитель технического департамента Renault Боб Белл признал, что в команде несколько расстроены тем, что не удалось добиться существенного сокращения отставания от лидеров.
Вопрос: Есть ли какое-то логическое объяснение тому, что в этом сезоне у разных команд часто возникают какие-то проблемы во время пит-стопов? Вас это удивляет?
Боб Белл: Все команды постоянно занимаются модернизацией различных систем, чтобы сократить время пит-стопов, и в этом году кое-что изменилось, хотя эти перемены носили не более чем эволюционный характер. Но постепенно сокращая это время, можно достичь некоего предела, когда ситуация время от времени может выходить из-под контроля. Именно это, возможно, и произошло сегодня с McLaren.
В прошлом году у нас было немало сложностей с оборудованием, которое используется во время пит-стопов, но в этом сезоне ситуация уже намного лучше. Хотя проблемы действительно возможны, потому что пит-стоп – сложная процедура, которая требует высокой точности исполнения, и в ней задействована как техника, так и люди.
Эту процедуру есть смысл отрабатывать только в условиях, максимально приближённых к гоночным, и все команды поступают именно так. Но при этом иногда происходят какие-то сбои.
Вопрос: Как организована процедура пит-стопа в вашей команде? Все механики, работающие с колёсами, должны нажимать какие-то кнопки, чтобы загорелся зелёный свет?
Боб Белл: Да. Но во всех командах используются свои системы.
Вопрос: Может быть, имеет смысл ввести некие единые стандарты?
Боб Белл: Это возможно, и можно утверждать, что стандартные системы были бы более безопасными, ведь если они будут использоваться всеми командами, они могли бы быть более прочными и менее дорогими. Не сомневаюсь, что в будущем FOM и FIA займутся изучением этого вопроса.
Вопрос: Соответствует ли вашим ожиданиям то, как Renault начала сезон?
Боб Белл: Я бы сказал, что мы несколько расстроены, поскольку надеялись, что за зиму сможем более заметно сократить отставание от трёх-топ команд, но нам это не удалось. Если мы и продвинулись вперёд, то ненамного. Полагаю, мы более-менее довольны тем, какие позиции занимаем по отношению к McLaren, ведь понятно, что мы заволновались, когда они тоже получили двигатели Renault.
Однозначно, что Haas и Toro Rosso прекрасно поработали в межсезонье, серьёзно усложнив нам жизнь, и можно ожидать, что весь год нам предстоит с ними соперничать. Но и в McLaren добьются прогресса, ведь в этой команде умеют эффективно работать, модернизируя машину по ходу сезона. Поэтому борьба обещает быть очень острой.
Но, хотя мы немного расстроены, это ещё не окончательная ситуация, ведь мы знаем, что в течение года тоже в состоянии неплохо потрудиться, занимаясь доводкой машины.
Вопрос: Но при этом ни Force India, ни Williams не удалось добиться прогресса – можно ли сказать, что это как-то уравновешивает ситуацию?
Боб Белл: Да, в какой-то мере. Вообще удивляет, как сильно отстала Williams. Вероятно, то же самое можно сказать и о Force India. Не исключено, что это связано с какими-то просчётами в конструкции машины, которые они смогли довольно быстро выявить. Если это так, то в какой-то момент они смогут заметно прибавить, и тогда нам станет ещё сложнее.
Вопрос: Не опасаетесь ли вы, что к тому времени, когда Renault выйдет на новый уровень, когда вы завершите процесс реструктуризации команды и модернизации её инфраструктуры, уже вступит в силу новый регламент на 2021 год, а он предполагает сокращение расходов?
Боб Белл: По-моему, Renault, вернувшись в Формулу 1, ведёт очень разумную политику, в том числе думая и о будущем, понимая, что оно будет отличаться от текущей ситуации. Они не торопились приглашать всех специалистов, каких только можно пригласить, и не приобретали сразу всё оборудование, которое только существует – они действовали последовательно, шаг за шагом. И если регламент действительно изменится, мы примем меры, чтобы ему соответствовать, но нам не придётся заниматься сокращением штата и свёртывать какие-то программы, что, вероятно, предстоит некоторым крупным командам.
Вопрос: Вы ведь уже познакомились с предложениями, которые Liberty Media представила командам на прошлой неделе?
Боб Белл: Да, мы их видели, но пока рано что-либо комментировать.
Вопрос: Сегодня Маурицо Арривабене заявил, что новый регламент на двигатели должен быть утверждён до конца мая. Renault входит в число производителей силовых установок, значит, вы тоже должны ориентироваться на эти сроки?
Боб Белл: В идеале, да. Если вы хотите создать хороший двигатель, придётся многое переделывать, даже если речь идёт только об отказе от использования мотор-генератора MGU-H и повышении числа оборотов. Эту работу необходимо выполнить максимально качественно, по сути, придётся разрабатывать новый двигатель, а это требует времени.
Вопрос: В Бахрейне командам был представлен ряд предложений по проблеме обгонов, но все они были отвергнуты, однако поговаривают, что возврат к этой теме ещё возможен. Реально ли успеть что-то изменить в конструкции машин уже к следующему сезону?
Боб Белл: Да, мы ещё можем успеть договориться по следующему году, время ещё есть. Но не знаю, по какому пути мы пойдём, если вообще будут приняты какие-то решения по этому вопросу. Некоторые из предложенных концепций и идей можно реализовать в рамках любых изменений, о которых идёт речь применительно к следующему году.
Есть тенденция к упрощению конструкции крыльев, увеличению заднего крыла и повышению эффективности системы DRS. Всё это вполне можно реализовать, если речь идёт только о крыльях. Если перемены могут затронуть шасси, тогда со всеми решениями необходимо определиться пораньше, чтобы можно было полноценно взяться за эту работу уже в июле. Всё зависит от того, какой области коснутся возможные изменения.