Во второй части беседы с журналистами официального сайта чемпионата гоночный инженер Рубенса Баррикелло Джок Клиа рассказал о навыках, необходимых в его работе, и доверии, без которого успешное взаимодействие практически невозможно...
Чтобы быть хорошим гоночным инженером, недостаточно просто уметь рисковать – нужно обладать соответствующей квалификацией и опытом, без которых невозможно контролировать ход гоночного уик-энда. Эта не та профессия, которой можно просто обучиться: опыт имеет решающее значение.
"Требуется инженерное образование, понимание аспектов аэродинамики и надежности мотора – нужно разбираться во всех этих вопросах, поскольку с ними к вам будут обращаться другие специалисты, - поясняет Клиа. – У знатоков аэродинамики и мотористов разные требования: одни захотят сделать кожух двигателя как можно более компактным и аэродинамически эффективным, а другие – более просторным, чтобы обеспечить эффективное охлаждение. В очередной раз вам приходится принимать компромиссное решение, а для этого необходима уверенность".
Клиа уж точно не испытывает нехватку опыта. До прихода в команду Lola в 1988 году он изучал машиностроение в знаменитом университете Хэрриота-Уатта в Эдинбурге. Спустя год Benetton переманила его на должность начальника отдела композитных материалов. В 1991 году Клиа снова сменил работу, став главным конструктором в Leyton House, а через год занял аналогичный пост в Lotus. После двух сезонов за чертежной доской он стал гоночным инженером Джонни Херберта. Спустя пятнадцать лет Клиа не хочет возвращаться в конструкторский отдел, хотя признает, что эта работа была исключительно полезным опытом.
"Не думаю, что я хотел бы вернуться к конструированию, - говорит он. – Да, мне было бы весело. Техническое образование позволяет лучше понимать проблемы и предоставлять инженерам ту информацию, которая необходима для исправления ситуации. Нужно разговаривать с ними на одном языке, а чтобы делать это, необходимо прожить среди них какое-то время. Не важно, насколько хорошо ты выучил терминологию и профессиональный жаргон – пока не поработал рядом с инженерами, ты никогда не научишься общаться с ними, а это умение крайне важно.
Среди наших конструкторов немало бывших гоночных инженеров – к примеру, Энди ли Флеминг был весьма неплохим специалистом, но предпочел вернуться в отдел. Теперь мы работаем совершенно иначе: он не спрашивает у меня, что я делаю, поскольку прекрасно представляет круг обязанностей гоночного инженера, а я, в свою очередь, знаю, какую информацию должен ему предоставить.
Я тоже мог бы вернуться к конструированию, но не думаю, что это стало бы хорошим применением моих навыков. Мне нравится то, чем я занимаюсь в данный момент, я хотел бы продолжить работу на трассе и взаимодействовать с гонщиками – на эти обязанности я потратил немало сил и имею опыт взаимодействия со многими участниками чемпионата".
В самом деле, послужной список Клиа впечатляет. После сотрудничества с Хербертом в Lotus он перешел в Williams, где сперва работал с Дэвидом Култхардом, а затем с Жаком Вильневым. Не так давно он был гоночным инженером Такумы Сато, а теперь помогает Рубенсу Баррикелло. На протяжении своей карьеры Клиа взаимодействовал с совершенно разными по характеру людьми – от веселых оптимистов до пламенных идеалистов. Впрочем, несмотря на такое разнообразие, Клиа убежден: гоночный инженер должен иметь хорошие отношения со своим гонщиком.
"Это обязательное условие, - настаивает он. – Не могу представить, как тандем гонщик-инженер может работать, если эти двое не являются друзьями. Им совсем не обязательно быть "не разлей вода", однако если два человека уважают друг друга и тесно сотрудничают, они, скорее всего, подружатся – по-моему, это неизбежный итог успешного взаимодействия".
Среди всех гонщиков наиболее теплые отношения у Клиа сложились с Жаком Вильневым, с которым он вместе выиграл титул в 1997 году. Они и по сей день остаются друзьями – более того, Вильнев стал крестным отцом дочерей Клиа. Их сотрудничество на трассе основывалось на полном доверии, и Клиа уверен, что с Баррикелло, самым опытным гонщиком в пелотоне, они придерживаются такого же подхода.
"Не думаю, что мы когда-то испытывали нехватку доверия – оно присутствовало с самого начала работы, - комментирует он отношения с Баррикелло. – Когда вы оба добились успеха на трассе, это облегчает взаимодействие. Да, у нас были трудные времена, команда не раз испытывала прессинг, а Баррикелло на протяжении последних четырех лет не раз оказывался в непростых ситуациях, но мы вернулись к истокам и продолжили работу. С Рубенсом легко и интересно сотрудничать, он невероятно талантлив во многих областях и приносит неоценимую пользу команде.
Я знаю гонщиков и их инженеров, которые вместе выигрывали чемпионаты, затем расходились в разные стороны и больше не пересекались. Мне это кажется немного странным. По-моему, если вы вместе добились успеха, ваши отношения должны длиться едва ли не всю жизнь. Так было со мной и Жаком, и точно так же получается с Рубенсом. У него как раз такой характер, он не забывает людей, с которыми тесно взаимодействует".