В обстоятельном интервью испанской газете Marca Берни Экклстоун рассказал о впечатлениях от сезона, перспективах Red Bull Racing и Формулы 1 в целом...
Вопрос: Берни, что бы вы изменили в первую очередь?
Берни Экклстоун: Помимо самих моторов, я бы изменил способ их распределения. Сейчас всё в руках двух соперничающих производителей, что само по себе неправильно. Представьте, если бы две соперничающие футбольные команды управляли бы чемпионатом и играли только друг против друга, без других соперников. Это противоречит конкуренции.
Вопрос: Что ждет Red Bull Racing в следующем году?
Берни Экклстоун: Эта команда еще много лет будет выступать в Формуле 1. Они обратились к нескольким компаниям с просьбой поставлять двигатели, ведь мотористы без проблем сотрудничают с другими командами. Но соперники могут подумать, что если будут поставлять моторы Red Bull Racing, то в следующем году это может сыграть против них: команда из Милтон-Кинс окажется конкурентоспособной, а они – нет. Это серьезная проблема, и все опасаются такой ситуации. В Red Bull Racing умеют строить быстрые машины, способные компенсировать разницу в мощности между клиентским мотором и тем, что получает заводская команда.
Вопрос: Вы продолжите управлять Формулой 1 так же, как и раньше?
Берни Экклстоун: Десять лет назад интересы были такими же, но во многих аспектах было меньше эгоизма. Сейчас сложная экономическая ситуация, расходы чрезмерно выросли. Доходы не покрывают затраты – это можно было бы спрогнозировать прежде, чем принимать решения. Ситуацию осложняет то, что каждый пытается отстоять свои интересы. Многим командам не хватает финансирования, поэтому у них возникают проблемы. Как я говорю, спонсоры не могут продолжать вкладывать столько денег, чтобы всё функционировало. Нужно сократить расходы, чтобы всё сделать рентабельным.
Вопрос: Ходило много слухов об интересе Volkswagen Group к Формуле 1. Вы считаете, что произошедшее с машинами немецкого концерна отдаляет такую перспективу?
Берни Экклстоун: Надеюсь, нет. Эти две ситуации никак не связаны. Все автопроизводители в той или иной форме сталкивались с похожими проблемами. Возможно, дебют в Формуле 1 пошёл бы на пользу их имиджу.
Вопрос: В следующем сезоне Гран При Европы в Баку пересекается с «24-мя часами Ле-Мана», хотя участие гонщиков Формулы 1 в легендарном марафоне привлекает больше внимания к гонке. Это случайное совпадение или было сделано специально?
Берни Экклстоун: Если гонщики хотят участвовать в другой гонке… Раньше гонщики могли участвовать в разных чемпионатах, и в этом не было ничего особенного. До недавнего времени эта возможность не обсуждалась. Контракты и доступные даты в календаре не зависят от других чемпионатов.
Вопрос: Если бы существовали тесты, было бы больше равенства между гонщиками?
Берни Экклстоун: Я не знаю, помогли ли тесты. В Mercedes создали такой двигатель без помощи тестов.
Вопрос: Что вы думаете о сезоне McLaren-Honda?
Берни Экклстоун: Первый год сотрудничества McLaren и Honda оказался неудачным. Жаль, что эта ситуация лишила двух чемпионов мира каких-либо шансов на успех. Я не знаю, как они собираются исправлять ситуацию, но не думаю, что им будет легко стать конкурентоспособными за короткий срок. Лидеры очень сильны, и сократить отставание – такова задача McLaren на следующий год. Возможно, придется подождать немного больше.
Вопрос: Что вы думаете о решении Фернандо Алонсо покинуть Ferrari в прошлом году?
Берни Экклстоун: Очевидно, что это было неправильное решение.
Вопрос: В Формуле 1 почти нет борьбы на трассе: когда кто-то использует слишком агрессивный подход, немедленно появляются какие-либо санкции, и гонщики не могут бороться между собой. Однако в мотогонках борьба идет до конца. Как выглядела бы Формула 1, если бы в ней выступали Валентино Росси и Марк Маркес?
Берни Экклстоун: Это было бы здорово. Борьба чемпионов всегда получается интересной: есть дух соперничества, они конкурентоспособны и выступают на одном уровне. Вспоминаются прежние времена в Формуле 1 и борьба Сенны и Проста, Мэнселла и Пике. Такое не забывается. Новые болельщики ищут записи эпических сражений, ставших яркими моментами в истории чемпионата. Борьба идет на пользу Формуле 1, зрелищные поединки колесо в колесо запоминаются.
Вопрос: Какие впечатления оставил Гран При Мексики?
Берни Экклстоун: Когда есть желание всё сделать хорошо, то можно построить отличную трассу и превосходно выполнить свою работу, а страстные болельщики обеспечили потрясающую атмосферу.
Это стало для многих уроком того, как можно использовать Формулу 1 для продвижения страны. Организатор должен каждый год быть креативным – нельзя остановиться на достигнутом и надеяться, что зрители придут. Нужно целый год работать ради самого главного события для региона. На этот раз всё было великолепно – как в лучшие времена.
Вопрос: Это можно сравнить с Каталуньей в лучшие времена Алонсо?
Берни Экклстоун: Да, но с тем условием, что гонщик не был чемпионом мира. Возможно, столь долгое отсутствие Гран При Мексики компенсировало отсутствие чемпионского звания у мексиканского гонщика. У Фернандо Алонсо были очень интересные годы, и он продолжает выступать в гонках и собирать большое количество зрителей, которые создают потрясающую атмосферу.
Вопрос: Вы подписываете многолетние контракты, но до каких пор останется Берни Экклстоун в Формуле 1?
Берни Экклстоун: Я не хочу уходить, я часто это говорил последнее время. Но до каких пор я останусь? Это только Богу известно.