Журналисты официального сайта чемпионата в последнее время нередко берут двойные интервью – на этот раз за одним столом оказались коммерческий руководитель Ф1 Берни Экклстоун и колоритный босс Force India Виджей Малья. Они обсуждают индийское влияние в Формуле 1, вспоминают прошлое и размышляют о будущем.
Вопрос: Виджей, что вам посоветовал Берни, когда вы сказали ему, что собираетесь купить команду Spyker?
Виджей Малья: Честно говоря, я обсуждал с Берни вопрос приобретения команды еще в 2007 году, когда начал оказывать спонсорскую поддержку Toyota. Я спросил, стоит ли, по его мнению, мне делать такую покупку, и он ответил отрицательно – держись подальше. Именно таким была его первая спонтанная реакция. Но у меня был четкий план. Мне хотелось не просто вкладывать деньги – я стремился создать конкурентоспособную команду, прочно связанную с Индией.
Потому и ответил Берни, что для Формулы 1 будет очень полезно, если Индия станет частью этого спорта и получит здесь свою команду – тем более, что в тот момент он как раз подписал соглашение о проведении в нашей стране Гран При в 2011 году.
Оглядываясь назад, я понимаю, что принял верное решение. Интерес к Формуле 1 в Индии стремительно растет, а строительство трассы набирает обороты. Я предсказываю, что первый Гран При станет настоящей сенсацией, невероятным событием – ведь у Формулы 1 есть все необходимое, чтобы привлечь индийскую молодежь.
Это высокотехнологичный спорт с высоким уровнем конкуренции и определенным налетом гламура. Вот простой пример – web-сайт Force India, наряду с официальной страничкой Ferrari, привлекает наибольшее число посетителей среди сайтов всех команд. Чтобы добиться этого, нам было достаточно всего лишь сменить название Spyker на Force India – и это мы сделали в рекордные сроки.
Вопрос: А почему вы выбрали именно такое название?
Виджей Малья: Потому что Формула 1 – это сила и мощь!
Вопрос: Берни, вы знаете Виджея уже много лет. Когда вы поняли, что это тот самый человек, который сможет успешно реализовать проект индийской команды?
Берни Экклстоун: Я знал, что ему этого хочется, и еще знал, что если он вкладывает свою энергию в какое-то дело, то оно в итоге становится успешным. С другой стороны, он знал, что если не станет заниматься этим, то я найду кого-нибудь еще… (смеется)
Виджей Малья: Берни в курсе того, что в этом деле я не новичок. Еще в 1995 году я был спонсором Benetton. Мы работали вместе с Михаэлем Шумахером и Флавио Бриаторе. Я видел, как меняется Формула 1, и ожидал, что она станет еще интереснее – и еще сложнее.
В этом было существенное преимущество – ты знаешь, с чем имеешь дело, с самого начала. А одним из главных стимулов для меня было желание увидеть, как Азия становится одним из оплотов Формулы 1.
Берни Экклстоун: Двигайтесь на восток! Это моя точка зрения.
Вопрос: Почему это так важно для вас?
Берни Экклстоун: Потому что нигде в мире экономика не развивается такими темпами, как в этом регионе.
Вопрос: Удивительно, но при этом вы отговаривали Виджея от участия…
Берни Экклстоун: Поначалу я думал, что Spyker будет не самой подходящей командой для реализации его амбиций. Одно дело – купить команду, но контролировать ее – совсем другое.
Вопрос: К счастью, все сработало, хотя дорога к успеху и заняла немалое время. Виджей, вы не были довольны командой до последнего сезона именно по этой причине?
Виджей Малья: Ну, 2008-й не считается, потому что тогда просто не было времени что-то менять. Фактически мы использовали старые шасси Spyker под новым названием. И поначалу я думал: «Бог ты мой, как же сильно мы отстаем». Но это было важно, чтобы понять, как принимать верные решения.
Я заменил менеджмент команды и ключевых технических специалистов, и в 2009 году мы выглядели уже лучше, особенно на отдельных трассах вроде Спа и Монцы. Мы завоевали первый подиум и, мне кажется, мы вполне могли выиграть в Спа. В этом сезоне мы вновь сделали большой шаг вперед – так что все движется в верном направлении. Теперь нам уже по силам набирать очки в каждой гонке без посторонней помощи.
Берни Экклстоун: В 2008 году мы плакали в Монако вместе в Виджеем. В той гонке Адриан Сутил реально претендовал на четвертое место, но Кими Райкконен ударил его сзади – и отправил в ограждение. В тот момент у меня буквально сердце разорвалось.
Вопрос: Вы гордитесь тем, что уже можете соперничать с Mercedes GP или Ferrari – командами, чьи бюджеты вдвое превышают ваш?
Виджей Малья: Более чем вдвое! Но это лишь показывает, что успех не купить за деньги. Снижение расходов путем ограничения тестов и доработок машин, совместно реализуемое FIA и FOTA, конечно же, помогает нам. Но это задача каждого – наиболее эффективно использовать собственный бюджет – и в этом мы весьма неплохо показываем себя.
Вопрос: Берни, легко ли вам вести дела с людьми вроде Виджея – бизнесменами, которые рискуют собственными деньгами, а не средствами корпораций?
Берни Экклстоун: В этом случае принятие решений проходит куда проще и занимает намного меньше времени.
Виджей Малья: Я – босс, и я могу сразу сказать – да или нет. Те, кто работают на корпорации, часто не могут в силу занимаемой позиции дать свое согласие. Прежде им нужно посоветоваться с боссом, а уж потом – двигаться дальше. Но также не стоит забывать, что люди вроде меня участвуют в Формуле 1 ради собственного удовольствия. Это правда.
Вопрос: Что вы думаете о своем пилоте Адриане Сутиле?
Виджей Малья: Начнем с того, что Адриан – лучший друг Льюиса Хэмилтона. Они вместе гонялись в Формуле 3, где были практически равны. Но Льюис дебютировал в Формуле 1 за McLaren, а Адриан – за Spyker. И этим все сказано.
У Адриана очень большой потенциал, он невероятно быстр – но Льюис смог сразу раскрыть свой талант в McLaren, а Spyker Адриана в это время был в последних рядах. У него не было шанса показать свои истинные возможности, потому что управлять Spyker было очень сложно. Но теперь он может демонстрировать свою реальную силу.
Вопрос: Насколько Сутил популярен в Индии?
Виджей Малья: Индийцы тянутся к большим личностям, и звезды – их слабость. Именно поэтому, кстати, у нас огромная киноиндустрия – «Болливуд». Все знают Михаэля Шумахера, да и Адриан становится все популярнее.
Вопрос: Насколько важно для вас в будущем усадить за руль индийского пилота?
Виджей Малья: Очень важно. Мне бы этого очень хотелось. Я не дурак, и вижу невероятные возможности, которые сулит такой шаг. Но дело в том, что сейчас ни один индийский пилот не обладает достаточной скоростью, чтобы бороться на трассе на высшем уровне.
Берни Экклстоун: И потому эффект окажется крайне негативным. В этом случае Виджей получит результат прямо противоположный тому, к чему он стремится. Выбирать индийца, чтобы он просто ездил – это не метод. Это будет контрпродуктивно.
Вопрос: А если бы вы могли выбрать любого гонщика – то кого взяли бы?
Виджей Малья: Это просто! Немедленно подписал бы контракты с Себастьяном Феттелем и Фернандо Алонсо.
Берни Экклстоун: Очень хороший выбор.
Виджей Малья: Потому что сейчас оба на пике. О Феттеле у меня есть собственное мнение. В 2008 году мы почти всегда соперничали сами с собой и лишь иногда – еще и с Toro Rosso. Поэтому я очень внимательно следил за Себастьяном. И что он сделал под дождем в Монце? Выиграл гонку! Это было впечатляющее достижение, и я отправился в боксы Toro Rosso, чтобы поздравить его. Мы праздновали вместе. И в тот день я сказал себе, что однажды я буду точно так же отмечать и победу своей команды.
Берни Экклстоун: Феттель – очень приятный молодой человек. Накануне его дебюта в Формуле 1 на тренировках Гран При Турции в Стамбуле за BMW-Sauber я сказал ему, что пока суперлицензия выдана на временной основе, и потому постарайся ничего не испортить и укрепить нашу веру в тебя. И следующее, что я увидел – его имя на верхней строчке протокола. И тогда я подумал, что этому мальчишке всего 18 лет, но он – настоящая сенсация.
Вопрос: Чего нам ждать от первого Гран При Индии в 2011 году?
Берни Экклстоун: Большого количества приправы карри… (смеётся)
Виджей Малья: Больше зрителей, чем вы когда-либо видели на этапах. Невероятных болельщиков, которые готовы подарить Формуле 1 свою любовь и свой энтузиазм.
Берни Экклстоун: Когда я побывал в Индии, то заметил, что даже самые бедные люди там не проявляют никакой зависти. Они готовы поделиться своим сердцем.