В преддверии Гран При Сингапура в интервью пресс-службе Haas F1 Роман Грожан рассказал о том, как он готовится к самой тяжёлой гонке чемпионата и есть ли там возможность обгонять…
Вопрос: Гран При Сингапура проходит ночью – меняет ли это ощущение скорости?
Роман Грожан: На самом деле ночью пилотировать легче, поскольку по ходу гонки освещённость не меняется. Яркость освещения всегда одинаковая, ты используешь один и тот же визор, пилотировать на высоких скоростях в таких условиях очень здорово.
Вопрос: Можете ли вы описать атмосферу ночной гонки?
Роман Грожан: Это круто. Всем нравится, особенно VIP-персонам, которые после гонки идут на вечеринку. Это ни на что не похоже. Все ждут эту гонку. Трасса непростая, вы мчитесь по ней посреди ночи, когда очень жарко и влажно – есть множество факторов, которые делают эту гонку особенно захватывающей.
Вопрос: Конфигурация трассы вынуждает гонщиков атаковать близко к стенам на протяжении многих кругов. В Формуле 1 почти нет места для ошибок, но на Марина Бэй их ещё меньше?
Роман Грожан: Да. В какой-то степени, нужно затаить дыхание и надеяться на лучшее, особенно когда вы атакуете в квалификации, поскольку едете очень близко к стенам.
Вопрос: Можно ли сказать, что разговоры последнего времени по поводу нарушений пределов трассы в Сингапуре неактуальны?
Роман Грожан: И да, и нет. Есть несколько поворотов, где вы можете выехать очень широко, проехав через поребрики. В прошлом году, по-моему, организаторы убрали несколько. Так что да, большую часть времени ты едешь между стен, но есть несколько мест, где можно зайти чуть шире, чем изначально рассчитывалось.
Вопрос: Как вы справляетесь с многочисленными кочками в Сингапуре, есть ли места, которых лучше избегать?
Роман Грожан: Да, между третьим и четвёртым поворотом, как и на длинной прямой много кочек. Там важно найти правильную траекторию. Когда совершаешь в этих местах обгон, нужно быть уверенным, что контролируешь машину, потому что это очень непросто.
Вопрос: Конфигурация включает 23 поворота – больше, чем на любой другой трассе Формулы 1. Какие из них самые коварные, и почему?
Роман Грожан: Честно говоря, там каждый поворот очень непростой. Трудно назвать какой-то один.
Вопрос: Учитывая кочки и жару, насколько велика физическая нагрузка в Сингапуре?
Роман Грожан: Она может быть очень высокой. На протяжении всего уик-энда мы не видим солнечного света, так что силы постепенно уходят. Там влажно, жарко, а гонка очень длинная. Обычно мы используем весь двухчасовой лимит. Это очень, очень непросто. Я помню, как в 2013-м потерял за гонку четыре килограмма – это очень много.
Вопрос: В дополнение к физическим нагрузкам, в Сингапуре тяжело и в психологическом плане – из-за близости стен, множества поворотов и частых выездов автомобиля безопасности...
Роман Грожан: Психологически там так же тяжело, как и физически. Определённо, это одна из тех гонок, к которой нужно быть хорошо готовым.
Вопрос: Несмотря на высокие нагрузки, гонщики любят Гран При Сингапура. Почему?
Роман Грожан: Мы любим сложные задачи – поэтому выступаем в Формуле 1, поэтому пилотируем машины и сражаемся друг с другом на скорости более 300 км/ч. Нам это нравится.
Вопрос: Учитывая высокие температуру и влажность в Сингапуре, делаете ли вы что-либо особенное перед гонкой и по ходу уик-энда, чтобы избежать обезвоживания?
Роман Грожан: Самое важное – быть в как можно лучшей форме. Обычно я неплохо справляюсь с высокими температурами. Я просто стараюсь держать себя в тонусе, сажусь в машину и отправляюсь на трассу.
Вопрос: Где на Марина Бэй можно обгонять?
Роман Грожан: На длинной прямой после четвёртого поворота, и с другой стороны трассы, после моста, на второй длинной прямой перед зоной торможения.
Вопрос: До Формулы 1 у вас был какой-то опыт выступлений на этой трассе?
Роман Грожан: Нет.
Вопрос: В 2009 году, во время вашей первой гонки в Сингапуре, вы впервые пилотировали гоночную машину при искусственном освещении? Как вам это понравилось?
Роман Грожан: Это было довольно круто. Освещение очень хорошее, так что ты не чувствуешь, что пилотируешь ночью. В первый раз я проехал не так много кругов, но это был отличный опыт.
Вопрос: Ваше любимое место на трассе?
Роман Грожан: Хороший вопрос... Мне нравится связка первого-третьего поворотов.
Вопрос: Опишите круг по трассе Марина Бэй...
Роман Грожан: Главная прямая, затем вход в первый поворот, жёсткое торможение – там легко заблокировать колёса. Стараемся сохранить максимум скорости. Входим в узкую шпильку, где важно точно действовать педалью газа. Четвёртый поворот среднескоростной, он выводит на самую длинную прямую на трассе, с серьёзным торможением в конце. Затем правый 20-градусный поворот, и левый 90-градусный.
Потом смещаемся влево, и стараемся как можно быстрее преодолеть правую шикану. Очень непростое место под мостом. Дальше кочка, так что перед левой шпилькой тормозить нелегко. На задней прямой важно быстро разогнаться. Снова серьёзное торможение перед правым 90-градусным поворотом.
Следующая зона торможения непростая, затем шикана с поворотами 18 и 19, пересекаем стадион, где нет места для ошибок. Последняя связка – атакуем поребрик в 21-м повороте. Многие машины там касаются стены на выходе. Заключительный поворот – второй по скорости на трассе. Это здорово. После него ты разгоняешься на стартовой прямой.