Встреча спортивного директора Pirelli Марио Изолы с прессой началась с вопросов о нестандартной ситуации, возникшей после первой тренировки, когда выяснилось, что из-за плохо закреплённых поребриков в 6-м и 12-м поворотах шины большинства команд получили повреждения.
Вопрос: В FIA обратили внимания на поребрики из-за того, что вы обнаружили порезы на шинах?
Марио Изола: Они начали своё расследование после нашего сообщения о том, что на большинстве шин, которые использовались в заключительной части первой тренировки, мы обнаружили порезы. Повреждения были на задней левой шине, причём, они расположены определённым образом – все были примерно одинаковыми. Мы проинформировали Чарли Уайтинга, и он немедленно отреагировал.
В самом начале квалификации GP2 он принял решение отправиться на трассу и проверить все поребрики, которые находятся с левой стороны, и в паре поворотов обнаружил, что часть небольших болтов, которыми крепятся поребрики, ослабли, поэтому их просто пришлось закрепить. Но квалификация GP2 была отложена.
В общем, поребрики были закреплены, но, по-моему, вечером FIA собирается вернуться к этому вопросу и найти решение. Но мы также проверили шины, которые использовались в Формуле 1 во время второй тренировки, и уже ничего не обнаружили. Теперь всё нормально.
Вопрос: Сколько всего шин было повреждено?
Марио Изола: Точную цифру не назову, но они пострадали на 90% всех машин, а это однозначно свидетельствовало, что необходимо провести расследование. Кстати, в начале первой сессии и во время утренних тренировок GP2 ничего такого мы не видели. Возможно, впоследствии болты ослабли из-за вибрации по мере того, как трасса активно использовалась.
Вопрос: Сколь серьёзно были повреждены шины?
Марио Изола: Это довольно глубокие порезы беговой дорожки, некоторые достигали 5 см, некоторые были небольшими – в зависимости от того, как шина скользила, и в каких-то случаях доставали до каркаса, но ни одна из шин не вышла из строя. Важно, что сразу выяснилось: повреждения связаны с внешними причинами, и направление порезов было хорошо видно. Также было понятно, что они вызваны не какими-то обломками, которые могли быть на трассе, так как в этом случае характер порезов иной.
Вопрос: Вы можете объяснить, почему в Pirelli рекомендовали столь высокий уровень давления воздуха в шинах для этой трассы? Некоторые команды жалуются, ведь хотя в Баку есть скоростные участки, быстрых затяжных поворотов здесь нет, поэтому нагрузки на резину не столь велики…
Марио Изола: Предписания, которые мы выдали командам, основаны на уже проверенном комплексном подходе, при котором мы учитываем скорости, нагрузки, углы развала колёс и, анализируя все эти данные, определяем уровень давления. Разумеется, это совсем новая трасса, поэтому у нас нет своего архива данных, а есть лишь расчётные, которые мы получили от команд.
Причём, команды, применяя технологии цифрового моделирования, тоже столкнулись с дефицитом реальных данных об абразивности покрытия трассы, поскольку асфальт был уложен только пару недель назад. Поэтому у нас не было возможности заранее изучить абразивность асфальта. Когда мы выбирали составы резины для этого гоночного уик-энда, асфальт ещё не был уложен.
Из-за этого команды, проводя свои расчёты, брали за основу некие средние значения, поэтому в их прогнозах виден разброс. Мы получили от них эти данные, провели свой дополнительный анализ и пришли к определённым выводам, на основе которых и были установлены уровни давления.
Теперь в нашем распоряжении есть данные, собранные в ходе первых тренировок, мы всё проанализируем, сопоставим их с расчётными, и тогда станет понятно, надо ли вносить коррективы в наши рекомендации. Разумеется, мы не собираемся менять углы развала, поскольку команды уже настроили машины определённым образом, но надо понять, есть ли возможность для корректировки уровня давления.
Причём, давление может быть как понижено, так и повышено. Если мы недооценили степень абразивности и другие характеристики покрытия, нам придётся его поднять ещё. И наоборот. На трассах, хорошо нам известных, такая необходимость, как правило, не возникает.
Так что сейчас мы проводим этот анализ, им занимаются наши инженеры на трассе и специалисты в Милане, а с командами есть договорённости, что их информацию мы получаем не позднее, чем через три часа после завершения второй тренировки. После этого нам нужно три часа для того, чтобы сделать свою часть работы. Следовательно, не позднее чем через шесть часов после второй сессии, команды получат наш ответ.
Вопрос: Ближе к вечеру температуры начали понижаться. У вас есть какие-то тревоги, что это может сказаться на скорости, на эффективности работы шин?
Марио Изола: Никаких тревог нет, хотя это, безусловно, скажется. Составы Medium и SuperSoft эффективно работают в более низком диапазоне температур, при котором они лучше всего держат трассу, Soft – в более высоком. Поэтому команды должны всё это учитывать, работая с настройками и выбирая шины. Прогноз погоды немного изменился, теперь ожидается, что погода будет не такой жаркой и солнечной, как предполагалось изначально – впрочем, я не ожидаю, что здесь будет так же холодно, как в Монреале.
Вопрос: Изначально у вас не было данных о степени абразивности асфальта этой трассы, но теперь такая информация у вас появилась. Как вы полагаете, можно ли было выбрать для Баку состав UltraSoft?
Марио Изола: Да, думаю, можно.
Вопрос: Значит, гонка, вероятно, пройдёт с одним пит-стопом?
Марио Изола: Вероятно, да, поскольку уровень деградации здесь довольно низкий.
Вопрос: Возможно, решающее значение в квалификации будет иметь вторая попытка. Не думаете ли вы, что если командам будет трудно прогревать шины, то у них могут возникнуть сложности, ведь здесь довольно длинный круг?
Марио Изола: Они хорошо умеют готовить шины, работая в режиме квалификации, и когда они разберутся с особенностями резины, им вполне будет хватать одного круга для её прогрева. При этом я не могу исключать, что шины позволят проехать два быстрых круга. Сначала первый, потом на следующем резине надо дать остыть, затем второй. Сегодня в ряде случаев мы видели, что самым быстрым был пятый или шестой круг после выезда из боксов.
Вопрос: Сколь велика разница в скорости между шинами разных составов?
Марио Изола: По поводу Medium и Soft точных данных привести не могу, поскольку на тренировках мало кто работал с этим составом, причём, только в самом начале сессии, а мы всегда должны учитывать изменение состояния покрытия. По нашим предварительным расчётам это может быть до 2-х секунд на круге, но реальных данных у меня нет. Между Soft и SuperSoft разница на уровне 1,0 - 1,2 секунды, и это нас не удивляет.
Вопрос: Вы планируете в следующем году сохранить ту же линейку составов?
Марио Изола: Изначально мы планируем сохранить эту линейку, но нам предоставлена свобода действий, и если в процессе разработки мы сочтём необходимым увеличить число составов, мы можем это сделать, регламент это позволяет.
Вопрос: В этом году команды должны заранее, за 14 недель, выбирать шины для выездных гонок – сохранится ли такое правило в следующем году?
Марио Изола: Мы это ещё не обсуждали, но дискуссию уже пора начинать. Если Гран При Австралии пройдёт в марте, а командам нужно определиться за 14 недель до него, то, видимо, шины придётся выбирать ещё до того, как мы начнём тесты новой резины для 2017 года. Забавная ситуация. Но изменения предстоят серьёзные, и последствий будет много. Кстати, даже места в паддоке нам понадобится больше, придётся приобретать ещё один тягач, и ещё один контейнер. Из-за того, что размеры шин увеличатся, они просто не поместятся в том контейнере, который мы используем сейчас. Так что придётся решать немало различных вопросов.