Спортивный директор Pirelli Марио Изола подвёл итоги первых тренировок на трассе Гран При Японии и рассказал о позиции шинников в вопросе о предсезонных тестах.
Вопрос: Как бы вы прокомментировали итоги пятничных тренировок с точки зрения Pirelli?
Марио Изола: Пока самый важный итог – мы увидели, как на этой трассе работают шины Soft. Pirelli впервые привезла в Сузуку такую резину, ведь здесь очень абразивный асфальт, и шины подвергаются высоким нагрузкам. Сегодня Soft показали себя хорошо, хотя износ довольно высокий, а также наблюдается деградация. Не могу представить, что эти шины могут продержаться больше 15-ти кругов, но мы должны более точно проанализировать все данные.
Резина Hard тоже работает неплохо по сравнению с Medium, разница во времени на круге между Soft и Medium примерно на уровне 1,5 секунды, что соответствует нашим ожиданиям. Разницу в скорости между Hard и Medium оценить сложнее, поскольку команды в основном работали либо с Hard и Soft, либо с Medium и Soft. По нашим оценкам, разница между двумя более жёсткими составами должна быть меньше секунды на круге, но, похоже, она будет ещё меньше.
Если в субботу, как и ожидается, будет лить дождь, командам придётся разрабатывать тактику на основе данных, полученных сегодня. Вероятнее всего, гонка пройдёт с двумя пит-стопами. Не думаю, что реально проехать дистанцию с единственной остановкой в боксах. Возможные варианты: Hard-Soft-Soft, Hard-Hard-Soft либо Soft-Soft-Hard.
Но если температура понизится, возможно, что альтернативным выбором окажется резина Medium, хотя командам в любом случае придётся хотя бы один отрезок дистанции провести на самых жёстких шинах. Поскольку речь идет о двух пит-стопах, то тогда они используют резину всех трёх составов.
Если же квалификация пройдёт на сухой трассе, учитывая значительную разницу в скорости между составами, вряд ли кто-то попытается пройти в финал квалификации, используя какие-либо иные шины, кроме Soft. Это было бы слишком рискованно.
Вопрос: Есть ли какой-то прогресс в вопросе о зимних тестах?
Марио Изола: Нет, но в этот уик-энд у нас запланированы встречи с FIA и некоторыми командами, на которых будет продолжено обсуждение ситуации. Для нас предпочтительнее отправиться в Бахрейн, там можно получить более репрезентативную информацию и лучше понять особенности работы резины всех составов. Но пока дискуссия продолжается, обсуждается оба варианта – и Барселона, и Бахрейн.
Вопрос: К какому сроку вам необходимо определиться с тестами?
Марио Изола: Если говорить о крайних сроках, то, учитывая, что мы в любом случае должны приступить к производству шин для следующего сезона в самом начале декабря, чтобы успеть организовать всю логистику, решение о проведении тестов в Бахрейне надо принять в конце ноября. Так что какое-то время ещё есть, но, по-моему, командам тоже важно пораньше определиться, где они собираются проводить тесты.
Вопрос: Обсуждается вопрос о переносе второй серии тестов в Бахрейн?
Марио Изола: Насколько я понимаю, если будет принято решение в пользу Бахрейна, команды предпочли бы провести там все предсезонные тесты. Конечно, если они захотят одну серию организовать в Барселоне, а вторую в Бахрейне, для нас это тоже возможно. Но между сериями всего четыре дня, и вторая завершается незадолго до Гран При Австралии. Решить все логистические задачи, связанные со столь жёстким графиком, не то чтобы невозможно, но я предвижу серьёзные сложности. Поэтому для команд предпочтительнее отработать всю программу тестов в каком-то одном месте. Либо в Барселоне, либо в Бахрейне.
Вопрос: Кто ещё, кроме Mercedes, поддерживает вариант с Бахрейном?
Марио Изола: По-моему, команды разделились на две примерно равные группы. Половина голосует за Бахрейн, половина – за Барселону. Pirelli в данном случае только информирует о своих предпочтениях. С нашей точки зрения, в Бахрейне есть возможность хорошо разобраться в особенностях поведения резины четырёх составов из пяти, что очень неплохо. Эта трасса не лучшим образом подходит только для работы с Hard, хотя получить определённое представление о поведении самых жёстких шин всё равно можно.
Вопрос: Если не получится провести тесты в Бахрейне, к каким последствиям это может привести?
Марио Изола: Нам будет сложнее оценить реальную скорость, уровень деградации резины и её склонность к перегреву. Не исключено, что из-за этого мы сделаем неверный выбор шин для нескольких первых гонок сезона, исправить который уже будет крайне сложно.
Вопрос: Не логичнее ли тогда рассматривать вариант с тестами в Малайзии, ведь от Сепанга до Австралии относительно недалеко?
Марио Изола: Малайзия – тоже хороший вариант, и там тоже можно провести тесты, но велик риск дождей. Впрочем, нам всё равно нужно испытывать шины для дождевых условий, хотя это уже другой вопрос. В идеале, чтобы получить полную и детальную картину, нужно проводить шинные тесты на разных автодромах с разными характеристиками. В Бахрейне свои минусы, но там важно хорошее сцепление ведущих колёс с асфальтом, а одна из главных задач, которые мы решаем, связана с уменьшением эффекта перегрева.
Перегреваются в основном задние шины – как раз из-за того, что они стоят на ведущих колёсах, и в Бахрейне это очень чётко проявляется. Кстати, такой же эффект наблюдается на 3-м секторе в Барселоне – там гонщики тоже жалуются на перегрев задних шин и недостаточно хорошее их сцепление с трассой. Сахир – неидеальная трасса для проверки поведения машины и резины в быстрых поворотах, но зато там средний по уровню абразивности асфальт плюс подходящие погодные условия.
Вопрос: Сколько комплектов шин команды должны получить для предсезонных тестов, и будет ли это резина всех составов?
Марио Изола: По выбору команд. В прошлом для зимних тестов мы обычно предоставляли им 25-30 комплектов, а если говорить о составах, то половину комплектов определяли мы, а у команд была возможность выбрать вторую половину. Но пару лет назад они получили полную свободу выбора составов для тестов, так что теперь только от них зависит, что они хотят тестировать. Поэтому мы должны заранее знать, на каком автодроме будут проходить тесты, и должны заранее определиться с составами для первых пяти гонок, потому что команды будут выбирать шины для тестов, основываясь на этой информации.
Вопрос: У вас будет какая-то возможность вносить коррективы в выбор составов для первых пяти этапов чемпионата на основе результатов тестов?
Марио Изола: Если, получив в ходе тестов все данные, мы поймём, что допустили ошибку в выборе составов для Австралии, Китая, Бахрейна и т.д., мы сможем перейти к плану действий в чрезвычайной ситуации и внести необходимые коррективы. Например, мы решили, что везём в Мельбурн Soft, SuperSoft и UltraSoft, но выяснится, что они слишком мягкие для этой трассы, потому что рост скоростей выше, чем мы ожидали – в этой ситуации мы успеем переключиться на резину, на одну градацию более жёсткую, и перейти на вариант Medium-Soft-SuperSoft.
Это вариант на крайний случай, но нам бы хотелось избежать изменений, на которые приходится идти в последний момент. Однако, учитывая, что в следующем году всё будет по-новому, вполне возможно, что такой вариант надо предусмотреть. Мы должны составить план на этот случай, представить его FIA и командам и всё с ними согласовать.