Вопрос: Что вы собираетесь делать в следующем году?
Жак Вильнев: Пока у меня нет ответа на ваш вопрос. Просто нет.
Вопрос: В газетах пишут о возможном уходе из Формулы 1...
Жак Вильнев: Нет, подобных планов у меня тоже нет. Пока никаких контрактов не подписано, но уходить я не собираюсь.
Вопрос: А что произойдет, если вы не сможете подписать контракт? Есть какой-то резервный план?
Жак Вильнев: Я люблю гонки, но не хочу повторения прошедшего сезона. Нужно придумать программу дальнейшей работы, если я остаюсь в BAR, чтобы это не было похоже, как в начале этого сезона, на войну двух группировок в одной команде. Это здорово облегчит нашу работу. Если этого не произойдет, то и контракта не будет. Кажется сейчас ситуация стабилизировалась, мы хотим работать вместе, так что проблем быть не должно.
Вопрос: Но выбор невелик, большинство команд уже укомплектовано пилотами. Вы рассматриваете какие-то варианты?
Жак Вильнев: Нет, состав команд на следующий сезон уже действительно определен, ну а потом откроются некоторые перспективы.
Вопрос: В этом сезоне вас преследуют механические проблемы, как вы оцениваете свою работу? Наверное трудно дать объективную оценку?
Жак Вильнев: Я доволен своей работой, но к сожалению у меня было не так много кругов, чтобы это доказать. Слишком часто машина ломалась в начале гонки и со стороны могло сложиться мнение, что я уступаю Дженсону в квалификации. Номинально счет в его пользу, но мнение со стороны не всегда верно. У меня всегда больше или столько же топлива, как у него, но на это никто не обращает внимания, потому что большинство болельщиков просто смотрят на результаты сессии, напечатанные в газетах. В подобной ситуации вашу работу не оценят, а скорее заметят недостатки.
Вопрос: Никогда бы не подумал, что вас интересует реакция публики...
Жак Вильнев(смеется): Да, но когда встает вопрос о контракте, об этом приходится думать.
Вопрос: Многообещающий дебютный сезон BAR в 1999-м оказался полностью провален. Какой чемпионат показался вам сложнее, 1999 или 2003 года?
Жак Вильнев: Конечно в 1999-м мы были расстроены, но тогда у меня был длинный контракт и внутри команды никаких проблем не было. Сейчас тоже проблем нет, но минувшей зимой, после смены руководства в BAR появилась группа людей, не заинтересованных в моих успехах. Да, в 1999-м все сложилось плохо, но тогда была одна беда на всех и мы пытались справиться с ней вместе, сообща. В этом году мне часто приходилось в одиночку решать многие проблемы команды, знаете - это не так просто.
Вопрос: Но в 1999-м команда только знакомилась с Формулой 1...
Жак Вильнев: Да, мы попали в нокаут, но он был похож на умывание холодной водой рано утром. Очень освежает.
Вопрос: Тогда все действительно сложилось хуже, чем вы рассчитывали?
Жак Вильнев: Да, мы ведь надеялись бороться за подиум, поэтому я и говорю о нокауте. Отлично, мы только собрались и хотим добиться успеха. Море планов, перспектив. А в этом сезоне мне пришлось выживать, согласитесь, это не так приятно.
Вопрос: Вы сейчас имеете ввиду себя, а не команду? Вы отделяете себя от нее?
Жак Вильнев: По крайней мере в этом году я ясно ощутил это разделение. Мы хорошо работали с небольшой группой инженеров и механиков, но команда почти не обращала внимания на то, что с нами происходит, поэтому и произошло отделение, которое очень мешало работе.
Вопрос: Одну вещь я никак не могу понять? Если в 1999-м вы попали в нокаут, то почему остались в BAR?
Жак Вильнев: У меня был контракт, кроме того в Формулу 1 вернулась Honda, они очень просили меня остаться.
Вопрос: А что сейчас? Honda по прежнему хочет, чтобы вы остались?
Жак Вильнев(смеется): Да, но сейчас к их мнению прислушиваются гораздо меньше, чем в конце 2000-го.
Вопрос: Ваши отношения с Honda стали продолжением былого сотрудничества японской компании с Айртоном Сенной. Тогда к бразильцу относились как к своему сыну, а сейчас его место заняли вы. Инженеры Honda вам безусловно доверяют...
Жак Вильнев: Да, я действительно с ними сработался. Любые отношения требуют времени, к сожалению в первые два года компания меняла персонал каждые шесть месяцев и было сложно рассчитывать на взаимопонимание. Сейчас все успокоилось и работать стало легче.
Вопрос: Как вы строите отношения со столь крупным автопроизводителем?
Жак Вильнев: Просто работаю. Если вы не хотите с кем то работать, то и не сядете с ними пить кофе. Доверие возникает по ходу совместной работы.
Вопрос: Но речь в большей степени идет о тестах, а не о гонках...
Жак Вильнев: Да, но гонки - это всегда большое напряжение, прессинг, когда вы в таких условиях вместе над чем то работаете, это очень сближает.
Вопрос: Я знаю, что в Honda очень ценят ваши технические комментарии, обратную связь...
Жак Вильнев: Да, это так.
Вопрос: Мне любопытно, что делает гонщика хорошим техническим специалистом?
Жак Вильнев: Вы говорите о настройке машины, о том, в каком направлении нужно двигаться. То же самое касается и мотора. Это всегда очень субъективно, интуитивно, ведь полной уверенности в успехе быть не может. Вы не всегда ощущаете разницу, но должны развиваться, делать выводы и искать верный путь. Прежде всего нужно доверять своим ощущениям. Вы всегда знаете, что от вас хотят услышать, но должны говорить то, во что верите, что считаете важным для работы машины или мотора. Вы должны доказать свою правоту и тогда появится доверие.
Вопрос: Как вы объясняете им свои чувства? Вы просто едете по прямой и понимаете, что не хватает мощности?
Жак Вильнев: Мотор - это не только мощность. Нужно оценивать поведение машины, ее взаимодействие с мотором. Кстати с появлением трекшн-контроля и прочих электронных помощников стало труднее оценивать работу мотора. Сейчас очень важны ощущения гонщика, чувства, которые у вас возникают при управлении машиной и часто направление развития, которое вы считаете важным - это лишь идея, ничем не проверенная и не подтвержденная.Для того, чтобы быстрее проехать круг по трассе совершенно необязательно иметь преимущество в мощности. Можно выиграть время с менее мощным, но легким и управляемым мотором. Это очень непросто понять тем, кто разрабатывает мотор, потому что для них мощность - главный ориентир. На это нужно время, но сейчас наши отношения зашли достаточно далеко и мы можем говорить о всех аспектах машины.Это долгосрочная и серьезная работа, ее нельзя сделать за несколько кругов. Конечно вы переключаете режимы, что-то меняете, но модификация мотора одна и вы не можете ее механически изменить. Нужно проехать тысячи кругов, постоянно контролируя работу мотора, его реакцию на смену режимов, попытаться отыграть у самого себя одну десятую и только приходит понимание, что нужно делать.
Вопрос: Новый мотор будет сделан с учетом ваших пожеланий?
Жак Вильнев: Да, тот мотор, который команда использует сейчас, сильно изменился с начала сезона. Нельзя сказать, что этих перемен достаточно, но Honda сделала большой шаг вперед. И конечно я доволен тем, что внес вклад в эту работу.
Вопрос: Говоря о машинах, о моторах вы становитесь очень похожи на своего отца. Горящие глаза Жиля, вместе с упорством и индивидуализмом Жака. Не хотели бы выступать в 70-е, рядом с Ники Лаудой и Джемсом Хантом?
Жак Вильнев: Не знаю, наверное я не выжил бы в те годы. Я слишком люблю рисковать, а тогда гонщики платили за риск очень высокую цену.
Вопрос: Вам нравится современная Формула 1?
Жак Вильнев: Я люблю гонки, но это - все, что хочу сказать по этому поводу.