Андреа Ланди – гоночный инженер Хайме Альгерсуари. В интервью пресс-службе Toro Rosso итальянец рассказал, с чем ему приходится сталкиваться во время работы, интересно ли ему сотрудничать с Хайме, и чем шины Pirelli отличаются от резины Bridgestone.
Вопрос: Андреа, с чем вам приходится сталкиваться во время выбора стратегии на гонку?
Андреа Ланди: В этом году наша работа осложнилась: если слишком долго думать над тем, как следует поступить, можно потерять много мест. В текущем сезоне стоит учитывать особенности шин, прогнозировать, в каком состоянии они будут к концу отрезка. В идеале мы должны понять момент, когда гонщик начнет терять скорость, и перед этим провести пит-стоп. В этом году мы изменили наш подход.
Мы видим большую разницу между состоянием резины в начале отрезка и в конце. Разница в скорости между новыми и старыми шинами огромна. Если остановиться на два-три круга раньше соперников, можно отыграть секунд десять. Однако, есть опасность дополнительного пит-стопа. Видите, у нас довольно интересные расчеты.
Вопрос: Хайме говорил, что он не так хорошо понимает работу шин, как ему хотелось бы. Что он имеет в виду?
Андреа Ланди: У шин есть память. Следует бережно обращаться с резиной в начале отрезка, чтобы распределить ее возможности на всю дистанцию. Если на старте использовать потенциал шин на полную мощность, жизненный цикл будет короче. Следует с самого начала следить за резиной, чтобы избежать неприятных последствий.
Гонщик должен это понимать. Инженер не может ему объяснить, как следить за резиной. У нас есть сотни, тысячи датчиков на машине, мы видим огромное количество параметров, но только гонщик сидит в кокпите и чувствует поведение машины. Это очень сложно. В этом году Хайме едет на 95% возможностей машины, так что ему следует устранить этот пробел.
Вопрос: Хайме говорит, что ему приходится ехать медленнее, чем он мог бы. С молодым гонщиком сложнее работать, чем с опытным пилотом?
Андреа Ланди: Сложный вопрос! Я работал с опытными ребятами в гонках GT, но никогда в Формуле 1. Так что я не смогу дать вам точный ответ. Опытный гонщик знает свой уровень возможностей. Гонки мало чем отличаются от другой работы: опыт нельзя получить со стороны, он приходит только со временем, и об этом нельзя забывать. С другой стороны, более опытный гонщик работает так же, как и 15 лет назад, и его очень сложно переделать.
Если взять Шумахера, Баррикелло или Уэббера, они лучше понимают проблемы и, возможно, знают, как их решить. Однако смогут ли они легко адаптироваться к изменившимся условиям – это другой вопрос. Мне приятно работать с молодыми ребятами, с такими, как Хайме. Он очень открыт и он готов учиться. Совместная работа дает возможность построить команду – команду гонщика и инженера. Мне это нравится.
Вопрос: В этом году на STR6 много новинок. Сложно с ними работать?
Андреа Ланди: Я пришел в Формулу 1 в 2007 году, и с тех пор машины не сильно изменились. В этом году у нас появились KERS и DRS. Машины очень сложные, в них есть технические решения, которые сложны сами по себе. Однако я думаю, что моему поколению инженеров очень повезло. Да, нам приходится тяжелее, но благодаря этому у нас более высокий профессиональный уровень.
Если посмотреть на команду Формулу 1 тридцатилетней давности, то в боксах работали человек десять. Сейчас над двумя машинами работают 45 человек. Один инженер занимается коробкой передач, другой работает с двигателем, третий с KERS, электроникой и так далее. Главная сложность для инженера заключается в координации работы всех сотрудников. Каждый работает над своей частью машины, что позволяет сосредоточиться на одном аспекте, но вопросы управления коллективом стоят на первом месте. Это главный вызов в современной Формуле 1.
Вопрос: Даниэль Риккардо сядет за руль одной из машин на свободных заездах. Когда он пилотирует машину Хайме, у вас прибавляется работы?
Андреа Ланди: Нет, не особенно. В целом мы делаем много работы. Обычно, когда мы меняем гонщиков, мы меняем сидение и педальный узел, иногда балласт. Если говорить о Даниэле, то ему не нужно менять расположение педалей. Он весит столько же, сколько и Хайме, поэтому в его случае нам не нужно менять балласт. Мы меняем только сидение, и на это уходит всего пять минут.
Даниэль работает над той же программой, что и основные пилоты. Он – хороший гонщик, и он хорошо справляется. Нам не приходится ничего менять при работе с ним.
Вопрос: Этот сезон более сложный для гоночного инженера, чем прошлые?
Андреа Ланди: Я думаю, что более-менее ситуация такая же, как в прошлом году. Мы проводим такое же количество гонок и тестов. У нас много работы, и мы много времени проводим вне дома. Здесь важно любить свою работу. Мне работа нравится, так что проблем нет.