Витантонио Лиуцци методично готовится к чемпионату вместе с Force India, и эта ситуация радикально отличается от прошлогодней, когда ему пришлось сесть за руль посереди сезона…
Вопрос: Как прошел первый день тестов в Барселоне? Были ли какие-то проблемы?
Витантонию Лиуцци: Утром мы поняли, что трасса практически необрезиненная и скользкая, и сконцентрировались на другой работе, не связанной с доводкой машины. Мы тренировали пит-стопы и отрабатывали другие гоночные процедуры. Во второй день команда уже займется машиной: мы будем подбирать настройки и искать резервы скорости на длинных сериях кругов.
Вопрос: Вы уже почувствовали, что новая машина – это шаг вперед по сравнению с VJM02?
Витантонию Лиуцци: Да, мы уверены, что команде удалось достичь значительного прогресса. Оставалось только понять, чего зимой добились наши соперники: по одним только результатам прохождения кругов трудно понять уровень других команд. В какой-то день скорость их машин может произвести сильное впечатление, но затем может снизиться.
Мы знаем, что сделали большой шаг вперед. В прошлом году Force India, возможно, была лидером по темпам модернизации, и, по-моему, сейчас наши специалисты добиваются неплохих результатов в аэродинамической трубе и на базе команды. Было бы преувеличением сказать, что наша машина способна выигрывать гонки – это трудно, однако наша цель – постоянно зарабатывать очки. Судя по результатам тестов, мы близки к этому…
Вопрос: За несколько недель до начала сезона в команде поменялся технический директор – это как-то отразится на ходе подготовки?
Витантонио Лиуцци: Нет, не думаю. Джеймс Ки играл большую роль в Force India, и жаль, что он ее покинул, – мне было приятно с ним работать. Но во всех командах происходят изменения, и, по-моему, у нас отличный коллектив во главе с Марком Смитом: все, кто трудится в аэродинамической трубе и в конструкторском бюро, уже занимаются не только машиной 2010-го года, но уже и 2011-го. Считается, что Force India – маленькая команда, но мы от этого не страдаем, потому что у нас работают серьезные профессионалы.
Я желаю Джеймсу всего наилучшего: паддок маленький, и люди часто переходят из команды в команду…
Вопрос: В прошлом Force India была аутсайдером. Как вы считаете, сегодня отставание новых команд можно сравнить с тем, насколько ваша команда в свое время отставала от лидеров?
Витантонио Лиуцци: Не думаю. Вы сказали, что Force India была аутсайдером, но и Toro Rosso тоже начинала с нуля. Без крепкой базы или богатого опыта трудно начинать и пробиться в победители.
Думаю, Force India неплохо дебютировала: даже занимая последние места, мы не слишком много проигрывали остальным, если судить по времени прохождения кругов. Новые команды пришли в Формулу 1 в самый сложный период, потому что сейчас интервал между первой и последней машиной на уровне 1,5 – 1,8 сек. А три-четыре года назад таким был интервал между лидерами и середняками.
Force India доказала, что может быть по-настоящему сильной командой, ведь в 2009-м мы добились огромного прогресса. Судя по результатам последних тестов, Lotus и Virgin надо бы работать более усердно, чтобы сократить отставание: сейчас разрыв намного больше.
Сейчас ситуация другая еще и потому, что правила сильно изменились, и это, наверное, дополнительно осложняет им жизнь. По-моему, когда мы начинали, мы были несколько в ином положении.
Вопрос: Вы полагаете, что Force India, как и в прошлом году, не слишком много проиграет лидеру чемпионата?
Витантонио Лиуцци: Мы ожидаем, что будем стабильно зарабатывать очки. Соперничать с крупными заводскими командами, с Ferrari, Mercedes и McLaren, непросто. Они всегда впереди, но, думаю, отставание будет меньше, чем в прошлом году. Не все зависит от скорости на единственном круге, – важна скорость на всей дистанции гонки, поскольку именно она влияет на конечный результат.
Вопрос: В прошлом году вы впервые вышли на трассу в составе Force India и добились неплохих результатов, хотя много месяцев не садились за руль машины Формулы 1. Насколько лучше вы сейчас готовы к сезону?
Витантонио Лиуцци: Чувствую, что действительно готов. В прошлом году мне представился шанс сесть за руль, и я им воспользовался – я долго этого ждал и никогда не сдавался. Хотя сейчас тестов намного меньше, чем раньше, мы лучше подготовились к чемпионату, и я должен показать, на что способен. В прошлом году я неплохо провел свою первую гонку, потому что машина отлично работала на трассах такого типа. Надеюсь, в Бахрейне нам удастся это повторить, и мы сможем хорошо начать сезон.
Вопрос: Какую команду вы считаете сильнейшей?
Витантонио Лиуцци: Трудно судить о других командах, поскольку топливные баки в этом году очень большие и многие, возможно, скрывают свою скорость. Это сложный вопрос. Безусловно, мы ожидаем, что Ferrari, McLaren и Mercedes будут в лидерах в первой гонке; возможно, даже Red Bull. Мы продолжаем изучать данные телеметрии, а также анализируем результаты соперников, но полную картину сможем представить только в Бахрейне.
Вопрос: Как вы полагаете, возможно, темп будет задавать Фернандо Алонсо на Ferrari?
Витантонио Лиуцци: Фернандо и Ferrari – очень сильная комбинация, и я всегда относился к нему с большим уважением. Думаю, Ferrari сильнее начнет сезон, чем в прошлом году, так что эта команда вполне может стать лидером. Впрочем, уверен, ей тоже будет нелегко.
Вопрос: С отменой дозаправок многое будет зависеть от того, насколько быстро команды будут справляться с заменой шин во время пит-стопов: что изменилось в этой ситуации для гонщиков?
Витантонио Лиуцци: Раньше во время пит-стопа мы могли немного расслабиться: он длился дольше, поскольку какое-то время уходило на дозаправку. Теперь нет возможности даже дыхание перевести. Едва ты переключишь КПП в нейтральное положение, как уже надо включать первую передачу, так что расслабляться будет некогда.
Думаю, Гран При будут проходить более напряженно, поскольку сейчас гонщикам придется думать о многих вещах сразу. В прошлом году каждый отрезок гонки можно было проводить в квалификационном режиме, но теперь придется следить за износом шин и расходом топлива. Если ты сможешь провести гонку более аккуратно и сэкономить какое-то количество бензина – это может пригодиться ближе к финишу.
Вопрос: Новые более узкие передние шины облегчают задачу гонщика?
Витантонио Лиуцци: Да, потому что с такой резиной реакции передка машины стали менее острыми. Но VJM03 – лучшая машина из всех, на каких мне доводилось ездить в моей карьере. Поэтому я считаю, что мы сделали огромный шаг вперед: несмотря на топливный бак увеличенного размера и более узкие передние шины, машина ведет себя великолепно. Я был просто поражен, как легко она меняет направление движения.
Пока слабое звено – это резина, но наша машина в значительной степени компенсирует ее недостатки. Думаю, перед всеми командами стоит эта задача: попытаться найти правильный баланс. Но, несмотря на все сложности, мы близки к ее решению.