В обстоятельном интервью Sky Sports спортивный директор Marussia F1 Грэм Лоудон говорил о сложностях, с которыми столкнулась команда, готовясь к этому сезону, а также о впечатлениях от нового звука моторов и исключении Даниэля Риккардо из протокола Гран При Австралии.
Вопрос: После Гран При Австралии было много шума по поводу более тихого звука нового поколения моторов Формулы 1. Берни Экклстоун заявил, что был в ужасе. Ваше мнение?
Грэм Лоудон: Не скажу, что я в ужасе, это было бы слишком, но, например, мы стали свидетелями того, что по ТВ звук новых моторов воспринимался иначе. Кстати, смотреть гонку по ТВ было интереснее, чем раньше: на трассе что-то постоянно происходило, да и расстановка сил несколько изменилась.
Думаю, телезрители, которые представляют большую часть аудитории Формулы 1, настроились на потрясающий сезон. Кроме того, по-моему, те, кто приезжает на трассу, просто слышат другой звук. Конечно, он тише, но это позволяет им услышать много других вещей: слышно, например, как гонщики блокируют колеса и многие другие вещи - всё это создаёт особое очарование, которого не было прежде.
Но воздействие на стороннего наблюдателя изменилось, эффект стал не столь потрясающим – на это перемены повлияли. Команды тратят много времени на то, чтобы привлечь на трассу руководителей компаний, которые не прочь спонсировать команду, и всегда было видно, что их впечатляет звук только что заведенного мотора на машине Формулы 1 – как правило, он невероятно громкий.
Это помогало показать, что Формула 1 – это другой мир, и мы всегда считали это полезным фактором, способным сыграть ключевую роль в принятии решения. Очень часто у таких руководителей не так много времени, поэтому ещё не факт, что они оценят перемены в характере звука и тому подобных вещах – они обращают внимание на то, что производит впечатление.
Безусловно, произошли серьезные перемены, и нам еще предстоит понять, есть ли у них минусы, но мы совершенно точно лишились того эффекта, который Формула 1 производила на окружающих. Впрочем, плюсов для болельщиков по-прежнему немало. Это просто одна из перемен.
Вопрос: Как вы считаете, могут ли команды предпринять какую-то попытку усилить звук?
Грэм Лоудон: Возможно, это будет исходить не от команд, ведь они настолько заняты своими делами, стремясь добиться эффективной работы машин... Но я не удивлюсь, если будут какие-то подвижки в эту сторону. В частности, когда появятся некие программы поддержки, в которых пойдёт речь о более высоком уровне шума, тогда вполне могут произойти какие-то перемены в этом плане.
Как и во всём, это вопрос баланса. Я уже говорил, что телезрители, представляющие большую часть аудитории Формулы 1, сейчас получают гораздо более качественный продукт, чем в прошлом году. Но мы должны оценивать ситуацию в целом и понять, можно ли что-то сделать, чтобы вернуть прежний эффект.
Вопрос: Второй серьезной темой для разговоров после Гран При Австралии стала дисквалификация Даниэля Риккардо. Red Bull Racing выстраивают свою защиту, исходя из того, что технологии, использовавшиеся в топливном датчике, были несовершенными. Если бы по ходу тестов или гоночного уик-энда в Австралии подобные проблемы возникли у Marussia, что бы вы сделали?
Грэм Лоудон: Вероятно, большинство команд что-то заметили. Произошли серьезные технические перемены, так что я удивился бы, если бы в результате не возникло каких-то проблем или разночтений в интерпретации разных вещей.
У всех есть те или иные сложности и неполадки, и конечно, мы столкнулись с ситуацией, связанной с массовым расходом топлива, в которой нам пришлось принимать решение. Мне кажется, большинство команд действовали именно так, как и предполагала FIA, а именно: выбрали решение, которое гарантированно обеспечивало соответствие машины регламенту. Я знаю, что когда нам приходится принимать решения, то мы делаем это в соответствии с подходом FIA.
Вопрос: Red Bull Racing подала протест. Ходят слухи, что подобная техническая неполадка может сыграть решающую роль в сезоне и приведет к новым дисквалификациям. Учитывая сложность правил, вы обеспокоены, что у FIA может возникнуть много проблем, особенно если Red Bull Racing выиграет дело?
Грэм Лоудон: Я надеюсь, что этого не произойдет, поскольку это не понравится болельщикам. Они хотят включить телевизор, посмотреть гонку и узнать, кто выиграл, а не следить за новостями еще один день или около того, чтобы понять, кто на самом деле стал победителем, а кто финишировал вторым и так далее. В общем, я надеюсь, что мы не столкнемся с подобными вещами.
Конечно, в таких ситуациях последнее слово остаётся за Международным апелляционным судом, так что впереди открытый процесс, за которым все будут следить. Лично я считаю, что если протест будет удовлетворен, это приведёт к многочисленным последствиям. Да, Международный апелляционный суд – это последняя инстанция, а мнение FIA, не оговорённое Техническим регламентом, считается только руководством к действию – это именно руководство к действию, а не пункт Технического регламента как таковой. Но я считаю, что некоторые вещи должны быть оговорены предельно чётко.
Если в Red Bull Racing проигнорировали замечание FIA, то они поступили так только ради того, чтобы сделать машину быстрее – других причин не было. Следовательно, если команды пойдут по этому пути, то любой результат придётся рассматривать в Международном апелляционном суде, хотя он существует не для того. Постоянные разбирательства станут минусом для болельщиков и в конечном счете для спорта.
Вопрос: За много лет мы видели множество примеров, когда результаты гонки менялись спустя несколько часов после финиша. Это связано с тем, что стюардам приходилось решать сложные проблемы. Можно ли принимать решения быстрее?
Грэм Лоудон: Именно поэтому у нас есть система, позволяющая FIA высказывать свое мнение. Это постоянно происходит в разных ситуациях. Мы советуемся с Чарли Уайтингом по многим вопросам, и я считаю, что все согласятся с тем, что командам следует придерживаться его рекомендаций, даже если это не всегда предусмотрено Техническим регламентом.
Это лишь мнение, но если бы мы просто его игнорировали и постоянно обращались в суд, тогда спорт развивался бы медленно и неровно. Насколько я понимаю, несколько команд обратились к FIA за советом в вопросах потребления топлива, и мне кажется, большинство из них ему последовали. Если кто-то будет игнорировать рекомендации FIA ради того, чтобы сделать свою машину быстрее, то болельщикам трудно будет понимать, что происходит.
Это минус и для Даниэля Риккардо. Он отлично выступил в гонке, но команда решила позволить его машине ехать в более высоком темпе. Не сомневаюсь, они не решились бы снизить ее темп, следовательно, они стремились прибавить в скорости. Конечно, действуя вопреки рекомендации FIA, они понимали, что стюарды будут более внимательно проверять машину. Я не знаю, зачем им потребовалось идти на такой риск, но это довольно опасная тактика.
Вопрос: Поговорим о результатах Marussia в Австралии. Обе машины проехали практически всю дистанцию гонки – месяц назад это казалось довольно сложной задачей. Должно быть, вы довольны таким результатом?
Грэм Лоудон: На предсезонных тестах нам не удалось проехать запланированную дистанцию – это факт, но с каждым кругом мы узнавали о машине что-то новое. В прошлом году мы добились отличного уровня надежности и очень хотели сохранить его в этом сезоне. Складывается впечатление, что в этом году хорошая надежность должна была дать неплохие результаты.
Я считаю, что в тот уик-энд у нас было два неприятных момента. Во-первых, я совершенно искренне верил, что мы сможем пробиться во вторую часть квалификации за счет чистой скорости. Жаль, что нам не удалось раскрыть свой потенциал – мы действительно могли произвести на некоторых впечатление. Команда немного расстроилась, ведь все напряженно работали, но подобные вещи случаются. Начало гонки оказалось хуже некуда: на одной машине возникли проблемы в начале прогревочного круга, а затем мы не смогли стартовать.
Нечто подобное произошло в Китае в 2010 году, но в тот момент мы проектировали и создавали машину, параллельно обустраивая базу и набирая сотрудников. Всё-таки это самое сложное испытание, с которым мы когда-либо сталкивались, та ситуация была гораздо хуже, чем проблемы этого сезона. Мне казалось, что подобные проблемы далеко в прошлом, поэтому, услышав переговоры на старте, я подумал: «Только не это!». Выяснилось, что всему виной небольшие неполадки в программном обеспечении и процедурах, а также их взаимосвязи, которые не проявлялись на тестах. Конечно, это можно исправить, так что подобный сбой больше не повторится, но нам было немного обидно, ведь очевидно, что машины способны проехать дистанцию гонки. Оба пилота увидели клетчатый флаг, но было бы гораздо приятнее стартовать вместе со всеми.
Впрочем, нельзя исключать, что в этом случае мы стали бы участниками инцидента с Камуи Кобаяши, поскольку, как правило, наши машины хорошо стартуют, и в прошлом году мы несколько раз оказывались вовлечены в аварии. Можно утешаться тем, что мы избежали этого завала.
Вопрос: В межсезонье предрекали драмы, подсчитывая, сколько машин не доедут до финиша в Мельбурне, поэтому тот факт, что в конце гонки на трассе было 15 машин, стал приятной неожиданностью. Вы считаете, что у вас всё равно будут шансы заработать первые очки, особенно в первых гонках?
Грэм Лоудон: Да. Не думаю, что мы продемонстрировали свой истинный темп в гонке – этому есть разные объяснения. Я считаю, что мы добились прогресса, если говорить о скорости, но пока не смогли это продемонстрировать.
Мне кажется, что в четырех первых выездных гонках возможны непредвиденные ситуации, ведь серьезные наработки появляются лишь к Барселоне, когда команды возвращаются в Европу. Если посмотреть на наш старт в Австралии, мы обнаружили, что возможны ситуации, связанные с разными версиями программного обеспечения и разными мелочами, которые приводят к ошибкам.
Ключевой момент для нас – гарантировать максимальную надежность и добиться надежности всех компонентов, которые мы можем контролировать, т.е. всего, что связано с механическими аспектами и т.д. Нужно максимально выкладываться, чтобы убедиться, что мы не вылетим с трассы, когда появится шанс добиться неплохого результата.
Вопрос: Если посмотреть на сложности, возникшие после перехода на новый регламент, как вы считаете, их масштаб превзошёл ожидания, которые были, например, полгода назад?
Грэм Лоудон: Мне кажется, с самого начала все сотрудники технических департаментов оценили перемены и подумали: «Надо же, это же настоящая работа, при этом довольно сложная». Полагаю, у нас был довольно забавный подход к этим переменам, поскольку рассчитывали на один из двух вариантов сценария в этом году: либо пусть всё оставалось бы как есть, и мы смогли бы, наконец, сократить отставание от соперников, либо пусть ситуация изменится радикально.
Итак, мы обрадовались тому факту, что, по крайней мере, перемены получились серьезными, а не полумерами, в результате которых мы оказались бы между двумя стульями. Тем не менее, у нас нет таких ресурсов, как у некоторых крупных команд, и мы уже поняли, что в этом спорте можно решить проблему, потратив побольше денег. Конечно, этого мы не могли себе позволить, поэтому надо было всё делать без ошибок. Итак, самой большой проблемой для нас стало то, что хотя нам не удалось проехать большую дистанцию на предсезонных тестах, мы не увидели серьезных проблем, которые помешали бы двигаться дальше. Мы знаем, что надо, чтобы повышать скорость, мы понимаем, что должны дорабатывать машину и так далее.
Если говорить о сложностях, то после 2010 года всё это кажется нам лёгкой прогулкой! Забавно, что в Мельбурне многие команды с более богатой историей, избежавшие подобных сложностей в том сезоне, подходили к нам и говорили: «Теперь мы понимаем, чем вам пришлось заниматься в 2010 году». Я считаю, что всё это не столь серьезные испытания, по сравнению с нашим прежним опытом. Интересно, как сложатся следующие гонки.