Фелипе Масса рассказал о сложностях Baku City Circuit, а также выразил недовольство тем, что стюарды Гран При Канады вынесли Карлосу Сайнcу недостаточно строгое наказание за его опасные действия на трассе.
Вопрос: Фелипе, на бакинской трассе команда должна быть в хорошей форме?
Фелипе Масса: Я на это надеюсь. В прошлом году мы неплохо здесь выглядели – я показал 6-й результат в квалификации. Правда, гонка для меня сложилась не лучшим образом, но у Валттери Боттаса дела шли лучше. В этом году у нас другие машины, иной регламент, поэтому только завтра мы узнаем, как машина ведет себя на этой трассе, и можно ли вообще проехать в самом узком месте! (смеётся) Нужно подождать и посмотреть, какой будет ситуация по сравнению с прошлым годом.
Полагаю, сейчас прошлый год – уже не лучший ориентир. Завтра поймём, как ведет себя машина, и как мы выглядим по сравнению с остальными. Очень надеюсь, что мы будем конкурентоспособными.
Вопрос: Вам нравится выступать на этой трассе?
Фелипе Масса: Гонщикам здесь приходится преодолевать серьезные трудности. Помню, что в прошлом году было непросто выучить трассу, поскольку здесь есть несколько сложных участков. Невысокий уровень сцепления колес с асфальтом, скоростные повороты, очень длинные прямые – не самая простая трасса, но если в вашем распоряжении хорошая машина, и с управляемостью всё в порядке, тогда все возможно.
Вопрос: Прошлогодняя гонка GP2 на этой трассе была совершенно сумасшедшей…
Фелипе Масса: Да, я помню, как это было, когда машины GP2 тормозили с максимальных скоростей! (смеётся)
Вопрос: Но в Формуле 1 было иначе…
Фелипе Масса: Да, но просто в GP2 парни тормозили в неправильный момент в конце прямой! Перед стартом, посмотрев их гонку, я ожидал, что и в Формуле 1 будет сумасшедшая борьба. Здесь непростая трасса, но нам повезло, и в прошлом году ничего особенного не случилось.
Вопрос: Если в этом году по ходу гонки будет выезжать автомобиль безопасности, какова вероятность инцидентов во время рестарта?
Фелипе Масса: Всё будет зависеть от шин. Если они успеют остыть, это может стать проблемой. Я помню, что в Монако у многих были сложности именно из-за того, что после большого числа кругов за автомобилем безопасности температура шин падала, и они не обеспечивали нужного сцепления. Если это повторится здесь, то на рестарте придётся непросто, первый круг после ухода автомобиля безопасности будет непростым. Возможны блокировки колес, столкновения. Все будет зависеть от резины и её поведения.
Вопрос: В этом году Force India всё делает правильно, а у Williams возникают бесконечные проблемы – что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
Фелипе Масса: Я не знаю, что я мог бы сделать! В Канаде я проехал всего три поворота. Я даже не видел, как в меня врезалась другая машина. Что касается проколов шин, то такой случай произошёл у меня на трассе в Сочи, когда шестое место было практически гарантировано – очень жаль. Затем на этапе в Барселоне на старте я смог обогнать Переса и Алонсо, но между машинами был небольшой контакт, который тоже привёл к проколу!
В прошлой гонке в 1-м повороте у Ферстаппена был контакт с Феттелем, но обошлось без проколов. Что я могу сказать? Мне не везёт, поэтому я не могу быть уверенным в том, что мы успешно проведем гонку. В Канаде у нас было всё для того, чтобы бороться с Даниэлем Риккардо и Force India, но я не смог принять участие в этой борьбе. В любом случае, надо смотреть вперед, а не вспоминать прошлое.
Вопрос: Вы беседовали с Карлосом Сайнсом после того, как посмотрели повтор инцидента?
Фелипе Масса: Нет, я разговаривал с ним ещё до того, как посмотрел. Он подошёл ко мне сразу после того, как я покинул машину. Я тогда не имел понятия, что произошло. Он сказал, что ещё до поворота машину начало разворачивать, поскольку его кто-то задел. Так он мне сказал.
Что я мог на это ответить, если я ничего не видел? Гонка в любом случае была закончена. Но когда я посмотрел повтор, то я понял, как всё было на самом деле. К сожалению…
Не думаю, что действия Карлоса сильно отличались от того, что в свое время, в 2012 году, сделал Роман Грожан, но Карлос потеряет только три места на старте. Когда Грожан предпринял опасный маневр, его дисквалифицировали на одну гонку. Я считаю, что и в этом эпизоде стюарды должны были действовать более жёстко. К счастью, ничего страшного не случилось, но последствия могли быть гораздо серьёзнее. Если произошла авария, то наказание могло бы быть другим...
Вопрос: Значит, вы считаете, что Сайнса наказали недостаточно строго, лишив его трёх стартовых позиций?
Фелипе Масса: Да, я так считаю. Мы помним, что так наказывали гонщиков за совсем незначительные нарушения. А тут его действия были намного опаснее, и он потеряет всего три места. Это как-то непоследовательно.
Вопрос: Карлос уверяет, что в этом году серьёзные проблемы возникают из-за зеркал заднего вида…
Фелипе Масса: Если проблема в зеркалах, значит, их надо поменять. Думаю, что FIA должна провести расследование, и если кто-то что-то сделал неправильно, значит, с такими зеркалами нельзя выступать в гонках, и нужно поставить новые. Это вопрос безопасности.
Вопрос: Теперь вопрос несколько иного свойства: можете рассказать о том прессинге, который испытывает гонщик в Формуле 1? Что это такое, и как вы с этим справляетесь?
Фелипе Масса: Думаю, прессинг присутствует во всём, что мы делаем, и ты должен это принимать. Прессинг в Формуле 1 действительно очень сильный, особенно остро это чувствуешь в молодом возрасте. Но и потом, даже когда у тебя уже большой опыт, но по каким-то причинам тебя преследуют неудачи, ты должен уметь преодолевать такие периоды. Для этого нужна психологическая стойкость, ведь прессинг может сказываться на том, как ты пилотируешь.
Нужно понимать, как со всем этим справляться.
Вопрос: В каком случае прессинг был сильнее, когда в 2008 году вы боролись за титул с Льюисом Хэмилтоном, или потом, когда вашим напарником в Ferrari стал Фернандо Алонсо?
Фелипе Масса: Когда мы боролись с Льюисом за титул, прессинг был приятный! (смеётся) И я тогда прекрасно с ним справился. Но плохо, когда ты испытываешь прессинг в ситуации, когда ничего не можешь исправить. Ты что-то говоришь, но тебя никто не слушает, поскольку окружающие тоже ничего не могут сделать. Когда моим напарником был Фернандо, такое иногда бывало, хотя и не всегда.
Порой появлялось ощущение, что ты не можешь ни на что повлиять, у тебя слабая позиция, когда ты что-то говоришь людям, они вроде соглашаются, но на самом деле тебя не слушают. И тогда ты понимаешь, что дела в команде в целом идут не лучшим образом. Это довольно неприятно.
Но с опытом ты учишься не обращать внимания на те или иные проблемы, на то, что пишет пресса, ведь как только ты вновь начинаешь показывать результаты, тональность того, что о тебе пишут, сразу меняется.
Вопрос: Что вы думаете о ситуации, которая складывается в Ferrari сейчас? Считаете ли вы, что в Монако команда намеренно выбрала для Кими такую тактику, чтобы победа досталась Себастьяну Феттелю?
Фелипе Масса: Сразу после гонки я был уверен, что команда попросила Кими пропустить Себастьяна вперёд, но сейчас, если честно, я так не думаю. Мне кажется, в Монако команда была ни при чём. Себастьян идеально справился со своей задачей, на изношенных шинах он ехал очень быстро и в конечном итоге заслужил эту победу.
По-моему, Кими сейчас в довольно сложной ситуации, ведь у Ferrari хорошие шансы на победу в чемпионате, и они будут делать ради этого всё возможное. К сожалению, если мы посмотрим на разницу в очках между ним и напарником, то Кими, видимо, придётся заранее принять сценарий, по которому будут развиваться дальнейшие события.
Вопрос: Как бы вы сейчас действовали на месте Льюиса Хэмилтона? Пытались бы давить на команду, чтобы тоже получить приоритетный статус, если в Ferrari явно делают ставку на Феттеля?
Фелипе Масса: Если так действуют в Ferrari, понятно, что в Mercedes должны поступить так же. В противном случае гонщики будут отнимать друг у друга очки, и это может сказаться на конечном результате. Но на самом деле, всё это меня совершенно не волнует, я думаю только о своей работе.
Вопрос: В конце 2008 года Кими ведь помогал вам, когда вы боролись за титул? И у вас тогда были нормальные отношения…
Фелипе Масса: Да, конечно, но, думаю, я много помогал ему в 2007-м, и это была эффективная помощь! Но, если честно, то, что Кими делал для меня, и то что я делал для него – всё это абсолютно соответствовало принципам спорта. Но ситуация, в которой я оказался в Германии, когда не прошло и половины сезона, или то, что было с Рубенсом Баррикелло в Австрии в 2002 году – это было неправильно и неспортивно.