Главный конструктор Sauber Мэтт Моррис в интервью Auto Motor und Sport рассказал о проблемах команды в 2013-м и тех задачах, которые предстоит решить при разработке машины для следующего сезона...
Вопрос: Насколько серьёзного прогресса добилась команда в последнее время?
Мэтт Моррис: В начале сезона мы поняли, что с машиной есть определенные проблемы, над решением которых сейчас работаем. Потребуется время, чтобы разработать, изготовить и установить на машину новые элементы.
Новинки, которые мы привезли в Барселону, сработали именно так, как мы ожидали – это хороший знак. В гоночном темпе удалось добиться прогресса, а это всегда было целью. В квалификации скорости пока не хватает, но удалось добиться большей стабильности. Пока мы сделали только маленький шаг, которого недостаточно для возвращения в первую десятку. Мы продолжаем работать.
Вопрос: В каких областях необходимо прибавить?
Мэтт Моррис: Одна из наших слабых областей - эффективность задней части машины, нужно добиться более стабильного её поведения на торможении. В Барселону мы привезли новое заднее крыло. Наш подход - опробовать разные варианты и найти оптимальный. Но есть и другие вещи, над которыми мы продолжаем работать.
Вопрос: Насколько машина стала быстрее?
Мэтт Моррис: Это трудно выразить в цифрах. Если у пилотов проблемы в медленных поворотах, то даже небольшие доработки порой позволяют добиться улучшения времени круга. Когда гонщики чувствуют уверенность в машине, то могут больше атаковать.
Вопрос: В чем состоят сильные и слабые стороны машины?
Мэтт Моррис: Как я уже говорил, у нас проблемы на торможениях и в медленных поворотах. Наша сильная сторона – скорость в быстрых поворотах, но и здесь преимущество не столь велико, как в прошлом году. Оригинальная компоновка выхлопной системы дает преимущество, но многие используют похожие решения и смогли сократить отставание.
Вопрос: Насколько новые шины Pirelli образца 2013 года повлияли на машину?
Мэтт Моррис: По сравнению с прошлым годом в Pirelli заметно изменили конструкцию шин. Изменилась боковина, что отразилось на аэродинамике машины, в большей степени - в задней части. Мы быстро выяснили, что диффузор работает по-другому, но все в равных условиях, поэтому сначала нужно найти проблему, а потом пытаться её решить. Хотя есть определенное огорчение тем, что из-за новых шин проделанная нами работа оказалась пустой тратой времени и денег.
Вопрос: Из-за новых шин в задней части машины возникает паразитная турбулентность?
Мэтт Моррис: Нет, дело не в этом. Шины не стали хуже прошлогодних, они просто другие.
Вопрос: Но у вашей команды возникло больше проблем с резиной, чем у остальных?
Мэтт Моррис: Это зависит от конструкции машины. Когда вы ее проектируете под определенные параметры, небольшое изменение одной из переменных может серьезно сказаться на общей эффективности.
Вопрос: Вы пошли на определенный риск, серьёзно доработав машину по сравнению с прошлым годом?
Мэтт Моррис: Риск есть всегда. Конечно, проще дорабатывать прошлогоднюю машину, которая была весьма конкурентоспособной, но мы хотели стать лучше, а этого можно добиться, только решившись на перемены. Риск не всегда оправдывается, но я уверен, скоро мы разберёмся с проблемами.
Вопрос: В Монако в Williams тестировали прошлогодние аэродинамические элементы. В Sauber не планируют так поступить?
Мэтт Моррис: Серьёзно корректируя машину, вы всегда думаете о том, правильный ли путь выбрали. На базе мы оцениваем работу некоторых прошлогодних элементов на новой машине. Если поймём, что они подходят, то поставим их на машину, но сейчас нет никаких свидетельств того, что какая-то конкретная прошлогодняя деталь эффективнее новой.
Я уже был в подобной ситуации, не в Sauber, в другой команде, когда мы панически стали ставить на машину прошлогодние детали, пытаясь исправить ситуацию. Я не поклонник подобного подхода. Я придерживаюсь того мнения, что мы должны работать с машиной в аэродинамической трубе, найти причину проблем и устранить их.
Вопрос: Для этого необходимо обладать завидным терпением. Время играет против вас…
Мэтт Моррис: Нужно оставаться реалистами. Мы не сможем отыграть секунду за несколько недель. Мы должны понимать, в какой ситуации находимся, в чем именно заключаются проблемы. Лучше потратить месяц, работая в аэродинамической трубе, а затем поставить на машину проверенные элементы. Гораздо хуже, когда вы тратите деньги и ставите на машину непроверенные детали, которые затем не дают и половины прибавки в эффективности.
Вопрос: Сложно решать текущие проблемы, одновременно работая с машиной для 2014 года?
Мэтт Моррис: Сложно. Мы довольно давно работаем над машиной для 2014 года. Есть вещи, которые мы узнаем, работая с нынешней машиной, и которые могут оказаться полезными в следующем сезоне. Мы стараемся не тратить время впустую. Хотя в 2014-м машина окажется другой, регламент на аэродинамику изменится не так уж сильно. Нам не придется начинать работу с чистого листа. В данный момент большее внимание уделяется работе с нынешней машиной.
Вопрос: Когда наступит момент, после которого вы прекратите дорабатывать эту машину, сосредоточившись на следующем сезоне?
Мэтт Моррис: Обычно во время летней паузы происходит смещение приоритетов. Небольшая группа инженеров работает над новой машиной с конца прошлого года. Они занимаются общей концепцией. В конце августа большую часть усилий мы посвятим новому проекту, но это будет зависеть от положения в чемпионате и нашей конкурентоспособности. Если мы поймем, что есть смысл и дальше продолжать работу, мы это сделаем.
Вопрос: Насколько далеко вы зашли в работе над новой машиной?
Мэтт Моррис: Мы многое сделали при помощи CFD, у нас есть общее представление о машине. Переходная модель уже прошла продувку в аэродинамической трубе, через несколько месяцев у нас будет уже более точное представление о машине образца 2014 года. После этого мы начнем больше работать в аэродинамической трубе.
Вопрос: Какие особенности должны учитывать конструкторы, принимая во внимание переход на турбированные моторы?
Мэтт Моррис: На самом деле, переход на новые двигатели несет не такие существенные изменения в конструкции шасси, как многие считают. Больше всего изменится система охлаждения - нам предстоит разработать дополнительный контур для турбины, а это одна из самых сложных задач. Общая конструкция шасси останется похожей на нынешнюю, и если у нас останутся те же шины, то конструкция задней подвески почти не изменится.
Вопрос: Переход на новые моторы приведет к новым проблемам с задней резиной?
Мэтт Моррис: Все будет зависеть от конструкции шин. Независимо от того, какой у вас двигатель, важно правильно передать мощность на шины. Если говорить о резине и уровне сцепления, то я не жду значительных перемен. Да, кривая мощности будет другой, поэтому придется скорректировать передаточные числа.