Force India ушла на летний перерыв, занимая пятое место в Кубке конструкторов, имея на своем счету 98 очков против 39 в прошлом году. В Венгрии впервые в сезоне команда не смогла заработать очки, однако ее руководитель Виджей Малья уверен, что во второй половине чемпионата Force India продолжит борьбу.
Вопрос: Force India почти половину сезона занимала четвертое место в Кубке конструкторов – только после восьми гонок Williams вышла вперед, и вы опустились на пятую строчку…
Виджей Малья: Да, в последние несколько месяцев было приятно видеть, что некоторые ведущие команды с богатой историей оказались позади нас. Не беря в расчет прошлую гонку, в которой команде невероятно не повезло, мы достаточно хорошо выступаем. Этап в Венгрии стал первым, где мы не смогли заработать ни одного очка.
Анализируя эти пять месяцев, я хочу, чтобы команда немного лучше выступала в квалификациях. Это также стало проблемой и в прошедший уик-энд. Вероятно, если бы мы квалифицировались лучше, то некоторых проблем, возможно, можно было бы избежать. На отдельных трассах, в том числе в Будапеште, стартовая позиция может оказать большое влияние на результат, поскольку обычно наш темп на длинной дистанции позволяет бороться за более высокие места. Однако, разумеется, я знаю, что очки можно заработать только в гонке, и мы сделали это на всех этапах, кроме венгерского.
Это огромное достижение для команды, которая всего несколько лет назад не могла заработать даже одного очка, так что мы сделали большой шаг вперед. Однако я всегда говорю своим, что никогда нельзя недооценивать соперников, и мы не намерены их недооценивать. Необходимо продолжать модернизацию машины и одновременно с этим готовиться к 2015 году. Насколько конкурентоспособна машина в этом году, настолько конкурентоспособной она окажется и в 2015-м.
Да, до восьмой гонки мы занимали четвертое место в Кубке конструкторов, а сейчас – пятое, что тоже хорошо. Мы не ожидали, что достигнем четвертого места и будем долго его удерживать. Разница в количестве заработанных очков между Ferrari, Williams, McLaren и нами не столь драматичная, но мы не считаем, что если бы лучше выступили в Венгрии, то смогли бы заметно прибавить. До тех пор, пока мы достаточно близки к соперникам, я не беспокоюсь. Такова природа Формулы 1.
Помимо этого, мы не должны забывать, что в последней гонке будут начислены двойные очки, что может кардинально изменить ситуацию. Мы не знаем, на каком месте закончим чемпионат в Кубке конструкторов и в личном зачете, поэтому должны сохранять концентрацию и продолжать работать, чтобы ни одна из команд не смогла намного оторваться от нас. Мы должны сохранять возможность догнать соперников – впереди еще много гонок.
Вопрос: Вы удивлены хорошей формой Williams, учитывая, что они были только девятыми в прошлом сезоне?
Виджей Малья: Не удивлен, поскольку они, как и мы, выбрали моторы Mercedes – в этом году силовые установки действительно важны. Как и у нас, в их распоряжении лучший двигатель, что обеспечило им преимущество по сравнению с прошлым годом. И не забывайте, что на предсезонных тестах в Williams показывали хороший темп – было очевидно, что они окажутся весьма конкурентоспособными. Удивительно, что они не смогли воспользоваться этим в первых гонках, но зато им удалось это ближе к середине сезона, поэтому мы не должны их недооценивать.
Мы можем догнать Williams. Наша команда должна продолжать напряженно работать, но, как я уже говорил, впереди еще много гонок. В Williams отлично справились с задачей, и мы должны похвалить их за это – небольшая команда из середины пелотона, такая же, как наша, неожиданно добилась успеха. У нас тоже есть такая возможность.
Вопрос: Force India можно приводить в качестве примера небольшой команды, которая даже в условиях серьезных перемен в регламента остается успешной. В чем секрет?
Виджей Малья: На том пути, который команда прошла от последних мест на старте до сегодняшней ситуации, мы принимали правильные решения. Если говорить о силовой установке и трансмиссии, то мы выбрали правильных технических партнеров – начали с McLaren, а теперь сотрудничаем с Mercedes. У нас работают мотивированные и творческие сотрудники. У нас нет людей, которые жалуются на то, что им чего-то не хватает – наоборот, в Force India все пытаются добиться максимума, используя те ресурсы, которые есть в их распоряжении.
Мы все здесь для того, чтобы участвовать в гонках, бороться за подиумы, зарабатывать очки. Думаю, цели предельно ясны, и моей команде не нужно напоминать об этом. Полагаю, инженеры, конструкторы и все те, кто ездит на гонки, под большим впечатлением от того факта, что с тех пор, как я стал руководить командой, мы всегда принимали верные решения о её составе. И я очень горжусь теми пилотами, которые выступают за нас сейчас. У нас двое первоклассных гонщиков – это тоже мотивирует команду.
Вопрос: Вы можете сказать, что нынешний состав пилотов – сильнейший за всю историю команды?
Виджей Малья: Да, я могу так сказать. Если рассматривать их по отдельности, то их гоночные стили отличаются, однако они оба невероятно талантливы и нацелены на борьбу.
Вопрос: Вам бы хотелось, чтобы в команде выступали гонщики с одинаковым стилем пилотирования, или разные стили дают возможность пробовать различные варианты настроек?
Виджей Малья: Да, это можно назвать своего рода вызовом, поскольку настройки машин значительно отличаются друг от друга, но это действительно открывает дополнительные возможности. Наши гонщики не раз использовали разные стратегии в гонке, и это отлично сработало, согласитесь?
Вопрос: Вы выбрали этих двух гонщиков, понимая все их отличия, рассчитывая, что хотя бы один из них позволит претендовать на хорошие результаты?
Виджей Малья: Нет. Когда было решено, что в 2014-м у нас будет полностью новая пара гонщиков, стало понятно, что мы хотим вернуть Нико Хюлкенберга. Кроме того, было много слухов на тему, кто станет нашим вторым пилотом. Я обсуждал варианты с командой, но полагал, что в McLaren оставят Серхио Переса. Давайте забудем о его пребывании в этой команде. Раз они его выбрали, значит, что они в нем что-то увидели, а McLaren – это ведущая команда. Очевидно, что Серхио обладает талантом, и мы должны были его заполучить. Сейчас наша команда рада с ним работать.
Вопрос: В этом году вновь пошли разговоры о клиентских машинах или о том, что лидеры будут выставлять на старт по три машины. Что это может значить для небольших команд?
Виджей Малья: Клиентские машины станут катастрофой. Не только для паддока, но и для всего спорта. Основа Формулы 1 в том, что в чемпионате выступают команды, которыми движет страсть. Нужно вспомнить историю и посмотреть, с чего начинали такие команды, как Ferrari, Williams, Brabham или McLaren – их основатели были предпринимателями и гоночными энтузиастами, которые участвовали в том, что сейчас стало таким крупным соревнованием, как Формула 1. Это часть нашего наследия. И если небольшая команда опережает крупную, уровень поддержки со стороны болельщиков становится просто фантастическим. Я получил подтверждение этому в последних гонках, где Williams отлично выступила – уровень азарта практически удвоился. Людям нравится, когда небольшая команда опережает больших парней. Зачем это менять?
Вопрос: Некоторые могут сказать, что из руководителей команд только Фрэнк Уильямс, Рон Деннис и вы – последние настоящие гонщики, у которых бензин просто в крови…
Виджей Малья: Ха, у нас действительно бензин в крови, поскольку в противном случае нас бы здесь не было! Я считаю, что такие люди добавляют интереса Формуле 1. Нами движет страсть, а не корпоративные идеи!
Вопрос: Ваши планы на оставшуюся часть сезона?
Виджей Малья: ДНК нашей команды подразумевает, что мы будем бороться за каждое очко и каждую позицию на трассе, независимо от того, это первая половина сезона или вторая.
Вопрос: Но вы не планируете во второй половине сезона делать ещё более серьёзный акцент на тактике?
Виджей Малья: Результат зависит не от тактики, а от скорости машины и выступлений гонщиков. То, что мы придумаем в плане стратегии, вовсе не обязательно принесет результат. Команда знает свою цель – всегда зарабатывать максимум очков, которые и определят нашу позицию в Кубке конструкторов. В каждой гонке мы стремимся к как можно более высокому результату.
Вопрос: Наступила середина вашего лучшего сезона в Формуле 1?
Виджей Малья: Да, 11 гонок, 98 очков. Это действительно серьёзное достижение, хотя мы могли бы добиться большего, если бы удача улыбалась нам чаще.