Роман Грожан проводит третий полный сезон в Формуле 1. В обстоятельном интервью пилот Lotus F1 говорит о своей любви к этому спорту, рисках, которым подвергаются гонщики, и о команде, в которой он хотел бы выступать в следующем году.
Вопрос: Со спортивной точки зрения сезон складывается не лучшим образом. Как вам удается сохранять хорошее настроение?
Роман Грожан: Даже когда ситуация складывается совсем не так, как бы вам хотелось, по утрам я просыпаюсь с мыслью о том, что люблю свою работу, несмотря на то, что машина недостаточно быстра и не позволяет бороться за места на подиуме. Есть тысячи профессий, более сложных, чем моя. Конечно, иногда возникает много вопросов, но, в конце концов, я зарабатываю на жизнь тем, что мне нравится.
Вопрос: Уезжая с трассы, вы сразу забываете о прошедшем уик-энде?
Роман Грожан: Это трудно сделать, хотя иногда я пытаюсь. По ходу сезона практически невозможно не думать о чемпионате, хотя во время летнего перерыва, когда я провожу время с семьей и играю с сыном, я ненадолго забываю о гонках. Однако раз в день мысли о Формуле 1 меня посещают, поскольку так или иначе я живу спортом. Когда я тренируюсь, то делаю это для Формулы 1, еду на велосипеде – тоже для неё. Мысли о чемпионате меня не покидают.
Вопрос: Некоторое время назад вы занимались с психологом. Он помог вам?
Роман Грожан: Он помог мне понять себя. Не надо думать, что он говорил мне о том, что нужно делать. Мы обсуждали разные вещи, и в процессе дискуссий я понимал, в каком направлении нужно работать, чтобы стать лучше.
Вопрос: Вы все еще работаете с психологом?
Роман Грожан: Да.
Вопрос: Говорят, что несколько лет назад вы занимались с тренером по дзюдо. Это правда?
Роман Грожан: Да, я тренировался с ним, когда жил в Париже. Это было в рамках программы по повышению физической подготовки.
Вопрос: Ваш дедушка был хорошим горнолыжником?
Роман Грожан: Он был вице-чемпионом мира!
Вопрос: Он стал для вас источником вдохновения?
Роман Грожан: Наверняка. Он счастлив, ведь добился в жизни того, чего хотел. Мне нравится мой дед не только потому, что он мой дед, но еще и потому, что добился своей цели.
Вопрос: Возникает естественный вопрос: почему вы не пошли по его стопам?
Роман Грожан: Я начинал заниматься горными лыжами, но отец хотел, чтобы я это прекратил.
Вопрос: Потому что это было слишком опасно для вас?
Роман Грожан: Не знаю. Я люблю кататься на лыжах, но в последние два года я не катался, поэтому немного скучаю. Не знаю, осталась ли у меня скорость, чтобы я мог получать удовольствие на горнолыжных трассах.
Вопрос: Вас не пугает скорость машины Формулы 1?
Роман Грожан: Когда вы едете по трассе, то не думаете об опасности, однако нельзя забывать, что в гонках может произойти все, что угодно. Например, можно вспомнить Сильверстоун и Макса Чилтона, когда колесо ударило в его машину. Несмотря на то, что уровень безопасности существенно вырос, мы знаем, что гонки остаются опасными. Это часть нашей работы, и не остается ничего другого, кроме как принять это. Мы же готовы мириться с тем, что из-за постоянных перелетов редко видим родных. Так и в этом случае.
Вопрос: А до или после гонки вы думаете об опасности?
Роман Грожан: Нет, но я отдаю себе отчет, насколько это опасно, однако после финиша я не разбираю отдельные моменты и не говорю: "Вот здесь действительно было опасно, и мне сильно повезло!". Я зарабатываю на жизнь гонками и понимаю, что в этом есть риск.
Вопрос: Вы сказали, что Формула 1 стала намного безопасней, но как изменились гонщики по сравнению с теми, что выступали, например, в 1960-х?
Роман Грожан: Шестидесятые остались далеко в прошлом. Тогда пилоты знали, что каждый год кто-то погибнет. В настоящее время риски гораздо меньше, но мы прекрасно осведомлены об этом, и гонщики никогда не станут рисковать сверх меры.
Вопрос: Вернемся к текущей ситуации. Переход на силовые установки Mercedes позволит Lotus стать быстрее в следующем году?
Роман Грожан: Безусловно, это поможет нам, однако вовсе не будет означать, что в нашем распоряжении окажется вся машина Mercedes! (смеется)
Вопрос: Зимой команду покинул Эрик Булье. Вы продолжаете общаться с ним?
Роман Грожан: Да, ведь мы хорошие друзья и часто видимся в паддоке. Мне нравилось работать с ним, хотя у нас и были иногда некоторые разногласия. Но, в целом, мы хорошо работали вместе.
Вопрос: Ходят слухи, что вы вслед за Эриком можете перейти в McLaren?
Роман Грожан: Я хочу выступать в команде, которая сможет дать мне машину, за рулем которой можно будет выигрывать гонки и чемпионаты. Это все, что я могу сказать.
Вопрос: При выборе команды вас будет интересовать только результат? Или престиж команды, например, Ferrari, тоже играет свою роль?
Роман Грожан: За годы карьеры вы мечтаете о том, чтобы однажды оказаться в Ferrari, ведь эта команда с самого начала выступает в чемпионате. В McLaren, как и Mercedes, тоже престижно выступать. Если говорить про Red Bull, то они выиграли четыре последних чемпионата. Это четыре ведущие команды, и, конечно, хочется выступать за одну из них.