Программе SMP Racing всего пять лет, и за это время она успела заявить о себе практически во всех сколь-нибудь значимых гоночных сериях по всему миру – от чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC до IndyCar.
Подписав контракт с Williams, где теперь будет выступать Сергей Сироткин, SMP Racing вышла на новый, самый высокий уровень автоспорта. В интервью F1News.Ru основатель и руководитель программы Борис Ротенберг рассказал, каким был путь к этому контракту.
Вопрос: Гонщики часто говорят спасибо программе SMP Racing и вам лично, вот и Сергей Сироткин на пресс-конференции подчеркнул, как сильно он вам благодарен. С другой стороны, мы говорим о том, что Сергей получил место в Williams прежде всего благодаря своим усилиям, своим результатам на тестах. Нет ли здесь противоречия?
Борис Ротенберг: Нет, противоречия тут нет. Дело в том, что если бы Сергей не был бы столь быстр, тогда даже разговора о каком-то контракте не возникло бы. Так что он, действительно, именно благодаря своей скорости, своему труду, своим техническим познаниям получил шанс выступать в Формуле 1. А вот то, как это всё соединить и реализовать, была уже моя задача. Потому что для нас этот проект тоже очень важен. Теперь SMP Racing представлена на всех уровнях автоспорта во всём мире – от картинга до Формулы 1. Напомню, мы и Михаила Алёшина отправляли в IndyCar, и он тоже показывал неплохие результаты, у него были свои болельщики.
Вопрос: Это ваша сверхзадача – обеспечить участие российских гонщиков во всех ключевых мировых автоспортивных сериях?
Борис Ротенберг: Нет, мы не ставили перед собой такую задачу, так получается само собой. Без этого мы бы не смогли вывести гонщика на уровень Формулы 1. Если мы не будем выступать во всех этих сериях, мы не сможем достичь высшей ступени. Вообще, мы не ставили перед собой цель вывести гонщика в какую-то конкретную серию. Наша задача – развитие автоспорта, помощь мальчишкам и девчонкам, которые занимаются гонками. И если развитие нашей программы показало, что мы можем участвовать в Формуле 1, значит, мы на правильном пути. И те молодые ребята, которые к нам приходят, теперь понимают, чего они могут достичь, что они могут попасть туда, куда они так стремятся.
Вопрос: У вас есть другой большой проект – машина BR1 категории LMP1 чемпионата мира по гонкам на выносливость. Сироткин с самого начала принимал большое участие в этом проекте и считался одним из претендентов на место в команде. Получается, теперь он для вас недоступен?
Борис Ротенберг: Тут нет никакой проблемы. У нас много молодых пилотов, которые могут сесть за руль этой BR1 – Егор Оруджев, Матевос Исаакян и так далее. Мы уже обратились и к Даниилу Квяту – хотя не знаю, позволяют ли ему выступать за нас его соглашения с Ferrari.
Вопрос: Вы уже сделали ему предложение?
Борис Ротенберг: Лично я с ним ещё не разговаривал, но предложение мы уже передали. Посмотрим, чем всё это закончится, но лично я считаю, что ни один пилот, добившийся таких результатов, не должен быть потерян. Российских пилотов такого уровня не так много. Точно так же мы в своё время помогли Виталию Петрову – ведь это очень грамотный, быстрый пилот, который может принести нашему автоспорту много пользы.
Вопрос: Был момент, когда Сергей Сироткин вас удивил?
Борис Ротенберг: Да, был. На этапе GP2 в Германии в 2016 году, когда Сироткина заставили повторно заехать в боксы, не засчитав его обязательный пит-стоп, но он всё равно выиграл. Это говорит о том, что у парня есть характер, он может ехать быстро и не ошибаться. Конечно, в молодости у него тоже бывали необязательные аварии, ошибки, но чаще подводила техника. Просто ломалась машина. Но это автоспорт. В Williams тоже всё это видели, и когда он приехал в Абу-Даби и провёл тесты, не допустив ни одной ошибки, все были поражены.
Вопрос: В Renault тоже были довольны результатами тестов Сироткина. Почему с ними в итоге не удалось договориться?
Борис Ротенберг: У всех своя политика. Они действительно очень его хвалили, даже извинялись, что так получилось. Когда мы начали переговоры с Williams, в руководстве Renault несколько раз подчёркивали, что Сергей очень талантливый парень – хотя сами его не взяли (смеётся). Думаю, это связано с какими-то внутренними причинами – может быть, финансовыми. Но нет худа без добра – я считаю, что вариант с Williams намного лучше и для Сироткина, и для нас всех. В том числе с точки зрения работы над BR1.
Вопрос: То есть Williams Advanced Engineering будет помогать вам в доработке прототипа BR1?
Борис Ротенберг: Об этом пока рано говорить, но в Williams позитивно реагировали на все наши предложения, они открыты для сотрудничества. Конечно, многое будет зависеть от того, как будет выступать Сироткин.
Вопрос: В прессе было много разговоров о конкуренции за последнее место в Williams, ведь на него претендовал не только Сироткин. Вы эту конкуренцию как-то ощущали?
Борис Ротенберг: Дело тут не во мне. Безусловно, Роберт Кубица – быстрый и грамотный пилот. Но перед тестами в Абу-Даби я сказал Сергею: не пытайся ни с кем соперничать, забудь обо всём, просто делай то, что ты умеешь, сделай всё грамотно. Он именно так и сделал – и проехал намного лучше. А когда в Williams увидели, насколько грамотно он общается с инженерами, какую обратную связь предоставляет, он их просто покорил. К тому же Сергей молодой пилот, с большими перспективами. Именно это стало решающим фактором.