Петер Заубер связан с автоспортом уже 40 лет, и в дни Гран При Германии он будет отмечать эту серьезную дату. Накануне предстоящего события основатель Sauber дал интервью пресс-службе команды, в котором вспоминает этапы своего большого пути…
Вопрос: Почему четыре десятилетия назад вы решили заняться постройкой спорткаров, ведь в Швейцарии подобный бизнес не слишком популярен?
Петер Заубер: Я иногда выступал в любительских гонках за рулем Фольксвагена-жука, и когда занимался подготовкой машины к соревнованиям, то наладил связи со швейцарским автоспортивным сообществом. В этих кругах я встретил такого же энтузиаста, и вместе мы разработали проект двухместного спорткара.
Задумайся мы тогда об экономической стороне вопроса, о том, насколько непросто строить и продавать такие машины в Швейцарии, – мы бы поняли, что это бесперспективная затея. Но, к счастью, здравый смысл побеждает не всегда.
Вопрос: Можно ли было на этом заработать?
Петер Заубер: Нет. С 1970-го по 1978-й гг. мы построили 13 машин разных моделей – от С1 до С5. Но выяснилось, что выгодным бизнесом это назвать нельзя. Создание и продажа такой техники денег не приносила. С другой стороны, мы зарабатывали на том, что готовили машины для богатых клиентов и занимались их обслуживанием.
Вопрос: Были моменты, когда вам хотелось все бросить?
Петер Заубер: Конечно, и не раз! Особенно трудными были первые десять лет, когда нам просто не хватало ни финансовых ресурсов, ни нужных специалистов. Физически тоже сильно напрягались: часто приходилось работать по ночам. Особенно тяжело давался марафон «24 часа Ле-Мана», когда, учитывая подготовку к гонке, ты практически не спишь целую неделю.
И если затем твои машины сходят на половине дистанции – это очень жесткий физический и психологический стресс. Я не раз звонил жене из Ле-Мана и говорил: «Все, хватит! С меня достаточно!»
Вопрос: И все-таки, вы быстро отказывались от этой мысли?
Петер Заубер: Да, мы продолжали двигаться вперед и развиваться. С самого начала я понимал, что мы занялись исключительно сложным делом, когда взялись за постройку гоночных машин в Швейцарии. Задача была практически невыполнима, но я не хотел отступать и не собирался признавать поражение.
Вопрос: А как в те дни была организована ваша работа? Кто занимался разработкой и постройкой машин?
Петер Заубер: Сначала нас было двое. Когда мы приступили к постройке С1, которая создавалась в подвале дома моих родителей, в основу конструкции была положена остроумная идея. Мы взяли шасси Brabham, предназначенное для Формулы 3, вместе с двигателем и коробкой передач, и на его базе создали двухместный кузовной спорткар. В итоге С1 была намного быстрее машин, с которыми ей приходилось соревноваться. Таким образом, в 1970-м я выиграл чемпионат Швейцарии, хотя, конечно, не считался особо талантливым гонщиком.
Вопрос: А как ваши дела складывались потом?
Петер Заубер: C2 создавалась по тому же принципу, но уже для С3 каждую деталь мы разрабатывали самостоятельно. Как и в случае с двумя предшествовавшими моделями, в ее основу была положена трубчатая рама.
Но к этому времени нас уже было четверо: одним из новых сотрудников стал бывший одноклассник, изучавший тогда инженерное дело. Он отвечал за разработку конструкции, а я занимался пайкой и сваркой.
Создавая С4 и С5, мы впервые использовали алюминиевые монококи, которые тоже строили сами. Начиная с С3, изготовление кузовов заказывали швейцарской компании Paucoplast: наша команда до сих пор с ней сотрудничает. Это было непростое время.
Вопрос: А затем у вас сложились партнерские отношения с Mercedes-Benz…
Петер Заубер: Да, все началось в 1984-м, и это весьма тонкий момент. В те годы автоспорт для Mercedes все еще считался запретной темой – после серьезной аварии, происшедшей в Ле-Мане в 1955-м году. Поэтому группа инженеров концерна, преданных автогонкам, помогали нам в свое свободное время, пока в 1988-м мы не стали официальной заводской командой Mercedes-Benz.
Вопрос: Особенно важную роль тогда сыграл профессор Вернер Нифер?
Петер Заубер: В то время профессор Нифер занимал пост председателя совета директоров и был классическим предпринимателем старой школы: сегодня в крупных компаниях почти не осталось специалистов такого класса. Я работал с Mercedes без контракта: с профессором Нифером мы лишь скрепили наши отношения рукопожатием, и это значило гораздо больше, чем любая бумага с подписями.
Вопрос: Что это была за история с «Серебряными Стрелами»?
Петер Заубер: В марте 1989-го темно-синие машины Sauber-Mercedes C9 были готовы к дебюту на трассе в Сузуке. Профессор Нифер захотел, чтобы они были перекрашены в серебристый цвет, но многие его коллеги по совету директоров сопротивлялись, поскольку не очень верили в наш успех. Решающее совещание должно было пройти на Женевском автосалоне, и Нифер попросил меня выставить там серебристую модель С9.
Время шло, но события развивались медленно, и вдруг он неожиданно отвел меня в сторону и сказал: «Все они просто трусы. Перекрашивай машины!» Что мы и сделали, но в условиях строжайшей секретности. Так были возрождены «Серебряные Стрелы». В Сузуке мы завоевали победный дубль, выиграли в том году мировой чемпионат спортпрототипов и в личном зачете, и в зачете производителей. Кроме того, мы заняли два первых места в Ле-Мане. Мы были обязаны Ниферу, и таким образом отплатили ему за веру в нашу команду.
Вопрос: Какой период за эти 40 лет вы бы назвали лучшим?
Петер Заубер: Хочется сказать, что это времена наших успехов с Mercedes. Но, конечно, были и 18 лет в Формуле 1. Поэтому я бы не стал выделять какой-то отдельный период: все 40 лет были и очень интересными, и по-своему трудными.
Вопрос: Вы вернули в автоспорт имя Mercedes-Benz и обеспечили BMW хорошей базой для создания заводской команды Формулы 1. Вы гордитесь своими достижениями?
Петер Заубер: Безусловно. Я также горжусь, что добился всего это, работая в Швейцарии, хотя имел дело с двумя немецкими компаниями, у каждой из которых своя долгая история. В 2005-м году Германская автомобильная ассоциация ADAC наградила меня в знак признания моих заслуг: нельзя сказать, что мой вклад остался незамеченным.
Вопрос: Что вы считаете вашим высшим спортивным достижением?
Петер Заубер: Если говорить о прежних временах, я бы назвал победы в обоих зачетах чемпионата спортпрототипов и в Ле-Мане в 1989 году. Если говорить об относительно недавних событиях, то я бы выделил победный дубль Роберта Кубицы и Ника Хайдфельда в Гран При Канады в 2008-м году.
Вопрос: А если вспомнить самые трудные моменты?
Петер Заубер: Безусловно, это авария Карла Вендлингера в Монако в 1994-м, после которой он 19 дней находился в коме. А также жуткая переделка, в которую Роберт Кубица попал в Монреале в 2007-м. К счастью, оба происшествия закончились без особых последствий, за что я благодарен судьбе: Роберт по-прежнему выступает в Формуле 1, а Карл продолжает гоняться в серии GT.
Вопрос: Какие надежды вы связываете с будущим?
Петер Заубер: Мне бы хотелось добиться стабильного положения команды, чтобы она добивалась хороших спортивных результатов. Если мне это удастся, то свою миссию я буду считать выполненной.