У Пэта Симондса уникальная карьера в Формуле 1: в 1984-м в Toleman он работал с Айртоном Сенной, а через несколько лет, когда команда уже называлась Benetton, стал гоночным инженером Михаэля Шумахера и одновременно руководил исследовательским отделом. В 1996-м, когда Шумахер перешел в Ferrari, а вслед за ним в Маранелло перебрались еще несколько ведущих специалистов Benetton, он занял должность технического директора, освобожденную Россом Брауном, и оставался одним из руководителей команды из Энстоуна еще 13 лет – вплоть до скандально известной истории с фальсификацией результатов Гран При Сингапура 2008-го года.
В результате расследования, предпринятого FIA, Симондс был на три года отлучен от Формулы 1, но уже в 2011-м стал внештатным консультантом Marussia F1, а теперь окончательно вернулся в паддок в роли технического директора команды. Во многом именно благодаря его влиянию она постепенно прогрессирует и в начале сезона заметно превосходит в скорости Caterham, своих непосредственных и ближайших соперников.
В интервью сайту jamesallenonf1.com Симондс рассказывает о прогрессе Marussia, о перспективах команды и о ситуации в чемпионате мира в целом.
Вопрос: В этом году Marussia демонстрирует явный прогресс: уверенное 13-е место в Малайзии, пара 15-х мест – и 10-я строчка в командном зачете по итогам четырех гонок. Сезон начался так, как вы и рассчитывали?
Пэт Симондс: Я пришел в эту команду в качестве технического консультанта, чтобы помочь ей определиться с выбором путей развития. И я доволен результатами, которых мы добились в начале сезона: Marussia прогрессирует явно быстрее, чем любая другая команда. Сравните хотя бы результаты квалификаций в Китае в этом году и в прошлом.
Все это, конечно, очень приятно, хотя рано делать окончательные выводы о том, как будет развиваться ситуация дальше. Но одновременно перед нами стоит колоссальная по сложности задача по подготовке к 2014-му году. Инженерам предстоит разработать абсолютно новую машину, применять новые технологии; при этом мы должны правильно распределить усилия и ресурсы между модернизацией существующей техники и разработкой нового шасси – непростая проблема даже для топ-команд, а уж для Marussia – тем более.
Вопрос: Поговорим о ваших гонщиках: команда очень поздно подписала контракт с 23-летним Жюлем Бьянки, но теперь комментаторы весьма высоко оценивают его выступления. А что вы о нем думаете?
Пэт Симондс: Жюль – гонщик высокого уровня, и он не случайно был слушателем Гоночной академии Ferrari. Кстати, приятно работать со Скудерией, помогая одному из ее пилотов набираться опыта. Хотя отдавать его назад не хочется, надеюсь, он будет выступать в нашей команде еще какое-то время.
Вопрос: А что можно сказать про Макса Чилтона?
Пэт Симондс: Решение подписать контракт с Максом мы приняли еще в середине прошлого сезона, хотя и рассчитывали, что он станет напарником Тимо Глока. В итоге все так сложилось, что в команде выступают два новичка, но мне не нравится это слово, ведь у обоих богатый гоночный опыт, и они новички только для Формулы 1. В целом оба выступают очень неплохо.
Вопрос: В настоящий момент вы опережаете Caterham, при том что на ваших машинах стоят моторы Cosworth. Но Cosworth не будет строить двигатели для 2014-го года: как вы собираетесь действовать?
Пэт Симондс: Один из факторов, обусловивших наш прогресс, состоит в том, что на машинах Marussia с этого года стоят системы KERS. Компания Cosworth действительно не будет разрабатывать турбомотор V6, для нее этот проект не оправдан экономически. Разумеется, нам придется искать нового поставщика, выбирая между Renault, Mercedes и Ferrari. Мы провели переговоры со всеми и явно склоняемся в сторону Ferrari. Определиться нужно быстро, чтобы в ближайшее время подписать контракт на поставку двигателей.
Вопрос: Что вы можете сказать о ситуации с шинами, которые подвержены столь быстрому износу? Кто-то считает, что в Pirelli зашли слишком далеко, например, Red Bull Racing хочет, чтобы шины были изменены, кто-то спорит о том, как всё это влияет на зрелищность гонок…
Пэт Симондс: Споры о том, что такое Формула 1 – спорт, шоу или бизнес – идут вечно. К сожалению, три этих стороны не могут гармонично сочетаться. Я считаю, что это спортивное шоу, хотя в конечном итоге любой спорт – это зрелище. Футбол в мировом масштабе более популярен, чем крикет, потому что крикет в какой-то мере интеллектуальная игра, тогда как в футболе главное – динамичное действо. С моей точки зрения, в Формуле 1 тоже все должно быть основано на динамике. В целом я считаю, что в Pirelli добились отличных результатов.
Зашли ли шинники слишком далеко? Может быть, но совсем чуть-чуть. И все находятся в равном положении. Если вы хотите, чтобы спортивное шоу было действительно качественным, элемент непредсказуемости просто необходим.
Вопрос: Ваше отношение к командной тактике?
Пэт Симондс: Если кто-то декларирует, что он против командной тактики – значит, применяет ее тайно. Нет ничего проще, чем замаскировать приказы команды, применяя те или иные тактические решения, проводя пит-стопы в неочевидный момент и так далее. Это жизнь. А раз так – пусть все это будет явным.
Кто как этим пользуется – уже другой вопрос. Я аплодирую тому, как в McLaren отработали в Бахрейне: было приятно посмотреть, как Дженсон Баттон и Серхио Перес боролись на трассе. С другой стороны, команда пережила не лучшие моменты, согласитесь? Неудивительно, что после гонки Дженсон возмущался, поскольку дело зашло слишком далеко.
Лично я всегда исхожу из того, что гонщики – наемные сотрудники и должны действовать в интересах команды. Если они будут преследовать собственные интересы – это неправильно. Кстати, то же самое относится и к гоночным инженерам: я бы не стал работать с инженером, который печется только о своем пилоте в ущерб интересам команды.
Но командная тактика неизбежна, и давайте честно об этом скажем.
Вопрос: Вернемся к вашей команде: рассуждая реалистично, когда Marussia сможет заработать свои первые очки?
Пэт Симондс: Из всех вопросов этот – самый сложный. Вы всегда делаете все, что в ваших силах, чтобы поднять скорость машины, но и конкуренты не стоят на месте. Давайте признаем, что пока для Marussia вероятность добиться какого-то результата напрямую связана с процентом сходов более сильных соперников. В наше время гоночная техника стала очень надежной, и если мы посмотрим, за счет чего маленьким командам в последние годы удавалось показывать свои лучшие результаты, то увидим, что все это было связано со сходами других, и здесь всегда был элемент везения. В общем, вы хотите, чтобы я предсказал непредсказуемое? Это несправедливо! (смеется)