Перед началом уик-энда в Стамбуле Марк Уэббер говорил с журналистами об итогах трёх первых Гран При, ситуации с KERS и своих надеждах в предстоящей гонке…
Вопрос: Марк, в последние недели пресса активно обсуждает ваше будущее. Говорят, вы даже можете примерить красный комбинезон?
Марк Уэббер: Мне всегда шел этот цвет, но я связываю свой успех только с Red Bull, к тому же на моём комбинезоне уже есть красная краска.
Вопрос: Вы действительно думаете о том, чтобы сменить команду?
Марк Уэббер: На прошлой неделе журналисты спрашивали о следующем сезоне, и я назвал три варианта – останусь в Red Bull, завершу карьеру или перейду в другую команду, что маловероятно. Всякое может случиться. У меня хорошие отношения с Red Bull Racing, но каждый год мы подписываем однолетний контракт. Решение зависит от множества факторов, в том числе, и от моих ощущений – посмотрим, как сложится этот сезон.
Я мог завершить карьеру и два-три года назад, но решил остаться и добился хороших результатов. Они вполне достойные и сегодня, просто я рассматриваю несколько вариантов, и команда об этом знает. Пока мы ничего не обсуждали, в ближайшие месяцы такие переговоры начнутся, но сейчас это не главный вопрос.
В какой-то момент я действительно думал об уходе, ситуация в Williams была крайне непростой, и мне нужно было «перезапустить» свою карьеру. Я подписал контракт с Red Bull Racing, и решение было верным – вместе мы добились больших успехов. Нас многое связывает, и мы надеемся на успехи и в будущем. Закончится сотрудничество в этом году, или продолжится в будущем – это не зависит от результатов. Они будут отличными, а решение зависит от моих ощущений.
Вопрос: Как долго могут продолжаться ваши неудачи?
Марк Уэббер: Удачи тоже были, в прошлой гонке мне удалось реализовать стратегию и подняться на подиум после старта с 18-го места. Конечно, было бы здорово проводить идеальные уик-энды, без ошибок с моей стороны и со стороны команды, но таковы гонки. Ситуация быстро меняется, надеюсь, на этот раз всё пройдёт хорошо, и в субботу, и в воскресенье.
Работать с машиной Формулы 1 не так просто, если возникают проблемы, команде нужно время, чтобы с ними разобраться, иногда – много часов, если речь идёт, к примеру, о KERS. Система рекуперации – серьёзный технический вызов для всех команд, из-за неё я не смог добиться максимума в некоторых гонках, но делал всё возможное. Если уик-энд пройдёт без проблем, и с машиной всё будет хорошо, результат должен быть соответствующим. Я на это надеюсь.
Вопрос: Какова ситуация с KERS сегодня? Команде удалось найти решение, или вы ещё уступаете соперникам?
Марк Уэббер: Наши парни работают очень напряженно, но это займёт время. В каждой гонке мы чему-то учимся, прибавляем на 10-15%. Скажем так, сейчас система эффективна на 70%, и мы надеемся на дальнейший прогресс.
Вопрос: В Китае вы отлично провели гонку, добившись максимума в непростой ситуации…
Марк Уэббер: Я люблю атаковать и получаю удовольствие от борьбы. Факторов стало больше, теперь нужно внимательно следить за состоянием резины, и в какой-то момент сбрасывать скорость. Это не совсем приятно, ведь гонщики мечтают постоянно атаковать на пределе, раздвинуть границы, как и инженеры команд – в этом суть Формулы 1. Надеюсь, смогу провести ещё много подобных гонок в будущем.
Вопрос: В Шанхае вы не думали о резине и других факторах, которые нужно учитывать, если вы стартуете с поула – в тот раз вам нечего было терять?
Марк Уэббер: Это был уникальный Гран При. Мы принимали решения по ходу гонки, хотя обычно стратегия согласуется заранее. В тот день мы принимали верные решения. Мои инженеры здорово облегчили мою работу, разработав прекрасную стратегию для непростой ситуации. Мне повезло.
Вопрос: Насколько важной для вас была эта гонка? Она позволила забыть о неудачах?
Марк Уэббер: Поначалу возникла некоторая неуверенность в собственных силах. Было бы здорово стартовать в первых рядах, и в субботу я был очень расстроен, не попав во вторую часть квалификации, но в гонке смог отыграться. Надеюсь, в этот уик-энд я стартую впереди, такова цель!
Вопрос: Теперь вы выступаете в одной команде с действующим чемпионом мира, что изменилось?
Марк Уэббер: Ничего. Себастьян тот же, что и прежде.
Вопрос: Многие из сегодняшних гонщиков с ностальгией говорят о временах, когда в Формуле 1 был дух товарищества, но ведь это связано с личными качествами, а не со средой. Почему сейчас нет этого духа, или это не так?
Марк Уэббер: Знаете, тут можно выделить несколько моментов. В среде гонщиков с трудом приживаются теплые человеческие отношения. Если вспомнить 70-е, когда пилоты часто погибали на трассах, уважения друг к другу было больше, отсюда и более сильное чувство товарищества.
Теперь этого меньше. Мы реже видимся – запираемся в своих моторхоумах, потом садимся за руль, а после гонок сразу разъезжаемся по домам. Вы можете сказать, что в наших силах это изменить, но если я пойду в моторхоум Ferrari, чтобы поговорить с Фернандо Алонсо, какие будут последствия? Всё верно, пойдут слухи, и тогда у нас возникнут проблемы.
Всё это крайне затрудняет общение. Спорт стал другим. Теперь слухи разносятся по миру в считанные секунды, и это тоже создает сложности. Конечно, гонщики могли бы делать больше, но с другой стороны, есть какие-то мелочи, которые я бы хотел вернуть. Помните, в прежние времена победителю гонки давали флаг, когда он возвращался в боксы. Это было здорово.
Момент, когда Айртон Сенна вез бразильский флаг, или Найджел Мэнселл ехал с флагом Великобритании, всегда был очень волнительным. Это было отличное зрелище, в нем чувствовалась страсть, и это передавалось болельщикам. А теперь победитель снимает шлем, спешит на подиум, потом быстренько оттуда спускается – бум-бум-бум – и мы отправляемся домой.
Вопрос: Что в этом году оказало наибольшее влияние на ход гонок – резина Pirelli, управляемый элемент заднего антикрыла, KERS или необходимость использования более сложной стратегии?
Марк Уэббер: Резина. KERS есть у всех, поэтому эффект невелик. Я бы отдал резине 60%, антикрылу – 30%, и 10% KERS.
Вопрос: В прошлые два года вы поднимались на подиум в Турции, можно сказать, что эта трасса вам подходит. Надеетесь финишировать в первой тройке?
Марк Уэббер: Надеюсь, я провёл здесь несколько хороших гонок и хотел бы продолжить эту тенденцию.